Ф. Г. Сафин, С. С. Алексеенко, А. И. Халиулина (г. Уфа, РФ). Национальные масс-медиа как маркеры этноязыковой идентичности финно-угорских народов Башкортостана

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.055-066

Национальные масс-медиа как маркеры этноязыковой идентичности финно-угорских народов Башкортостана

Сафин Фаиль Габдуллович,
доктор исторических наук, профессор,
главный научный сотрудник отдела этнополитологии
ФГБУН ОСП «Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева» УФИЦ РАН
(г. Уфа, РФ), failsafin@mail.ru

Алексеенко Светлана Сергеевна,
кандидат исторических наук,
младший научный сотрудник отдела этнополитологии
ФГБУН ОСП «Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева» УФИЦ РАН
(г. Уфа, РФ), afotinias@mail.ru

Халиулина Айгуль Ильясовна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнополитологии
ФГБУН ОСП «Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева» УФИЦ РАН
(г. Уфа, РФ), aygul_kamila@mail.ru

Подписка на периодические издания косвенно показывает этноязыковую идентичность населения, так как индивиды с целью наилучшего удовлетворения этнокультурных потребностей отдают предпочтение тому изданию, которое им ближе по мировоззрению и языку. Наряду с районными и республиканскими газетами и журналами, выходящими в Башкортостане, финно-угорские народы активно выписывают периодическую печать из соседних республик, что дает им возможность удовлетворять этнокультурные и национально-языковые потребности.
В статье на основе материалов архива Уфимской федеральной почтовой связи Республики Башкортостан – филиала ФГУП «Почта России», а также данных Агентства печати Республики Башкортостан предпринята попытка исследовать национально-культурные потребности финно-угорских народов в сфере печатной продукции. Источниковую базу работы составили статистические данные, в том числе из текущих архивов Агентства по печати и СМИ РБ, Федеральной почтовой связи по РБ, а также результаты переписей населения. Теоретической основой исследования послужил принцип историзма, в ходе работы использовались статистический и системный подходы.
В Башкортостане в двух районах – Мишкинском и Калтасинском (где доля марийского населения по данным переписи 2010 г. составляет около и более 50 %) – издаются газеты на марийском языке, в Татышлинском районе (где доля удмуртского населения более 20 %) на удмуртском языке выходит одна районная газета. С учетом потребностей марийского населения республики с 1991 г. издается республиканская газета на марийском языке “Чолман”, с 1999 г. – газета республиканского масштаба на удмуртском языке “Ошмес”. Газеты и журналы на мордовском языке в Башкортостане не издаются, и мордовское население выписывает периодику из Республики Мордовия.
Пропаганда подписки на периодические издания на финно-угорских языках в республике способствовала бы дальнейшему сохранению и развитию родных языков и укреплению этнической идентичности финно-угорского населения в Башкортостане.

Ключевые слова: финно-угорское население; идентичность; периодическая печать; удмурты; марийцы; мордва; тираж; этнокультурные потребности; подписка.

Для цитирования: Сафин Ф. Г., Алексеенко С. С., Халиулина А. И. Национальные масс-медиа как маркеры этноязыковой идентичности финно-угорских народов Башкортостана // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 55–66.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.