Неотрадиционализм в современном искусстве Мордовии: поиски новой танцевальной формы
Кондратенко Юрий Алексеевич,
доктор искусствоведения, заведующий кафедрой театрального искусства ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), yurkondr@gmail.com
Логинова Марина Васильевна,
доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и этнокультуры ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), marina919@mail.ru
Рассматривается актуальная проблема возвращения к истокам в современных неотрадиционалистских художественных практиках Мордовии. Особое внимание уделяется процессам формо- и смыслообразования в фолк-танце.
Ключевые слова: форма и содержание в искусстве; язык танца; выразительность танца; фолк-направление в танце; смыслообразование; формообразование.
1. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин ; сост. С. Бочаров, В. Кожинов. – Москва : Художественная литература, 1986. – 544 с.
2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. – 2-е изд. – Москва : Искусство, 1986. – 423 с.
3. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. – Санкт-Петербург : ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 384 с.
4. Кондратенко, Ю. А. Категория «характерное» в теории и истории танца // Обсерватория культуры. – 2008. – № 6. – С. 96–101.
5. Кондратенко, Ю. А. Новые тенденции развития современной хореографии в Мордовии / Ю. А. Кондратенко, М. В. Логинова // Финно-угорский мир. – 2012. – № 1/2. – С. 50–53.
6. Кондратенко, Ю. А. Пространство и время в структуре выразительности танцевального языка // М. М. Бахтин в современном мире : материалы VI междунар. Саранских Бахтинских чтений, посвященных 120-летию со дня рождения ученого. Саранск, 25–26 ноября 2015 г. – Саранск, 2016. – С. 288–292.
7. Кондратенко, Ю. А. Феноменальность национального в современном искусстве / Ю. А. Кондратенко, М. В. Логинова // Феникс-2012 (13) : науч. ежегодник каф. культурологии, этнокультуры и театрального искусства. – Саранск, 2012. – С. 41–43.
8. Краусс, Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Р. Краусс. – Москва : Художественный журнал, 2003. – 320 с.
9. Логинова, М. В. Звучание как проблема философии искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 4 (66) : в 2 ч. – Ч. 1. – С. 101–103.
10. Логинова, М. В. Формирование методологии этноэстетики // Финно-угорский мир. – 2014. – № 4. – С. 17.
11. Лосев, А. Ф. Диалектика художественной формы / А. Ф. Лосев. – Москва : Издание автора, 1927. – 252 с.
12. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия : пер. с франц. / М. Мерло-Понти. – Санкт-Петербург : Ювента ; Наука, 1999. – 608 с.
13. Панофский, Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / Э. Панофский. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. – 337 с.
14. Тиллих, П. П. Избранное : Теология культуры : пер. с англ. / П. П. Тиллих. – Москва : Юрист, 1995. – 479 с.
15. Флоренский, П. А. История и философия искусства / П. А. Флоренский. – Москва : Мысль, 2000. – 446 с.
16. Ханзен-Леве, А. Русский формализм : Методологическая реконструкция развития на основе принципа отстранения / А. Ханзен-Леве. – Москва : Языки русской культуры, 2001. – 672 с.
17. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / О. Шпенглер. – Москва : Мысль, 1993. – 663 с.