Научная статья
УДК 94:377(470.1/.2)”195/198”
DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.196-206
Средние специальные учебные заведения сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950–1980-е гг.
Александр Михайлович Мацук
Институт языка, литературы и истории
Коми научного центра Уральского отделения РАН,
Сыктывкар, Россия
Введение. Советская система образования и культурного обслуживания населения нуждалась в большом количестве кадров, в число которых входили воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя начальных классов, библиотекари и клубные работники. Данных специалистов среднего звена готовили в основном региональные училища и техникумы. В статье представлено исследование блока средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для учреждений просвещения и культуры, как части общей системы среднего специального образования на территории Европейского Севера России.
Материалы и методы. Исследование основано на принципах научной объективности, историзма и достоверности. При этом использовались методы статистического анализа, сопоставления и сравнения, необходимые при работе с архивными документами и статистическими материалами.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ анализируемых в исследовании статистических данных позволил составить реестры средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950–1980-е гг. На основе имеющейся в центральных и региональных статистических сборниках, а также в статистической отчетности учебных заведений информации удалось проследить динамику численности учащихся и выпускников техникумов и училищ сферы просвещения и культуры, выделить их долю в общем количестве учащихся и выпускников всех средних специальных учебных заведений по областям и республикам Европейского Севера РСФСР, в том числе двум финно-угорским республикам – Карельской и Коми АССР.
Заключение. Реформирование среднего специального образования в 1950-х гг. негативно сказалось на количестве подготовленных специалистов сферы просвещения и культуры. В дальнейшем это число значительно возросло, что указывает на поступательное развитие техникумов и училищ изучаемой сферы. Несмотря на положительную динамику численности учащихся и выпускников, их доля в общем количестве тех и других по всей системе среднего специального образования на Европейском Севере РСФСР оставалась на низком уровне. Тем не менее положительный вектор динамики показателя свидетельствует о востребованности специалистов данного профиля в народном хозяйстве изучаемых областей, а также финно-угорских республик, находящихся в границах территории Европейского Севера России.
Благодарности: Статья подготовлена в рамках выполнения плановой темы НИР Института языка, литературы и истории ФИЦ «Коми научный центр Уральского отделения РАН».
Ключевые слова: среднее специальное образование, просвещение и культура, Европейский Север РСФСР, динамика численности, 1950–1980-е гг.
Для цитирования: Мацук А. М. Средние специальные учебные заведения сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950–1980-е гг. // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14, № 2. С. 196–206. DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.196-206.
Информация об авторе
А. М. Мацук – кандидат исторических наук, заведующий лабораториeй археографии и публикации документов по истории освоения Европейского Севера России Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, almmatsuk@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9072-3904