Рывкина Г. В. Символические функции традиционной дорожной одежды карелов

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.03.361-372
https://elibrary.ru /uwmdtm
УДК / UDC 646.43:7.036.45(470.22)

Символические функции традиционной дорожной одежды карелов

Г. В. Рывкина
Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, г. Петрозаводск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. В современной научной литературе имеются пробелы в изучении семантики традиционной одежды карелов, в частности символики дорожного костюма, поскольку культура передвижения карелов достаточно долгое время находилась вне интересов исследователей. Цель исследования – анализ знаково-символических функций карельского дорожного костюма, который даст возможность получить сведения о мифологических представлениях и ритуалах народа, связанных с дорогой, а также в целом о карельской пространственной мифологии.

Материалы и методы. Источниковую базу исследования составили архивные этнографические собрания и полевые материалы автора, записанные среди южных групп карелов в 2018–2024 гг. При подготовке статьи в рамках функционального подхода применялся анализ знаково-символических функций одежды карелов, позволивший выявить основные составляющие дорожного костюма, выступавшие в качестве дополнительного оберега.

Результаты исследования и их обсуждение. В качестве дорожного костюма карелы использовали будничную одежду, дополняя ее специализированными видами верхней. В результате анализа знаково-символических функций костюма были выделены обязательные элементы одежды путника: головной убор, верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь. Указанные комплектующие наделялись символическим значением: препятствовали воздействию на путника враждебных сил, устанавливали границу между человеком и «чужим» миром, создавая безопасную зону вокруг путника в условиях потенциально опасной дорожной среды, служили дорожным маркером человека.

Заключение. Результаты исследования вносят вклад в изучение традиционной картины мира карелов, национальной специфики материальной культуры сквозь призму движения. Материалы статьи могут быть полезны при исследовании дорожной культуры родственных народов. Перспективы исследования видятся в дальнейшем изучении символической функции дорожной обуви карелов.

Ключевые слова: карелы, дорожная одежда, дорожная культура, верования, мифология

Финансирование: финансовое обеспечение исследования осуществлялось из средств федерального бюджета на выполнение государственного задания Карельского научного центра РАН (регистрационный номер 124022000029-0).

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Рывкина Г.В. Символические функции традиционной дорожной одежды карелов. Финноугорский мир. 2025;17(3):361–372. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.03.361-372

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Фурсова Е.Ф. Знаково-символические функции русской традиционной одежды в исследованиях культурологов, искусствоведов, психологов, этнографов. Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2017;23:503–508. URL: http://www.paeas.ru/Articleru/230 (дата обращения: 23.03.2025).
  2. Ершов М.Ф. Восприятие путешественников на Тобольском Севере в XIX – начале XX вв. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020;(6):61–68. https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.69.6.008
  3. Адаев В.Н., Рахимов Р.Х. Традиционная культура путешествия тундровых ненцев. Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015;(2):151–158. URL: http://ipdn.ru/_private/a29/va2(29)2015.pdf (дата обращения: 15.11.2024).
  4. Калмыкова М.Н. Образ путника в удмуртской народной культуре: определение статуса. Вестник удмуртского университета. Сер.: История и филология. 2016;26(1):64–67. URL: https://journals.udsu.ru/history-philology/article/view/3284 (дата обращения: 20.03.2025).
  5. Мигранова Э.В., Шангараева Л.Х. К вопросу о традиционных путешествиях и дорожной культуре башкир. Oriental Studies. 2020;13(4):961–975. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-961-975
  6. Рывкина Г.В. Содержание и состояние проезжих дорог карельских уездов Олонецкой губернии. Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2021;43(4):110–117. https://doi.org/10.15393/uchz.art.2021.625
  7. Винокурова И.Ю., Рывкина Г.В. Динамика традиционных мобильных практик карелов-людиков. Вестник угроведения. 2021;11(3):503–512. https://doi.org/10.30624/2220-4156-2021-11-3-503-512
  8. Миронова В.П., Иванова Л.И. Обряд жениховой бани в контексте карельской свадебной традиции. Томский журнал ЛИНГ и АНТР. 2025;(1):108–117. https://doi.org/10.23951/2307-6119-2025-1-108-117
  9. Минвалеев С.А. Похоронно-поминальная обрядность карелов-людиков (по материалам первой этнографической экспедиции Р. Ф. Тароевой). Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2015;(8):104–112. http://dx.doi.org/10.17076/hum212
  10. Винокурова И.Ю., Минвалеев С.А. Поминальная обрядность карелов-людиков: ареальная характеристика на фоне общих и локальных традиций соседних народов. Этнографическое обозрение. 2018;(4):152–170. https://doi.org/10.31857/S086954150000412-3

Информация об авторе:

Рывкина Галина Викторовна, младший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (185910, Российская Федерация, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8278-0466, SPIN-код: 3933-1456, galryv@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 28.04.2025; одобрена после рецензирования 14.05.2025; принята к публикации 29.05.2025.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.