А. Г. Бурнаев, Е. В. Левина (г. Саранск, РФ). Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии: инновационный аспект

Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии: инновационный аспект


Бурнаев Александр Гаврилович,
доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой национальной хореографии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ),
burnaevag@mail.ru

Левина Екатерина Валериевна,
магистрант направления подготовки «Педагогическое образование»,
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» (г. Саратов, РФ),
catherine1995@yandex.ru


Введение. Работа посвящена проблеме внедрения национальной тематики. Эта проблема актуальна для образовательного процесса в системе высшей школы. Новизна исследования заложена в названии статьи. Инновационный аспект подкреплен практическим примером, т. е. сценическим вариантом хореографического произведения, что значимо для искусствоведения и педагогических наук. В статье присутствует полный анализ балетной сюиты «Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии», показанной в 2016 г. в МГУ им. Н. П. Огарёва.
Материалы и методы. Объект исследования – инновационный аспект хореографического произведения «Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии». Предмет исследования – постановочный синтез пластических характеристик мордовских этнических скульптур и их стилизация. Целью исследования является апробация результатов хореографического произведения «Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии». Экспериментальный, описательный, аналитический методы исследования применяются в работе для искусствоведческого, культурологического и педагогического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования показывают, что современное сценическое решение хореографического произведения не только помогает воспринимать живые статуи, сочиненные хореографом, как настоящие, но и транслирует сценический «авангард», отражает правдоподобие этнического мордвина. Благодаря этому приему грубая статика мордовских статуй кажется более мягкой. Обсуждение сценических работ, их сопоставление с предыдущими аналогичными работами подтверждают выдвинутую гипотезу о систематизировании авторского материала и реализации инновационного подхода в практике мордовской хореографии.
Заключение. Традиционные современные постановки в репертуарной политике на фоне существующих национальных хореографических произведений в стиле модерн являются основой творчества коллективов Мордовии. Предложенный материал в призме постановочной работы может быть использован для ознакомления и практического применения.

Ключевые слова: балетная сюита; скульптурная композиция; скульптурная пластика; хореографическая постановка; хореографическая миниатюра; хореографический текст.

Для цитирования: Бурнаев А. Г., Левина Е. В. Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии: инновационный аспект // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 102–109.


  1. Брыжинский В. С. Серебряные цепочки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. 272 с.
  2. Бурнаев А. Г. Мордовский танец в контексте финно-угорской танцевальной культуры: монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. 84 с.
  3. Бурнаев А. Г. Огюст Роден – Степан Эрьзя: скульптура и хореографическая пластика // Центр и периферия. 2014. № 3. С. 74–81.
  4. Бурнаев А. Г. «Экзот» танца О. Родена и «неестественность» балетного ракурса С. Д. Эрьзи // Финно-угорский мир. 2013. № 3. С. 67–74.
  5. Есенин С. А. Стихотворения и поэмы // Есенин С. А. Собрание сочинений: в 5 т. Москва, 1961. Т. 1. 400 с.
  6. Есенин С. А. Не жалею, не зову, не плачу: стихотворения, поэмы. Москва: Эксмо, 2005. 384 с.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Г. Бурнаев, Е. В. Левина (г. Саранск, РФ). Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии: инновационный аспект отключены

А. Н. Павлова, А. О. Печников (г. Йошкар-Ола, РФ). Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. – II тыс. н. э.

Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. – II тыс. н. э.


Павлова Анжелика Николаевна,
доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и психологии  ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), angpan@rambler.ru

Печников Андрей Олегович,
старший преподаватель кафедры истории и психологии
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), peschnikovao@volgatech.net


Введение. Период I тыс. до н. э. – начала II тыс. н. э. занимает особое место в истории финно-угорского Поволжья как время формирования основ марийского и мордовского этносов, их материальной и духовной культуры. Целями работы стали изучение и обобщение опыта презентации материальной культуры финно-угров I тыс. до н. э. – начала II тыс. н. э. в музеях Поволжья, что предполагает решение следующих задач: определение особенностей построения археологической части экспозиции музеев, выявление предметов материальной культуры финно-угров I тыс. до н. э. – начала II тыс. н. э. и специфики их экспонирования.
Материалы и методы. В ходе исследования использовались как философские, так и общенаучные методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Материальная культура финно-угров I тыс. до н. э. – II тыс. н. э. представлена в музеях как финно-угорских республик, так и Татарстана и Чувашии. Республиканские музеи ведут большую просветительскую и учебную работу, что определяет построение основной части экспозиций в соответствии с хронологическим принципом, позволяющим последовательно знакомить публику с этапами истории региона, начиная с древнейших времен. Исключением являются тематические выставки, представляющие ту или иную сторону древней культуры финно-угров.
Заключение. Музеи располагают разными возможностями экспонирования древних предметов материальной культуры, что определяется размерами помещений, акцентами экспозиций, где археологическим отделам отводится разная роль, а также материальными и техническими ресурсами учреждений.

Ключевые слова: музей; финно-угры; материальная культура; ревитализация; эпоха раннего железа; эпоха средневековья.

Для цитирования: Павлова А. Н., Печников А. О. Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. – II тыс. н. э. // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 110–115.


  1. Большов С. В., Большова Н. А., Данилов О. В. Древние культовые памятники Марий Эл (по археологическим, этнографическим, фольклорным и историческим источникам): монография. Йошкар-Ола, 2008. 163 с.
  2. Данилов О. В. Языческие культы древнего населения Марийского Поволжья. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2016. 326 с.
  3. Ефименко П. П. Средневолжская экспедиция 1926–1927 г. // Сообщения Государственной академии истории материальной культуры. Ленинград, 1929. Т. 2. С. 168–174.
  4. Марков В. Н. Ананьинская проблема. Некоторые итоги и задачи ее решения // Памятники древней истории Волго-Камья. Казань, 1994. С. 48–88.
  5. Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей / под общ. ред. Е. В. Гариной, С. А. Телиной. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. 232 с.
  6. Мясников Н. С. Этнокультурные процессы в Чувашском Поволжье в I–VIII веках нашей эры в свете археологических данных. Чебоксары, 2013. 72 с. (Научные доклады / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; вып. 13).
  7. Павлова А. Н. Семантика украшений древне­марийского костюма: монография. Йошкар-Ола: РИЦ ПГТУ, 2008. 200 с.
  8. Патрушев В. С. Марийский край в VII–VI вв. до н. э. (Старший Ахмыловский могильник). Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1984. 230 с.
  9. Патрушев В. С. Могильники Волго-Камья раннеананьинского времени. Казань: ООО «Фолиант»; Ин-т истории АН РТ, 2011. 276 с.
  10. Патрушева Т. С. Археологическому музею Марийского государственного университета – 20 лет // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2009. С. 285–286.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Н. Павлова, А. О. Печников (г. Йошкар-Ола, РФ). Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. – II тыс. н. э. отключены

К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа

Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа


Романов Константин Михайлович,
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»  (г. Саранск, РФ), famylypost@mail.ru


Введение. Представлена характеристика психологической культуры этноса, которая рассматривается как часть общей культуры, содержащая психологический опыт народа: психологические знания, практические умения и навыки общения, отношений с людьми. В соответствии с этим выделены три структурных компонента психологической культуры: когнитивный, регулятивно-практический и ценностно-смысловой. Магические действия являются неотъемлемым элементом психологической культуры любого этноса, в том числе мордовского, однако остаются малоизученными в психологии. Разработка данной проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение. Цель работы – на примере обрядовой культуры мордвы провести психологический анализ магических действий.
Материалы и методы. Для реализации поставленной цели использована методика психологического анализа магических действий. Объект анализа – магические обряды и действия, представленные в текстах Г. А. Корнишиной и Н. Ф. Мокшина.
Результаты исследования и их обсуждение. Выделены структурные компоненты магических действий: субъект, объект, процесс. Дана психологическая характеристика ситуаций, создающих необходимость людей в магических услугах. Выявлена основная функция магических действий – регуляция душевного состояния людей. Рассмотрена проблема происхождения магических действий, определено их место в структуре психологической культуры.
Заключение. Необходимость в магических действиях возникает в ситуациях невозможности. В структуре любой магической процедуры можно выделить три компонента: субъект, объект и процесс. Магия – это неотъемлемый элемент жизни традиционного общества, включенный во все сферы бытия. Магия характеризуется некоторыми этническими особенностями, но они несущественные и касаются главным образом технических моментов. Научное исследование магии важно для психотерапевтической практики.

Ключевые слова: магические действия; структура магического действия; психологическая культура; регулятивно-практический компонент психологической культуры; обрядовая культура мордвы; жизненная ситуация невозможности; переживание.

Для цитирования: Романов К. М. Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 116–123.


  1. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). Москва: Смысл, 2005. 191 с.
  2. Волочков А. А. Категория активности в психологии субъекта бытия // Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Москва, 2009. С. 239–255.
  3. Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура мордвы: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 116 с.
  4. Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. Москва: Эксмо, 2008. 400 с.
  5. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия. Минск; Москва, 2001. С. 332–358.
  6. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы: историко-этнографические очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. 248 с.
  7. Романов К. М. Психологическая культура личности. Москва: Когито-Центр, 2015. 314 с.
  8. Романов К. М. Психологическое содержание традиционных свадебных обрядов мордвы // Актуальные проблемы семьи у финно-угорских народов. Москва, 2013. С. 99–107.
  9. Романова О. Н., Романов Д. К. Сравнительный анализ исторически ранних форм психологической культуры русского и мордовского народов // Финно-угорский мир. 2012. № 3/4. С. 138–139.
  10. Токарев С. А. Ранние формы религии. Москва: Изд-во полит. лит., 1990. 624 с.
  11. 11. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Москва: Изд‑во полит. лит., 1980. 382 с.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа отключены

В. И. Рогачев (г. Саранск, РФ). Прививка любви к родному краю и труду…

Прививка любви к родному краю и труду…


Рогачев Владимир Ильич,
доктор филологических наук, профессор кафед­ры литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВО «МГПИ имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск, РФ), rogachev-v@bk.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Рогачев (г. Саранск, РФ). Прививка любви к родному краю и труду… отключены

В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Пьесы финно-угорских драматургов России за рубежом

 Пьесы финно-угорских драматургов России за рубежом


Абрамов Владимир Кузьмич,
доктор исторических наук, заведующий сектором истории и этнографии Межрегионального научного центра финно-угроведения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), abramovvk@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Пьесы финно-угорских драматургов России за рубежом отключены

Содержание (2017, 1)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Глаголы образной характеристики движения в хантыйском языке (на материале сынского диалекта)

Е. А. Цыпанов (г. Сыктывкар, РФ). Опыт периодизации национально-языковой политики в Республике Коми (от начала XX в. до наших дней)

Г. Н. Бояринова (г. Йошкар-Ола, РФ). Страницы героической истории в марийской драме

Н. В. Егорова (г. Саранск, РФ). Эссе в творчестве М. И. Брыжинского: стабилизация жанра и новаторство творческого подхода

В. Н. Максимов (г. Йошкар-Ола, РФ). Послеложное управление в повести Вас. Патраша «Незер» (к 110-летию со дня рождения)

Е. Е. Флигинских (г. Йошкар-Ола, РФ). Суеверный компонент в марийских, русских и английских гаданиях на суженого

Е. В. Остапова (г. Сыктывкар, РФ). «Биармия» К. Ф. Жакова в переводе на коми язык: образ Вэрморта

Т. А. Солдаткина (г. Йошкар-Ола, РФ). Метафорические модели фразеологизмов с оценочным компонентом в марийском и французском языках

Э. В. Гусева (г. Йошкар-Ола, РФ). Виды повторов в марийской прозе

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Г. А. Корнишина (г. Саранск, РФ). Социально-обрядовая роль и формы организации половозрастных контактов мордовского населения Самарского края в первой половине XX в.

Я. В. Пилипчук (г. Киев, Украина). Обретение венграми родины и их походы на Балканы

И. А. Кубанцева (г. Саранск, РФ). Мордовское отделение Союза советских писателей во второй половине 1930-х гг.: основные проблемы в деятельности творческого объединения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

А. Г. Бурнаев, Е. В. Левина (г. Саранск, РФ). Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии: инновационный аспект

А. Н. Павлова, А. О. Печников (г. Йошкар-Ола, РФ). Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. – II тыс. н. э.

К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

В. И. Рогачев (г. Саранск, РФ). Прививка любви к родному краю и труду…

В. К. Абрамов  (г. Саранск, РФ). Пьесы финно-угорских драматургов России за рубежом

Рубрика: 2017, № 1 (30) | Метки: | Комментарии к записи Содержание (2017, 1) отключены

Н. В. Егорова (г. Саранск, РФ). Эссе в творчестве М. И. Брыжинского: стабилизация жанра и новаторство творческого подхода

Эссе в творчестве М. И. Брыжинского: стабилизация жанра и новаторство творческого подхода


Егорова Наталья Вениаминовна,
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры журналистики
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), tatacute@mail.ru


Введение. В статье рассматривается эссеистическое творчество М. И. Брыжинского, в частности произведение «Пингень гайть» («Звон эпох»). Теоретическую основу работы составили труды А. И. Брыжинского, В. И. Демина, Н. В. Зиновьева, Н. Ф. Мокшина. Ее практическая значимость заключается в выявлении основных тенденций развития эссе в контексте мордовской литературы. Объектом исследования служит эссеистическое творчество М. И. Брыжинского. Предметом исследования являются жанровые элементы эссе как глубоко индивидуальной формы восприятия действительности. Цель исследования – раскрыть идейно-эстетическое и стилевое свое­образие произведений данного жанра.
Материалы и методы. Методология исследования сочетает историко-литературный и сравнительно-типологический методы изучения литературы, а также контент-анализ текстов. Материалом исследования послужили произведения М. И. Брыжинского, научные труды мордовских ученых, имеющие общетеоретическое и методологическое значение (А. И. Брыжинского, В. И. Демина, Н. В. Зиновьева, Н. Ф. Мокшина).
Результаты исследования и их обсуждение. Развитие жанра говорит о новом этапе творческого роста художников слова. Примером этого являются художественно-публицистические работы М. И. Брыжинского. Глубина и зрелость взглядов эссеиста находят воплощение в произведении «Пингень гайть» («Звон эпох»). Наряду с научно-исследовательской направленностью данного эссе, анализом важных исторических, культурно-просветительных вопросов современности важное значение имеет эмоционально-образная сторона произведения, максимально точно отражающая авторское начало в тексте. Концентрация наиболее значимых жанровых компонентов говорит о закономерности стабилизации эссе в творчестве М. И. Брыжинского.
Заключение. На примере произведения «Пингень гайть» («Звон эпох») М. И. Брыжинского были выявлены жанровые элементы эссе как глубоко индивидуальной формы восприятия действительности. Присущие тексту открытость, эмоциональность разговорных конструкций (риторических вопросов, восклицаний), диалогизация являются основными чертами жанра и позволяют в полной мере характеризовать произведение как вершину эссеистического творчества мордовских прозаиков.

Ключевые слова: эссе; мордовская литература; индивидуальный мировоззренческий опыт; историзм прозы; авторское начало.

Для цитирования: Егорова Н. В. Эссе в творчестве М. И. Брыжинского: стабилизация жанра и новаторство творческого подхода // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 30–39.


  1. Брыжинский А. И. Современная мордовская проза: (Движение жанра). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 232 с.
  2. Брыжинский М. Тешкс: эссе // Сятко. 1992. № 8. С. 3–11.
  3. Брыжинский М. Эхо веков // Встречи-90. Публицистика. Саранск, 1990. С. 69–111.
  4. Демин В. Тиринь раськеде, велень ломанде… // Сятко. 2009. № 4. С. 56–95.
  5. Зиновьев Н. В. Человек и время. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 265 с.
  6. Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. 160 с.
  7. На перекрестке мнений: [сборник] / сост.: Ю. Ф. Юшкин, В. А. Юрченков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. 224 с.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. В. Егорова (г. Саранск, РФ). Эссе в творчестве М. И. Брыжинского: стабилизация жанра и новаторство творческого подхода отключены

Г. Н. Бояринова (г. Йошкар-Ола, РФ). Страницы героической истории в марийской драме

Страницы героической истории в марийской драме


Бояринова Галина Никитьевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры марийского языка и литературы ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, РФ), markaf@marsu.ru


Введение. Статья посвящена исследованию особенностей марийской драмы об историческом прошлом марийского народа и края. Во вступительной части подчеркивается причина интереса писателей к исторической тематике: центром художественного исследования становится человек в сложных жизненных обстоятельствах. Отсюда вытекает и основная цель статьи: показать этапные вехи, которые оставили  значительный след в судьбе нации, конфликтные ситуации, раскрывающие героические характеры. Автором поставлены следующие задачи: сгруппировать тексты по хронологическому принципу, тематике освещения исторического материала; дать краткую характеристику рассматриваемой эпохи; проанализировать конкретные произведения, исходя из конфликта драм и характера центральных героев. Объектом исследования является творческое наследие марийских драматургов на историческую тему, предметом изучения – конкретные драматические произведения, отражающие тот или иной этап из истории народа.
Материалы и методы. Методом анализа выбрано системное осмысление темы. Методика исследования основана на комплексном подходе, вобравшем в себя описательный, контекстуальный, культурологический подходы.
Результаты исследования и их обсуждение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут использоваться при изучении истории марийской драматургии, будут интересны исследователям финно-угорской литературы. Конкретный анализ представленных в статье произведений в разных аспектах освещался автором в исследовательских работах как на марийском, так и на русском языке. С результатами исследования литературовед выступала на конференциях различных уровней.
Заключение. В ходе рассуждений по теме исследования автор приходит к выводу о том, что марийская драма на историческую тему затрагивает большой пласт жизненного материала. К истории обращались как классики марийской литературы, так и современные драматурги. Героическим драмам свойственна острая напряженность конфликта. Драматизм таких произведений определяется не только общественной активностью героев, но и характером ситуаций, реальностью человеческих черт.

Ключевые слова: драма; история; конфликт; характер; героизм; тема; проблема.

Для цитирования: Бояринова Г. Н. Страницы героической истории в марийской драме // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 24–29.


  1. Бояринова Г. Н. Поэтика драмы Л. Яндака «Ший калык» («Серебряный народ») // Марийская драматургия второй половины ХХ – начала ХХI века: сб. ст. / сост. Т. Н. Беляева; науч. ред. Р. А. Кудрявцева. Йошкар-Ола, 2012. С. 186–191.
  2. Бояринова Г. Н. Проблема характера в современной марийской драматургии: монография. Йошкар-Ола, 2005. 127 с.
  3. История Марийского края в документах и материалах. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1992. 564 с.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Г. Н. Бояринова (г. Йошкар-Ола, РФ). Страницы героической истории в марийской драме отключены

Е. А. Цыпанов (г. Сыктывкар, РФ). Опыт периодизации национально-языковой политики в Республике Коми (от начала XX в. до наших дней)

Опыт периодизации национально-языковой политики в Республике Коми (от начала XX в. до наших дней)


Цыпанов Евгений Александрович,
доктор филологических наук, заместитель директора ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН»
(г. Сыктывкар, РФ), tsypanov@mail.illhkomisc.ru


Введение. Статья имеет целью обосновать периодизацию национально-языковой политики, проводимой в Коми крае (Коми автономной области, Коми АССР, ныне Республике Коми) в течение последнего столетия, начиная от 1918 г. и кончая нашими днями.
Материалы и методы. Материалом работы послужили теоретические знания о ходе выполнения программы зырянизации в 20-е гг. XX в.
Результаты исследования и их обсуждение. Конкретные результаты программы зырянизации легли в основу формирования профессиональной коми культуры и национального идентитета коми-зырян. Анализируются стагнационные явления и откаты в проведении национально-языковой политики в 50–80‑е гг. XX в., а также противоречивые процессы последних трех десятилетий.
Заключение. Впервые в статье представлена стройная периодизация из трех основных периодов, основанная на системном и научном анализе историко-филологического материала по коми языку в исторической ретроспективе. Теоретические выводы будут полезны как филологам-языковедам, так и историкам, обществоведам, краеведам.
Ключевые слова: национально-языковая политика; периодизация национально-языковой политики; Республика Коми; программа зырянизации; коми-зырянский язык.
Для цитирования: Цыпанов Е. А. Опыт периодизации национально-языковой политики в Республике Коми (от начала XX в. до наших дней) // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 17–23.


  1. Алпатов В. М. Языковая политика в России и мире // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2015. Т. 74, № 1. С. 3–10.
  2. Коми – край мой северный. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991. 224 с.
  3. Петрунев А. Кабалатöм, ылнатöм // Войвыв кодзув. 2001. № 4. 60–69 лб.
  4. Попов А. А. Зырянизация (1918 – 30-е годы) // Проблемы функционирования коми языка в современных условиях: материалы науч.-практ. конф. (Сыктывкар, 28–30 марта 1989 г.). Сыктывкар, 1990. С. 82–92.
  5. Цыпанов Е. Коми язык в печати // Вестник политического просвещения. 1990. № 1. С. 6–8.
  6. Цыпанов Е. Проблемы языка – проблемы народа // Север. 1989. № 4. С. 97–102.
  7. Цыпанов Е. А. Коми язык: путь к государственному // Республика Коми – 80 лет. Очерки, посвященные 80-летию государственности Республики Коми в составе Российской Федерации. Сыктывкар, 2001. С. 174–194.
  8. Цыпанов Й., Рассыхаев А. Коми «Юрган», кодлы юрган? // Арт. 2016. № 2. С. 178–182.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. А. Цыпанов (г. Сыктывкар, РФ). Опыт периодизации национально-языковой политики в Республике Коми (от начала XX в. до наших дней) отключены

Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Глаголы образной характеристики движения в хантыйском языке (на материале сынского диалекта)

Глаголы образной характеристики движения в хантыйском языке (на материале сынского диалекта)


Лельхова Федосья Макаровна,
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник БУ ХМАО – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»
(г. Ханты-Мансийск, РФ), lelhovafm@yandex.ru


Введение. Актуальность темы исследования определяется недостаточной изученностью лексико-семантической группы глаголов в диалектах хантыйского языка, данная группа глаголов движения не была объектом специального исследования. Глаголы этой семантики не рассматривались и в сопоставительном аспекте. В работе приводится классификация указанных глаголов в английском языке, в тюркских языках: чувашском, татарском, тувинском, узбекском. Предметом исследования является лексико-семантическая группа глаголов образной характеристики движения хантыйского языка. Цель исследования – выявление и описание глаголов со значением образной характеристики движения в сынском диалекте.
Материалы и методы. Материалом исследования лексико-семантической группы глаголов образной характеристики движения послужил сынский диалект хантыйского языка.
Результаты исследования и их обсуждение. Впервые представлена классификация глаголов образной характеристики движения в сынском диалекте хантыйского языка. Выделено 5 глаголов, в семантику которых инкорпорирован образный компонент: хǒрӈыԓтты ‘схватить под руку (или за шиворот) и силой тащить, вести быстро, тащить за собой, увлекаяʼ, лўниты ‘тащиться, плестись, идти медленноʼ, ‘идти так, как будто у человека одежда мокраяʼ, ‘идти, как будто человек пьяныйʼ, посыйты ‘двигаться кое-какʼ, ‘идти нехотя, с ленцойʼ, шихрэмәты ‘ходить шаркаяʼ, щиврэмәты ‘ходить шаркаяʼ. Эти глаголы не сочетаются с зависимыми словами – обстоятельствами, обозначающими образ действия.
Заключение. Выделяется 17 разновидностей образных значений, которые передаются специальными средствами – фразеологическими выражениями, сочетаниями глаголов с деепричастиями, наречиями, глагольными превербами. Проводится сопоставление группы образных глаголов хантыйского языка с аналогичными единицами в ненецком и некоторых тюркских языках. Выявляются специфичные для хантыйского языка значения, в которых отражается образная семантика: значение, в котором описывается манера передвижения человека; значение, отражающее движение частым шагом / большими шагами; значение, отражающее быстрое движение; значение, отражающее движение колобком; значение ‘ходить согнувшисьʼ; значение звукоподражания и т. д.

Ключевые слова: хантыйский язык; глагол; значение; образная характеристика движения; сема; движение.

Для цитирования: Лельхова Ф. М. Глаголы образной характеристики движения в хантыйском языке (на материале сынского диалекта) // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 6–16.


1. Барыс-Хоо В. С. Лексико-семантическая группа глаголов движения в тувинском языке (в сопоставительном аспекте): дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2006. 338 с.
2. Буторин С. С. Директивные глагольные сателлиты в кетском языке и типология моделей лексикализации Л. Талми // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 1. С. 33–37.
3. Вальгамова С. И. Диалектологический словарь хантыйского языка (шурышкарский и приуральский диалекты) / под ред. Н. Б. Кошкаревой. Екатеринбург: Баско, 2011. 208 с.
4. Васильева Т. Н. Глаголы движения в современном чувашском языке: дис. … канд. филол. наук. Чебоксары, 1980. 213 с.
5. Иштанова Р. К. Глаголы татарского языка в семантическом аспекте: дис. … канд. филол. наук. Казань, 2002. 284 с.
6. Лельхова Ф. М. Словарь глаголов хантыйского языка (шурышкарский диалект). Ханты-Мансийск: ОАО «Издательский дом «Новости Югры», 2012. 207 с.
7. Майсак Т. А. Типология грамматикализации конструкций с глаголами движения и глаголами позиции. Москва: Языки славянских культур, 2005. 480 с.
8. Носкова М. В. Когнитивные основания функционирования лексико-семан­ти­чес­кой группы глаголов, обозначающих манеру движения (на материале английского языка) // Новые возможности общения: достижения лингвистики, переводоведения и технологии преподавания языков: материалы междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2011. С. 147–153.
9. Панов В. А. К типологии и диахронии глаголов движения в латинском языке [Электронный ресурс]. URL: http://www.iling-ran.ru/11.pdf (дата обращения: 22.10.2016).
10. Соловар В. Н. Хантыйско-русский словарь (казымский диалект). Тюмень: ООО «Формат», 2014. 386 с.
11. Чугунекова А. Н. Глаголы движения и формируемые ими модели простого предложения (на материале хакасского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 1998. 19 с.
12. Шилова В. В. Пространственные модели элементарных простых предложений в ненецком языке. Новосибирск, 2003. Ч. 1.  106 с.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Глаголы образной характеристики движения в хантыйском языке (на материале сынского диалекта) отключены

В. И. Антонова, А. Н. Голяков (г. Саранск, РФ). Самобытное отображение фольклорных традиций эрзянского народа в романе К. Г. Абрамова «Степан Эрьзя»

Самобытное отображение фольклорных традиций эрзянского народа в романе К. Г. Абрамова «Степан Эрьзя»


Антонова Вера Ивановна,
доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), belkich@rambler.ru

Голяков Андрей Николаевич,
аспирант кафедры финно-угорских литератур ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), moscow-kremlin777@list.ru


Статья посвящена осмыслению проблемы отображения «естественного» языка в романе-трилогии К. Г. Абрамова «Степан Эрьзя». На конкретных эмпирических примерах доказывается, что писатель, воссоздавая в романе социокультурный фон времени, образы личности и народа, отдает предпочтение художественным методам, использование которых дает читателю наглядное представление о национальном колорите, фольклорных традициях эрзянского народа.

Ключевые слова: автор; исследование; мордва; народ; паремиологическое творчество; роман-трилогия; самобытность; эрзяне; этнопоэтика.


 

1. Абрамов, К. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 3. Степан Эрьзя : биографический роман  / пер. с морд.-эрзя Г. Максимова и Ю. Галкина. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1999. – Кн. 1 и 2.

2. Бояркина, Л. Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности) // Фольклор и фольклоризм / сост. Н. Е. Булычева. – Саранск, 2003. – С. 79–103.

3. Брыжинский, А. И. Современная мордовская проза / А. И. Брыжинский. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1995. – 232 с.

4. Гоголь, Н. В. Несколько слов о Пушкине // Собрание сочинений : в 6 т. – Москва, 1950. – Т. 6. – С. 34.

5. Далада, Н. Лес шумит // Литература и жизнь. – 1962. – 4 февр. – Рец.

6. Далгат, У. Б. Литература и фольклор / У. Б. Далгат. – Москва : Наука, 1981. – 304 с.

7. Евсевьев, М. Е. Эрзянь ёвкст (скаскат) / М. Е. Евсевьев. – Москва : Центриздат, 1928. – 137 с.

8. Евсевьев, М. Е. Эрзянь морот / М. Е. Евсевьев. – Москва : Центриздат, 1928. – 184 с.

9. Загороднова, И. В. Менталитет мордовского этноса в социально-философском и историко-культурном измерении (конец XX – начало XXI века) // Вестник МГОУ. Сер.: Философские науки. – 2008. – № 4. – С. 63–70.

10. Недосекин, Р. Летопись судьбы народной // В мире книг. – 1966. – № 11. – С. 26–27. – Рец.

11. Пушкин, А. С. О народности в литературе // Полное собрание сочинений : в 6 т. – Москва, 1936. – Т. 6. – С. 43–44.

12. Резепова, Н. В. Проблема национальной парадигмы в интерпретации образа всемирно известного скульптора С. Д. Эрьзи : автореф. дис. … канд. филол. наук / Н. В. Резепова. – Саранск, 2008. – 23 с.

13. Федосеева, Е. А. Исторический роман Мордовии / Е. А. Федосеева. – Саранск : Издательство Мордовского университета, 2000. – 44 с.

14. Шеянова, С. В. Современный мордовский роман : проблематика, поэтика : монография / С. В. Шеянова. – Саранск : Издательство Мордовского университета, 2013. – 284 с.

 

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Антонова, А. Н. Голяков (г. Саранск, РФ). Самобытное отображение фольклорных традиций эрзянского народа в романе К. Г. Абрамова «Степан Эрьзя» отключены

Наши авторы (2016, 4)

Абрамов Владимир Кузьмич,
доктор исторических наук, заведующий сектором истории и этнографии Межрегионального научного центра финно-угроведения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), abramovvk@mail.ru

Читать далее

Рубрика: 2016, № 4 (29), Архив выпусков | Метки: , | Комментарии к записи Наши авторы (2016, 4) отключены

В. В. Рыкова, Ю. Д. Горте (г. Новосибирск, РФ). Анализ документального потока по культуре обских угров из базы данных «Научная Сибирика»

Анализ документального потока по культуре обских угров из базы данных «Научная Сибирика»


Рыкова Валентина Викторовна,
старший научный сотрудник отдела научной библиографии ФГБУН «Государственная публичная научно-техническая библиотека» Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск, РФ), onbryk@spsl.nsc.ru

Горте Юлия Давыдовна,
ведущий библиограф отдела научной библиографии ФГБУН «Государственная публичная научно-техническая библиотека» Сибирского отделения РАН
(г. Новосибирск, РФ), ygorte@spsl.nsc.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. В. Рыкова, Ю. Д. Горте (г. Новосибирск, РФ). Анализ документального потока по культуре обских угров из базы данных «Научная Сибирика» отключены

С. П. Гудкова (г. Саранск, РФ). Книга-исповедь мордовского поэта

Книга-исповедь мордовского поэта


Гудкова Светлана Петровна,
доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), sveta_gud@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи С. П. Гудкова (г. Саранск, РФ). Книга-исповедь мордовского поэта отключены

В. Г. Кудрявцев (г. Йошкар-Ола, РФ). Творчество Измаила Ефимова в контексте этнической идентификации

Творчество Измаила Ефимова в контексте этнической идентификации


Кудрявцев Владимир Геннадьевич,
доктор искусствоведения, профессор кафедры культуры и искусств ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, РФ), vladku2004@mail.ru


Рассматривается творчество народного художника Республики Марий Эл, заслуженного художника Российской Федерации Измаила Ефимова. Выявляется этническая характеристика его многогранного художественного творчества, сочетающего реалистические изобразительные традиции и проявления постмодернизма.

 Ключевые слова: Измаил Ефимов; марийское изобразительное искусство; этническая идентификация; визуализация образов идентичности.


 

1. Вийрес, П. Эстонское общество Костаби и этнофутуризм // Дорога водоплавающей птицы / ред. Каукси Юлле. – Тарту, 1995. – С. 24–25.

2. Железняк, О. Идентичность : парадигма культуры и профессиональное пространство // Проект Байкал / project Baikal / изд. и гл. ред. Е. Григорьева. – 2004. – № 42. – С. 112–119.

3. Кудрявцев, В. Этническая культура в творчестве художника Измаила Ефимова // Лад. – 2005. – № 4. – С. 158–176.

4. Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн / Е. П. Львова, А. В. Сарабьянов, Е. П. Кабкова и др. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 464 c.

5. Нигматуллина, Ю. Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве / Ю. Г. Нигматуллина. – Казань : Фэн, 2003. – 176 с.

6. Сиикала, А.-Л. О перспективах исследования мифологии финно-угорских народов // Этнос – Культура – Человек / отв. ред. А. Е. Загребин. – Ижевск, 2003. – С. 312–322.

7. Червонная, С. М. Современное исламское искусство народов России / С. М. Червонная. – Москва : Прогресс-Традиция, 2008. – 552 с.

 

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Г. Кудрявцев (г. Йошкар-Ола, РФ). Творчество Измаила Ефимова в контексте этнической идентификации отключены