Казакова К. С. Профессиональные траектории и социальная адаптация учителей в Русской Лапландии в конце XIX – начале XX в.

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.03.325-337
https://elibrary.ru/nlogab
УДК / UDC 94:371.13“18/19”

Профессиональные траектории и социальная адаптация учителей в Русской Лапландии в конце XIX – начале XX в.

К. С. Казакова
Центр гуманитарных проблем Кольского научного центра РАН, г. Апатиты, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Проблемное поле исследования составляют вопросы функционирования культурной среды в «пограничных» условиях, адаптации этнических культур и их представителей на протяжении рассматриваемого периода к Северу и друг другу. Работа посвящена процессу формирования социопрофессиональной группы учителей на территории Европейской Арктики в конце XIX – начале XX в. и характеру межэтнического взаимодействия с саамским населением. Цель исследования – рассмотреть вариативность индивидуальных учительских траекторий и выявить особенности социальной адаптации учителей в саамских погостах Русской Лапландии.

Материалы и методы. В основу статьи легли впервые вводимые в научный оборот документы: формулярные списки учащих лиц, отчеты уездных наблюдателей, личные прошения учителей. Работа с обозначенным кругом источников осложняется разобщенностью источниковой базы, которая не составляет единого комплекса документов, а представлена фрагментарно в разных архивохранилищах: Государственном архиве Архангельской области, Национальном архиве Республики Карелия, Государственном архиве Мурманской области. В процессе работы применялись как общенаучные, так и традиционные для исторического исследования методы анализа, обобщения, сравнительной типологии, рассмотрения вопросов в проблемно-хронологическом плане. Для изучения профессиональных траекторий используется историко-биографический метод.

Результаты исследования и их обсуждение. В современной науке все шире включается в контекст истории профессиональная биография как особый способ измерения социально-культурных процессов. В статье реконструированы профессиональные траектории учителей церковно-приходских школ в саамских погостах Русской Лапландии, приведены данные о социальном происхождении и образовательном уровне учащих. На основании биографических данных показано, что большинство учителей были молодыми людьми, не обремененными семьей, для которых Кольский Север был первым местом службы после получения образования. В своей профессиональной деятельности педагогам приходилось адаптироваться к таким особенностям «инородческой» школы, как краткость учебного года, нерегулярное посещение занятий детьми, участвующими в хозяйственной жизни взрослого населения, необходимость взаимного билингвального общения. Успешная адаптация учителя в саамском погосте способствовала расширению делегируемых ему социальных функций. Проанализированы поведенческие модели, которые вели к конфронтации с местным населением и вынужденной смене места службы.

Заключение. Социальные практики взаимодействия с саамским населением влияли как на профессиональную, так и на бытовую сферу жизни учителя. Результаты исследования показывают, что понимание учителем местных культурных особенностей определяло его успешную адаптацию и отвечало требованиям местного сообщества. Отношение к учителю проецировалось на школу в целом и фиксировалось в приговорах сельских сходов. Полученные результаты имеют значение для историко-культурных и социальных изысканий и могут быть применены при изучении межкультурных коммуникаций в арктических регионах России.

Ключевые слова: Русская Лапландия, саамы, погост, межкультурные контакты, церковно-приходская школа, учительство

Финансирование: исследование выполнено в рамках госзадания по теме НИР FMEZ-2024-002 «Динамика социокультурного облика Кольского Севера в контекстах истории освоения арктического фронтира России».

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Казакова К.С. Профессиональные траектории и социальная адаптация учителей в Русской Лапландии в конце XIX – начале XX в. Финно-угорский мир. 2025;17(3):325‒337. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.03.325-337

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Любичанковский С.В. Имперская политика аккультурации «инородцев» средствами просвещения (на материалах урало-поволжских и центрально-азиатских территорий Российской империи). История. 2021;12(3). https://doi.org/10.18254/S207987840014091-9
  2. Власова В.В. Родной язык и религиозные практики в приходах Коми края в начале XX века. Вестник угроведения. 2019;9(2):341‒351. https://doi.org/10.30624/2220-4156-2019-9-2-341-351
  3. Цысь В.В. Становление школьного образования в Югре в 1760–1800-х гг. Северный регион: наука, образование, культура. 2023;(4):6–12. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-1
  4. Юрганова И.И. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на Чукотке (XVII ‒ начало ХХ в.). Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. 2015;(2):60‒70. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2015.2.6
  5. Никонов С.А. О начале христианизации саамов Кольского полуострова во второй четверти XVI в. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019;(3):60‒69. https://doi.org/10.25986/IRI.2019.77.3.006
  6. Шахнович М.М., Коливатов Е.Б. Часовня Рождества Христова Лявозерского саамского погоста. Финно-угорский мир. 2024;16(3):361–372. https://doi.org/10.15507/2076-2577.016.2024.03.361-372
  7. Кожевникова Ю.Н. Распространение книг Нового Завета в Русской Лапландии в 1813‒1814 годах. Религиоведение. 2024;(3):32‒38. https://doi.org/10.22250/2072-8662-2024-3-32-38
  8. Бакула В. Б. Проблемы формирования литературного языка кольских саамов. Финно-угорский мир. 2018;(3):13‒22. https://doi.org/10.15507/2076-2577.010.2018.03.013-022
  9. Казакова К.С. Учитель и/или наставник: участие священников в деле народного просвещения на северных окраинах Российской империи в конце XIX – начале XX века. Вестник антропологии. 2024;(3):247–259. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2024-3/247-259
  10. Казакова К.С. Взаимодействие Русской православной церкви и коренного населения северо-западных арктических территорий в деле народного просвещения в конце XIX ‒ начале XX веков. Религиоведение. 2023;(1):5‒14. https://doi.org/10.22250/20728662_2023_1_5
  11. Илюха О.П. Русский учитель в карельской деревне в конце XIX ‒ начале XX века: проблемы инкультурации и адаптации. Уральский исторический вестник. 2024;(2):129‒137. https://doi.org/10.30759/1728-9718-2024-2(83)-129-137

Информация об авторе:

Казакова Ксения Сергеевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Кольского научного центра РАН (184209, г. Апатиты, мкр-н Академгородок, д. 40А), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5071-4947, SPIN-код: 7201-7509, k.kazakova@ksc.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 12.05.2025; одобрена после рецензирования 23.06.2025; принята к публикации 30.06.2025.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.