DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.093-106
Эпос как фактор формирования этнической идентичности личности (на примере Республики Мордовия)
Миничкина Валентина Павловна,
кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе
ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга»
(г. Саранск, РФ), minichkina@mail.ru
Руськина Елена Степановна,
научный сотрудник редакционно-издательского отдела
ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга»
(г. Саранск, РФ), redizd@mail.ru
Сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений могут быть достигнуты посредством воспитания личности, являющейся представителем определенного этноса (носителя его культуры), а также личности – гражданина своей страны, т. е. путем формирования этнической и тесно связанной с ней гражданской идентичностей личности в рамках этнокультурного образования.
К проблеме этнокультурного образования в исследовании применен институциональный подход, который раскрывает его возможности с позиции взаимосвязей с этносом, социально-культурной сферой и обществом в целом. Он позволяет рассматривать этнокультурное образование не только как механизм передачи знаний и профессиональной подготовки кадров, но и как культуросообразующий институт, являющийся важнейшим средством сохранения и развитая индивидом человеческой и национальной самобытности.
Этнокультурное образование использует различные методы и средства воздействия на личность, нацеленные на сохранение ею этнической идентичности и национального мировидения. Мощным средством воспитания и сохранения в подрастающем поколении национального генокода, формирования не только национальных, но и общечеловеческих ценностей является эпос. Мордовский героический эпос «Масторава», литературную версию которого на основе древних эрзянских и мокшанских мифов и эпических песен создал ученый и поэт А. М. Шаронов, получил мировую известность. Между тем это произведение остается недостаточно изученным, а его воспитательные и образовательные возможности – нереализованными.
Авторы делают вывод о целесообразности включения в процесс этнокультурного образования в многонациональном регионе изучения эпических произведений населяющих его народов, что будет способствовать формированию этнической идентичности личности.
Ключевые слова: идентичность; этническая идентичность; гражданская идентичность; локальная идентичность; этническая культура; образование; этнокультурное образование; этнокультурное воспитание; этнокультурный компонент.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта № 18-411-130015 р_а.
Для цитирования: Миничкина В. П., Руськина Е. С. Эпос как фактор формирования этнической идентичности личности (на примере Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 93–106.