Молчанова Л.А. Удмуртский обрядовый пояс «зар» и его трехчастная композиция: проблемы семантики

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.04.481-495
https://elibrary.ru/vqtuus
УДК / UDC 81’37:821.511.131

Удмуртский обрядовый пояс «зар» и его трехчастная композиция: проблемы семантики

Л. А. Молчанова
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Процесс глобализации в современном быстроменяющемся мире неизбежно ведет к утрате этнического своеобразия, уникальных черт каждой культуры. В связи с этим обращение к национальным традициям, культурным ценностям приобретает особую значимость. В статье рассматривается семантика трехчастной композиции удмуртского обрядового пояса «зар». Основное внимание уделено социальным процессам, которые нашли отражение в мифологических сюжетах и народном творчестве, в том числе и в так называемом «полотняном фольклоре» ‒ узорах традиционной вышивки. Цель исследования – анализ семантики вышитой композиции обрядового пояса «зар».

Материалы и методы. Традиционный костюм и его орнаментация имеют знаковую природу, поэтому в работе применен семиотический подход, который предполагает три аспекта исследования: синтактику, прагматику и семантику. Использован историко-генетический метод, позволивший исследовать явление в его историческом развитии, а также методы эстетической антропологии, которая изучает смыслообразующие функции искусства.

Результаты исследования и их обсуждение. Трехчастная композиция с центральным женским персонажем представляет собой одну из фундаментальных орнаментальных схем в традиционном декоративно-прикладном искусстве. В данной схеме центральную фигуру обрамляют две второстепенные, расположенные по обе стороны. Для выявления глубинной семантики этой композиции автор обращается к истокам человеческой истории, периоду зарождения и формирования архетипов, которые легли в основу универсальных мифологических, сказочных и орнаментальных сюжетов. В работе рассмотрены этапы становления дуально-родовой организации как первой формы человеческого сообщества. Именно эта «социальная материя» находит свое отражение в символике трехчастной композиции.

Заключение. Сделанные автором выводы вносят вклад в развитие теоретических основ изучения орнамента как семиотической системы. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по этнографии и традиционному искусству удмуртов в учебных заведениях, при создании музейных экспозиций и разработке современного костюма в этническом стиле.

Ключевые слова: орнамент, традиция, глубинная семантика, социальная материя, архетип, тотемизм, мифология

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Молчанова Л.А. Удмуртский обрядовый пояс «зар» и его трехчастная композиция: проблемы семантики. Финноугорский мир. 2025;17(4):481‒495. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.04.481-495

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Атаманов-Эграпи М.Г. Происхождение удмуртского народа: моногр. Ижевск: Удмуртия; 2017. 592 с.
  2. Косарева И.А. Искусство узорного ткачества удмуртского народа: альбом-монография. Ижевск; 2020. 492 с.
  3. Шутова Н.И. История происхождения и семантика лунного знака ТОЛЕЗЕ. Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. 2015;25(4):87‒94. https://elibrary.ru/uhskyf
  4. Лихачева Л.Л. Удмуртское обрядовое полотенце в экспозиционно-выставочной практике краеведческого музея. Ежегодник финно-угорских исследований. 2017;11(4):115‒127. URL: https://journals.udsu.ru/finno-ugric/article/view/1991 (дата обращения: 23.01.2025).
  5. Бортникова Н.В. Орнаментальная культура удмуртов. Семантика женских образов. В: В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по мат-лам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 2. Новосибирск; 2014. С. 86‒93.
  6. Вахрушева А.В. Природные образы в удмуртском орнаменте. В: Культура и экология – основы устойчивого развития России. Человеческий капитал как ключевой ресурс зеленой экономики. Ч. 1: мат-лы междунар. форума. Екатеринбург; 2018. С. 369‒373.
  7. Динцес Л.А. Изображение змееборца в русском народном шитье. Этнографическое обозрение. 1948;(4):36‒53. URL: https://eo.iea.ras.ru/issue/17795/ (дата обращения: 23.01.2025).
  8. Денисова И.М. Отражение фито-антропоморфной модели мира в русском народном творчестве. Этнографическое обозрение. 2003;(5):68‒86. URL: https://eo.iea.ras.ru/issue/12008/ (дата обращения: 23.01.2025).
  9. Кортович А.В. Трехчастная композиция архаического типа в оформлении русского народного текстиля. Культурное наследие России. 2016;(1):37‒43. https://www.elibrary.ru/vszfgj
  10. Бобыкина Н.Ю. Происхождение вышитых орнаментов: моногр. М.; 2014. 208 с.
  11. Нечаева А.С. Методологические подходы к изучению орнамента в современном гуманитарном знании. Костюмология. 2020;5(1):1‒12. URL: https://kostumologiya.ru/15ivkl120.html (дата обращения: 23.01.2025).
  12. Палагута И.В. Орнамент как особый вид искусства. Художественная культура. 2020;(1):45–59. URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/13e/hk_2020_1_45_64_palaguta.pdf (дата обращения: 23.01.2025).
  13. Аккуратова О.Л., Роганова Д.А. Исследование русского народного орнамента и его адаптация в современном дизайне костюма. Технология текстильной промышленности. 2019;(3):233–237. https://www.elibrary.ru/qtxjku
  14. Щербакова Т.Л. Новации в орнаментальной культуре как процесс утраты сакрального (на примере русского текстильного орнамента ХVIII ‒ начала ХХ в.). Известия Уральского федерального университета (УрФУ). Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021;27(4):139‒148. URL: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/5516 (дата обращения: 23.01.2025).
  15. Файзуллина Э.Е. Орнамент как учебный материал и источник творчества в профессиональной подготовке дизайнеров костюма. Культура и образование: научно информационный журнал вузов культуры и искусства. 2023;(4):134‒142. URL: https://sciup.org/ornamentkakuchebnyjmaterialiistochniktvorchestvavprofessionalnoj-144163004 (дата обращения: 23.01.2025).
  16. Молчанова Л.А. Удмуртский народный костюм (история и символика): моногр. Ижевск: Издат. центр «Удмуртский государственный университет»; 2006. 132 с.

Информация об авторе:

Молчанова Людмила Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры компьютерных технологий и художественного проектирования Удмуртского государственного университета (426034, Российская Федерация, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8379-3450, SPIN-код: 3742-2207, lusmolchan@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 01.04.2025; одобрена после рецензирования 18.08.2025; принята к публикации 25.08.2025.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.