Выхрыстюк М. С., Онина С. В., Ковязина И. В. Образ мужчины в хантыйских сказках: психолингвистический аспект

Скачать (pdf)

Оригинальная статья
УДК 398.2(=511.1)
doi: 10.15507/2076-2577.016.2024.02.214-225

Образ мужчины в хантыйских сказках: психолингвистический аспект

Маргарита Степановна Выхрыстюк
Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал)
Тюменского государственного университета, Тобольск, Россия

Софья Владимировна Онина
Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия

Инна Валентиновна Ковязина
Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал)
Тюменского государственного университета, Тобольск, Россия

Введение. В научной статье сказки, представленные на хантыйском языке, впервые стали предметом психолингвистического анализа личностных особенностей мужчины. Исследование осуществлялось посредством создания характероцентричного портрета мужчины как центрального персонажа художественного дискурса своего народа. Цель исследования – дать психолингвистическую характеристику индивидуальных мужских качеств на основе текстов хантыйских сказок.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили тексты хантыйских народных сказок «Ас тыйикитывум вер» («Происхождение Ас тыйики»), «Mεŋkiketpa Ajpŏχlε» («Менгки великаны и Ай пухлэ»); а также авторские сказки «Вўсхә ай Хиӆы» («Младший внук купца») и «Иэтәнхăтәӆ пэлӆк пух» («Мальчик с той стороны, где солнце всходит…»), «Касумикипутрат» («Рассказы старого ханты»), «ЛεрПухие» («Мальчик Корешок»). Методологической основой исследования послужили принципы системности и историзма, согласно которым художественный текст рассматривался как источник многообразной многоуровневой информации с позиций единства содержания и формы. В работе интегрированы лингвоисточниковедческие и функционально-стилистические подходы, составляющие в совокупности лингвотекстологический анализ литературных памятников. В связи с этими направлениями в исследовании применены описательный с приемами (наблюдением, сопоставлением, классификацией, обобщением) и сопоставительный методы (при сопоставлении тематической целостности корпуса художественных текстов); при анализе личностных особенностей мужчины использовались структурно-семантический и метод компонентного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. Посредством анализа психолингвостилистических средств репрезентации образа мужчины в хантыйских народных и авторских сказках выявили, что мужчина – это глава большой семьи, защитник, добытчик, хозяин дома, рыболов и охотник, без которого в особых климатических условиях женщине с детьми трудно выжить; хантыйский мужчина наделен рядом этнических, социальных, исторических и географических особенностей, которые, с одной стороны, неразрывно связаны с его языком, а с другой – обусловлены психологическими проявлениями.

Заключение. В научной статье впервые представлен психолингвистический анализ личностных особенностей собирательного образа мужчины в хантыйских народных сказках посредством создания характероцентричного портрета художественного персонажа как объекта художественного дискурса, наделенного особыми качествами. Результаты исследования вносят вклад в науку с помощью интегрированного подхода к историко-лингвистическому исследованию мужского образа в хантыйских сказках с позиции психолингвистики и литературоведения.

Ключевые слова: психолингвистика, хантыйский язык, сказки народов ханты, мужской образ, характеристика личности мужчины, внешняя речь, внутренняя речь, психолингвистическая характеристика, репрезентация, характероцентричный портрет

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Выхрыстюк М. С., Онина С. В., Ковязина И. В. Образ мужчины в хантыйских сказках: психолингвистический аспект // Финно-угорский мир. 2024. Т. 16, № 2. С. 214–225. https://doi.org/10.15507/2076-2577.016.2024.02.214–225

Информация об авторах
М. С. Выхрыстюк – доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования Тобольского педагогического института им. Д. И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета (626150, Российская Федерация, г. Тобольск, ул. Знаменского, д. 58), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7955-7351, m.s.vykhrystyuk@utmn.ru
С. В. Онина – доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Югорского государственного университета (628012, Российская Федерация, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3003-993X, oninas@yandex.ru
И. В. Ковязина – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования Тобольского педагогического института им. Д.  И.  Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета (626150, Российская Федерация, г. Тобольск, ул. Знаменского, д. 58), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2243-6692, inna-kovyazina@mail.ru

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.