DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.01.081-089
Особенности функционирования предсценографии в ритуально-обрядовых и праздничных действах мордвы
Антипкина Елена Николаевна,
кандидат философских наук,
доцент кафедры театрального искусства
и народной художественной культуры,
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), elana19@mail.ru
Прокаева Ольга Николаевна,
кандидат философских наук,
доцент кафедры культурологии
и библиотечно-информационных ресурсов
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), olga197719@rambler.ru
Введение. Ритуально-обрядовые и праздничные действа мордвы – это сфера концентрации и репрезентации духовно-нравственных и ценностно-мировоззренческих представлений народа. В них заложены истоки театра и сценографии как видов искусства. Однако рассматривать их как самостоятельные виды искусства в современном значении нельзя, поскольку они существовали в формах театрализации (предтеатра) и предсценографии. В данной статье предметом исследования является специфика функционирования предсценографии в ритуально-обрядовых и праздничных действах мордвы, а также ее основные функции: персонажная, обозначения места действия и игровая.
Материалы и методы. Теоретическим материалом исследования послужили работы ученых в области театра и сценографии. Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечиваются социокультурным подходом, а также системно-типологическим, аналитическим методами и методом интерпретации.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования особенностей предсценографии в ритуально-обрядовых и праздничных действах мордвы выделены три ее функции. Персонажная функция заключалась в выявлении характера персонажей, включая метафорические образы, явления и продукты природы, антропоморфные и зооморфные образы, а также предметы материальной культуры. Функция обозначения места действия распространялась на окружающую человека среду, а также производственное и бытовое пространства. Игровая функция предполагала перевоплощение исполнителей обрядовых и праздничных действ в зооморфные образы, в различные человеческие, в том числе воображаемые, персонажи посредством костюма, грима и маски.
Заключение. На основе анализа ритуально-обрядовых и праздничных действ мордвы определены функции предсценографии, а также специфика ее функционирования.
Ключевые слова: мордва; предтеатр; предсценография; театрализация; ритуально-обрядовые и праздничные действа.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта «Ценностные доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме» (№ 18-49-130003).
Для цитирования: Антипкина Е. Н., Прокаева О. Н. Особенности функционирования предсценографии в ритуально-обрядовых и праздничных действах мордвы // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 1. С. 81–89.