А. А. Осьмушина (г. Саранск, РФ). Модель справедливости в мордовской этнической сказке

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.212-219

Модель справедливости в мордовской этнической сказке

Осьмушина Анастасия Андреевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры английского языка
для профессиональной коммуникации
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), 98761985@mail.ru

Введение. Актуальность исследования определяется современными тенденциями глобализации и необходимостью строить диалог культур на основании справедливости, отводя приоритетное значение локальным моделям справедливости. Предмет исследования – модель справедливости в мокшанских и эрзянских сказках. Цель работы – выявить различные модели справедливости мокшанского и эрзянского этносов, их тождество и различие между собой и с моделями других культур, обобщить содержание категории справедливости в мордовской этнокультуре.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили мордовские народные сказки. Для выявления моделей справедливости в исследуемом материале применялся метод анализа; при сравнении похожих сказок разных культур использовался метод сопоставления, а также принцип редукции тождества, с помощью которого были обнаружены отличия в сходствах; метод обобщения позволил систематизировать полученные результаты, метод синтеза – сделать выводы.
Результаты исследования и их обсуждение. Модель мордовской справедливости включает в себя коллективный труд, взаимопомощь, коллективную форму собственности и самоуправление; творческий труд и достойное вознаграждение; этническое образование, воспитание в традиции, свободу развития, перфекции и вертикальной социальной мобильности; вознаграждение добродетели и обличение порока, праведный суд, равенство всех перед судом; равный брак, расширенное воспроизводство, идентичность и идентификацию; единство всего сущего, человека и природы. Как несправедливые оцениваются частное владение ресурсами, труд, не спасающий от бедности, неправедный суд; ограничения свободы развития и образования; жестокое обращение с детьми и женщинами, пренебрежение стариками.
Заключение. Множество моделей, соответствующих разным культурологическим подходам, позволяет сформировать димензиальный, полный, системный образ этнокультурной справедливости и лучше понять культуру народа. Проведенное исследование показало, что модели справедливости в мокшанском и эрзянском фольклоре сходны, выявило общее содержание мордовских моделей справедливости, а также уникальные особенности мокшанской и эрзянской моделей, их тождество и различие с моделями других культур.

Ключевые слова: мордовская сказка; мокша; эрзя; модель этнокультурной справедливости; истина; право; равенство; труд; этнос.

Для цитирования: Осьмушина А. А. Модель справедливости в мордовской этнической сказке // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 212–219.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.