DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.074-087
Туристский маршрут «Зов Торамы» как инструмент развития этнического туризма в Республике Мордовия
Гавина Екатерина Михайловна,
директор ГБУ «Туристско-информационный центр Республики Мордовия
(г. Саранск, РФ), gavina@list.ru
Жулина Марина Александровна,
кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой туризма
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», заместитель министра культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия (г. Саранск, РФ), mzhulina@mail.ru
Сотова Людмила Васильевна,
кандидат географических наук, доцент кафедры туризма
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), sotova@mail.ru
Фирстов Максим Иванович,
начальник отдела развития туризма
Министерства культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия (г. Саранск, РФ), firstovmi@e-mordovia.ru
Богатое культурное наследие финно-угорских народов является самоценной и неотъемлемой частью как российской, так и мировой культуры. Туризм делает востребованными историко-культурные и природные памятники, народные промыслы, национальную кухню, элементы нематериальной культуры народов, тем самым способствует их сохранению и развитию. Для многих коренных народов России развитие этнического туризма – сегодня единственная возможность сохранить свои традиции и обычаи, поэтому вопросы развития этнического туризма и формирования конкурентоспособного туристского продукта имеют высокую актуальность. Республика Мордовия как национальный регион, расположенный в центре главной зоны расселения европейской части России, обладает некоторыми преимуществами в развитии регионального рынка туристских услуг. Наличие уникального наследия мордовской национальной культуры (объекты показа, традиции народных художественных промыслов и ремесел, регулярные событийные мероприятия, национальная кухня и др.) делает этнический туризм одним из приоритетных видов туризма для развития в Мордовии. Целью исследования стали определение эффективных направлений развития этнического туризма в Республике Мордовия и формирование конкурентоспособного этнического маршрута.
При работе применялись общенаучные методы анализа и синтеза, статистический, картографический методы, а также данные социологического опроса.
Результатом исследования стал сформированный этнический маршрут «Зов Торамы», призванный оптимально объединить наиболее конкурентные элементы регионального туристского продукта и обеспечить эффективные продажи тура на российском рынке. Маршрут сформирован как тур выходного дня. В основу маршрута легли объекты этнического туризма, дополненные посещением основных достопримечательностей г. Саранска и районов Республики Мордовия.
Маршрут «Зов Торамы» включен в Перечень брендовых маршрутов России. Опыт Республики Мордовия по формированию брендового этнического маршрута может быть успешно применен в других регионах. В статье приведен анализ сильных и слабых сторон разработанного маршрута и даны рекомендации по его дальнейшему совершенствованию.
Ключевые слова: культурно-познавательный туризм; этнический туризм; объекты этнического туризма; туристский потенциал; туристский маршрут; брендовый маршрут; финно-угорское пространство.
Для цитирования: Гавина Е. М., Жулина М. А., Сотова Л. В., Фирстов М. И. Туристский маршрут «Зов Торамы» как инструмент развития этнического туризма в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 74–87.