М. С. Выхрыстюк (г. Тюмень, РФ), А. А. Миронова (г. Челябинск, РФ), Т. В. Симашко (г. Северодвинск, РФ). Ханты-мансийские народные мотивы в современной югорской рекламе: культурно-лингвистический аспект

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.303-313

Ханты-мансийские народные мотивы в современной югорской рекламе: культурно-лингвистический аспект

Выхрыстюк Маргарита Степановна,
доктор филологических наук,
профессор кафедры филологического образования
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
(г. Тюмень, РФ), margaritavv@mail.ru

Миронова Александра Анатольевна,
доктор филологических наук, профессор
кафедры русского языка и методики обучения русскому языку
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет»
(г. Челябинск, РФ), amiron_rus@maul.ru

Симашко Татьяна Васильевна,
доктор филологических наук, профессор
кафедры общего и германского языкознания,
филиал ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный
университет имени М. В. Ломоносова»

(г. Северодвинск, РФ), simashkotv@yandex.ru

Введение. Статья посвящена анализу экстралингвистических факторов, формирующих рекламные торговые марки Югры. Созданные эмблемы, логотипы изделия или продукта представляют собой оригинальное торговое предложение, опираются на культуру и язык народов ханты и манси. Целью работы является определение роли народных образов и мотивов народов ханты и манси в процессе создания современных торговых марок югорской рекламы. При анализе логотипов, символик югорских брендов обосновывается, что одним из эффективных приемов воздействия на аудиторию выступает обращение к народной культуре, народной памяти.
Материалы и методы. Основным материалом для исследования послужили рекламные тексты, собранные методом сплошной выборки из периодических изданий Ханты-Мансийска, интернет-рекламы. Всего проанализировано 450 рекламных сообщений. Основными методами исследования являются описательный, метод компонентного анализа, а также отдельные элементы сопоставительного и контекстуального методов.
Результаты исследования и их обсуждение. Фоновые знания культуры народов ханты и манси, представленные в торговой марке продукта, стимулируют мыслительный процесс адресата, активизируют автокоммуникацию. Креолизация при демонстрации преимуществ югорской торговой марки позволяет потенциальному покупателю достраивать сообщение за счет восполнения деталей, тем самым способствует продвижению товара на потребительском рынке. На сегодняшний день в хантыйском языкознании отсутствуют специальные работы, посвященные изучению народных мотивов в рекламном пространстве с точки зрения лингвистики, имеется лишь несколько работ фрагментарного характера. С другой стороны, обилие исследований по фольклористике, социологии, культурологии, брендингу подтверждает актуальность выбранной темы с позиции языковой реализации югорской картины мира в рекламных текстах.
Заключение. Проанализированный материал показывает богатство картины мира югорских народов и эффективность использования ханты-мансийских мотивов в рекламной деятельности. Языковые и этнокультурные стереотипы позволяют конструировать объемное представление о предмете, создавать уникальное, узнаваемое и в других регионах торговое предложение.

Ключевые слова: югорская реклама; цветообозначения; орнамент; этнический шрифт.

Для цитирования: Выхрыстюк М. С., Миронова А. А., Симашко Т. В. Ханты-мансийские народные мотивы в современной югорской рекламе: культурно-лингвистический аспект // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 303–313.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.