DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.01.042-061
Напалкова Ирина Геннадьевна,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), zamisi@yandex.ru
Курочкина Ксения Вячеславовна,
магистрант, научный сотрудник
НОЦ «Политический анализ территориальных систем»
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), ksen.kurochckina2017@yandex.ru
Введение. Активное продвижение и позиционирование регионов являются условием их конкурентоспособности, что актуализирует изучение практик имиджирования, имеющего целью создание привлекательного образа территории для различных целевых групп: от федеральных элит и крупного бизнеса до туристов, высококвалифицированных мигрантов, населения. Имидж базируется на символическом капитале, который неповторим для каждого региона. Для Мордовии как финно-угорской республики России такая уникальность связана, во-первых, с использованием этносимволов (элементов национального костюма, мокшанской/эрзянской вышивки, музыкальных инструментов, блюд национальной кухни и т. п.), актуализирующих «этническую» память, национальные традиции и обычаи; во-вторых, с включением в информационное пространство символов региональной «гордости» – «успешных» земляков, чей положительный потенциал стимулирует процессы консолидации и идентификации. Цель данной публикации – изучение исторических и современных персоно-образов, используемых при формировании имидж-визуализаций Республики Мордовия.
Материалы и методы. В основу методологии были положены герменевтическая, аксиологическая и коммуникационная парадигмы. В число прикладных методов были включены фокус-групповые исследования «Имидж Республики Мордовия: символы, бренды, образы»; контент-анализ зарубежных, федеральных и региональных СМИ, хронологически охватывающий публикации с 2014 по 2019 г., и др.
Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее узнаваемыми историческими персоно-образами Мордовии, находящими отклик у аудитории, стали Ф. Ф. Ушаков, С. Д. Эрьзя, М. П. Девятаев. Среди современников, образ которых является презентационным для региона, выделяются представители политической (В. Д. Волков, Н. И. Меркушкин, П. Н. Тултаев) и спортивной (О. Н. Каниськина, В. В. Борчин, С. А. Кирдяпкин) сфер.
Заключение. Использование знаменитых имен, имеющих слабую или неявную привязку к территории, не всегда вызывает положительный эмоциональный отклик (особенно у приезжих), что в конечном счете снижает значимость данного символического элемента для республиканского имиджа и усиливает его контрадикторность.
Ключевые слова: Республика Мордовия; регион; имидж территории; символ; образ; персоно-образ; исторические персоно-символы; современные персоно-символы.
Благодарности: Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства РМ, проект «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)» (№ 18-411-130012 р_а).
Для цитирования: Напалкова И. Г., Курочкина К. В. Исторический и современный персоно-образ как элемент символического этнонационального капитала Республики Мордовия (2014–2019 гг.) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 1. С. 42–61.