Оригинальная статья
УДК 78.072
doi: 10.15507/2076-2577.016.2024.03.226-236
Теория ритма в трудах Е. В. Гиппиуса и современные подходы к проблеме (на примере удмуртской традиционной музыки)
Ирина Муртазовна Нуриева
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН,Ижевск, Россия
Введение. Автор статьи впервые ставит вопросы о степени преемственности научных идей Е. В. Гиппиуса, возможности соотнесения его научной теории и теории ритмической организации, созданной последовательницей ученого Б. Б. Ефименковой, а также о практической значимости теоретических наработок ученых для удмуртского этномузыковедения. Данная проблематика актуальна не только для удмуртской музыкальной фольклористики, сформированной на монументальных идеях Е. В. Гиппиуса, но и для отечественного этномузыковедения в целом, поскольку касается вопросов методологии исследования музыки устной традиции. Цель исследования – проанализировать теоретические подходы к проблеме ритмической организации традиционной музыки Е. В. Гиппиуса, З. В. Эвальд и современных ученых-этномузыковедов.
Материалы и методы. При анализе теоретических подходов разных ученых к проблеме ритмической организации народной музыки был использован сравнительный метод. Стремление вникнуть в исследовательскую логику, выявить дополнительные смыслы и коннотации в рассуждениях авторов потребовало использования текстологического анализа. Материалом для исследований послужили отечественные научные труды Е. В. Гиппиуса, З. В Эвальд, Б. Б. Ефименковой, посвященные проблеме ритма.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование трудов Е. В. Гиппиуса, З. В Эвальд показало, что именно удмуртская музыка стала своеобразной научной экспериментальной площадкой для выработки общетеоретических положений ученых, которые Гиппиус развивал в дальнейших трудах. Новаторство его теории заключается, прежде всего, в выделении квантитативной ритмики как самостоятельной ритмической системы. Изучение ритмических систем было продолжено ученицей и последовательницей Е. В. Гиппиуса Бориславой Борисовной Ефименковой, которая создала законченную теоретическую концепцию ритма на материале восточнославянского песенного фольклора. Сравнительный анализ этих двух научных концепций показал, что в исследовании Б. Б. Ефименковой отдельные положения ритмической классификации Е. В. Гиппиуса пересмотрены и представлены в несколько ином виде, что вызывает вопросы и необходимость научной дискуссии.
Заключение. Исследование ритмических типов, проведенное на материале удмуртской традиционной музыки, показало возможность сопоставления научных концепций Е. В. Гиппиуса и Б. Б. Ефименковой и применимость ритмической классификации, разработанной Б. Б. Ефименковой на восточнославянском материале, по отношению к финно-угорской, в частности удмуртской традиционной музыке.
Ключевые слова: удмуртская традиционная музыка, Е. В. Гиппиус, Е. В. Эвальд, Б. Б. Ефименкова, квантитативная музыкально-ритмическая система, типология ритма
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Нуриева И. М. Теория ритма в трудах Е. В. Гиппиуса и современные подходы к проблеме (на примере удмуртской традиционной музыки) // Финно-угорский мир. 2024. Т. 16, № 2. С. 226–236. https://doi.org/10.15507/2076-2577.016.2024.02.226-236
Информация об авторе
И. М. Нуриева – доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН (426004, Российская Федерация, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4372-3180, nurieva-59@mail.ru