О. В. Кошина. Школа в социокультурном и этнокультурном пространстве села (на примере школы с. Новые Верхиссы Инсарского района Мордовии в 1920–1980-е гг.)

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 811.511.132

DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.03.293-303

Школа в социокультурном и этнокультурном пространстве села (на примере школы с. Новые Верхиссы Инсарского района Мордовии в 1920–1980-е гг.)

Ольга Владимировна Кошина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Актуальность темы обусловлена сложностью протекания современных образовательных процессов в условиях трансформации социокультурных и этнокультурных реалий. Сегодня школа как социальный институт ищет новые механизмы обучения, воспитания и социализации в динамично развивающемся информационном, социальном и этнокультурном пространстве.
Материалы и методы. Источниками для исследования послужили как неопубликованные материалы Центрального государственного архива Республики Мордовия, так и опубликованные документы, в частности законодательные акты советской власти в сфере образования. Теоретической стратегией исследования стал социокультурный подход к истории школьного образования, микрообразовательные явления рассматривались на фоне макрообразовательных процессов. Школа изучалась как социальный институт. Антропологический ракурс исследования помог раскрыть особенности стратегий поведения и взаимоотношений конкретных людей в образовательной среде. Анализ осуществлялся в рамках «истории повседневности», в контексте «психологической реальности прошлого».
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование показало, что особенности школьной жизни определялись социокультурными и этнокультурными реалиями эпохи: официальной идеологией, традиционной системой ценностей и взаимоотношений людей в полиэтничной среде. Школа была одним из важных социальных институтов, в котором осуществлялась преемственность поколений и проявлялась социальная солидарность.
Заключение. Советская школа была одним из ключевых институтов социокультурной и этнокультурной системы. Она способствовала социализации детей, сохраняла традиции трудового воспитания, семейный тип взаимоотношений между учениками и педагогами, преемственность поколений и национальные традиции.

Ключевые слова: школа, учитель, библиотека, социальный институт, ценности, идеология, авторитет, трудовое воспитание, социокультурный подход, национальные традиции

Для цитирования: Кошина О. В. Школа в социокультурном и этнокультурном пространстве села (на примере школы с. Новые Верхиссы Инсарского района Мордовии в 1920–1980-е гг.) // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14, № 3. С. 293–303. DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.03.293-303.

Информация об авторе
О. В. Кошина – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, koshinaolga@rambler.ru, http://orcid.org/0000-0001-9558-4173

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.