Ставицкий В. В. Лунный календарь из мордовского Старосотенского могильника

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.179-187
https://elibrary.ru/rzxfcm
УДК / UDC 726.84(059)(=511.152)

Лунный календарь из мордовского Старосотенского могильника

В. В. Ставицкий

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Лунный календарь относится к древнейшим способам исчисления дней года. В мордовском языке лексема «ков» обозначает как небесное тело (Луну), так и календарный месяц. Это позволяет предположить существование лунного календаря у средневековой мордвы, однако вещественных доказательств данному факту не приводилось. Проблематика настоящего исследования заключается в недостаточной информативности имеющихся этнографических и лингвистических источников, в которых отсутствуют хронологические данные. Цель исследования – выявить вещественные доказательства бытования лунного календаря у средневековой мордвы, уточнить хронологию его использования.

Материалы и методы. В статье анализируются материалы женского погребения из мордовского Старосотенского могильника, содержащего медальон с изображением лунного календаря. Для определения времени совершения захоронения, установления его этнокультурной и конфессиональной принадлежности, уточнения места лунного календаря в культуре средневековой мордвы применялись методы планиграфического анализа захоронений и подбора аналогий погребального инвентаря.

Результаты исследования и их обсуждение. Обнаруженный календарный медальон был отнесен исследователями к эпохе Золотой орды, ими же был сделан вывод, что календарь является мусульманским. Однако проведенный анализ погребального инвентаря показал, что захоронение датируется периодом не позднее середины XIII в., когда на месте современного с. Наровчат еще не существовало золотоордынского города и местная мордва не поддерживала контакты с мусульманами. Погребальный обряд имеет языческий характер. В исламском календаре 12 лунных месяцев, а на медальоне их 13. Материал медальона – серебристый сплав – в мордовской культуре ассоциировался с лунным светом.

Заключение. Находка изображения лунного календаря в мордовском языческом погребении XIII в. свидетельствует о том, что у мордвы лунное исчисление времени бытовало вплоть до эпохи позднего средневековья. Вероятно, календарь был изготовлен местными мастерами по образцам вятических монетовидных подвесок. Уточнение этнокультурной и конфессиональной принадлежности захоронения с календарем позволило расширить число вещественных свидетельств распространения лунных календарей в языческих средневековых культурах финно-угорских народов.

Ключевые слова: средневековье, домонгольский период, город Мохши, язычество, лунный календарь

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ставицкий В.В. Лунный календарь из мордовского Старосотенского могильника. Финноугорский мир. 2025;17(2):179‒187. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.179-187

Информация об авторе:

Ставицкий Владимир Вячеславович, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и обществознания Пензенского государственного университета (440026, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5957-3781, SPIN-код: 6740-3240, stawiczky.v@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 03.09.2024; одобрена после рецензирования 10.03.2025; принята к публикации 17.03.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Ставицкий В. В. Лунный календарь из мордовского Старосотенского могильника отключены

Сайфуллина Л. Ф. Финно-угорские народы Среднего Поволжья на Южном Урале по материалам Всероссийской переписи 1920 г.: новые данные

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

Финно-угорские народы Среднего Поволжья на Южном Урале по материалам Всероссийской переписи 1920 г.: новые данные

Л. Ф. Сайфуллина

Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, г. Уфа, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена введением в научный оборот неиспользованного ранее комплекса архивных источников – подворных карточек сельскохозяйственной переписи 1920 г. по Малой Башкирии, хранящихся в Национальном архиве Республики Башкортостан, обладающих значительным потенциалом для изучения истории крестьянства и этнодемографии региона. Цель исследования – уточнение численности и определение географических ареалов компактного проживания финно-угорских народов (мордвы, марийцев, удмуртов) Среднего Поволжья на территории Малой Башкирии по состоянию на 1920 г. на основе критического анализа первичных материалов переписи.

Материалы и методы. Исследование базируется на анализе коллекции подворных карточек сельскохозяйственной переписи 1920 г. Применены историко-системный, историко-сравнительный и статистический методы, позволившие на основе подворных карточек 1920 г. уточнить численность и сравнить ранее неизвестные данные с изданными результатами проведенной переписи, определить географические ареалы проживания финно-угорских народов Среднего Поволжья на момент проведения переписи населения.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены существенные расхождения между данными подворных карточек и официальными итогами переписи 1920 г. Установлено, что численность мордвы (16 713 чел.) была занижена официальной статистикой на 26 % (22 603 чел.), в то время как численность марийцев (9 311 чел.) и удмуртов (531 чел.) оказалась выше официальных данных (7 894 чел. и 440 чел. соответственно). Несоответствия между первичными данными и опубликованными итогами объясняются возможной утратой части карточек и/или ошибками при их сводке. Определены географические ареалы расселения: мордва компактно проживала в центральных и южных районах Малой Башкирии, с максимальной концентрацией в Стерлитамакском кантоне (9 069 чел.). Основная часть марийцев и удмуртов расселялась на северо-востоке региона, преимущественно на территории бывшего Красноуфимского уезда Пермской губернии.

Заключение. Изучение первоисточника переписи 1920 г. позволило детально раскрыть вопросы численности и географических ареалов проживания финно-угорских народов Среднего Поволжья на территории Малой Башкирии. Из-за недостаточной источниковой базы периода Гражданской войны в стране дальнейшее изучение материалов статистических исследований 1920 г. позволит открыть новые горизонты в анализе как состава крестьянской семьи, так и особенностей хозяйствования (в том числе специфики введения сельского хозяйства, животноводства, птицеводства и др.) различных этносов вариативных географических зон проживания, а также определить общие и особенные черты каждой группы населения.

Ключевые слова: Малая Башкирия, Гражданская война, Среднее Поволжье, сельскохозяйственная перепись, подворные карточки, Южный Урал, финно-угорские народы, марийцы, мордва, удмурты

Финансирование: исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № ГЗ 075-00571-25-00 от 27.12.2024 г. на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Сайфуллина Л.Ф. Финно-угорские народы Среднего Поволжья на Южном Урале по материалам Всероссийской переписи 1920 г.: новые данные. Финноугорский мир. 2025;17(2):165–178. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.165-178

Информация об авторе:

Сайфуллина Лейла Факиловна, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела истории и истории культуры Башкортостана Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (450054, Российская Федерация, г. Уфа, пр-т Октября, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5967-2694, SPIN-код: 3738-1319, Sleila.83@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 10.02.2025; одобрена после рецензирования 17.03.2025; принята к публикации 21.03.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Сайфуллина Л. Ф. Финно-угорские народы Среднего Поволжья на Южном Урале по материалам Всероссийской переписи 1920 г.: новые данные отключены

Черкашина С. П. Рисунок как паралингвистический феномен в художественном тексте (на примере произведений Туве Янссон)

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.152-164
https://elibrary.ru/wjjfxs
УДК / UDC 741:81’42 Туве Янссон

Рисунок как паралингвистический феномен в художественном тексте (на примере произведений Туве Янссон)

С. П. Черкашина

Университет «Синергия», г. Москва, Российская Федерация

Aннотация

Введение. Уникальность Т. Янссон заключается в том, что она, одновременно являясь писательницей и художницей, самостоятельно иллюстрировала свои произведения, в частности рассматриваемые нами истории о муми-троллях. В России до настоящего времени исследовались лишь тексты повестей Т. Янссон, однако работы, посвященные анализу ее рисунков, отсутствуют. Цель исследования – выявить особенности отношений вербального компонента, выраженного окказионализмами, и иконического знака, представленного рисунком. Научная новизна работы заключается в изучении функционирования рисунка как элемента иконического кода в произведениях о муми-троллях. В статье представлена схема анализа рисунка как иконического знака.

Материалы и методы. Материалом исследования явились рисунки Т. Янссон к повестям цикла о муми-троллях. Обоснованием для его выбора является возможность изучить способы номинации вымышленных персонажей, созданных писателем иной языковой реальности, а также определить семантические особенности, функции и характер взаимосвязи рисунка с вербальным компонентом. С целью анализа внетекстовых структур в работе применялся структурно-семиотический метод, дистрибутивный метод дал возможность изучить семантические отношения между словами. Обращение к феноменолого-герменевтическому методу позволило выявить особенности авторского сознания и объективно изучить смысл художественного текста.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ рисунков, созданных Т. Янссон к образам семьи муми-троллей, выполнен с применением авторской модели, позволяющей выявить взаимосвязь невербального и вербального компонентов на уровнях выражения (языковой компонент), содержания (семантическое наполнение языкового компонента) и репрезентации (визуальное воплощение языкового компонента) в креолизованном тексте. В процессе исследования выявлено, что рисунки в повестях не имеют смысловой и структурной самостоятельности, так как находятся в комплементарных (взаимодополняющих) отношениях с вербальным компонентом – номинативами-окказионализмами. Рисунки конкретизируют их значение, решая проблему однозначности их восприятия и способствуя сжатости текста.

Заключение. Результаты, полученные в ходе изучения креолизованных текстов Т. Янссон, могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин «Зарубежная филология: финский язык и литература» и «Литература Скандинавии и Финляндии».

Ключевые слова: финская литература, Туве Янссон, паралингвистика, параязык, креолизованный текст, иконические знаки, рисунок

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Черкашина С.П. Рисунок как паралингвистический феномен в художественном тексте (на примере произведений Туве Янссон). Финноугорский мир. 2025;17(2):152‒164. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.152-164

Информация об авторе:

Черкашина Светлана Павловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Университета «Синергия» (125315, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5), ORCID: https://orcid.org/0009-0000-1816-2452, SPIN-код: 8218-1084, svechka8@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 27.01.2025; одобрена после рецензирования 31.03.2025; принята к публикации 04.04.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Черкашина С. П. Рисунок как паралингвистический феномен в художественном тексте (на примере произведений Туве Янссон) отключены

Абукаева Л. А. Молитвенные обращения приверженцев марийской этнической религии: формы и смыслы

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.140-151
https://elibrary.ru/hpfqlc
УДК / UDC 2:39(470.343)

Молитвенные обращения приверженцев марийской этнической религии: формы и смыслы

Л. А. Абукаева
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Духовные поиски человека, переосмысление роли религиозного фактора в жизни общества, связанные с глобальными переменами, требуют изучения особенностей религиозных воззрений. Междисциплинарные исследования, проводимые в русле лингвокультурологии, теолингвистики, религиозной концептологии, позволяют через анализ языка как средства фиксирования, сохранения и передачи важнейших аспектов культуры раскрыть сущностные характеристики такого уникального объекта, как этническая религия мари. Тексты марийских молитв как объект лингвокультурологических изысканий языковедами не рассматривались. Цель исследования ‒ выявление смыслового наполнения слов и конструкций, выражающих молитвенные обращения верующих в текстах молитв марийской этнической религии.

Материалы и методы. Для проведения исследования были привлечены тексты молитв, записанные и опубликованные в XIX‒XXI вв. Лингвокультурологический анализ, направленный на сопоставление религиозной и языковой картин мира марийцев, выявил, что лексические единицы и синтаксические конструкции, репрезентирующие обрядовые практики, актуализируют специфику этнической религии. Применение сравнительно-исторического и контрастивного методов к корпусу молитвенных текстов позволило идентифицировать лингвистические элементы, свидетельствующие о воздействии исламской и христианской традиций на марийскую религиозную систему.

Результаты исследования и их обсуждение. Для приверженцев марийской этнической религии, продолжающих соблюдать древние религиозные обряды, важно, используя исконные языковые конструкции и формы, выразить свои молитвенные просьбы, благодарность богам, пережить чувство сопричастности к актам божественного. В результате комплексного анализа сакральных текстов марийской традиционной религии установлено, что при изложении просьб в текстах молитв исключается категоричная тональность: форма повелительного наклонения функционирует совместно с языковыми средствами, смягчающими их значение. К ним относятся глаголы сослагательного наклонения и составные глаголы. В смысловом отношении так подчеркивается абсолютная свобода воли богов, отмечается постоянство связи небесного и земного, а следовательно, согласно воззрениям мари, неизменность поддержки человека, семьи, рода со стороны высших сил. Заимствованные глаголы и их распространители являются показателем марийско-тюркских языковых и культурных контактов, свидетельствуют о том, что марийская этническая религия – это открытая система, характеризующаяся синкретичностью.

Заключение.
Результаты исследования могут способствовать пониманию смысла религиозных обрядов, роли и значимости языковых конструкций, функционирующих в сакральных текстах мари, помочь устранить искаженные толкования основ вероучения марийской традиционной религии. Полученные данные имеют междисциплинарную значимость для религиоведения, теолингвистики и лингвокультурологии, а также для укрепления межнационального и межконфессионального согласия. Выявленные особенности функционирования языковых форм следует учитывать при переводе текстов с марийского на русский и другие языки, что определяет перспективное направление для дальнейших изысканий.

Ключевые слова: марийский язык, марийская этническая религия, молитва, просительная молитва, благодарственная молитва, глаголы и глагольные словосочетания

Финансирование: публикация подготовлена в рамках реализации гранта РНФ № 25-28-00064 «Cакральные тексты марийской этнической религии как лингвокультурный феномен».

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Абукаева Л.А. Молитвенные обращения приверженцев марийской этнической религии: формы и смыслы. Финно-угорский мир. 2025;17(2):140‒151. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.140-151

Информация об авторе:
Абукаева Любовь Алексеевна, доктор филологических наук, доцент, начальник научно-исследовательского центра изучения уральских языков Марийского государственного университета (424001, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9622-6770, SPIN-код: 2749-3625, sylne@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.01.2025; одобрена после рецензирования 08.04.2025; принята к публикации 14.04.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Абукаева Л. А. Молитвенные обращения приверженцев марийской этнической религии: формы и смыслы отключены

Содержание (2025, 2)

Скачать 02 2025 (pdf, 10 Mb)

Этнолингвистика и семиотика

Абукаева Л. А. Молитвенные обращения приверженцев марийской этнической религии: формы и смыслы

Черкашина С. П. Рисунок как паралингвистический феномен в художественном тексте (на примере произведений Туве Янссон)

История, этнография, археология

Сайфуллина Л. Ф. Финно-угорские народы Среднего Поволжья на Южном Урале по материалам Всероссийской переписи 1920 г.: новые данные

Ставицкий В. В. Лунный календарь из мордовского Старосотенского могильника

Современные этнокультурные процессы

Богатова О. А. Повседневная этничность в городской среде столиц финно-угорских республик Российской Федерации (Ижевск и Саранск)

Воронина Н. И., Сиротина И. Л. Транскрипции творческой этноидентичности в Подлесной Тавле

Культура финно-угорских народов

Березина А. В., Жаркова Т. В. Культурологический анализ традиций изготовления поясов марийцев Урала

Садиков Р. Р. Календарная празднично-обрядовая культура мордвы-мокши Башкирии (традиции в реалиях современности)

Панфилова С. С., Девяткина Т. П. Представления о душе человека в традиционном мировоззрении мордвы

 

Рубрика: Без рубрики, Т. 17 № 2 | Комментарии к записи Содержание (2025, 2) отключены

Душенкова Т. Р., Кондратьева Н. В. Почему есть пятна на луне, или К вопросу об астронимических кодах удмуртского народа

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.112-125
EDN: https://elibrary.ru/qflgds
УДК / UDC 52:392

Почему есть пятна на луне, или К вопросу об астронимических кодах удмуртского народа

Т. Р. Душенкова, Н. В. Кондратьева
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН, г. Ижевск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Лексическая единица толэзь ‘луна’ является одним из важнейших элементов космологической системы удмуртского народа. Между тем в научной литературе представлено недостаточное количество научных работ, посвященных изучению особенностей функционирования указанного семиотического знака. Цель исследования ‒ выявление конвенциональных и неконвенциональных характеристик культурного кода толэзь ‘луна/месяц’ в традиционной и современной культуре удмуртов.

Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составили прозаические тексты малых жанров фольклора, художественные произведения, лексикографические труды, лингвистические данные, извлеченные из Национального корпуса удмуртского языка, а также альбомы по декоративно-прикладному искусству удмуртского народа. В качестве методологической базы исследования выступили метод сплошной выборки, контекстного анализа, лексикографический, описательный, которые позволили выявить контексты употребления исследуемого знака в традиционной и современной культуре удмуртов.

Результаты исследования и их обсуждение. В структуре малых жанров удмуртского фольклора особое место занимает астронимический код толэзь ‘луна’. Он широко представлен в текстах заговорно-заклинательного и фидеистического характера, приметах и поверьях, загадках. Как показывают материалы исследования, астронимический код толэзь ‘луна’ сохранился прежде всего в тех фольклорных жанрах и формах, которые напрямую были связаны с ритуальными действиями; он характеризуется конвенциональными признаками, участвующими в реализации мифопоэтического представления народа об устройстве мира и Вселенной. В современной ситуации происходит трансформация семиотического наполнения и условий функционирования исследуемого кода.

Заключение. Использование исследуемого культурного кода в современных условиях стимулирует появление новой сложной системы неконвенциональных отношений, ведущей к приумножению ценности нового предмета «договора» (художественного произведения, бренда или идеологии) и стиранию архаичных представлений семиотического знака. Исследование контекстов использования астронимического кода толэзь ‘луна’ позволит использовать полученные знания в исследовании широкого круга вопросов в области фольклористики, этнографии, культурологии.

Ключевые слова: вербальная культура удмуртского народа, астронимический код, удмуртские загадки, удмуртские приметы и поверья, заговорно-заклинательные традиции

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Душенкова Т.Р., Кондратьева Н.В. Почему есть пятна на Луне, или К вопросу об астронимических кодах удмуртского народа. Финно-угорский мир. 2025;17(1):112‒125. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.112-125

Информация об авторах:

Душенкова Татьяна Рудольфовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН (426034, Российская Федерация, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-002-2514-7143, SPIN-код: 6447-5384, dushenkovatr@mail.ru 

Кондратьева Наталья Владимировна, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН (426034, Российская Федерация, Республика Удмуртия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3632-503X, SPIN-код: 5206-9109, nataljakondratjeva@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

Т. Р. Душенкова – формулирование идеи исследования, целей и задач; создание и подготовка рукописи: написание черновика рукописи, включая его перевод на иностранный язык; проверка воспроизводимости результатов исследования в рамках основных или дополнительных задач работы.

Н. В. Кондратьева – формулирование идеи исследования, целей и задач; создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 27.01.2025; одобрена после рецензирования 10.02.2025; принята к публикации 17.02.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Душенкова Т. Р., Кондратьева Н. В. Почему есть пятна на луне, или К вопросу об астронимических кодах удмуртского народа отключены

Пыреськина Е. М., Пивкина С. В., Дементьева К. В. Мордовский переводческий процесс в контексте литературы и печатных СМИ конца XVIII – XX вв.

Скачать (pdf)

Оригинальная статья
https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.099-111
EDN: https://elibrary.ru/tljlas
УДК / UDC 81’25:070:811.511.1

Мордовский переводческий процесс в контексте литературы и печатных СМИ конца XVIII – XX вв.

Е. М. Пыреськина, С. В. Пивкина, К. В. Дементьева
МГУ им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Для национальных исследователей перевод текстов СМИ и литературы представляет большой научный интерес, однако изучение вопросов переводческого мастерства не является основной стратегией в финноугроведении. В статье предметом специального рассмотрения становится переводческий процесс. Цель исследования – изучить точки зрения исследователей относительно понятия «перевод», проанализировать динамику процессов переводческой эквивалентности в Мордовии в контексте литературы и печатных СМИ конца XVIIIXX вв.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили работы отечественных исследователей, посвященные изучению этапов зарождения и развития мордовской литературы и переводческого процесса. Практическая часть статьи направлена на анализ публикаций о переводческом творчестве, воссоздание общей картины переводческого мастерства в мордовском крае. В работе использованы традиционные методы анализа: ретроспективный, текстологический, сравнительно-исторический, которые позолили выявить изменения, происходящие в литературно-переводческом процессе.

Результаты исследования и их обсуждение. Авторами впервые проведено комплексное исследование мордовского переводческого процесса в контексте литературы и печатных СМИ на стыке веков: изучены теоретические труды по проблемам перевода; выявлены этапы становления и развития мордовского переводческого процесса; проведен сравнительно-сопоставительный анализ художественно-публицистических текстов со страниц периодических изданий. Авторы приходят к выводу, что благодаря процессу перевода в информационном пространстве происходит популяризация языка.

Заключение. Практическая значимость статьи заключается в возможности ее применения в процессе преподавания дисциплин филологического профиля в вузе и в работе региональных журналистов. Перспективы дальнейшего исследования проблемы связаны с изучением современного периода и анализом методов подачи переводимой информации в разных видах СМИ.

Ключевые слова: Республика Мордовия, литература, печатные СМИ, периодическая печать, переводческая деятельность, переводческий процесс

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Пыреськина Е.М., Пивкина С.В., Дементьева К.В. Мордовский переводческий процесс в контексте литературы и печатных СМИ конца XVIII – XX вв. Финно-угорский мир. 2025;17(1):99‒111. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.099-111

Информация об авторах:

Пыреськина Елена Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4371-7450, SPIN-код: 9405-9602, pireskina.elena@yandex.ru

Пивкина Светлана Васильевна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры журналистики МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0009-0007-5221-0017, SPIN-код: 4559-2441, svepivkina@yandex.ru

Дементьева Ксения Владимировна, доктор филологических наук, заведующий кафедрой журналистики МГУ им. Н. П. Огарёва, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6484-9594, SPIN-код: 9365-4480, dementievakv@gmail.com

Заявленный вклад авторов:

Е. М. Пыреськина – формулирование идеи исследования, целей и задач; создание и подготовка рукописи: написание черновика рукописи, включая его перевод на иностранный язык; контроль, лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования.

С. В. Пивкина – разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных.

К. В. Дементьева – создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 22.09.2024; одобрена после рецензирования 19.11.2024; принята к публикации 27.11.2024.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Пыреськина Е. М., Пивкина С. В., Дементьева К. В. Мордовский переводческий процесс в контексте литературы и печатных СМИ конца XVIII – XX вв. отключены

Саберов Р. А. Поиск вектора развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-е гг. (по материалам Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории)

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.090-098
EDN: https://elibrary.ru/pxfjue
УДК / UDC 316.74.2

Поиск вектора развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-е гг. (по материалам Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории)

Р. А. Саберов
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Конец 1990-х – 2000-е гг. открывают для марийской традиционной религии и ее священнослужителей новую веху в развитии. В Республике Марий Эл до сих пор ежегодно проводятся моления в священных рощах, особое значение в поддержании этого процесса имеют служители культа – марийские карты. Анализ сегодняшней этнорелигиозной ситуации с позиций эволюции (традиция) или революции (New Age) требует изучения исторических нарративов. Количество работ, освещающих деятельность духовных лиц традиционной религии мари, в XX в. невелико, особенно в хронологическом отрезке нескольких десятилетий после окончания Великой Отечественной войны. Цель исследования ‒ установить особенности развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-х гг.

Материалы и методы. Объектом исследования выступает обрядовая компонента этнорелигии мари, а предметом является ее институциональная комплексная единица – жречество, включающее наименование служителей культа, иерархию и функционал, специфику обрядового облачения. Исследование базируется на материалах научно-рукописного фонда научной библиотеки Марийского научно-исследовательского института языка, истории и литературы им. В. М. Васильева. В ходе работы автор опирался на принцип историзма, источниковедческий анализ документального материала, использовались общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение).

Результаты исследования и их обсуждение. В источниковом материале фиксируются нетипичные наименования жрецов, факты замены старых обычаев гражданскими праздниками и укрепления их в жизни деревни, отмечается вхождение в быт мари новых праздников и трансформация в них старых обрядовых действий. В то же время в указанный период все еще сохранялись старые религиозные обряды, однако процесс их проведения начал подвергаться трансформации, что выражалось в отсутствии обрядового облачения жрецов, сожжении ритуальных треб не служителями культа, а непосредственными участниками обряда, передаче сакральных функций женщинам. Несмотря на сохранность обрядовой практики в автохтонной религии мари в 1950–1960-е гг., все более ярко в этот период и последующие десятилетия начал проявляться кризис традиционной марийской религии, что находило выражение в том числе и в кризисном векторе развития института служителей культа

Заключение. В работе уточнены сведения об особенностях развития института служителей культа традиционной религии мари; процессах, влиявших на изменение этнорелигиозной ситуации в Марийской АССР в 1950–1960-х гг.

Ключевые слова: ХХ в., Среднее Поволжье, Марийский научно-исследовательский институт, марийская традиционная религия, жречество

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Саберов Р.А. Поиск вектора развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-е гг. (по материалам Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории). Финноугорский мир. 2025;17(1):90‒98. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.090-098

Информация об авторе:

Саберов Рушан Анвярович, старший преподаватель кафедры социальных наук и технологий, заместитель директора центра подготовки кадров высшей квалификации Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (119049, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 4, с. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1502-3718, SPIN-код: 3600-9212, saberow@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 14.10.2024; одобрена после рецензирования 27.11.2024; принята к публикации 02.12.2024.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Саберов Р. А. Поиск вектора развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-е гг. (по материалам Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории) отключены

Бикейкин Е. Н., Гусева Т. М., Куршева Г. А. Традиционная культура мордвы Казанской губернии: историко-этнографический аспект

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.080-089
EDN: https://elibrary.ru/rwldew
УДК / UDC 94:398.3(=511.152)

Традиционная культура мордвы Казанской губернии: историко-этнографический аспект

Е. Н. Бикейкин, Т. М. Гусева, Г. А. Куршева
Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Культура мордвы, проживающей в различных регионах нашей страны, развивалась под влиянием многих факторов и прежде всего под влиянием культур других народов. В современной этнографической науке многие аспекты данных изменений в традиционной культуре не нашли должного освещения. Перед учеными стоит задача – проследить трансформации в культуре мордвы. Цель исследования – определить особенности культуры мордовского населения, проживавшего в XVIII‒XIX вв. на территории Казанской губернии.

Материалы и методы. Исследование проведено на основе экспедиционных материалов, собранных исследователями XVIIIXIX вв., работ ученых данного периода, в которых были охарактеризованы наиболее важные черты традиционной культуры мордовского народа, проживавшего в Казанской губернии. Участники экспедиций при сборе сведений использовали метод непосредственного наблюдения. Сравнительно-исторический метод стал основным при анализе данных материалов.

Результаты исследования и их обсуждение. Ученые XVIIIXIX вв., прослеживая динамику численности населения, выявили постепенное увеличение числа мордовского населения на территории Казанской губернии. Большое влияние на традиционную культуру мордовского населения оказывали этносы, проживавшие в близком соседстве: татары, чуваши, русские. Культура мордвы Казанской губернии к концу XIX – началу ХХ в. представляла собой своеобразный сплав, оставаясь в основе своей традиционной культурой мордовского народа с сохранением национального самосознания.

Заключение. Материалы исследования вносят вклад в развитие региональной исторической и этнографической науки и могут быть полезны исследователям, изучающим материальную культуру, обряды, религиозные верования мордовского этноса.

Ключевые слова: мордовский народ, трансформация традиционной культуры, Казанская губерния, этнографические экспедиции, дисперсность расселения

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бикейкин Е.Н., Гусева Т.М., Куршева Г.А. Традиционная культура мордвы Казанской губернии: историко-этнографический аспект. Финноугорский мир. 2025;17(1):80‒89. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.080-089

Информация об авторах:

Бикейкин Евгений Николаевич, заместитель директора, ученый секретарь Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7301-0264, SPIN-код: 1732-1478, bikeykin1977@mail.ru

Гусева Татьяна Михайловна, главный научный сотрудник, заведующий отделом истории Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7417-6664, SPIN-код: 9915-3591, tatiana.guseva@mail.ru

Куршева Галина Александровна, директор Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6151-0977, SPIN-код: 4696-0040, kursheva_galina@mail.ru 

Заявленный вклад авторов:

Е. Н. Бикейкин ‒ формулирование идеи исследования, целей и задач; разработка методологии исследования.

Т. М. Гусева ‒ создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи; внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации.

Г. А. Куршева ‒ контроль, лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 22.01.2025; одобрена после рецензирования 10.02.2025; принята к публикации 17.02.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Бикейкин Е. Н., Гусева Т. М., Куршева Г. А. Традиционная культура мордвы Казанской губернии: историко-этнографический аспект отключены

Вавулинская Л. И., Яловицына С. Э. Особенности религиозной ситуации приграничья в контексте межконфессиональных и внешних связей (на материалах Республики Карелия, 1940–1980-е гг.)

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.067-079
EDN: https://elibrary.ru/sjwiwc
УДК / UDC 332.1(470.22)

Особенности религиозной ситуации приграничья в контексте межконфессиональных и внешних связей (на материалах Республики Карелия, 1940–1980-е гг.)

Л. И. Вавулинская, С. Э. Яловицына
Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, г. Петрозаводск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Религиозная «оттепель» первых послевоенных лет сменилась в конце 1950-х гг. новым нажимом на церковь. В Карелии эти процессы имели свою специфику, связанную с  приграничным положением и соседством с Финляндской Республикой, а также с наличием в составе населения республики финнов-лютеран. Вместе с тем Карелия традиционно считалась территорией с преобладанием православных верующих, поэтому исследователи сконцентрировались преимущественно на изучении православной истории края. Цель исследования ‒ показать влияние карельского регионального приграничья на религиозную ситуацию края.

Материалы и методы. Статья подготовлена на основе введенных в научный оборот новых документов, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации и Национальном архиве Республики Карелия, а также с помощью привлечения материалов документальных сборников и местной литературы, затрагивающей проблемы религиозной жизни в республике во второй половине XX в. Они дают аргументированное представление о государственно-церковном и межконфессиональном взаимодействии в Карелии. Методологической основой исследования являются общенаучные (системный подход, принцип историзма, анализ и синтез, обобщение) и специально-исторические (историко-генетический, хронологический, историко-сравнительный) методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлена взаимосвязанность государственно-церковных отношений с приграничным расположением республики, которое обусловило особую бдительность властей к деятельности различных церковных общин и желание использовать церковь в формировании положительного имиджа СССР на международной арене. Особенностью внешних контактов с Финляндией стало участие в них не только представителей лютеран, но и православных, что усилило межконфессиональное взаимодействие. Единая антирелигиозная направленность политики в 1940‒1980-е гг. позволяла конфессиям видеть друг в друге скорее союзников, чем теологических соперников, и использовать выход на международную арену как форму оказания давления на власть внутри страны.

Заключение. Статья отражает роль внешнего фактора, оказавшего существенное влияние на религиозную ситуацию в приграничной республике, позволяет лучше понять и оценить результаты общей политики государства и ее эволюции в 1940‒1980-е гг. Актуальной представляется оценка влияния на религиозную ситуацию усиливающегося туристического потока из-за рубежа в 1970-е гг., а также рассмотрение темы в контексте ретроспективного поворота в культуре СССР (интерес к церковной архитектуре, иконописи и др.). Перспективы исследования проблемы авторы видят в более углубленном изучении религиозных практик населения, внутренней ситуации в религиозных организациях, интерес к которым возрастает в связи с предстоящим в 2027 г. празднованием 800-летия крещения карелов.

Ключевые слова: Карелия, приграничье, Русская православная церковь, лютеранство, межконфессиональные контакты, миротворческая деятельность, атеистическое государство

Финансирование: исследование выполнено в рамках госзадания ИЯЛИ КарНЦ РАН. Тема НИР № 124022000029-0.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Вавулинская Л.И., Яловицына С.Э. Особенности религиозной ситуации приграничья в контексте межконфессиональных и внешних связей (на материалах Республики Карелия, 1940–1980-е гг.). Финно-угорский мир. 2025;17(1):67‒79. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.067-079

Информация об авторах:

Вавулинская Людмила Ивановна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН (185910, Российская Федерация, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6404-7551, SPIN-код: 2326-9197, ludvav@mail.ru

Яловицына Светлана Эрккиевна, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН (185910, Российская Федерация, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5024-6357, SPIN-код: 6690-1995, jalov@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

Л. И. Вавулинская – осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; создание и подготовка рукописи: написание черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы.

С. Э. Яловицына – формулирование идеи исследования, целей и задач; разработка методологии исследования; контроль и лидерство в процессе планирования и проведения исследования; создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 04.09.2024; одобрена после рецензирования 27.11.2024; принята к публикации 02.12.2024.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Вавулинская Л. И., Яловицына С. Э. Особенности религиозной ситуации приграничья в контексте межконфессиональных и внешних связей (на материалах Республики Карелия, 1940–1980-е гг.) отключены

Конгоева А. А. Наследие карельского некалендарного ономастикона в топонимии Сямозерья

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.056-066
EDN: https://elibrary.ru/tbomhf
УДК / UDC 81՚373.231

Наследие карельского некалендарного ономастикона в топонимии Сямозерья

А. А. Конгоева
Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. В последние десятилетия в Карелии учеными ведутся активные исследования топонимии и антропонимии региона. Реконструкция утраченных карельских имен (календарных и некалендарных), сохранившихся в топонимах, имеет большое значение в контексте сохранения культурного наследия, чем и обуславливается актуальность работы. Цель исследования – проанализировать карельский некалендарный ономастикон на материале топонимии территории Сямозерья, где проживают карелы-ливвики.

Материалы и методы. Основным источником материала для исследования стали данные научной картотеки топонимов Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. При анализе этимологии топонимов использовались диалектные словари карельского языка. Для подготовки статьи применялись описательный метод и метод онимической этимологии, который заключается в расшифровке происхождения топонима, т. е. поиске соответствующей лексемы языка, бытующей или бытовавшей ранее на исследуемой территории.

Результаты исследования и их обсуждение. В статье проанализированы отантропонимные топонимы Сямозерья, восходящие к карельским некалендарным именам. Их список насчитывает примерно 50 антропонимов (преимущественно мужские имена), среди которых около половины являются зоонимическими лексемами. Приведено несколько отантропонимных топооснов с затемненной этимологией. Рассматриваются топонимы, в которых отражены личные имена и прозвища, указывающие на отрицательные черты их обладателей, а также топонимы, восходящие к именованиям представителей мира фауны. Кроме национального антропонимикона, приведены и некалендарные имена русского происхождения. Антропонимы сгруппированы по нескольким лексико-семантическим группам: отражающие внешние признаки человека; восходящие к лексемам, указывающим на человеческие качества, включая особенности характера и поведения человека; в истоках которых стоят термины, обозначающие образ жизни человека; выраженные лексикой фауны. На каждый антропоним приводятся топонимические примеры и дается этимология.

Заключение. Изучение антропонимии имеет большую историко-культурную ценность. Проведенный анализ и его результаты найдут применение в прибалтийско-финской ономастике, в том числе при составлении топонимических словарей, в лекционных курсах по топонимии Карелии. Этимология многих сямозерских отантропонимных ойконимов и микротопонимов остается неясной и ожидает своего изучения в предстоящих исследованиях.

Ключевые слова: карельский язык, карелы-ливвики, антропонимия, ойконимия, микротопонимия, некалендарные имена

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Конгоева А.А. Наследие карельского некалендарного ономастикона в топонимии Сямозерья. Финно-угорский мир. 2025;17(1):56‒66. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.056-066

Информация об авторе:

Конгоева Анастасия Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры прибалтийско-финской филологии Петрозаводского государственного университета (185910, Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5113-5552, SPIN-код: 8624-9308, anastasia20085@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.09.2024; одобрена после рецензирования 25.11.2024; принята к публикации 02.12.2024.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Конгоева А. А. Наследие карельского некалендарного ономастикона в топонимии Сямозерья отключены

Родионова А. П., Бойко Т. П. Формант -päi (-piäi) в падежах послеложного образования (на примере ливвиковского и людиковского наречий)

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.047-055
EDN: https://elibrary.ru/tztzuu
УДК / UDC 81’362

Формант -päi (-piäi) в падежах послеложного образования (на примере ливвиковского и людиковского наречий)

А. П. Родионова, Т. П. Бойко
Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, г. Петрозаводск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. В новописьменных грамматиках карельского языка в настоящее время принято выделять два послеложных варианта показателей элатива и аблатива на —späi/-spiäi, —lpäi/-lpiäi. Еще один падеж – адитив, образованный путем слияния окончания иллатива с формантом —päi (-piäi), до сих пор не был включен в грамматику карельского языка. Цель исследования – корректировка правил новописьменных вариантов ливвиковского и людиковского наречий карельского языка.

Материалы и методы. Исследование проведено на материалах Открытого корпуса вепсского и карельского языков. В работе были применены традиционные методы лингвистического исследования: общенаучный, сравнительно-сопоставительный и сравнительно-исторический, которые позволили выявить и доказать правомерность использования в карельском языке новейших падежей послеложного образования.

Результаты исследования и их обсуждение. В статье рассматривается процесс образования новых послеложных падежей путем слияния послелога päi/päin c показателем местного падежа. Он способствовал возникновению в карельском языке трех падежей: элатива, аблатива и адитива. Первые два включены в новописьменные грамматики ливвиковкого наречия. Адитив, несмотря на активное употребление в речи, в грамматику пока не включен. В Открытом корпусе вепсского и карельского языков содержится большой массив текстового материала, который включает в себя диалектные тексты и тексты, написанные на нормированных вариантах карельского языка. При анализе новописьменных текстов корпуса в примерах, где используется адитив, нет единообразия в его написании: формант —päi/-piäi пишется как слитно, так и раздельно.

Заключение. На основе проведенного анализа авторы статьи предлагают включить адитив в новописьменную грамматику карельского языка. Материалы статьи могут быть полезны при корректировке правил орфографии для новописьменных вариантов карельского языка, а также при подготовке учебной литературы для людиковского наречия карельского языка. Более тщательный анализ материалов корпуса в дальнейшем сможет поспособствовать уточнению некоторых правил орфографии новописьменных вариантов карельского языка, что особенно важно для людиковского наречия карельского языка, поскольку его единая литературная форма до сих пор на стадии формирования.

Ключевые слова: элатив, аблатив, адитив, ливвиковское наречие, людиковское наречие, новописьменный язык, Открытый корпус вепсского и карельского языков, грамматикализация послелогов

Финансирование: публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания КарНЦ РАН (Тема № 124022000089-4 «Прибалтийско-финские языки Северо-Запада России в условиях цифровизации научных знаний»).

Для цитирования: Родионова А.П., Бойко Т.П. Формант -päi (-piäi) в падежах послеложного образования (на примере ливвиковского и людиковского наречий). Финноугорский мир. 2025;17(1):47‒55. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.047-055

Информация об авторах:

Родионова Александра Павловна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора языкознания Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (185910, Российская Федерация, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5645-9441, SPIN-код: 6845-5181, santrar@krc.karelia.ru

Бойко Татьяна Петровна, научный сотрудник сектора языкознания Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (185910, Российская Федерация, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5095-2921, SPIN-код: 6095-7017 , tatjanboiko@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

А. П. Родионова – формулирование идеи исследования, целей и задач; создание и подготовка рукописи: написание черновика рукописи, включая его перевод на иностранный язык; контроль, лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; разработка методологии исследования.

Т. П. Бойко – осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; проверка воспроизводимости результатов исследования в рамках задач работы.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 26.08.2024; одобрена после рецензирования 14.01.2025; принята к публикации 22.01.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Родионова А. П., Бойко Т. П. Формант -päi (-piäi) в падежах послеложного образования (на примере ливвиковского и людиковского наречий) отключены

Осьмак Н. А. Коллокации с номинацией «Россия» в корпусе финноязычных интернет-травелогов

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.035-046
EDN: https://elibrary.ru/vbsesv
УДК / UDC 81-13

Коллокации с номинацией «Россия» в корпусе финноязычных интернет-травелогов

Н. А. Осьмак
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Образ России в зарубежном дискурсе неоднократно становился объектом внимания ученых, однако финноязычный материал, в том числе особенности путевых заметок и их современного аналога (интернет-травелогов), является недостаточно изученным. Цель исследования – выявить основные доминанты, формирующие представление о России в интернет-травелогах, через анализ коллокаций с единицами, репрезентующими страну на финском языке.

Материалы и методы. Материалом исследования послужил подкорпус финноязычных интернет-травелогов о России, собранный вручную в сети Интернет методом сплошной выборки, в который вошел 31 текст общим объемом 24 288 словоупотреблений. В работе применялись методы дискурсивного анализа; путем автоматического сентимент-анализа и экспертной оценки определена тональность текста.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ коллокаций, связанных с концептом «Россия», показал их аксиологическую нагрузку. Частотное использование словоформы Venäjä ‘Россия’ способствует стереотипизации образа страны как культурного пространства для туризма, а также выявляет дестереотипизацию через личные переживания путешественников; номинация Neuvostoliitto ‘Советский союз’ делает акцент на эпохе. Сентимент-анализ позволил продемонстрировать нейтральность коллокаций, формирующих многогранный образ России в интернет-травелогах.

Заключение. Результаты работы уточняют и дополняют исследования в области репрезентации концепта «Россия» в финской лингвокультуре. Данные, полученные в ходе сентимент-анализа контекстов и их экспертной оценки, могут быть использованы в дальнейшей разработке алгоритмов автоматического анализа тональности текста.

Ключевые слова: руссоцентрический дискурс, финский язык, Россия, коллокации, сентимент-анализ

Финансирование: исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена; грант 1ВГ «Универсальные и лингвоспецифические механизмы иноязычного описания русской культуры».

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Осьмак Н.А. Коллокации с номинацией «Россия» в корпусе финноязычных интернет-травелогов. Финноугорский мир. 2025;17(1):35‒46. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.035-046

Информация об авторе:

Осьмак Наталья Андреевна, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой языков Северной Европы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1436-6225, SPINкод: 5134-8922, nataliaosmak@herzen.spb.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 23.11.2024; одобрена после рецензирования 16.12.2024; принята к публикации 23.12.2024.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Осьмак Н. А. Коллокации с номинацией «Россия» в корпусе финноязычных интернет-травелогов отключены

Иванова Г. С., Водясова Л. П., Иванова Н. В. Морфонологические особенности в парадигме основного склонения в сузгарьевском типе мокшанских говоров рузаевского ареала

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.021-034
EDN: https://elibrary.ru/wskmuf
УДК / UDC 81’443:811.511.152.2

Морфонологические особенности в парадигме основного склонения в сузгарьевском типе мокшанских говоров рузаевского ареала

Г. С. Иванова
МГУ им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация

Л. П. Водясова
Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация

Н. В. Иванова
Морская техническая академия имени адмирала Д. Н. Сенявина, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Мокшанские говоры Рузаевского района Республики Мордовия уникальны в своем составе, поскольку на небольшом расстоянии друг от друга соседствуют говоры всех трех типов: äкающие, экающие и икающие. До настоящего времени говоры рузаевского ареала изучались недостаточно глубоко, а работы, посвященные морфонологическим особенностям в парадигме именного словоизменения, отсутствуют вообще. Цель исследования ‒ изучить парадигму основного склонения мокшанских говоров сузгарьевского типа и выявить их морфонологические особенности.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили образцы диалектной речи, собранные авторами во время научных экспедиций на территории Рузаевского района Республики Мордовия, а также данные, содержащиеся в словарном кабинете кафедры мордовских языков филологического факультета МГУ им. Н. П. Огарёва. Анализ диалектного материала проводился с применением синхронно-описательного, сравнительно-исторического, а также структурного методов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ имеющегося диалектного материала показал, что сузгарьевский тип говоров является экающим. Он менее архаичен по сравнению с äкающими левжинскими говорами. В исследуемых говорах в парадигме основного склонения под действием определенных фонетических процессов при агглютинации реляционных аффиксов исходные основы существительного ведут себя по-разному: в одних случаях встречается сохранение основы, в других – удлинение или сокращение, может наблюдаться восстановление исторической основы, закономерное оглушение конечной звонкой согласной основы, сохранение гласной основы в одних фонетических позициях, ее сужение до гласного среднего подъема ‒ в других, передвижка артикуляции конечной гласной к заднему ряду.

Заключение. Авторами впервые в мордовском языкознании рассматриваются морфонологические особенности говоров данного ареала. Исследование особенностей сузгарьевских говоров в парадигме основного склонения позволит выявить отличительные признаки рассматриваемого типа говоров в области именного словоизменения и в некоторой степени определить становление диалектной системы рузаевского ареала. Статья вносит вклад в изучение диалектной морфонологии мокшанского языка и обогощает общую теорию данного языкового явления.

Ключевые слова: мокшанский язык, говор, парадигма склонения, морфонологические особенности, основа, аффикс, ассимилятивные процессы

Финансирование: публикация подготовлена в рамках реализации гранта РНФ № 25-28-00193 «Цифровое описание мокшанских говоров Рузаевского района Республики Мордовия».

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Иванова Г.С., Водясова Л.П., Иванова Н.В. Морфонологические особенности в парадигме основного склонения в сузгарьевском типе мокшанских говоров рузаевского ареала. Финноугорский мир. 2025;17(1):21‒34. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.021-034

Информация об авторах:

Иванова Галина Софроновна, доктор филологических наук, профессор кафедры мордовских языков МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7717-543X, SPIN-код: 9672-5363, galina17-05@yandex.ru

Водясова Любовь Петровна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры родного языка и литературы Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева (430007, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11А), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6767-6337, SPIN-код: 8388-6461, LVodjasova@yandex.ru

Иванова Наталья Васильевна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры английского языка Морской технической академии имени адмирала Д. Н. Сенявина (198260, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, пр-т Народного Ополчения, д. 189), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6860-1003, nataliva1990@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Г. С. Иванова – формулирование идеи исследования, целей и задач; создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации.

Л. П. Водясова – формулирование идеи исследования, целей и задач; разработка методологии исследования.

Н. В. Иванова – осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 02.01.2025; одобрена после рецензирования 16.02.2025; принята к публикации 22.02.2025.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Иванова Г. С., Водясова Л. П., Иванова Н. В. Морфонологические особенности в парадигме основного склонения в сузгарьевском типе мокшанских говоров рузаевского ареала отключены

Матичак Ш. Этимологические пласты названий денежных единиц в мордовских языках

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.008-020
EDN: https://elibrary.ru/ybeiab
УДК / UDC 336.741.21:811.511.1

Этимологические пласты названий денежных единиц в мордовских языках

Ш. Матичак
Дебреценский университет, г. Дебрецен, Венгрия

Аннотация

Введение. Среднее Поволжье долгое время находилось в подчинении тюркских народов, а затем, в XVI в., вошло в состав Российской империи. Эти обстоятельства оказали влияние на все сферы жизни мордвы, о чем свидетельствует большое количество тюркских и русских заимствований в языке, в том числе и заимствованных названий денежных единиц. Данный пласт лексики не подвергался детальному изучению историками языка. Цель исследования – представить происхождение названий мордовских монет, сгруппировать их согласно трем этимологическим слоям: русскому, тюркскому и мордовскому.

Материалы и методы. В статье проанализирована этимология 19 названий денежных единиц. Данные взяты из мордовских словарей XIX–XXI вв. В процессе исследования применялся историко-сопоставительный метод, благодаря которому удалось разграничить три этимологических слоя.

Результаты исследования и их обсуждение. Мордва рано вступает в контакты с тюркскими народами региона. В ходе торговых отношений с ними в мордовском языке появляется название «теньге». Как денежная единица оно исчезло в начале XX в., но его форма множественного числа до сих пор употребляется в русском языке – «деньги». Из русских наименований денежных единиц используются названия «рубль» и «копейка», но исследование свидетельствует о том, что мордва в определенной степени знала и использовала названия монет «грош», «решëт», «трëшник» и др. На основе словарного материала выявлено, что ряд слов мордовского происхождения также может функционировать или ранее функционировал в качестве названий денег. Особое внимание было уделено эрзянскому слову «ур», первоначальное значение которого «белка». Поскольку беличьи шкурки использовались в качестве оплаты до появления действительного денежного оборота, со временем оно приобрело значение «деньги».

Заключение. Дальнейшее исследование проблемы должно включить изучение истории названий денежных единиц других финно-угорских языков России. Это позволит получить полное представление о развитии данного пласта лексики, способах и времени заимствования новых слов, а также об общей мотивированности наименования денег.

Ключевые слова: история мордовской культуры, эрзя, мокша, этимология названий денежных единиц, русские и татарские заимствования

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Матичак Ш. Этимологические пласты названий денежных единиц в мордовских языках. Финно-угорский мир. 2025;17(1):8–20. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.008-020

Информация об авторе:

Матичак Шандор, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой финно-угорского языкознания Дебреценского университета (4025, Венгрия, г. Дебрецен, Университетская площадь, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9313-1162, Scopus ID: 56807207300, maticsak.sandor@arts.unideb.hu

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 24.09.2024; одобрена после рецензирования 09.12.2024; принята к публикации 17.12.2024.

Рубрика: Без рубрики | Комментарии к записи Матичак Ш. Этимологические пласты названий денежных единиц в мордовских языках отключены