Панфилова С. С., Девяткина Т. П. Представления о душе человека в традиционном мировоззрении мордвы

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

Представления о душе человека в традиционном мировоззрении мордвы

С. С. Панфилова

МГУ им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация

Т. П. Девяткина

Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация

Aннотация

Введение. В настоящее время в науке наблюдается актуализация исследований анимизма в традиционных культурах финно-угорских этносов. В этой связи в отношении мордовского народа обнаруживается ряд научных пробелов, требующих внимания ученых. Цель исследования – дать комплексное описание понятия «душа человека» в традиционном мировоззрении мордвы. На его основе авторы предлагают свою модель понятия «душа человека» в традиционной мордовской культуре.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на основе опубликованных фольклорно-этнографических материалов, полевых материалов авторов и их собственных наблюдений. В работе использовались следующие научные методы: описательный, позволивший обобщить фольклорные и полевые материалы; системный, применяемый для комплексного анализа фольклорных материалов в их взаимосвязи с этнографическими фактами, культурно-историческими процессами; структурно-типологический, который помог создать комплексную модель понятия «душа человека» в традиционной культуре мордвы.

Результаты исследования и их обсуждение. Предложена комплексная модель понятия «душа человека» в традиционной культуре мордвы, объединяющая структурные, функциональные и содержательные компоненты. Впервые была рассмотрена душа живого человека: ее обретение, местоположение в теле, внешний вид. Кроме того, были дополнены сведения о переходе души в загробный мир, ее пребывании в нем и взаимодействии с миром живых. Сделано предположение о возможном существовании у мордвы веры в реинкарнацию души среди родственников. Авторы пришли к выводу, что в современной мордовской культуре обряды поминания души усопшего подверглись значительной трансформации и обнаруживают сходство с православными финно-уграми и русскими.

Заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие исследования традиционной картины мира мордовского народа. Предложенная комплексная модель понятия «душа человека» может быть использована при рассмотрении анимистических представлений в традиционных культурах других финно-угорских этносов.

Ключевые слова: мордва, народные верования, дохристианские боги, душа человека, похоронные обряды, поминальные обряды, покойный, реинкарнация, фольклор, миф, обереги

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Панфилова С.С., Девяткина Т.П. Представления о душе человека в традиционном мировоззрении мордвы. Финноугорский мир. 2025;17(2):241‒252. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.241-252

Информация об авторах:

Панфилова Серафима Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0445-1007, SPIN-код: 6971-9981, scully_ss@rambler.ru

Девяткина Татьяна Петровна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры родного языка и литературы Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева (430007, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11А), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5334-688X, SPIN-код: 3716-0620, tatyana_devyatki@mail.ru

Вклад авторов:

Т. П. Девяткина – формулирование идеи исследования, целей и задач; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; создание и подготовка рукописи: написание черновика рукописи, включая его перевод на иностранный язык; контроль, лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования.

С. С. Панфилова – разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации; проверка воспроизводимости результатов исследования в рамках задач работы; визуализация результатов исследования и полученных данных.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 03.02.2025; одобрена после рецензирования 25.03.2025; принята к публикации 02.04.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Панфилова С. С., Девяткина Т. П. Представления о душе человека в традиционном мировоззрении мордвы отключены

Березина А. В., Жаркова Т. В. Культурологический анализ традиций изготовления поясов марийцев Урала

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

Культурологический анализ традиций изготовления поясов марийцев Урала

А. В. Березина

Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Т. В. Жаркова

Свердловский областной краеведческий музей им. О. Е. Клера, Полевской филиал, г. Полевской, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Традиции изготовления поясов уральских марийцев представляют собой уникальный элемент культурного наследия, обладающий как практической, так и символической значимостью. Проблематика исследования заключается в недостаточной изученности трансформации ремесленных традиций под влиянием географических, социально-экономических и духовных факторов. В литературе отсутствует комплексный анализ ремесленных практик марийцев Урала, что определяет актуальность исследований в данном направлении. Цель исследования – выявить степень трансформации ремесленных традиций изготовления поясов уральских марийцев под влиянием географических, социально-экономических и духовных факторов.

Материалы и методы. В процессе работы применялся этнографический метод в сочетании с социологической методикой опроса, используемые для сбора данных во время полевых исследований, включающие наблюдение, интервью с носителями марийских ремесленных традиций, фотофиксацию, видеозапись. Реконструктивный и аналитический подходы к исследованию позволили определить особенности технологий ткачества марийских мастеров.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования показывают, что уральские марийцы, изолированные от поволжских сородичей, смогли сохранить уникальные ремесленные практики, которые остаются символом их культурной идентичности и мировоззрения и в настоящее время. При этом такие традиции, как, например, ткачество на дощечках и станке, несут не только утилитарные, но и глубокие символические значения, отражающие жизненный цикл и духовные убеждения марийцев.

Заключение. В статье подчеркивается актуальность сохранения традиций в условиях глобализации и культурного обмена, создающих риски утраты уникальных ремесленных практик. Современные изменения требуют интеграции образовательных программ и общественных инициатив, направленных на передачу знаний и привлечение молодежи к традиционным ремеслам. Предлагаются рекомендации по созданию культурных мероприятий, мастер-классов и поддержке со стороны государства, чтобы обеспечить устойчивость марийского культурного наследия. Работа отмечает важность бережного отношения к культурным константам, поддержания этнической самобытности и ремесленных практик в условиях современных вызовов.

Ключевые слова: марийцы Урала, традиционные ремесла, изготовление поясов, культурное наследие, этническая идентичность, трансформация культуры, символика костюма, географические факторы, социально-экономические влияния, сохранение традиций

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Березина А.В., Жаркова Т.В. Культурологический анализ традиций изготовления поясов марийцев Урала. Финноугорский мир. 2025;17(2):216‒228. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.216-228

Информация об авторах:

Березина Анна Валерьевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Социально-экономического института Уральского государственного лесотехнического университета (620100, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 37), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6490-408X, SPIN-код: 2878-7201, berezinanna@mail.ru

Жаркова Татьяна Викторовна, научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея им. О. Е. Клера, Полевского филиала (623391, Российская Федерация, г. Полевской, ул. Ильича, д. 93), ORCID: https://orcid.org/0009-0000-6443-9467, tat.sem-1982@yandex.ru

Вклад авторов:

А. В. Березина ‒ формулирование идеи исследования, целей и задач; создание и подготовка рукописи: написание черновика, включая перевод на иностранный язык; разработка методологии исследования; критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений (до и после публикации). Т. В. Жаркова – формулирование идеи исследования, целей и задач; контроль, лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; визуализация результатов исследования и полученных данных.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 03.01.2025; одобрена после рецензирования 25.02.2025; принята к публикации 03.03.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Березина А. В., Жаркова Т. В. Культурологический анализ традиций изготовления поясов марийцев Урала отключены

Воронина Н. И., Сиротина И. Л. Транскрипции творческой этноидентичности в Подлесной Тавле

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

Транскрипции творческой этноидентичности в Подлесной Тавле

Н. И. Воронина, И. Л. Сиротина

МГУ им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. В статье обосновывается феномен пространства этноидентичности эрзянского села Подлесная Тавла в Кочкуровском районе Республики Мордовия, уроженцы которого воплотили свою «тавлинскую идентичность» в различных формах и видах художественных практик. Творчество отдельных тавлинцев находит отражение в репортажах с выставок и редких публикациях, однако до настоящего времени не создано целостного труда, который представил бы комплексно культурный пласт творческих поисков тавлинских художников, музыкантов, резчиков. Цель исследования – рассмотреть уникальность эрзянского села Подлесная Тавла, заключающуюся в сохранении в нем традиций и смыслов культуры этноса.

Материалы и методы. Исследование осуществлялось на стыке культурологии и искусствоведения, с привлечением данных этнографии и психологии. Работа выполнена в русле комплексного междисциплинарного подхода, рассматривающего «тавлинский колорит» в пространстве народного искусства через парадигмы и категории культуры, при помощи семиотического подхода. В основу статьи положен принцип системности, определивший набор соответствующих методов исследования (описательный и объяснительный, методы системного анализа и сравнения в работе с этнографическими источниками, артефактами). Применялись и общенаучные методы: феноменологический, интегративный, сравнительно-исторический, аксиологический.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования форм творческой деятельности уроженцев Подлесной Тавлы были обозначены маркеры их этнокультурной идентичности. Выявлены формы художественных изделий, материалы, техники изготовления и их базовые основания в резьбе по дереву; определены мелодические и жанровые особенности мордовских песен, исполняемых ансамблем «Торама»; проанализированы самобытная стилистика и творчество мастеров живописи, живущих в Подлесной Тавле, суть которых состоит в поэтизации тавлинской культуры и своего родного эрзянского этноса. В статье впервые выделяется разнообразие тавлинского колорита в масштабах мордовского края, прослежены транскрипции этноидентичности в творчестве тавлинских мастеров.

Заключение. В творчестве современных художников-тавлинцев заметен переход от фольклорного мировоззрения к профессиональному мышлению, что проявляется в утверждении новых творческих направлений – этносимволизма и этнофутуризма. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие отечественной гуманитарной мысли, в понимание этноидентичности и особого колорита художественной этнокультуры. Материалы статьи могут быть использованы при проведении семиотических исследований в разных сферах изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: Республика Мордовия, село Подлесная Тавла, этнос, эрзя, культура, резьба по дереву, тавлинская идентичность, тавлинский колорит, транскрипции этноидентичности

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Воронина Н.И., Сиротина И.Л. Транскрипции творческой этноидентичности в Подлесной Тавле. Финноугорский мир. 2025;17(2):202–215. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.202-215

Информация об авторах:

Воронина Наталья Ивановна, доктор философских наук, профессор, директор Центра М. М. Бахтина МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6821-828X, SPIN-код: 1783-1554, kafkmgu@mail.ru

Сиротина Ирина Львовна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры дизайна и рекламы МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4498-5529, SPIN-код: 4034-0766, sirotinail@mail.ru

Вклад авторов:

Н. И. Воронина – формулирование идеи исследования, целей и задач; разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; создание и подготовка рукописи: написание черновика рукописи, включая его перевод на иностранный язык.

И. Л. Сиротина – создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 20.01.2025; одобрена после рецензирования 26.03.2025; принята к публикации 31.03.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Воронина Н. И., Сиротина И. Л. Транскрипции творческой этноидентичности в Подлесной Тавле отключены

Богатова О. А. Повседневная этничность в городской среде столиц финно-угорских республик Российской Федерации (Ижевск и Саранск)

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.188-201
https://elibrary.ru/nzttxh
УДК / UDC 392.71:008

Повседневная этничность в городской среде столиц финно-угорских республик Российской Федерации (Ижевск и Саранск)

О. А. Богатова

МГУ им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. В статье на основе анализа данных качественных и количественных исследований характеризуются основные формы проявления этничности на уровне повседневного общения и ее институционализации в городской среде финно-угорских республик в составе Российской Федерации на примере столиц Удмуртской Республики и Мордовии – Ижевска и Саранска. Исследование посвящено актуальной социальной проблеме трансформации этничности населения российских республик в процессе модернизации региональных социумов, однако формы и проявления этничности в городской полиэтнической среде современного крупного города остаются недостаточно изученными. Цель исследования – охарактеризовать основные проявления этничности в городской среде столичных городов финно-угорских регионов России на уровне межличностных контактов, с одной стороны, и в ее институционализированных формах – с другой.

Материалы и методы. В полевом исследовании, выполненном под руководством автора статьи в 2020‒2022 гг., в процессе сбора данных использовались социологические методы массового анкетного опроса и фокус-групп, метод выявления «антропологической генеалогии» города как пространства и места посредством глубинных интервью с экспертами. Проведены четыре фокус-группы с населением обследуемых городов (2020 г.), массовые анкетные опросы городского населения в Саранске (ноябрь ‒ декабрь 2020 г.) и Ижевске (2021 г.), а также экспертный опрос методом глубинного интервью.

Результаты исследования и их обсуждение. В республиканских столицах этничность на межличностном уровне проявляется в микропрактиках повседневного общения, включая языковые, маркирующих групповую принадлежность индивидов. На уровне массового сознания этнонациональные компоненты идентичности столичных городов республик сводятся к идентификации республики с титульной этнической общностью, отождествлению столичного города с республиканскими государственными символами и институтами, признанию официального двуязычия в качестве символического атрибута республики при отсутствии требований участия в соответствующих языковых практиках; в этнокультурном отношении – к констатации полиэтничности и поликультурности городской среды.

Заключение. Cделанные автором выводы вносят вклад в развитие таких областей, как антропология города, этносоциология, региональные исследования в аспекте изучения этничности в городской среде, включая выявление социальных предпосылок формирования толерантных межэтнических отношений и трансформации столичных городов республик в «транснациональные города».

Ключевые слова: этничность, повседневная этничность, республики в составе Российской Федерации, финно-угорские народы, межэтнические отношения, социология региона, городские исследования, крупный город, городская среда

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Богатова О.А. Повседневная этничность в городской среде столиц финно-угорских республик Российской Федерации (Ижевск и Саранск). Финноугорский мир. 2025;17(2):188–201. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.188-201

Информация об авторе:

Богатова Ольга Анатольевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и социальной работы МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5877-7910, Scopus ID: 57193241831, SPIN-код: 4533-7204, bogatovaoa@gmail.com

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.01.2025; одобрена после рецензирования 10.03.2025; принята к публикации 17.03.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Богатова О. А. Повседневная этничность в городской среде столиц финно-угорских республик Российской Федерации (Ижевск и Саранск) отключены

Ставицкий В. В. Лунный календарь из мордовского Старосотенского могильника

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.179-187
https://elibrary.ru/rzxfcm
УДК / UDC 726.84(059)(=511.152)

Лунный календарь из мордовского Старосотенского могильника

В. В. Ставицкий

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Лунный календарь относится к древнейшим способам исчисления дней года. В мордовском языке лексема «ков» обозначает как небесное тело (Луну), так и календарный месяц. Это позволяет предположить существование лунного календаря у средневековой мордвы, однако вещественных доказательств данному факту не приводилось. Проблематика настоящего исследования заключается в недостаточной информативности имеющихся этнографических и лингвистических источников, в которых отсутствуют хронологические данные. Цель исследования – выявить вещественные доказательства бытования лунного календаря у средневековой мордвы, уточнить хронологию его использования.

Материалы и методы. В статье анализируются материалы женского погребения из мордовского Старосотенского могильника, содержащего медальон с изображением лунного календаря. Для определения времени совершения захоронения, установления его этнокультурной и конфессиональной принадлежности, уточнения места лунного календаря в культуре средневековой мордвы применялись методы планиграфического анализа захоронений и подбора аналогий погребального инвентаря.

Результаты исследования и их обсуждение. Обнаруженный календарный медальон был отнесен исследователями к эпохе Золотой орды, ими же был сделан вывод, что календарь является мусульманским. Однако проведенный анализ погребального инвентаря показал, что захоронение датируется периодом не позднее середины XIII в., когда на месте современного с. Наровчат еще не существовало золотоордынского города и местная мордва не поддерживала контакты с мусульманами. Погребальный обряд имеет языческий характер. В исламском календаре 12 лунных месяцев, а на медальоне их 13. Материал медальона – серебристый сплав – в мордовской культуре ассоциировался с лунным светом.

Заключение. Находка изображения лунного календаря в мордовском языческом погребении XIII в. свидетельствует о том, что у мордвы лунное исчисление времени бытовало вплоть до эпохи позднего средневековья. Вероятно, календарь был изготовлен местными мастерами по образцам вятических монетовидных подвесок. Уточнение этнокультурной и конфессиональной принадлежности захоронения с календарем позволило расширить число вещественных свидетельств распространения лунных календарей в языческих средневековых культурах финно-угорских народов.

Ключевые слова: средневековье, домонгольский период, город Мохши, язычество, лунный календарь

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ставицкий В.В. Лунный календарь из мордовского Старосотенского могильника. Финноугорский мир. 2025;17(2):179‒187. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.179-187

Информация об авторе:

Ставицкий Владимир Вячеславович, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и обществознания Пензенского государственного университета (440026, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5957-3781, SPIN-код: 6740-3240, stawiczky.v@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 03.09.2024; одобрена после рецензирования 10.03.2025; принята к публикации 17.03.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Ставицкий В. В. Лунный календарь из мордовского Старосотенского могильника отключены

Сайфуллина Л. Ф. Финно-угорские народы Среднего Поволжья на Южном Урале по материалам Всероссийской переписи 1920 г.: новые данные

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

Финно-угорские народы Среднего Поволжья на Южном Урале по материалам Всероссийской переписи 1920 г.: новые данные

Л. Ф. Сайфуллина

Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, г. Уфа, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена введением в научный оборот неиспользованного ранее комплекса архивных источников – подворных карточек сельскохозяйственной переписи 1920 г. по Малой Башкирии, хранящихся в Национальном архиве Республики Башкортостан, обладающих значительным потенциалом для изучения истории крестьянства и этнодемографии региона. Цель исследования – уточнение численности и определение географических ареалов компактного проживания финно-угорских народов (мордвы, марийцев, удмуртов) Среднего Поволжья на территории Малой Башкирии по состоянию на 1920 г. на основе критического анализа первичных материалов переписи.

Материалы и методы. Исследование базируется на анализе коллекции подворных карточек сельскохозяйственной переписи 1920 г. Применены историко-системный, историко-сравнительный и статистический методы, позволившие на основе подворных карточек 1920 г. уточнить численность и сравнить ранее неизвестные данные с изданными результатами проведенной переписи, определить географические ареалы проживания финно-угорских народов Среднего Поволжья на момент проведения переписи населения.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены существенные расхождения между данными подворных карточек и официальными итогами переписи 1920 г. Установлено, что численность мордвы (16 713 чел.) была занижена официальной статистикой на 26 % (22 603 чел.), в то время как численность марийцев (9 311 чел.) и удмуртов (531 чел.) оказалась выше официальных данных (7 894 чел. и 440 чел. соответственно). Несоответствия между первичными данными и опубликованными итогами объясняются возможной утратой части карточек и/или ошибками при их сводке. Определены географические ареалы расселения: мордва компактно проживала в центральных и южных районах Малой Башкирии, с максимальной концентрацией в Стерлитамакском кантоне (9 069 чел.). Основная часть марийцев и удмуртов расселялась на северо-востоке региона, преимущественно на территории бывшего Красноуфимского уезда Пермской губернии.

Заключение. Изучение первоисточника переписи 1920 г. позволило детально раскрыть вопросы численности и географических ареалов проживания финно-угорских народов Среднего Поволжья на территории Малой Башкирии. Из-за недостаточной источниковой базы периода Гражданской войны в стране дальнейшее изучение материалов статистических исследований 1920 г. позволит открыть новые горизонты в анализе как состава крестьянской семьи, так и особенностей хозяйствования (в том числе специфики введения сельского хозяйства, животноводства, птицеводства и др.) различных этносов вариативных географических зон проживания, а также определить общие и особенные черты каждой группы населения.

Ключевые слова: Малая Башкирия, Гражданская война, Среднее Поволжье, сельскохозяйственная перепись, подворные карточки, Южный Урал, финно-угорские народы, марийцы, мордва, удмурты

Финансирование: исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № ГЗ 075-00571-25-00 от 27.12.2024 г. на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Сайфуллина Л.Ф. Финно-угорские народы Среднего Поволжья на Южном Урале по материалам Всероссийской переписи 1920 г.: новые данные. Финноугорский мир. 2025;17(2):165–178. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.165-178

Информация об авторе:

Сайфуллина Лейла Факиловна, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела истории и истории культуры Башкортостана Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (450054, Российская Федерация, г. Уфа, пр-т Октября, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5967-2694, SPIN-код: 3738-1319, Sleila.83@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 10.02.2025; одобрена после рецензирования 17.03.2025; принята к публикации 21.03.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Сайфуллина Л. Ф. Финно-угорские народы Среднего Поволжья на Южном Урале по материалам Всероссийской переписи 1920 г.: новые данные отключены

Черкашина С. П. Рисунок как паралингвистический феномен в художественном тексте (на примере произведений Туве Янссон)

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.152-164
https://elibrary.ru/wjjfxs
УДК / UDC 741:81’42 Туве Янссон

Рисунок как паралингвистический феномен в художественном тексте (на примере произведений Туве Янссон)

С. П. Черкашина

Университет «Синергия», г. Москва, Российская Федерация

Aннотация

Введение. Уникальность Т. Янссон заключается в том, что она, одновременно являясь писательницей и художницей, самостоятельно иллюстрировала свои произведения, в частности рассматриваемые нами истории о муми-троллях. В России до настоящего времени исследовались лишь тексты повестей Т. Янссон, однако работы, посвященные анализу ее рисунков, отсутствуют. Цель исследования – выявить особенности отношений вербального компонента, выраженного окказионализмами, и иконического знака, представленного рисунком. Научная новизна работы заключается в изучении функционирования рисунка как элемента иконического кода в произведениях о муми-троллях. В статье представлена схема анализа рисунка как иконического знака.

Материалы и методы. Материалом исследования явились рисунки Т. Янссон к повестям цикла о муми-троллях. Обоснованием для его выбора является возможность изучить способы номинации вымышленных персонажей, созданных писателем иной языковой реальности, а также определить семантические особенности, функции и характер взаимосвязи рисунка с вербальным компонентом. С целью анализа внетекстовых структур в работе применялся структурно-семиотический метод, дистрибутивный метод дал возможность изучить семантические отношения между словами. Обращение к феноменолого-герменевтическому методу позволило выявить особенности авторского сознания и объективно изучить смысл художественного текста.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ рисунков, созданных Т. Янссон к образам семьи муми-троллей, выполнен с применением авторской модели, позволяющей выявить взаимосвязь невербального и вербального компонентов на уровнях выражения (языковой компонент), содержания (семантическое наполнение языкового компонента) и репрезентации (визуальное воплощение языкового компонента) в креолизованном тексте. В процессе исследования выявлено, что рисунки в повестях не имеют смысловой и структурной самостоятельности, так как находятся в комплементарных (взаимодополняющих) отношениях с вербальным компонентом – номинативами-окказионализмами. Рисунки конкретизируют их значение, решая проблему однозначности их восприятия и способствуя сжатости текста.

Заключение. Результаты, полученные в ходе изучения креолизованных текстов Т. Янссон, могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин «Зарубежная филология: финский язык и литература» и «Литература Скандинавии и Финляндии».

Ключевые слова: финская литература, Туве Янссон, паралингвистика, параязык, креолизованный текст, иконические знаки, рисунок

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Черкашина С.П. Рисунок как паралингвистический феномен в художественном тексте (на примере произведений Туве Янссон). Финноугорский мир. 2025;17(2):152‒164. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.152-164

Информация об авторе:

Черкашина Светлана Павловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Университета «Синергия» (125315, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5), ORCID: https://orcid.org/0009-0000-1816-2452, SPIN-код: 8218-1084, svechka8@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 27.01.2025; одобрена после рецензирования 31.03.2025; принята к публикации 04.04.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Черкашина С. П. Рисунок как паралингвистический феномен в художественном тексте (на примере произведений Туве Янссон) отключены

Садиков Р. Р. Календарная празднично-обрядовая культура мордвы-мокши Башкирии (традиции в реалиях современности)

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

Календарная празднично-обрядовая культура мордвы-мокши Башкирии (традиции в реалиях современности)

Р. Р. Садиков

Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева
фимского федерального исследовательского центра РАН,
г. Уфа, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Календарная обрядность выступает ключевым элементом этнических традиций любого народа. Несмотря на детальную изученность мордовской традиционной обрядности, остаются недостаточно исследованными ее проявления в диаспорных группах, в частности у мокши, проживающей на территории Башкирии. При длительном взаимодействии с тюркскими народами мокша сохранила многие этнодифференцирующие черты своей культуры. Цель исследования – анализ современного состояния календарной празднично-обрядовой культуры мордвы-мокши в Башкирии.

Материалы и методы. Основу источниковой базы исследования составили полевые этнографические материалы автора, собранные в 2003 и 2024 гг. в мокшанских селениях Кузьминовка и Булякай (Федоровский район Республики Башкортостан). Наиболее значимые сведения были получены посредством интервью с компетентными информантами по заранее составленному вопроснику. Достоверность и репрезентативность данных обеспечивались получением их от разновозрастных носителей культуры и перепроверкой. С помощью сравнительно-исторического метода проанализированы трансформации обрядовых практик в диаспоре, сравнительно-типологический метод способствовал определению универсальных и уникальных элементов культуры в контексте взаимодействия с тюркскими традициями.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе этнографических данных проанализированы особенности календарно-обрядовой системы мордвы-мокши Башкирии. В конце XIX – начале XX в. наиболее насыщенными обрядами праздниками их народного календаря являлись Рождество, Крещение, Пасха и Троица. Престольным праздником в исследуемых селах был Никола зимний. Несмотря на трансформации советского периода и изменения, вызванные современными глобализационными и модернизационными процессами, многие календарные праздники и обряды имеют прежнюю значимость в жизни мокшанской диаспоры региона, выполняя функции сохранения этнической идентичности, передачи родного языка новым поколениям, интеграции урбанизированных групп в культурные практики.

Заключение. Календарно-обрядовые традиции мокши стали восприниматься в качестве нематериального этнокультурного достояния народа, способствующего консолидации немногочисленного мокшанского населения Республики Башкортостан. Исследование вносит вклад в изучение регионального этнокультурного многообразия мордовского народа.

Ключевые слова: мордва, мокша, календарные праздники и обряды, трансформации, современное состояние, Республика Башкортостан

Финансирование: исследование выполнено в рамках государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН № 1024031800139-2-6.5.1 «Народы Южного Урала и Приуралья: этнокультурное наследие в реалиях современности».

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Садиков Р.Р. Календарная празднично-обрядовая культура мордвы-мокши Башкирии (традиции в реалиях современности). Финноугорский мир. 2025;17(2):229‒240. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.229-240

Информация об авторе:

Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела этнографии Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН (450077, Российская Федерация, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 6), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4200-2568, SPIN-код: 7470-9153, kissapi@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 25.02.2025; одобрена после рецензирования 26.03.2025; принята к публикации 01.04.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Садиков Р. Р. Календарная празднично-обрядовая культура мордвы-мокши Башкирии (традиции в реалиях современности) отключены

Абукаева Л. А. Молитвенные обращения приверженцев марийской этнической религии: формы и смыслы

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.140-151
https://elibrary.ru/hpfqlc
УДК / UDC 2:39(470.343)

Молитвенные обращения приверженцев марийской этнической религии: формы и смыслы

Л. А. Абукаева
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Духовные поиски человека, переосмысление роли религиозного фактора в жизни общества, связанные с глобальными переменами, требуют изучения особенностей религиозных воззрений. Междисциплинарные исследования, проводимые в русле лингвокультурологии, теолингвистики, религиозной концептологии, позволяют через анализ языка как средства фиксирования, сохранения и передачи важнейших аспектов культуры раскрыть сущностные характеристики такого уникального объекта, как этническая религия мари. Тексты марийских молитв как объект лингвокультурологических изысканий языковедами не рассматривались. Цель исследования ‒ выявление смыслового наполнения слов и конструкций, выражающих молитвенные обращения верующих в текстах молитв марийской этнической религии.

Материалы и методы. Для проведения исследования были привлечены тексты молитв, записанные и опубликованные в XIX‒XXI вв. Лингвокультурологический анализ, направленный на сопоставление религиозной и языковой картин мира марийцев, выявил, что лексические единицы и синтаксические конструкции, репрезентирующие обрядовые практики, актуализируют специфику этнической религии. Применение сравнительно-исторического и контрастивного методов к корпусу молитвенных текстов позволило идентифицировать лингвистические элементы, свидетельствующие о воздействии исламской и христианской традиций на марийскую религиозную систему.

Результаты исследования и их обсуждение. Для приверженцев марийской этнической религии, продолжающих соблюдать древние религиозные обряды, важно, используя исконные языковые конструкции и формы, выразить свои молитвенные просьбы, благодарность богам, пережить чувство сопричастности к актам божественного. В результате комплексного анализа сакральных текстов марийской традиционной религии установлено, что при изложении просьб в текстах молитв исключается категоричная тональность: форма повелительного наклонения функционирует совместно с языковыми средствами, смягчающими их значение. К ним относятся глаголы сослагательного наклонения и составные глаголы. В смысловом отношении так подчеркивается абсолютная свобода воли богов, отмечается постоянство связи небесного и земного, а следовательно, согласно воззрениям мари, неизменность поддержки человека, семьи, рода со стороны высших сил. Заимствованные глаголы и их распространители являются показателем марийско-тюркских языковых и культурных контактов, свидетельствуют о том, что марийская этническая религия – это открытая система, характеризующаяся синкретичностью.

Заключение.
Результаты исследования могут способствовать пониманию смысла религиозных обрядов, роли и значимости языковых конструкций, функционирующих в сакральных текстах мари, помочь устранить искаженные толкования основ вероучения марийской традиционной религии. Полученные данные имеют междисциплинарную значимость для религиоведения, теолингвистики и лингвокультурологии, а также для укрепления межнационального и межконфессионального согласия. Выявленные особенности функционирования языковых форм следует учитывать при переводе текстов с марийского на русский и другие языки, что определяет перспективное направление для дальнейших изысканий.

Ключевые слова: марийский язык, марийская этническая религия, молитва, просительная молитва, благодарственная молитва, глаголы и глагольные словосочетания

Финансирование: публикация подготовлена в рамках реализации гранта РНФ № 25-28-00064 «Cакральные тексты марийской этнической религии как лингвокультурный феномен».

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Абукаева Л.А. Молитвенные обращения приверженцев марийской этнической религии: формы и смыслы. Финно-угорский мир. 2025;17(2):140‒151. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.140-151

Информация об авторе:
Абукаева Любовь Алексеевна, доктор филологических наук, доцент, начальник научно-исследовательского центра изучения уральских языков Марийского государственного университета (424001, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9622-6770, SPIN-код: 2749-3625, sylne@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.01.2025; одобрена после рецензирования 08.04.2025; принята к публикации 14.04.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Абукаева Л. А. Молитвенные обращения приверженцев марийской этнической религии: формы и смыслы отключены

Содержание (2025, 2)

Скачать 02 2025 (pdf, 10 Mb)

Этнолингвистика и семиотика

Абукаева Л. А. Молитвенные обращения приверженцев марийской этнической религии: формы и смыслы

Черкашина С. П. Рисунок как паралингвистический феномен в художественном тексте (на примере произведений Туве Янссон)

История, этнография, археология

Сайфуллина Л. Ф. Финно-угорские народы Среднего Поволжья на Южном Урале по материалам Всероссийской переписи 1920 г.: новые данные

Ставицкий В. В. Лунный календарь из мордовского Старосотенского могильника

Современные этнокультурные процессы

Богатова О. А. Повседневная этничность в городской среде столиц финно-угорских республик Российской Федерации (Ижевск и Саранск)

Воронина Н. И., Сиротина И. Л. Транскрипции творческой этноидентичности в Подлесной Тавле

Культура финно-угорских народов

Березина А. В., Жаркова Т. В. Культурологический анализ традиций изготовления поясов марийцев Урала

Садиков Р. Р. Календарная празднично-обрядовая культура мордвы-мокши Башкирии (традиции в реалиях современности)

Панфилова С. С., Девяткина Т. П. Представления о душе человека в традиционном мировоззрении мордвы

 

Рубрика: Без рубрики, Т. 17 № 2 | Комментарии к записи Содержание (2025, 2) отключены

Душенкова Т. Р., Кондратьева Н. В. Почему есть пятна на луне, или К вопросу об астронимических кодах удмуртского народа

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.112-125
EDN: https://elibrary.ru/qflgds
УДК / UDC 52:392

Почему есть пятна на луне, или К вопросу об астронимических кодах удмуртского народа

Т. Р. Душенкова, Н. В. Кондратьева
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН, г. Ижевск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Лексическая единица толэзь ‘луна’ является одним из важнейших элементов космологической системы удмуртского народа. Между тем в научной литературе представлено недостаточное количество научных работ, посвященных изучению особенностей функционирования указанного семиотического знака. Цель исследования ‒ выявление конвенциональных и неконвенциональных характеристик культурного кода толэзь ‘луна/месяц’ в традиционной и современной культуре удмуртов.

Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составили прозаические тексты малых жанров фольклора, художественные произведения, лексикографические труды, лингвистические данные, извлеченные из Национального корпуса удмуртского языка, а также альбомы по декоративно-прикладному искусству удмуртского народа. В качестве методологической базы исследования выступили метод сплошной выборки, контекстного анализа, лексикографический, описательный, которые позволили выявить контексты употребления исследуемого знака в традиционной и современной культуре удмуртов.

Результаты исследования и их обсуждение. В структуре малых жанров удмуртского фольклора особое место занимает астронимический код толэзь ‘луна’. Он широко представлен в текстах заговорно-заклинательного и фидеистического характера, приметах и поверьях, загадках. Как показывают материалы исследования, астронимический код толэзь ‘луна’ сохранился прежде всего в тех фольклорных жанрах и формах, которые напрямую были связаны с ритуальными действиями; он характеризуется конвенциональными признаками, участвующими в реализации мифопоэтического представления народа об устройстве мира и Вселенной. В современной ситуации происходит трансформация семиотического наполнения и условий функционирования исследуемого кода.

Заключение. Использование исследуемого культурного кода в современных условиях стимулирует появление новой сложной системы неконвенциональных отношений, ведущей к приумножению ценности нового предмета «договора» (художественного произведения, бренда или идеологии) и стиранию архаичных представлений семиотического знака. Исследование контекстов использования астронимического кода толэзь ‘луна’ позволит использовать полученные знания в исследовании широкого круга вопросов в области фольклористики, этнографии, культурологии.

Ключевые слова: вербальная культура удмуртского народа, астронимический код, удмуртские загадки, удмуртские приметы и поверья, заговорно-заклинательные традиции

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Душенкова Т.Р., Кондратьева Н.В. Почему есть пятна на Луне, или К вопросу об астронимических кодах удмуртского народа. Финно-угорский мир. 2025;17(1):112‒125. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.112-125

Информация об авторах:

Душенкова Татьяна Рудольфовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН (426034, Российская Федерация, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-002-2514-7143, SPIN-код: 6447-5384, dushenkovatr@mail.ru 

Кондратьева Наталья Владимировна, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН (426034, Российская Федерация, Республика Удмуртия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3632-503X, SPIN-код: 5206-9109, nataljakondratjeva@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

Т. Р. Душенкова – формулирование идеи исследования, целей и задач; создание и подготовка рукописи: написание черновика рукописи, включая его перевод на иностранный язык; проверка воспроизводимости результатов исследования в рамках основных или дополнительных задач работы.

Н. В. Кондратьева – формулирование идеи исследования, целей и задач; создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 27.01.2025; одобрена после рецензирования 10.02.2025; принята к публикации 17.02.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Душенкова Т. Р., Кондратьева Н. В. Почему есть пятна на луне, или К вопросу об астронимических кодах удмуртского народа отключены

Пыреськина Е. М., Пивкина С. В., Дементьева К. В. Мордовский переводческий процесс в контексте литературы и печатных СМИ конца XVIII – XX вв.

Скачать (pdf)

Оригинальная статья
https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.099-111
EDN: https://elibrary.ru/tljlas
УДК / UDC 81’25:070:811.511.1

Мордовский переводческий процесс в контексте литературы и печатных СМИ конца XVIII – XX вв.

Е. М. Пыреськина, С. В. Пивкина, К. В. Дементьева
МГУ им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Для национальных исследователей перевод текстов СМИ и литературы представляет большой научный интерес, однако изучение вопросов переводческого мастерства не является основной стратегией в финноугроведении. В статье предметом специального рассмотрения становится переводческий процесс. Цель исследования – изучить точки зрения исследователей относительно понятия «перевод», проанализировать динамику процессов переводческой эквивалентности в Мордовии в контексте литературы и печатных СМИ конца XVIIIXX вв.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили работы отечественных исследователей, посвященные изучению этапов зарождения и развития мордовской литературы и переводческого процесса. Практическая часть статьи направлена на анализ публикаций о переводческом творчестве, воссоздание общей картины переводческого мастерства в мордовском крае. В работе использованы традиционные методы анализа: ретроспективный, текстологический, сравнительно-исторический, которые позолили выявить изменения, происходящие в литературно-переводческом процессе.

Результаты исследования и их обсуждение. Авторами впервые проведено комплексное исследование мордовского переводческого процесса в контексте литературы и печатных СМИ на стыке веков: изучены теоретические труды по проблемам перевода; выявлены этапы становления и развития мордовского переводческого процесса; проведен сравнительно-сопоставительный анализ художественно-публицистических текстов со страниц периодических изданий. Авторы приходят к выводу, что благодаря процессу перевода в информационном пространстве происходит популяризация языка.

Заключение. Практическая значимость статьи заключается в возможности ее применения в процессе преподавания дисциплин филологического профиля в вузе и в работе региональных журналистов. Перспективы дальнейшего исследования проблемы связаны с изучением современного периода и анализом методов подачи переводимой информации в разных видах СМИ.

Ключевые слова: Республика Мордовия, литература, печатные СМИ, периодическая печать, переводческая деятельность, переводческий процесс

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Пыреськина Е.М., Пивкина С.В., Дементьева К.В. Мордовский переводческий процесс в контексте литературы и печатных СМИ конца XVIII – XX вв. Финно-угорский мир. 2025;17(1):99‒111. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.099-111

Информация об авторах:

Пыреськина Елена Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4371-7450, SPIN-код: 9405-9602, pireskina.elena@yandex.ru

Пивкина Светлана Васильевна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры журналистики МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0009-0007-5221-0017, SPIN-код: 4559-2441, svepivkina@yandex.ru

Дементьева Ксения Владимировна, доктор филологических наук, заведующий кафедрой журналистики МГУ им. Н. П. Огарёва, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6484-9594, SPIN-код: 9365-4480, dementievakv@gmail.com

Заявленный вклад авторов:

Е. М. Пыреськина – формулирование идеи исследования, целей и задач; создание и подготовка рукописи: написание черновика рукописи, включая его перевод на иностранный язык; контроль, лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования.

С. В. Пивкина – разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных.

К. В. Дементьева – создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 22.09.2024; одобрена после рецензирования 19.11.2024; принята к публикации 27.11.2024.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Пыреськина Е. М., Пивкина С. В., Дементьева К. В. Мордовский переводческий процесс в контексте литературы и печатных СМИ конца XVIII – XX вв. отключены

Саберов Р. А. Поиск вектора развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-е гг. (по материалам Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории)

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.090-098
EDN: https://elibrary.ru/pxfjue
УДК / UDC 316.74.2

Поиск вектора развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-е гг. (по материалам Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории)

Р. А. Саберов
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Конец 1990-х – 2000-е гг. открывают для марийской традиционной религии и ее священнослужителей новую веху в развитии. В Республике Марий Эл до сих пор ежегодно проводятся моления в священных рощах, особое значение в поддержании этого процесса имеют служители культа – марийские карты. Анализ сегодняшней этнорелигиозной ситуации с позиций эволюции (традиция) или революции (New Age) требует изучения исторических нарративов. Количество работ, освещающих деятельность духовных лиц традиционной религии мари, в XX в. невелико, особенно в хронологическом отрезке нескольких десятилетий после окончания Великой Отечественной войны. Цель исследования ‒ установить особенности развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-х гг.

Материалы и методы. Объектом исследования выступает обрядовая компонента этнорелигии мари, а предметом является ее институциональная комплексная единица – жречество, включающее наименование служителей культа, иерархию и функционал, специфику обрядового облачения. Исследование базируется на материалах научно-рукописного фонда научной библиотеки Марийского научно-исследовательского института языка, истории и литературы им. В. М. Васильева. В ходе работы автор опирался на принцип историзма, источниковедческий анализ документального материала, использовались общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение).

Результаты исследования и их обсуждение. В источниковом материале фиксируются нетипичные наименования жрецов, факты замены старых обычаев гражданскими праздниками и укрепления их в жизни деревни, отмечается вхождение в быт мари новых праздников и трансформация в них старых обрядовых действий. В то же время в указанный период все еще сохранялись старые религиозные обряды, однако процесс их проведения начал подвергаться трансформации, что выражалось в отсутствии обрядового облачения жрецов, сожжении ритуальных треб не служителями культа, а непосредственными участниками обряда, передаче сакральных функций женщинам. Несмотря на сохранность обрядовой практики в автохтонной религии мари в 1950–1960-е гг., все более ярко в этот период и последующие десятилетия начал проявляться кризис традиционной марийской религии, что находило выражение в том числе и в кризисном векторе развития института служителей культа

Заключение. В работе уточнены сведения об особенностях развития института служителей культа традиционной религии мари; процессах, влиявших на изменение этнорелигиозной ситуации в Марийской АССР в 1950–1960-х гг.

Ключевые слова: ХХ в., Среднее Поволжье, Марийский научно-исследовательский институт, марийская традиционная религия, жречество

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Саберов Р.А. Поиск вектора развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-е гг. (по материалам Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории). Финноугорский мир. 2025;17(1):90‒98. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.090-098

Информация об авторе:

Саберов Рушан Анвярович, старший преподаватель кафедры социальных наук и технологий, заместитель директора центра подготовки кадров высшей квалификации Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (119049, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 4, с. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1502-3718, SPIN-код: 3600-9212, saberow@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 14.10.2024; одобрена после рецензирования 27.11.2024; принята к публикации 02.12.2024.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Саберов Р. А. Поиск вектора развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-е гг. (по материалам Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории) отключены

Бикейкин Е. Н., Гусева Т. М., Куршева Г. А. Традиционная культура мордвы Казанской губернии: историко-этнографический аспект

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.080-089
EDN: https://elibrary.ru/rwldew
УДК / UDC 94:398.3(=511.152)

Традиционная культура мордвы Казанской губернии: историко-этнографический аспект

Е. Н. Бикейкин, Т. М. Гусева, Г. А. Куршева
Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Культура мордвы, проживающей в различных регионах нашей страны, развивалась под влиянием многих факторов и прежде всего под влиянием культур других народов. В современной этнографической науке многие аспекты данных изменений в традиционной культуре не нашли должного освещения. Перед учеными стоит задача – проследить трансформации в культуре мордвы. Цель исследования – определить особенности культуры мордовского населения, проживавшего в XVIII‒XIX вв. на территории Казанской губернии.

Материалы и методы. Исследование проведено на основе экспедиционных материалов, собранных исследователями XVIIIXIX вв., работ ученых данного периода, в которых были охарактеризованы наиболее важные черты традиционной культуры мордовского народа, проживавшего в Казанской губернии. Участники экспедиций при сборе сведений использовали метод непосредственного наблюдения. Сравнительно-исторический метод стал основным при анализе данных материалов.

Результаты исследования и их обсуждение. Ученые XVIIIXIX вв., прослеживая динамику численности населения, выявили постепенное увеличение числа мордовского населения на территории Казанской губернии. Большое влияние на традиционную культуру мордовского населения оказывали этносы, проживавшие в близком соседстве: татары, чуваши, русские. Культура мордвы Казанской губернии к концу XIX – началу ХХ в. представляла собой своеобразный сплав, оставаясь в основе своей традиционной культурой мордовского народа с сохранением национального самосознания.

Заключение. Материалы исследования вносят вклад в развитие региональной исторической и этнографической науки и могут быть полезны исследователям, изучающим материальную культуру, обряды, религиозные верования мордовского этноса.

Ключевые слова: мордовский народ, трансформация традиционной культуры, Казанская губерния, этнографические экспедиции, дисперсность расселения

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бикейкин Е.Н., Гусева Т.М., Куршева Г.А. Традиционная культура мордвы Казанской губернии: историко-этнографический аспект. Финноугорский мир. 2025;17(1):80‒89. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.080-089

Информация об авторах:

Бикейкин Евгений Николаевич, заместитель директора, ученый секретарь Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7301-0264, SPIN-код: 1732-1478, bikeykin1977@mail.ru

Гусева Татьяна Михайловна, главный научный сотрудник, заведующий отделом истории Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7417-6664, SPIN-код: 9915-3591, tatiana.guseva@mail.ru

Куршева Галина Александровна, директор Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6151-0977, SPIN-код: 4696-0040, kursheva_galina@mail.ru 

Заявленный вклад авторов:

Е. Н. Бикейкин ‒ формулирование идеи исследования, целей и задач; разработка методологии исследования.

Т. М. Гусева ‒ создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи; внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации.

Г. А. Куршева ‒ контроль, лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 22.01.2025; одобрена после рецензирования 10.02.2025; принята к публикации 17.02.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Бикейкин Е. Н., Гусева Т. М., Куршева Г. А. Традиционная культура мордвы Казанской губернии: историко-этнографический аспект отключены

Вавулинская Л. И., Яловицына С. Э. Особенности религиозной ситуации приграничья в контексте межконфессиональных и внешних связей (на материалах Республики Карелия, 1940–1980-е гг.)

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.067-079
EDN: https://elibrary.ru/sjwiwc
УДК / UDC 332.1(470.22)

Особенности религиозной ситуации приграничья в контексте межконфессиональных и внешних связей (на материалах Республики Карелия, 1940–1980-е гг.)

Л. И. Вавулинская, С. Э. Яловицына
Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, г. Петрозаводск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Религиозная «оттепель» первых послевоенных лет сменилась в конце 1950-х гг. новым нажимом на церковь. В Карелии эти процессы имели свою специфику, связанную с  приграничным положением и соседством с Финляндской Республикой, а также с наличием в составе населения республики финнов-лютеран. Вместе с тем Карелия традиционно считалась территорией с преобладанием православных верующих, поэтому исследователи сконцентрировались преимущественно на изучении православной истории края. Цель исследования ‒ показать влияние карельского регионального приграничья на религиозную ситуацию края.

Материалы и методы. Статья подготовлена на основе введенных в научный оборот новых документов, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации и Национальном архиве Республики Карелия, а также с помощью привлечения материалов документальных сборников и местной литературы, затрагивающей проблемы религиозной жизни в республике во второй половине XX в. Они дают аргументированное представление о государственно-церковном и межконфессиональном взаимодействии в Карелии. Методологической основой исследования являются общенаучные (системный подход, принцип историзма, анализ и синтез, обобщение) и специально-исторические (историко-генетический, хронологический, историко-сравнительный) методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлена взаимосвязанность государственно-церковных отношений с приграничным расположением республики, которое обусловило особую бдительность властей к деятельности различных церковных общин и желание использовать церковь в формировании положительного имиджа СССР на международной арене. Особенностью внешних контактов с Финляндией стало участие в них не только представителей лютеран, но и православных, что усилило межконфессиональное взаимодействие. Единая антирелигиозная направленность политики в 1940‒1980-е гг. позволяла конфессиям видеть друг в друге скорее союзников, чем теологических соперников, и использовать выход на международную арену как форму оказания давления на власть внутри страны.

Заключение. Статья отражает роль внешнего фактора, оказавшего существенное влияние на религиозную ситуацию в приграничной республике, позволяет лучше понять и оценить результаты общей политики государства и ее эволюции в 1940‒1980-е гг. Актуальной представляется оценка влияния на религиозную ситуацию усиливающегося туристического потока из-за рубежа в 1970-е гг., а также рассмотрение темы в контексте ретроспективного поворота в культуре СССР (интерес к церковной архитектуре, иконописи и др.). Перспективы исследования проблемы авторы видят в более углубленном изучении религиозных практик населения, внутренней ситуации в религиозных организациях, интерес к которым возрастает в связи с предстоящим в 2027 г. празднованием 800-летия крещения карелов.

Ключевые слова: Карелия, приграничье, Русская православная церковь, лютеранство, межконфессиональные контакты, миротворческая деятельность, атеистическое государство

Финансирование: исследование выполнено в рамках госзадания ИЯЛИ КарНЦ РАН. Тема НИР № 124022000029-0.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Вавулинская Л.И., Яловицына С.Э. Особенности религиозной ситуации приграничья в контексте межконфессиональных и внешних связей (на материалах Республики Карелия, 1940–1980-е гг.). Финно-угорский мир. 2025;17(1):67‒79. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.067-079

Информация об авторах:

Вавулинская Людмила Ивановна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН (185910, Российская Федерация, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6404-7551, SPIN-код: 2326-9197, ludvav@mail.ru

Яловицына Светлана Эрккиевна, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН (185910, Российская Федерация, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5024-6357, SPIN-код: 6690-1995, jalov@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

Л. И. Вавулинская – осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; создание и подготовка рукописи: написание черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы.

С. Э. Яловицына – формулирование идеи исследования, целей и задач; разработка методологии исследования; контроль и лидерство в процессе планирования и проведения исследования; создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 04.09.2024; одобрена после рецензирования 27.11.2024; принята к публикации 02.12.2024.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Вавулинская Л. И., Яловицына С. Э. Особенности религиозной ситуации приграничья в контексте межконфессиональных и внешних связей (на материалах Республики Карелия, 1940–1980-е гг.) отключены