Е. А. Шаронова, О. П. Ингл. Образ Жизни в эпосе «Масторава» А. М. Шаронова

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 39.398; 811.511.152.1

DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.04.486-494

Образ Жизни в эпосе «Масторава» А. М. Шаронова

Елена Александровна Шаронова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Оксана Петровна Ингл
Институт иностранных языков,
Монтерей, США

Введение. Фольклор создает образы Жизни и Смерти, вписывая их в конкретный исторический контекст и одновременно в контекст «большого времени». Эти образы в книжной форме героического эпоса решаются в масштабе жизни всего народа, включенного в большую Жизнь, где сосуществуют прошлое, настоящее и будущее. Национальный эпос сознанием коллективного разума придает им концептуальность, философский и социологический смыслы. В статье с опорой на научную литературу и текст эрзяно-мокшано-русского героического эпоса «Масторава» дается характеристика поэтических приемов и изобразительно-выразительных средств, используемых в произведении для создания образа Жизни.

Материалы и методы. Материалом исследования является эпос «Масторава». Цели и задачи работы обусловили выбор методов исследования: историко-литературного, описательного, генетического, на основе которых осуществляется анализ образа Жизни в эпосе «Масторава». В методике особое внимание уделяется детальному анализу произведения, репрезентативности наблюдений и выводов. Этим объясняются пристальное внимание к тексту, последовательное использование его в качестве «иллюстративного» материала и многоуровневый анализ в соответствии с заявленной исследовательской моделью.
Результаты исследования и их обсуждение. Категория Жизни в «Мастораве» – понятие космологическое, философское и социологическое, а не только биологическое. Она ассоциируется с Белым Светом, состоящим из Земли, Неба и Человека. Ее появление заложено в идее божественного творения мира. Главный концептуальный персонаж Жизни – человек, ради которого она создается. В эпосе человек представлен выдающимися героями, в совокупности олицетворяющими народ. Народ основное действующее лицо эпоса, а следовательно, и истории. Он трудится, совершает воинские подвиги, организует семейную и общественную жизнь, вносит в нее разум и порядок, гармонию и красоту.
Заключение. Образ Жизни в «Мастораве» складывается из вечного и преходящего, бытового и бытийного, прекрасного и трагического и т. д. Он включает в себя создание основополагающих форм отношений между человеком и миром, людьми и народами, имеющими уникальный характер, менталитет и психологию.

Ключевые слова: эпос, Масторава, Жизнь, герой, сюжет, время, пространство

Для цитирования: Шаронова Е. А., Ингл О. П. Образ Жизни в эпосе «Масторава» А. М. Шаронова // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14, № 4. С. 486–494. DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.04.486-494.

Информация об авторах
Е. А. Шаронова – доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, sharon.ov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0221-4427
О. П. Ингл – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Института иностранных языков, Монтерей, США, oksana.ingle@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3058-9253

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.