Оригинальная статья
https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.241-252
https://elibrary.ru/nwohcj
УДК / UDC 2-183.5(=511.152)
Представления о душе человека в традиционном мировоззрении мордвы
С. С. Панфилова
МГУ им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация
Т. П. Девяткина
Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация
Aннотация
Введение. В настоящее время в науке наблюдается актуализация исследований анимизма в традиционных культурах финно-угорских этносов. В этой связи в отношении мордовского народа обнаруживается ряд научных пробелов, требующих внимания ученых. Цель исследования – дать комплексное описание понятия «душа человека» в традиционном мировоззрении мордвы. На его основе авторы предлагают свою модель понятия «душа человека» в традиционной мордовской культуре.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на основе опубликованных фольклорно-этнографических материалов, полевых материалов авторов и их собственных наблюдений. В работе использовались следующие научные методы: описательный, позволивший обобщить фольклорные и полевые материалы; системный, применяемый для комплексного анализа фольклорных материалов в их взаимосвязи с этнографическими фактами, культурно-историческими процессами; структурно-типологический, который помог создать комплексную модель понятия «душа человека» в традиционной культуре мордвы.
Результаты исследования и их обсуждение. Предложена комплексная модель понятия «душа человека» в традиционной культуре мордвы, объединяющая структурные, функциональные и содержательные компоненты. Впервые была рассмотрена душа живого человека: ее обретение, местоположение в теле, внешний вид. Кроме того, были дополнены сведения о переходе души в загробный мир, ее пребывании в нем и взаимодействии с миром живых. Сделано предположение о возможном существовании у мордвы веры в реинкарнацию души среди родственников. Авторы пришли к выводу, что в современной мордовской культуре обряды поминания души усопшего подверглись значительной трансформации и обнаруживают сходство с православными финно-уграми и русскими.
Заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие исследования традиционной картины мира мордовского народа. Предложенная комплексная модель понятия «душа человека» может быть использована при рассмотрении анимистических представлений в традиционных культурах других финно-угорских этносов.
Ключевые слова: мордва, народные верования, дохристианские боги, душа человека, похоронные обряды, поминальные обряды, покойный, реинкарнация, фольклор, миф, обереги
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Панфилова С.С., Девяткина Т.П. Представления о душе человека в традиционном мировоззрении мордвы. Финно—угорский мир. 2025;17(2):241‒252. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.241-252
Информация об авторах:
Панфилова Серафима Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0445-1007, SPIN-код: 6971-9981, scully_ss@rambler.ru
Девяткина Татьяна Петровна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры родного языка и литературы Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева (430007, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11А), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5334-688X, SPIN-код: 3716-0620, tatyana_devyatki@mail.ru
Вклад авторов:
Т. П. Девяткина – формулирование идеи исследования, целей и задач; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; создание и подготовка рукописи: написание черновика рукописи, включая его перевод на иностранный язык; контроль, лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования.
С. С. Панфилова – разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации; проверка воспроизводимости результатов исследования в рамках задач работы; визуализация результатов исследования и полученных данных.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 03.02.2025; одобрена после рецензирования 25.03.2025; принята к публикации 02.04.2025.