К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.105-114

Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов

Романов Константин Михайлович,
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), famylypost@mail.ru

Психологическая культура этноса рассматривается как неотъемлемая часть его общей культуры. В ней содержится психологический опыт народа, т. е. психологические знания, практические умения и навыки общения, отношения с людьми, и человек представлен как субъект и личность. Как часть общей культуры психологическая культура передается от одного поколения к другому. Воссоздаваясь в каждом поколении, она определяет психологический облик народа. Краткий анализ научных работ, посвященных исследованию психологической культуры финно-угорских народов, помог обосновать новизну и актуальность исследования. Цель исследования – выявить психологическое содержание культуры двух финно-угорских народов (венгерского и эрзянского).
Реализовать поставленную цель позволила методика психологического анализа языка как носителя психологической культуры этноса. В качестве объекта выступили два словаря – эрзянско-русский и венгерско-русский. Предметом анализа были слова, отражающие всевозможные психологические характеристики человека: черты характера, психические процессы и состояния, типы людей, социальные стереотипы, статусно-ролевые позиции, поведенческие характеристики и др.
Человек как субъект и личность занимает центральное место в культуре обоих финно-угорских народов. В эрзянском словаре оказалось 29,0 % слов, отражающих психологические характеристики человека, в венгерском – 26,4 %. Психологическая культура, в которой аккумулирован опыт общения человека с другими людьми, важна для обоих этносов. В ней представлена достаточно полная и всесторонняя психологическая характеристика человека. Обнаружены общие и этнические особенности в содержании и структуре психологического опыта данных народов.
В культуре как в многомерном образовании отражена психологическая сущность человека как субъекта и личности. Психологическая культура характеризуется национально-этническими особенностями. На протяжении исторического развития эрзянский и венгерский народы создали свою психологическую культуру, хорошо представленную в их языках.

Ключевые слова: человек; субъект; личность; культура; психологическая культура; структура психологической культуры; этнос; трансляция психологической культуры; этнические особенности психологической культуры; психологический опыт; эрзянский язык; венгерский язык.

Для цитирования: Романов К. М. Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 105–114.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.