Оригинальная статья
https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.202-215
https://elibrary.ru/juzgcc
УДК / UDC 008(470.345)
Транскрипции творческой этноидентичности в Подлесной Тавле
Н. И. Воронина, И. Л. Сиротина
МГУ им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация
Аннотация
Введение. В статье обосновывается феномен пространства этноидентичности эрзянского села Подлесная Тавла в Кочкуровском районе Республики Мордовия, уроженцы которого воплотили свою «тавлинскую идентичность» в различных формах и видах художественных практик. Творчество отдельных тавлинцев находит отражение в репортажах с выставок и редких публикациях, однако до настоящего времени не создано целостного труда, который представил бы комплексно культурный пласт творческих поисков тавлинских художников, музыкантов, резчиков. Цель исследования – рассмотреть уникальность эрзянского села Подлесная Тавла, заключающуюся в сохранении в нем традиций и смыслов культуры этноса.
Материалы и методы. Исследование осуществлялось на стыке культурологии и искусствоведения, с привлечением данных этнографии и психологии. Работа выполнена в русле комплексного междисциплинарного подхода, рассматривающего «тавлинский колорит» в пространстве народного искусства через парадигмы и категории культуры, при помощи семиотического подхода. В основу статьи положен принцип системности, определивший набор соответствующих методов исследования (описательный и объяснительный, методы системного анализа и сравнения в работе с этнографическими источниками, артефактами). Применялись и общенаучные методы: феноменологический, интегративный, сравнительно-исторический, аксиологический.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования форм творческой деятельности уроженцев Подлесной Тавлы были обозначены маркеры их этнокультурной идентичности. Выявлены формы художественных изделий, материалы, техники изготовления и их базовые основания в резьбе по дереву; определены мелодические и жанровые особенности мордовских песен, исполняемых ансамблем «Торама»; проанализированы самобытная стилистика и творчество мастеров живописи, живущих в Подлесной Тавле, суть которых состоит в поэтизации тавлинской культуры и своего родного эрзянского этноса. В статье впервые выделяется разнообразие тавлинского колорита в масштабах мордовского края, прослежены транскрипции этноидентичности в творчестве тавлинских мастеров.
Заключение. В творчестве современных художников-тавлинцев заметен переход от фольклорного мировоззрения к профессиональному мышлению, что проявляется в утверждении новых творческих направлений – этносимволизма и этнофутуризма. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие отечественной гуманитарной мысли, в понимание этноидентичности и особого колорита художественной этнокультуры. Материалы статьи могут быть использованы при проведении семиотических исследований в разных сферах изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: Республика Мордовия, село Подлесная Тавла, этнос, эрзя, культура, резьба по дереву, тавлинская идентичность, тавлинский колорит, транскрипции этноидентичности
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Воронина Н.И., Сиротина И.Л. Транскрипции творческой этноидентичности в Подлесной Тавле. Финно—угорский мир. 2025;17(2):202–215. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.202-215
Информация об авторах:
Воронина Наталья Ивановна, доктор философских наук, профессор, директор Центра М. М. Бахтина МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6821-828X, SPIN-код: 1783-1554, kafkmgu@mail.ru
Сиротина Ирина Львовна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры дизайна и рекламы МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4498-5529, SPIN-код: 4034-0766, sirotinail@mail.ru
Вклад авторов:
Н. И. Воронина – формулирование идеи исследования, целей и задач; разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; создание и подготовка рукописи: написание черновика рукописи, включая его перевод на иностранный язык.
И. Л. Сиротина – создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 20.01.2025; одобрена после рецензирования 26.03.2025; принята к публикации 31.03.2025.