Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа
Романов Константин Михайлович,
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), famylypost@mail.ru
Введение. Представлена характеристика психологической культуры этноса, которая рассматривается как часть общей культуры, содержащая психологический опыт народа: психологические знания, практические умения и навыки общения, отношений с людьми. В соответствии с этим выделены три структурных компонента психологической культуры: когнитивный, регулятивно-практический и ценностно-смысловой. Магические действия являются неотъемлемым элементом психологической культуры любого этноса, в том числе мордовского, однако остаются малоизученными в психологии. Разработка данной проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение. Цель работы – на примере обрядовой культуры мордвы провести психологический анализ магических действий.
Материалы и методы. Для реализации поставленной цели использована методика психологического анализа магических действий. Объект анализа – магические обряды и действия, представленные в текстах Г. А. Корнишиной и Н. Ф. Мокшина.
Результаты исследования и их обсуждение. Выделены структурные компоненты магических действий: субъект, объект, процесс. Дана психологическая характеристика ситуаций, создающих необходимость людей в магических услугах. Выявлена основная функция магических действий – регуляция душевного состояния людей. Рассмотрена проблема происхождения магических действий, определено их место в структуре психологической культуры.
Заключение. Необходимость в магических действиях возникает в ситуациях невозможности. В структуре любой магической процедуры можно выделить три компонента: субъект, объект и процесс. Магия – это неотъемлемый элемент жизни традиционного общества, включенный во все сферы бытия. Магия характеризуется некоторыми этническими особенностями, но они несущественные и касаются главным образом технических моментов. Научное исследование магии важно для психотерапевтической практики.
Ключевые слова: магические действия; структура магического действия; психологическая культура; регулятивно-практический компонент психологической культуры; обрядовая культура мордвы; жизненная ситуация невозможности; переживание.
Для цитирования: Романов К. М. Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 116–123.
- Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). Москва: Смысл, 2005. 191 с.
- Волочков А. А. Категория активности в психологии субъекта бытия // Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Москва, 2009. С. 239–255.
- Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура мордвы: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 116 с.
- Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. Москва: Эксмо, 2008. 400 с.
- Малиновский Б. Магия, наука и религия // Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия. Минск; Москва, 2001. С. 332–358.
- Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы: историко-этнографические очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. 248 с.
- Романов К. М. Психологическая культура личности. Москва: Когито-Центр, 2015. 314 с.
- Романов К. М. Психологическое содержание традиционных свадебных обрядов мордвы // Актуальные проблемы семьи у финно-угорских народов. Москва, 2013. С. 99–107.
- Романова О. Н., Романов Д. К. Сравнительный анализ исторически ранних форм психологической культуры русского и мордовского народов // Финно-угорский мир. 2012. № 3/4. С. 138–139.
- Токарев С. А. Ранние формы религии. Москва: Изд-во полит. лит., 1990. 624 с.
- 11. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Москва: Изд‑во полит. лит., 1980. 382 с.