Э. М. КОЛЧЕВА (г. Йошкар-Ола, РФ). Ландшафтный архетип поля/луга в марийском изобразительном искусстве 1950–1980-х гг.

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.03.120-125

Ландшафтный архетип поля/луга в марийском изобразительном искусстве 1950–1980-х гг.

Колчева Эльвира Мазитовна,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры монументально-декоративного искусства, живописи и искусствоведения
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»,
доцент кафедры социально-культурных технологий
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), elviramk@mail.ru

Несмотря на официальную советскую политику в нацио­нальном вопросе профессиональное искусство народов СССР формировалось как форма художественной рефлексии этнокультуры о самой себе. В статье исследуется этот процесс на основе разработанной ранее структурно-архетипической модели этнокультурного пространства мари.
Анализ художественных репрезентаций культурного архетипа поле/луг выполнен на материале изобразительного искусства 1950–1980-х гг. Архетип представлен иконографическими типами «Колхозные поля эпического масштаба», «Урожай», «Пастбища», «Цветущие луга».
В соцреализме поле, как правило, выступает пространством героических поступков, величия советской Родины и власти, организующей «битвы за урожай». Прославляется колхозный строй, с которым связываются идеи изобилия и плодородия. Знаково-символическое начало привносят в образ поля мастера «сурового стиля», которые уже выходили за идеологические рамки, прокладывая тем самым путь неромантическим тенденциям в нацио­нальном искусстве. С 1970-х гг. в тему полей пришли лирические решения нацио­нальных художников-неоромантиков, снимавшие героический пафос соцреализма. Идея покорения человеком природы уступила место гармоническому единству бытия. Образ плодородного поля в работах нацио­нальных художников потеснили изображения лугов и лесных полян.
Семантика архетипа поля в последнем десятилетии советской эпохи обнаруживает смысл пустоты, одиночества и небытия, часто в сочетании с образом высохшего дерева или вырубленной рощи. В этом выражались переживания по поводу ассимиляции народа, утраты культурной памяти. Эволюция художественных репрезентаций архетипа луга/поля в исследуемый период показала несостоятельность попытки замены традиционного восприятия природы идеологемами соцреализма.

Ключевые слова: марийское изобразительное искусство; культурный архетип поля/луга; социалистический реализм; нацио­нальный неоромантизм.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 15-14-12001 «Этнокультурное пространство народа мари в изобразительном искусстве Марийского края 1950–80-х годов».

Для цитирования: Колчева Э. М. Ландшафтный архетип поля/луга в марийском изобразительном искусстве 1950–1980-х гг. // Финно-угорский мир. 2018. № 3. С. 120–125.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.