Оригинальная статья
https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.090-098
EDN: https://elibrary.ru/pxfjue
УДК / UDC 316.74.2
Поиск вектора развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-е гг. (по материалам Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории)
Р. А. Саберов
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, Российская Федерация
Аннотация
Введение. Конец 1990-х – 2000-е гг. открывают для марийской традиционной религии и ее священнослужителей новую веху в развитии. В Республике Марий Эл до сих пор ежегодно проводятся моления в священных рощах, особое значение в поддержании этого процесса имеют служители культа – марийские карты. Анализ сегодняшней этнорелигиозной ситуации с позиций эволюции (традиция) или революции (New Age) требует изучения исторических нарративов. Количество работ, освещающих деятельность духовных лиц традиционной религии мари, в XX в. невелико, особенно в хронологическом отрезке нескольких десятилетий после окончания Великой Отечественной войны. Цель исследования ‒ установить особенности развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-х гг.
Материалы и методы. Объектом исследования выступает обрядовая компонента этнорелигии мари, а предметом является ее институциональная комплексная единица – жречество, включающее наименование служителей культа, иерархию и функционал, специфику обрядового облачения. Исследование базируется на материалах научно-рукописного фонда научной библиотеки Марийского научно-исследовательского института языка, истории и литературы им. В. М. Васильева. В ходе работы автор опирался на принцип историзма, источниковедческий анализ документального материала, использовались общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение).
Результаты исследования и их обсуждение. В источниковом материале фиксируются нетипичные наименования жрецов, факты замены старых обычаев гражданскими праздниками и укрепления их в жизни деревни, отмечается вхождение в быт мари новых праздников и трансформация в них старых обрядовых действий. В то же время в указанный период все еще сохранялись старые религиозные обряды, однако процесс их проведения начал подвергаться трансформации, что выражалось в отсутствии обрядового облачения жрецов, сожжении ритуальных треб не служителями культа, а непосредственными участниками обряда, передаче сакральных функций женщинам. Несмотря на сохранность обрядовой практики в автохтонной религии мари в 1950–1960-е гг., все более ярко в этот период и последующие десятилетия начал проявляться кризис традиционной марийской религии, что находило выражение в том числе и в кризисном векторе развития института служителей культа
Заключение. В работе уточнены сведения об особенностях развития института служителей культа традиционной религии мари; процессах, влиявших на изменение этнорелигиозной ситуации в Марийской АССР в 1950–1960-х гг.
Ключевые слова: ХХ в., Среднее Поволжье, Марийский научно-исследовательский институт, марийская традиционная религия, жречество
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Саберов Р.А. Поиск вектора развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-е гг. (по материалам Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории). Финно—угорский мир. 2025;17(1):90‒98. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.090-098
Информация об авторе:
Саберов Рушан Анвярович, старший преподаватель кафедры социальных наук и технологий, заместитель директора центра подготовки кадров высшей квалификации Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (119049, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 4, с. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1502-3718, SPIN-код: 3600-9212, saberow@yandex.ru
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Поступила 14.10.2024; одобрена после рецензирования 27.11.2024; принята к публикации 02.12.2024.