DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.205-213
Социокультурный ландшафт Мордовии в парадигме духовно-нравственных ценностей личности
Антонова Вера Ивановна,
доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), belkich@rambler.ru
Ржанова Светлана Александровна,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), rzanova@mail.ru
Введение. В статье детерминируется проблема духовно-нравственного воспитания как одна из приоритетных задач в социокультурном пространстве региона, осмысливаются теоретические показатели и уровни развития внутреннего мира личности, а также условия эффективности формирования нравственных постулатов, демонстрируется эмпирико-краеведческая инфраструктура Мордовии, являющаяся базисным конструктом духовно-нравственного, конфессионального образования аудитории.
Материалы и методы. Эмпирическим материалом работы является богатейшая социокультурная инфраструктура Республики Мордовия; теоретическим – работы современных исследователей по проблемам духовного, творческого формирования личности в процессе ее социализации. Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечиваются сравнительным, типологическим, историческим традиционными методами, а также обширностью эмпирической базы исследования – эмпирико-краеведческой инфраструктуры региона, составленной с помощью репрезентативного отбора исходного материала и его последующей корректной интерпретацией.
Результаты исследования и их обсуждение. Регионализация в контексте сохранения единого социокультурного пространства страны приводит к определению новой гуманитарной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня общей культуры, развития духовного интеллекта, удовлетворения личностных познавательных интересов происходит путем погружения в этнокультуру, приобщения к российским и мировым ценностям цивилизации. Подобный подход определяет инварианты современной этнокультурной системы, указывающие пути и возможности реализации их на региональном уровне. На территории Мордовии во все времена в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно является ведущей. Она исторически способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись главные этические нормы и ценности жизни.
Заключение. Социокультурный ландшафт Мордовии позволяет дать знания не только о понимании смысла жизни, о воплощении его в традициях и жизни народа, но и о центрах духовной культуры. Через освоение многообразных духовных представлений человек приобретает социальный опыт, объективную информацию, приобщается к культуре, религии и духовности.
Ключевые слова: духовность; культура; личность; ценности; краеведение; тенденции; национальный.
Для цитирования: Антонова В. И., Ржанова С. А. Социокультурный ландшафт Мордовии в парадигме духовно-нравственных ценностей личности // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 85–93.