DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.168-182
Республика Мордовия: историческая дескрипция имиджевого бэкграунда
Десяев Дмитрий Геннадьевич,
аспирант, научный сотрудник
НОЦ «Политический анализ территориальных систем»
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), exprise@mail.ru
Напалкова Ирина Геннадьевна,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), zamisi@yandex.ru
Введение. Формирование территориального имиджа региона популяризирует территорию и представляет ее в позитивном аспекте. Имеющиеся в Мордовии условия для создания успешного имиджа, особенно историко-культурные и природные комплексы, позволят создать узнаваемый и привлекательный образ республики для жителей не только России, но и зарубежья. Выстраивание имиджа в большей степени должно основываться на исторической части имиджевого бэкграунда, которая неотделима от богатой финно-угорской культуры и географического разнообразия территории, а историко-культурные объекты способствуют созданию притягательной силы региона. В создании узнаваемого имиджа история играет основополагающую роль, без нее невозможно выстроить значимое представление о республике.
Материалы и методы. Основными исследовательскими подходами выступили историко-эволюционный, системный, герменевтическая и аксиологическая парадигмы, элементы теории зависимости от предшествующего развития. Из прикладных методов применялись фокус-групповое исследование, кейс-стади, экспертный опрос. Материалом послужили данные опроса «Республика Мордовия: проблемы и перспективы формирования имиджа региона».
Результаты исследования и их обсуждение. Мордовский край имеет давнюю историю: вхождение мордовских территорий в состав России включило мордву в обширную семью проживавших здесь народов. Обретение Мордовией государственности стало значимым шагом для сохранения самобытной культуры и событийной памяти региона. Богатый туристско-рекреационный потенциал, существование мифов и легенд, причастность к важным историческим событиям России, сохранившиеся культурно-исторические объекты, народные традиции и обычаи, не потерявшие самобытности, служат базой для формирования и продвижения позитивного имиджа Мордовии и могут нивелировать сложившиеся негативные стереотипы о ней как о «территории тюрем и лагерей» и др.
Заключение. Имиджевый бэкграунд Мордовии способен стать основой уникального положительного образа региона, превратив его в известный и популярный бренд. Адекватное выстраивание регионального имиджа каждым из субъектов России позволит создать позитивное представление и о самом государстве на международной арене.
Ключевые слова: имидж территории; регион; бэкграунд; имиджевый потенциал; стратегия развития; Республика Мордовия.
Благодарность: Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства РМ, проект «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)» (№ 18-411-130012 р_а).
Для цитирования: Десяев Д. Г., Напалкова И. Г. Республика Мордовия: историческая дескрипция имиджевого бэкграунда // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 48–62.