Т. В. Климкина (г. Саранск, РФ). Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия)

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.088-097

Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия)

Климкина Татьяна Викторовна,
соискатель кафедры театрального искусства
и народной художественной культуры
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), scientificmagazines@gmail.com

Быстрое развитие церковной архитектуры в России в настоящее время ставит множество проблем, связанных с возрождением отечественной школы монументальной культовой живописи. В статье анализируются основные черты развития монументального декора храмовых сооружений в России, подчеркивается значение комплексного подхода к решению архитектурно-художественного ансамбля культовой постройки. Объектом исследования является синтез отечественной культовой архитектуры и монументальной храмовой живописи, предметом – его особенности на современном этапе. Цель – определение основных направлений решения комплексного подхода к храмовой постройке на примере России и Республики Мордовия.
Эмпирическим материалом работы выступают культовая архитектура и монументальная храмовая живопись России, в том числе Республики Мордовия. Исследование базируется на наблюдении и обеспечивается описательным и сравнительным методами анализа. Материалом послужили опубликованные исследования в области церковного искусства России и Республики Мордовия.
Рубеж XXXXI вв. отмечен активной практикой создания современного храмового декора. Чаще всего он подразу­мевает сложный многоэтапный процесс коллективного творчества, характеризующийся изучением конкретной архитектурной среды постройки, разработкой проекта декора и воплощением решения средствами монументальной живописи.
Рубеж веков представляет собой новый этап развития отечественной культовой архитектуры и монументальной живописи храмового сооружения. Делается вывод, что на рубеже веков ведущей тенденцией развития современной монументальной церковной живописи является освоение художественного опыта прошлого. Акцентируется необходимость достижения синтеза архитектурного решения сооружения и его монументально-декоративного оформления.

Ключевые слова: культовая архитектура; храм; изобразительное искусство; монументальная живопись; реставрация; традиция.

Для цитирования: Климкина Т. В. Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 88–97.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.