В. И. Антонова, А. Н. Голяков, Ю. А. Мишанин (г. Саранск, г. Москва, РФ). Авторское осмысление национальной картины мира в романе К. Абрамова «Степан Эрьзя»

Авторское осмысление национальной картины мира в романе К. Абрамова «Степан Эрьзя»


Антонова Вера Ивановна,
доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), belkich@rambler.ru

Голяков Андрей Николаевич,
аспирант кафедры финно-угорских литератур
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), moscow-kremlin777@list.ru

Мишанин Юрий Александрович,
доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), filfak.mgu@mail.ru


Введение. В статье подчеркивается, что важнейшим средством отражения облика Степана Нефедова (Эрьзи) в одноименном романе К. Абрамова стало глубокое, продуманное воссоздание национальной картины мира, социокультурного, нравственного и бытового фона времени, в котором жил скульптор. Проблема авторского осмысления национальной картины мира в названном произведении сегодня вызывает интерес ученых многих научных направлений. Всесторонний анализ данного вопроса имеет важнейшее значение для современной литературы, поскольку любой художественный контекст нуждается в разноаспектном изучении. Объект исследования – роман-трилогия К. Абрамова «Степан Эрьзя» как самобытное эстетическое явление в национально-культурном дискурсе Мордовии, предмет – специфика индивидуально-авторского отражения национальной картины мира в романе К. Абрамова в разрезе проблем национальной идентичности и этнического мировоззрения. Цель работы – рассмотрение характера авторского осмысления национальной картины мира в романе «Степан Эрьзя».
Материалы и методы. Эмпирическим материалом работы выступает роман-трилогия К. Абрамова «Степан Эрьзя». Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечиваются как традиционными методами (сравнительным, типологическим, историческим и др.), так и современными подходами гуманитарного профиля к изучению конкретных художественных фактов и образов (контекстуальным, культурологическим, информациологическим и др.); обширностью эмпирической базы исследования, составленной с помощью репрезентативного отбора исходного материала и его последующей корректной интерпретации; соотнесенностью авторских тезисов с общепризнанными положениями и выводами в области истории, теории и практики литературоведения с учетом специфических особенностей историко-биографических произведений.
Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав национальную самобытность произведения К. Абрамова, можно сделать вывод, что у любого этноса, любой культурной целостности существует «собственный склад мышления», предопределяющий национальную картину мира. Сообразно данному тезису, в понимании авторов, национальная картина мира – это осознанное представление о мире, мифологии, философии, языке, этнологии, фольклоре конкретного народа, укладе его общественной, хозяйственной, семейной жизни, сложившихся под воздействием эпохи, среды, условий обитания, культурно-исторического развития, психологических особенностей национального характера, влияния религиозных систем миропонимания и др.
Заключение. В романе-трилогии «Степан Эрьзя» проявилось национальное мировидение К. Абрамова, отображены индивидуальное, личностное «я» и этноментальный характер народа, его картина мира. Социально-культурную основу для этнической стилизации произведения сформировало национальное сознание писателя, его мировидение; формой данного явления служат как систематика романа (от сюжетной до композиционной составляющей), так и образы героев, воплотившие национальную сущность.

Ключевые слова: авторское осмысление; картина мира; литература; нация; самосознание; проблема; самобытная культура; роман.

Для цитирования: Антонова В. И., Голяков А. Н., Мишанин Ю. А. Авторское осмысление национальной картины мира в романе К. Абрамова «Степан Эрьзя» // Финно-угорский мир. 2017. № 2. С. 6–19.


1. Абрамов К. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 3: Степан Эрьзя: биогр. роман. Кн. 1 и 2 / пер. с морд.-эрзя Г. Максимова и Ю. Галкина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1999. 528 с.
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. Москва: Яз. рус. культуры, 1999. 893 с.
3. Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 4 / под ред. С. И. Машинского. Москва: Худож. лит., 1979. 654 с.
4. Бердяев Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Москва: Наука, 1990. С. 43–48.
5. Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине // Собр. соч.: в 6 т. Москва, 1950. Т. 6. С. 34.
6. Есаулов И. Е. Национальное самосознание в русской классической литературе и его трансформации в отечественном литературоведении. URL: http://transformations.russian-literature.com/nacionalnoe-samosoznanie-v-russkoj-klassicheskoj-literature-i-ego-transformacii-v-iteraturovedenii (дата обращения: 15.12.2016).
7. Захаров В. Н. Проблемы исторической поэтики: этнологические аспекты. Москва: Индрик, 2013. 264 с.
8. Маковский М. М. Язык–миф–культура: символы жизни и жизнь символов. Москва: ВЛАДОС, 1996. 329 с.
9. Малкина Е. А. Национальный мир как художественная модель в литературах народов России: автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 2008. 22 с.
10. Постовалова В. И. Начало и конец в православном миросозерцании // Логический анализ языка: Семантика начала и конца. Москва, 2002. С. 608–632.
11. Чернявская Ю. В. Народная культура и национальные традиции. Москва, 1998. 238 с.
12. Шеянова С. В. Современный мордовский роман: проблематика, поэтика: монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. 284 с.
13. Эбаноидзе А. Л. Национальная специфика литературы – анахронизм или неотъемлемое качество? // Знамя. 2000. № 9. С. 202–213.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.