Т. В. Волдина (г. Ханты-Мансийск, РФ). Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.032-044

Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации

Волдина Татьяна Владимировна,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник
БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (г. Ханты-Мансийск, РФ),
tatyanavoldina@yandex.ru

Статья продолжает цикл материалов, посвященных проблеме реинкарнации в традиционной культуре обских угров («Финно-угорский мир», «Вестник угроведения», 2014–2018 гг.). Тема перевоплощения человеческой души связана с вопросом о жизненных силах и их носителях. В традиционных практиках по определению, чья «душа» реинкарнировала, где ведущими были гадание и предсказание по снам, принято обращать внимание на внутреннее и внешнее сходство ребенка с реинкарнировавшимся в нем предком. Это хотя и не основной, но очень важный параметр, подтверждающий правильность определения возродившейся «души».
Частью мифоритуальных традиций хантов и манси является «телесная» магия, где особое внимание отводится костям (скелету) как основе человеческого организма. По особенностям костной структуры могли определять судьбу и качества человека. Особое внимание в благопожеланиях и обычаях, направленных на сохранение здоровья, уделялось позвоночнику (условно, спине), от крепости которого зависела жизнестойкость организма человека. Сохранность и целостность скелета считались важным условием для последующей реинкарнации. Отголоски древних представлений можно обнаружить в мифологических текстах о предках и в обычаях, имеющих отношение к культу медведя.
Связь представлений о костях и культом предков и родовых духов-охранителей носит универсальный характер. При этом кость у обских угров отождествляется с камнем, чем объясняется сакрализация природных каменных объектов, в которых «превратились» «герои прошлого»: камень обладает рождающей, защитной и смертоносной функциями. Наиболее ярко тождественность кости и камня просматривается в фольклорных текстах, где говорится о чудо-камнях, из которых появляются богатыри или о чудодейственных стрелах (костяных и каменных), с помощью которых герои одолевают сверхъестественных существ. Близким по сакральным функциям кости и камню является металл, изделия из которого также символизировали магическую защиту, духов-предков и человеческую душу (игла, нож, наконечник стрелы).

Ключевые слова: обские угры; мифология; традиционное мировоззрение; реинкарнация; кость; камень; металл.

Для цитирования: Волдина Т. В. Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 32–44.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.