DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.03.006-012
Концепт йылме ‘язык’ в языковой и обыденной картинах мира мари
Абукаева Любовь Алексеевна,
доктор филологических наук,
профессор кафедры марийского языка и литературы
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), sylne@mail.ru
Работа посвящена описанию концепта йылме ‘язык’ в языковой и обыденной картинах мира мари. Рассматриваются способы репрезентации анализируемого концепта во фразеологических оборотах, а также в фольклорных текстах с учетом того, что концепт возникает в результате взаимодействия национальной традиции и фольклора, религии и идеологии, жизненного опыта и образов искусств, ощущений и системы ценностей.
Материалом исследования послужили словарные дефиниции лексемы йылме, фразеологизмы, пословицы, поговорки, тексты песен, заговоров, а также молитв традиционной марийской религии. В работе использованы компонентный и контекстуальный анализ, описательный метод.
В обыденной картине мира мари язык имеет двойственную природу (горе и радость). Тексты, в которых репрезентируется указанный концепт, дают развернутую характеристику коммуникативных навыков человека. При этом красноречие не является признаком откровенности и открытости. В языковом сознании мари отрицательную оценку получают пустословие, праздный разговор и многословие. Марийский речевой этикет призывает следить за словами, проявлять в общении сдержанность (йылмым пидаш ‘связывать язык’).
В наивной картине мира мари йылме воспринимается как инструмент, обладающий большой силой и имеющий двойственную природу. Язык выдает нрав человека, его характер, помыслы. Концепт йылме в марийской лингвокультуре характеризует коммуникативные качества человека и его речи.
Ключевые слова: марийский язык; языковая картина мира; концепт.
Для цитирования: Абукаева Л. А. Концепт йылме ‘язык’ в языковой и обыденной картинах мира мари // Финно-угорский мир. 2018. № 3. С. 6–12.