Т. А. Солдаткина (г. Йошкар-Ола, РФ). Метафорические модели фразеологизмов с оценочным компонентом в марийском и французском языках

Метафорические модели фразеологизмов с оценочным компонентом в марийском и французском языках


Солдаткина Татьяна Альбертовна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры иноязычной речевой коммуникации ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), infak.sta@gmail.com


Введение. Рассматриваются метафорические модели фразеологизмов с оценочным компонентом в марийском и французском языках. Теоретической основой для работы послужили труды В. В. Виноградова, А. И. Смирницкого, И. И. Чернышевой, А. П. Чудинова. Практическая значимость заключается в определении особенностей образования фразеологических единиц с использованием метафор, принадлежащих к особому классу. Объект исследования – метафорические модели фразеологических единиц в марийском и французском языках, предмет – оценочный компонент метафорических моделей фразеологизмов. Цель исследования – провести анализ фразеологизмов для выявления превалирующего вида метафор, с помощью которых чаще всего выражается оценочность.
Материалы и методы. Метод сплошной выборки; метод лингвистического описания; сравнительный метод. Материалом исследования послужили 90 фразеологических единиц, отобранных методом сплошной выборки из «Фразеологического словаря марийского языка» Ф. Т. Грачевой и «Словаря марийских пословиц и поговорок» А. Е. Китикова, а также 150 фразеологических единиц французского языка, отобранных методом сплошной выборки из фразеологических словарей французского языка.
Результаты исследования и их обсуждение. Самыми многочисленными средствами выразительности марийской фразеологии оказались сравнительные обороты и метафоры. Метафоричность мышления и широкое использование средств выразительности позволяют сделать вывод о преобладании образного восприятия мира в сознании марийского народа, об аксиологическом потенциале марийской фразеологии. Наиболее частым способом образования фразеологических единиц с отрицательной оценкой во французском языке является зооморфная и социоморфная метафора, антропоморфная и натуроморфная метафоры чаще всего несут в себе нейтральную или амбивалентную оценку.
Заключение. Были выявлены основные метафорические модели и используемые образы во фразеологизмах с оценочным компонентом в марийском языке. Зооморфная и социоморфная метафора встречаются в пейоративных фразеологических единицах, тогда как нейтральная или амбивалентная оценки характерны для антропоморфной и натуроморфной метафоры.

Ключевые слова: метафора; метафорические модели; оценочность; семантика; фразеологические единицы.

 Для цитирования: Солдаткина Т. А. Метафорические модели фразеологизмов с оценочным компонентом в марийском и французском языках // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 64–72.


  1. Гак В. Г., Ганшина К. А. Новый фран­цузско-русский словарь. Москва: Рус. яз., 1994. 1194 с.
  2. Грачева Ф. Т. Марий фразеологий мутер. Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1989. 328 с.
  3. Жирнов А. В. Средства выражения оценки в марийской фразеологии // Студенческая наука и XXI век: материалы науч.-практ. конф. студентов по итогам науч.-исслед. работы за 2014 г. Йошкар-Ола, 2015. Вып. 12. С. 314–316.
  4. Китиков А. Е. Марий калыкмут мутер. Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1991. 336 с.
  5. Коноваленко Л. И. Семантико-синтак­сические средства выражения оценочной модальности в русском и английском языках: автореферат дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 1997. 23 с.
  6. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Москва: Едиториал УРСС, 2004. 253 с.
  7. Русско-французский словарь / под ред. Л. В. Щербы, М. И. Матусевича. Москва: Совет. энцикл., 1969. 839 с.
  8. Солдаткина Т. А. Семантика оценки во фразеологии французского языка // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 19. С. 95–99.
  9. Французско-русский фразеологический словарь / гл. ред. Я. И. Рецкер. Москва: Изд-во иностр. и национ. словарей, 1963. 243 с.
  10. Чудинов А. П. Когнитивно-дискурсивное описание метафорической модели. URL: http://www.studmed.ru/docs/document34767/cc1?page=9. Дата обращения: 25.04.2015.
  11. Яковлева С. Л., Бушкова Е. С. Метафорический перенос в наименованиях беспозвоночных в английском, французском и русском языках // Вестник Марийского государственного университета. 2012. № 10. С. 135–140.
  12. Яковлева С. Л., Казыро Г. Н. Сравнительный анализ метафорических моделей концепта «Семья» в марийской и финской паремиологии // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 649–652.
  13. Ashraf M., Miannay D. Dictionnaire des expressions idiomatiques franзaises. Paris: Librairie gйnйrale franзaise, 1995. 414 p.
  14. Rey A., Chantreau S. Dictionnaire des expressions et locutions. Paris: Dictionnaires Le Robert, 1997. 1084 p.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. А. Солдаткина (г. Йошкар-Ола, РФ). Метафорические модели фразеологизмов с оценочным компонентом в марийском и французском языках отключены

Э. В. Гусева (г. Йошкар-Ола, РФ). Виды повторов в марийской прозе

Виды повторов в марийской прозе


Гусева Элина Витальевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры финно-угорской  и сравнительной филологии ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), guseva_elina@ mail.ru


Введение. К повтору относится такой стилистический прием, при котором на близком расстоянии друг от друга используются одинаковые звуки, морфемы, слова, синтаксические конструкции (словосочетания и предложения). В статье рассматриваются различные виды повторов: лексико-синтаксические, фонологические: аллитерация, ассонанс, а также параллельные конструкции.
Материалы и методы. Основным приемoм является описательный метод с элементами системно-функционального подхода. С его помощью был отобран фактический материал, исследованный с использованием компонентного и контекстуального видов анализа. Применение этих методов способствует объяснению лингвистического (лексического) материала, сопровождающегося его классификацией.
Результаты исследования и их обсуждение. Возможности синтаксиса марийского языка – разно­образные группы словосочетаний и предложений – создают основу для появления синтаксических стилистических средств в результате изменений в основных моделях составляющих синтаксического уровня. В исследованном материале преобладает лексико-синтаксический повтор. Стилисты классифицируют лексико-синтаксический повтор, исходя из композиционных моделей. Выделены анафорический, эпифорический, корневой и синонимический типы повтора отдельных слов и словосочетаний, дублетные слова, повтор-подхват.
Заключение. Классификация повторов осуществляется в зависимости от того, какие элементы повторяются. Рассмотрение повтора только как синтаксического стилистического приема должно считаться условным: повторяются не только синтаксические элементы модели словосочетания или предложения, но и единицы фонологического, лексического, морфологического уровней.

Ключевые слова: повтор; стилистический прием; марийский роман.

 Для цитирования: Гусева Э. В. Виды повторов в марийской прозе // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 73–77.


  1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. Москва: Совет. энцикл., 1969. 609 с.
  2. Бик А. Тул-вяд вошт: роман. 1-ше кн. [Сквозь огонь и воды]. Йошкар-Ола: Книгам лукшо марий издательство, 1976. 280 с.
  3. Илибаева М. К. Кечан ямылыштц: роман. Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1994. 264 с.
  4. Орай Дим. Тӱтыра вошт: роман [Сквозь туманы]. Йошкар-Ола: Книгам лукшо марий издательство, 1978. 236 с.
  5. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Москва: Просвещение, 1985. 400 с.
  6. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. Москва: Просвещение, 1974. 509 с.
  7. Яндак Л. Онар: роман-влак. Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2007. 560 с.
  8. Galperin I. R. Stylistics. Mосква: Высш. шк., 1977. 334 p.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Э. В. Гусева (г. Йошкар-Ола, РФ). Виды повторов в марийской прозе отключены

Г. А. Корнишина (г. Саранск, РФ). Социально-обрядовая роль и формы организации половозрастных контактов мордовского населения Самарского края в первой половине XX в.

Социально-обрядовая роль и формы организации половозрастных контактов мордовского населения Самарского края в первой половине XX в.


Корнишина Галина Альбертовна,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), kornihina@rambler.ru


Введение. На основе литературных источников, а также полевых материалов проанализированы возрастная специфика норм коллективного общения, присущая мордовскому сельскому населению Самарского края, и соответствующая терминология. Выбор данного аспекта исследования обусловлен особенностями традиционных этических норм, которые целесообразно рассматривать в органичной связи с определенной половозрастной стратой (группой) сельского сообщества. Возрастная специфика вносит коррективы в систему этических взглядов и норм поведения этнических и социальных общностей.
Материалы и методы. Актуальность исследования определяется осознанием заложенного в традиционных нормах общения огромного гуманистического потенциала, который может стать фундаментом нравственного и духовного воспитания современной молодежи. Обозначенную проблему нужно решать и на региональном уровне, так как культура общения мордвы имеет своеобразный облик у ее отдельных этнотерриториальных групп. Особенно это характерно для многонациональных регионов, каковым является и Самарский край.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное в рамках статьи исследование показало, что общение представителей различных половозрастных групп сельского социума происходило в будничные дни и в часы досуга. Оно проявлялось в различных формах, а регулирующие их этические нормы были продиктованы принадлежностью человека к некоторой половой, возрастной, социальной группе, что определяло его статус, общественно-трудовые и религиозно-обрядовые функции и поведение в процессе общения.
Заключение. Анализ фактического материала позволяет сделать вывод о единстве традиционных форм общения и соответствующих им норм коллективного и индивидуального поведения мордвы Самарского края и других регионов. Различия выявляются лишь в виде вариантов той или иной формы общения и поведения. Причинами их возникновения послужили контакты мордвы с различными этносами, а также изменение социально-экономических условий жизнедеятельности.

Ключевые слова: половозрастные группы; социовозрастной статус; супрядки; помочи; хоровод (коровод, карагод); посиделки; аштема; тейтерень пия («девичье пиво»); пивань кудо («дом пива»); обходы дворов; беседы.

Для цитирования: Корнишина Г. А. Социально-обрядовая роль и формы организации половозрастных контактов мордовского населения Самарского края в первой половине XX в. // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 78–85.


  1. Беляева Н. Ф., Тюганкова Е. В. Социокультурная адаптация самарской мордвы в условиях поликультурной среды / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2016. 94 с.
  2. Бояркин Н. И., Бояркина Л. Б. Музыкальное искусство // Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / под общ. ред. Н. П. Макаркина. Саранск, 2012. С. 494–525.
  3. Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура в системе мордовского этноса (структура, субъекты, состав, компоненты): дис. … д-ра ист. наук. Саранск, 2001. 492 с.
  4. Корнишина Г. А. Традиционные формы коллективного общения мордвы Самарского края // Этнос и культура. 1997. № 1. С. 5–9.
  5. ПМА, 1996. Кошкинский р-н Самарской области, д. Городок (информант Жегунова А. С., 1904 г. р.).
  6. ПМА, 1996. Кошкинский р-н Самарской области, д. Городок (информант Мочалова Н. К., 1913 г. р.).
  7. ПМА, 1996. Кошкинский р-н Самарской области, с. Грачевка (информант Адаева А. И., 1907 г. р.).
  8. ПМА, 1996. Красноярский р-н Самарской области, с. Старая Бинарадка (информант Борисова О. П., 1927 г. р.).
  9. Федоров Н. Заметки о мордве села Шенталы // Самарские губернские ведомости. 1863. № 48. С. 321–323.
  10. Чувашев М. И. Тейтерень пиянь кудо – Девичий дом пива у эрзян // Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки. Самара, 2001. С. 13–29.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Г. А. Корнишина (г. Саранск, РФ). Социально-обрядовая роль и формы организации половозрастных контактов мордовского населения Самарского края в первой половине XX в. отключены

Я. В. Пилипчук (г. Киев, Украина). Обретение венграми родины и их походы на Балканы

Обретение венграми родины и их походы на Балканы


Пилипчук Ярослав Валентинович,
кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела Евразийской степи Института востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины (г. Киев, Украина), pylypchuk.yaroslav@gmail.com


Введение. Данная статья посвящена проблеме обретения родины венграми и их участия в балканской политике. Задачами исследования послужили: 1) анализ внешнеполитической активности венгров на Балканах в ІХ–Х вв.; 2) анализ сведений письменных источников о венгерских походах.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются сравнительно-исторический и проблемно-хронологический.
Результаты исследования и их обсуждение. Сведения венгерских источников о походах на Византию восходят к Шимону Кезаи. Для исследования венгерского завоевания Паннонии основным выступает сочинение Анонима «Деяния венгров». Сведения арабо-персидских источников также единообразны при освещении событий и восходят к реконструированной «Анонимной записке» конца ІХ в. Несколько выбиваются из общего ряда сообщения Ибн ал-Асира и ал-Масуди. Византийские источники не единообразны и фиксируют разные события, связанные с вторжениями венгров.
Заключение. До конца IX в. венгры нападали на всех своих соседей. Недолгий альянс с Византией датировался концом IX в. Война венгров на стороне ромеев против болгарского царя Симеона имела далеко идущие последствия. Чтобы эффективно противостоять венграм, болгары наняли печенегов. Изгнанные из Этелькеза венгры переселились в Паннонию и сокрушили Великоморавское государство во время войн конца ІХ – начала Х в. Для похода против ромеев в 934 г. они заключили союз с печенегами. Походы на Византию рассматривались венграми как шанс пополнить казну. Именно с этой целью были осуществлены походы 943 и 959 гг. Венгерские походы были остановлены поражениями от ромеев в 961 и 970 гг.

Ключевые слова: обретение родины; венгры; Византийская империя; Великая Моравия; печенеги; болгары.

Для цитирования: Пилипчук Я. В. Обретение венграми родины и их походы на Балканы // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 86–96.


  1. Анікєєв Д. О. Міграція і розселення печенігів за повідомленнями вчених Арабського халіфату ІХ–Х ст. // Сходо­знавство. 2009. № 48. С. 3–13.
  2. Бережинский В. Г., Бороздина А. К. Военное искусство печенегов. Киев: УИВИ, 2010. 270 с.
  3. Бредихин А. В. Печенежский союз племен как субъект международных отношений в Восточной Европе во второй половине IX – начале Х в. // Наука, релігія, суспільство. 2010. № 1. С. 89–92.
  4. Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца Х века). Санкт-Петербург: Тип. Императ. акад. наук, 1870. IX, 308 c. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/frame11.htm.
  5. Гръцки извори за българската история. София: Българска академия на науките, 1964. Т. 5. 356 с.
  6. Гръцки извори за българската история. София: Българска академия на науките, 1965. Т. 6. 369 с.
  7. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Ч. 1 // Записки Императорской академии наук. 1878. Т. 32, № 2. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Bekri/frametext.htm.
  8. Каплун Н. М. Про печенігів багатих та бідних: доля двух гілок одного народу наприкінці ІХ – на початку ХІ ст. // Сходознавство. 2002. № 17/18. С. 75–90.
  9. Князький И. О. Византия и кочевники южнорусских степей. Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. 181 с.
  10. Комар А. Древние мадьяры Этелькеза: перспективы исследований // Археологія і давня історія України. 2011. Вип. 7. С. 21–78.
  11. Коновалова И. Г., Перхавко В. Б. Древняя Русь и Нижнее Подунавье. Москва: Памятники исторической мысли, 2000. 294 с.
  12. Константин Багрянородный. Об управлении империей / пер. под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. Москва: Наука, 1991. 496 с. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text40.phtml?id=6399.
  13. Латински звори за българската история (Унгарски латиноезычни Извори. Ч. 1). София: Българска академия на науките, 2001. Т. 5. 194 с.
  14. Літопис попа Дуклянина. Оттава: University of Ottava Press, 1986. 83 с. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Dukljanin/frametext.htm.
  15. Мельник М. Візантія і релігійні вірування печенігів// Проблеми гуманітарних наук: Наукові записки Дрогобицького державного педагогічного університету ім. І. Франка. Дрогобич, 2002. С. 213–222.
  16. Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу: волна вторая. Санкт-Петербург: Евразия, 2006. 348 c.
  17. Оттон Фрайзингенский. Хроника // Древняя Русь в свете зарубежных источников: хрестоматия. Т. 4. Западноевропейские источники. Москва, 2010. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Otton_Freising_2/text1.phtml?id=12643.
  18. Прицак О., Голб Н. Хазарско-еврейские документы Х века / науч. ред., послесловие и коммент. В. Я. Петрухина. 2-е изд., испр. и доп. Москва; Иерусалим: Мосты Культуры, 2003. 240 c.
  19. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. Москва: Наука, 1992. 368 c. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus5/TheophCont/frametext64.htm.
  20. Расовский Д. А. Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии // Расовский Д. А. Половцы. Черные Клобуки: печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии. Москва, 2012. C. 39–111.
  21. Тахир Марвази. Природа животных // История татар. Т. 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани, 2006. С. 707–709.
  22. Хвольсон Д. А. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн Даста, неизвестного доселе арабского писателя Х века, по рукописи Лондонского музея. Санкт-Петербург: Тип. Императ. акад. наук, 1869. 214 c. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Chwolson_Dast/text4.htm.
  23. Шараф Заман Тахир ал-Марвази. Естественные свойства животных. Глава о тюрках // Труды сектора востоковедения. Алматы, 1959. Т. 1. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Marvazi_Tahir/frametext1.htm.
  24. Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров. Москва: РОССПЭН, 1997. 512 c.
  25. De Vajay S. Der eintritt des ungarisches stammebundes in die Europische Geschichte. Mainz: Hase ubd Kohler Verlag, 1976. 189 S.
  26. Golden P. B. The people Nwkrda // Arhivum Eurasiae Medii Aevi. Lisse, 1976. Vol. 1. P. 22–34.
  27. Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A. H. – 982 A. D. / tr. and expl. by V. Minorsky; with the preface by V. V. Barthold. London: Luzac & co., 1937. URL: http://odnapl1yazyk.narod.ru/hudud2022.
  28. Katona-Kiss A. A. Kбrpбt-medencei bolgar terhoditas a IX szбszadban. Tцrtйneti йszrevйtelek a rйgйszet tьrkйben // A Wosinsky Mуr Megyei Mъzeum Йvkцnyve. 2009. XXXI. Old. 37–56.
  29. Katona-Kiss A. A. Bolgбr Kбnsбg йs a Kбrpбt-medence a IX szбszadban // Hadtцrtйnelmi Kцzlemйnyek. 2010. CXXIII/1–2. Old. 168–214.
  30. Rady M. The Gesta Hungarorum of Anonymus, the Anonymous Notary of King Bйla: A Translation // Slavonic and East European Review. 2009. № 87 (4). P. 681–727. URL: http://discovery.ucl.ac.uk/18975/1/18975.pdf.
  31. Simonis de Keza. Gesta Hungarorum // Historiae Hungaricae fontes domestici. Pars prima. Scriptores; 2. Lipsiae, 1883. S. 52–99.
  32. Spinei V. The Great Migrations in the East and South East of Europe from the Ninth to the Thirteenth Century. Cluj-Napoca: Romanian Cultural Institute – Istros Publishing House, 2003. 546 p.
  33. Uydu Yьcel M. Pechenegs on the Balkans // The Turks. Ankara, 2002. Vol. 1. P. 632–644.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Я. В. Пилипчук (г. Киев, Украина). Обретение венграми родины и их походы на Балканы отключены

И. А. Кубанцева (г. Саранск, РФ). Мордовское отделение Союза советских писателей во второй половине 1930-х гг.: основные проблемы в деятельности творческого объединения

Мордовское отделение Союза советских писателей во второй половине 1930-х гг.: основные проблемы в деятельности творческого объединения


Кубанцева Ирина Алексеевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»  (г. Саранск, РФ), kubancevair@rambler.ru


Введение. Рассматриваются существенные проблемы, повлиявшие на дальнейшее формирование Мордовского отделения Союза советских писателей (ССП). Актуальность темы имеет не только научное, но и практическое значение. В настоящее время необходимо по-новому осмыслить такие аспекты истории мордовской литературы, как особенности деятельности писателей в рамках объединения профессионального типа. Развитие отделения было сопряжено с широким кругом проблем, характерных для литературного процесса указанного периода: с политикой государства в области литературы; отношением мордовской интеллигенции к власти; политической трансформацией направлений в литературе; формированием новой, советской мордовской литературы. Отсутствие актуальной информации о творческом объединении писателей Мордовии может привести к неточной трактовке общих тенденций и закономерностей истории литературы данного периода. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем сделана попытка проанализировать существовавшие проблемы в деятельности Мордовского отделения ССП в контексте идеологических особенностей второй половины 1930-х гг. Привлечение вновь выявленных документов из РГАЛИ и ЦГА РМ позволило проследить механизмы взаимодействия писательской организации с партийными и советскими органами власти, а также с отдельными авторами. Объектом исследования является деятельность Мордовского отделения Союза советских писателей во второй половине 1930-х гг., предметом выступают проблемы, повлиявшие на дальнейшее формирование мордовской литературы. Цель исследования – изучить особенности функционирования творческого объединения писателей Мордовии во второй половине 1930-х гг.
Материалы и методы. В ходе исследования были использованы положения системного, междисциплинарного подходов, историко-функциональный и сравнительно-исторический методы, применяемые в литературоведении.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования выявлены причины, приведшие к политическому противостоянию в художественной сфере, последствия политических репрессий и создания системы языкового билингвизма, а также меры, принимаемые руководством писательской организации по возрождению творческой активности в республике. Показаны опасения руководителей организации, связанные с неудавшейся попыткой искоренения практики формализма в литературе при написании художественных произведений. Беспокойство вызывало отсутствие квалифицированно составленных критических статей. Это направление в деятельности писательской организации Мордовии считалось слабым местом.
Заключение. Изучение деятельности Мордовского отделения ССП во второй половине 1930-х гг. является важным аспектом в истории мордовской литературы. Это попытка нового видения формирования и трансформации творческого объединения в условиях авторитарного воздействия государственной системы. Данное исследование не завершается изучением проблем деятельности Мордовского отделения ССП. Тема требует дальнейшего научного анализа проблемы.

Ключевые слова: правление Мордовского отделения Союза советских писателей; задачи республиканского объединения писателей; идеологизация художественной сферы; репрессии творческой интеллигенции; оригинальные художественные произведения; начинающие писатели.

Для цитирования: Кубанцева И. А. Мордовское отделение Союза советских писателей во второй половине 1930-х гг.: основные проблемы в деятельности творческого объединения // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 97–101.


  1. Очерки истории мордовской советской литературы / ред. кол. В. В. Горбунов [и др.]. Саранск: Мордгиз, 1956. 225 с.
  2. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 631. Оп. 6. Д. 106. Л. 60.
  3. Центральный государственный архив РМ (ЦГА РМ). Ф. Р-356. Оп. 1.
  4. ЦГА РМ. Ф. 269-П.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи И. А. Кубанцева (г. Саранск, РФ). Мордовское отделение Союза советских писателей во второй половине 1930-х гг.: основные проблемы в деятельности творческого объединения отключены

А. Г. Бурнаев, Е. В. Левина (г. Саранск, РФ). Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии: инновационный аспект

Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии: инновационный аспект


Бурнаев Александр Гаврилович,
доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой национальной хореографии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ),
burnaevag@mail.ru

Левина Екатерина Валериевна,
магистрант направления подготовки «Педагогическое образование»,
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» (г. Саратов, РФ),
catherine1995@yandex.ru


Введение. Работа посвящена проблеме внедрения национальной тематики. Эта проблема актуальна для образовательного процесса в системе высшей школы. Новизна исследования заложена в названии статьи. Инновационный аспект подкреплен практическим примером, т. е. сценическим вариантом хореографического произведения, что значимо для искусствоведения и педагогических наук. В статье присутствует полный анализ балетной сюиты «Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии», показанной в 2016 г. в МГУ им. Н. П. Огарёва.
Материалы и методы. Объект исследования – инновационный аспект хореографического произведения «Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии». Предмет исследования – постановочный синтез пластических характеристик мордовских этнических скульптур и их стилизация. Целью исследования является апробация результатов хореографического произведения «Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии». Экспериментальный, описательный, аналитический методы исследования применяются в работе для искусствоведческого, культурологического и педагогического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования показывают, что современное сценическое решение хореографического произведения не только помогает воспринимать живые статуи, сочиненные хореографом, как настоящие, но и транслирует сценический «авангард», отражает правдоподобие этнического мордвина. Благодаря этому приему грубая статика мордовских статуй кажется более мягкой. Обсуждение сценических работ, их сопоставление с предыдущими аналогичными работами подтверждают выдвинутую гипотезу о систематизировании авторского материала и реализации инновационного подхода в практике мордовской хореографии.
Заключение. Традиционные современные постановки в репертуарной политике на фоне существующих национальных хореографических произведений в стиле модерн являются основой творчества коллективов Мордовии. Предложенный материал в призме постановочной работы может быть использован для ознакомления и практического применения.

Ключевые слова: балетная сюита; скульптурная композиция; скульптурная пластика; хореографическая постановка; хореографическая миниатюра; хореографический текст.

Для цитирования: Бурнаев А. Г., Левина Е. В. Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии: инновационный аспект // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 102–109.


  1. Брыжинский В. С. Серебряные цепочки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. 272 с.
  2. Бурнаев А. Г. Мордовский танец в контексте финно-угорской танцевальной культуры: монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. 84 с.
  3. Бурнаев А. Г. Огюст Роден – Степан Эрьзя: скульптура и хореографическая пластика // Центр и периферия. 2014. № 3. С. 74–81.
  4. Бурнаев А. Г. «Экзот» танца О. Родена и «неестественность» балетного ракурса С. Д. Эрьзи // Финно-угорский мир. 2013. № 3. С. 67–74.
  5. Есенин С. А. Стихотворения и поэмы // Есенин С. А. Собрание сочинений: в 5 т. Москва, 1961. Т. 1. 400 с.
  6. Есенин С. А. Не жалею, не зову, не плачу: стихотворения, поэмы. Москва: Эксмо, 2005. 384 с.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Г. Бурнаев, Е. В. Левина (г. Саранск, РФ). Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии: инновационный аспект отключены

А. Н. Павлова, А. О. Печников (г. Йошкар-Ола, РФ). Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. – II тыс. н. э.

Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. – II тыс. н. э.


Павлова Анжелика Николаевна,
доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и психологии  ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), angpan@rambler.ru

Печников Андрей Олегович,
старший преподаватель кафедры истории и психологии
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), peschnikovao@volgatech.net


Введение. Период I тыс. до н. э. – начала II тыс. н. э. занимает особое место в истории финно-угорского Поволжья как время формирования основ марийского и мордовского этносов, их материальной и духовной культуры. Целями работы стали изучение и обобщение опыта презентации материальной культуры финно-угров I тыс. до н. э. – начала II тыс. н. э. в музеях Поволжья, что предполагает решение следующих задач: определение особенностей построения археологической части экспозиции музеев, выявление предметов материальной культуры финно-угров I тыс. до н. э. – начала II тыс. н. э. и специфики их экспонирования.
Материалы и методы. В ходе исследования использовались как философские, так и общенаучные методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Материальная культура финно-угров I тыс. до н. э. – II тыс. н. э. представлена в музеях как финно-угорских республик, так и Татарстана и Чувашии. Республиканские музеи ведут большую просветительскую и учебную работу, что определяет построение основной части экспозиций в соответствии с хронологическим принципом, позволяющим последовательно знакомить публику с этапами истории региона, начиная с древнейших времен. Исключением являются тематические выставки, представляющие ту или иную сторону древней культуры финно-угров.
Заключение. Музеи располагают разными возможностями экспонирования древних предметов материальной культуры, что определяется размерами помещений, акцентами экспозиций, где археологическим отделам отводится разная роль, а также материальными и техническими ресурсами учреждений.

Ключевые слова: музей; финно-угры; материальная культура; ревитализация; эпоха раннего железа; эпоха средневековья.

Для цитирования: Павлова А. Н., Печников А. О. Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. – II тыс. н. э. // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 110–115.


  1. Большов С. В., Большова Н. А., Данилов О. В. Древние культовые памятники Марий Эл (по археологическим, этнографическим, фольклорным и историческим источникам): монография. Йошкар-Ола, 2008. 163 с.
  2. Данилов О. В. Языческие культы древнего населения Марийского Поволжья. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2016. 326 с.
  3. Ефименко П. П. Средневолжская экспедиция 1926–1927 г. // Сообщения Государственной академии истории материальной культуры. Ленинград, 1929. Т. 2. С. 168–174.
  4. Марков В. Н. Ананьинская проблема. Некоторые итоги и задачи ее решения // Памятники древней истории Волго-Камья. Казань, 1994. С. 48–88.
  5. Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей / под общ. ред. Е. В. Гариной, С. А. Телиной. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. 232 с.
  6. Мясников Н. С. Этнокультурные процессы в Чувашском Поволжье в I–VIII веках нашей эры в свете археологических данных. Чебоксары, 2013. 72 с. (Научные доклады / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; вып. 13).
  7. Павлова А. Н. Семантика украшений древне­марийского костюма: монография. Йошкар-Ола: РИЦ ПГТУ, 2008. 200 с.
  8. Патрушев В. С. Марийский край в VII–VI вв. до н. э. (Старший Ахмыловский могильник). Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1984. 230 с.
  9. Патрушев В. С. Могильники Волго-Камья раннеананьинского времени. Казань: ООО «Фолиант»; Ин-т истории АН РТ, 2011. 276 с.
  10. Патрушева Т. С. Археологическому музею Марийского государственного университета – 20 лет // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2009. С. 285–286.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Н. Павлова, А. О. Печников (г. Йошкар-Ола, РФ). Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. – II тыс. н. э. отключены

К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа

Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа


Романов Константин Михайлович,
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»  (г. Саранск, РФ), famylypost@mail.ru


Введение. Представлена характеристика психологической культуры этноса, которая рассматривается как часть общей культуры, содержащая психологический опыт народа: психологические знания, практические умения и навыки общения, отношений с людьми. В соответствии с этим выделены три структурных компонента психологической культуры: когнитивный, регулятивно-практический и ценностно-смысловой. Магические действия являются неотъемлемым элементом психологической культуры любого этноса, в том числе мордовского, однако остаются малоизученными в психологии. Разработка данной проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение. Цель работы – на примере обрядовой культуры мордвы провести психологический анализ магических действий.
Материалы и методы. Для реализации поставленной цели использована методика психологического анализа магических действий. Объект анализа – магические обряды и действия, представленные в текстах Г. А. Корнишиной и Н. Ф. Мокшина.
Результаты исследования и их обсуждение. Выделены структурные компоненты магических действий: субъект, объект, процесс. Дана психологическая характеристика ситуаций, создающих необходимость людей в магических услугах. Выявлена основная функция магических действий – регуляция душевного состояния людей. Рассмотрена проблема происхождения магических действий, определено их место в структуре психологической культуры.
Заключение. Необходимость в магических действиях возникает в ситуациях невозможности. В структуре любой магической процедуры можно выделить три компонента: субъект, объект и процесс. Магия – это неотъемлемый элемент жизни традиционного общества, включенный во все сферы бытия. Магия характеризуется некоторыми этническими особенностями, но они несущественные и касаются главным образом технических моментов. Научное исследование магии важно для психотерапевтической практики.

Ключевые слова: магические действия; структура магического действия; психологическая культура; регулятивно-практический компонент психологической культуры; обрядовая культура мордвы; жизненная ситуация невозможности; переживание.

Для цитирования: Романов К. М. Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 116–123.


  1. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). Москва: Смысл, 2005. 191 с.
  2. Волочков А. А. Категория активности в психологии субъекта бытия // Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Москва, 2009. С. 239–255.
  3. Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура мордвы: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 116 с.
  4. Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. Москва: Эксмо, 2008. 400 с.
  5. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия. Минск; Москва, 2001. С. 332–358.
  6. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы: историко-этнографические очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. 248 с.
  7. Романов К. М. Психологическая культура личности. Москва: Когито-Центр, 2015. 314 с.
  8. Романов К. М. Психологическое содержание традиционных свадебных обрядов мордвы // Актуальные проблемы семьи у финно-угорских народов. Москва, 2013. С. 99–107.
  9. Романова О. Н., Романов Д. К. Сравнительный анализ исторически ранних форм психологической культуры русского и мордовского народов // Финно-угорский мир. 2012. № 3/4. С. 138–139.
  10. Токарев С. А. Ранние формы религии. Москва: Изд-во полит. лит., 1990. 624 с.
  11. 11. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Москва: Изд‑во полит. лит., 1980. 382 с.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа отключены

В. И. Рогачев (г. Саранск, РФ). Прививка любви к родному краю и труду…

Прививка любви к родному краю и труду…


Рогачев Владимир Ильич,
доктор филологических наук, профессор кафед­ры литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВО «МГПИ имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск, РФ), rogachev-v@bk.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Рогачев (г. Саранск, РФ). Прививка любви к родному краю и труду… отключены

В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Пьесы финно-угорских драматургов России за рубежом

 Пьесы финно-угорских драматургов России за рубежом


Абрамов Владимир Кузьмич,
доктор исторических наук, заведующий сектором истории и этнографии Межрегионального научного центра финно-угроведения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), abramovvk@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Пьесы финно-угорских драматургов России за рубежом отключены

Содержание (2017, 1)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Глаголы образной характеристики движения в хантыйском языке (на материале сынского диалекта)

Е. А. Цыпанов (г. Сыктывкар, РФ). Опыт периодизации национально-языковой политики в Республике Коми (от начала XX в. до наших дней)

Г. Н. Бояринова (г. Йошкар-Ола, РФ). Страницы героической истории в марийской драме

Н. В. Егорова (г. Саранск, РФ). Эссе в творчестве М. И. Брыжинского: стабилизация жанра и новаторство творческого подхода

В. Н. Максимов (г. Йошкар-Ола, РФ). Послеложное управление в повести Вас. Патраша «Незер» (к 110-летию со дня рождения)

Е. Е. Флигинских (г. Йошкар-Ола, РФ). Суеверный компонент в марийских, русских и английских гаданиях на суженого

Е. В. Остапова (г. Сыктывкар, РФ). «Биармия» К. Ф. Жакова в переводе на коми язык: образ Вэрморта

Т. А. Солдаткина (г. Йошкар-Ола, РФ). Метафорические модели фразеологизмов с оценочным компонентом в марийском и французском языках

Э. В. Гусева (г. Йошкар-Ола, РФ). Виды повторов в марийской прозе

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Г. А. Корнишина (г. Саранск, РФ). Социально-обрядовая роль и формы организации половозрастных контактов мордовского населения Самарского края в первой половине XX в.

Я. В. Пилипчук (г. Киев, Украина). Обретение венграми родины и их походы на Балканы

И. А. Кубанцева (г. Саранск, РФ). Мордовское отделение Союза советских писателей во второй половине 1930-х гг.: основные проблемы в деятельности творческого объединения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

А. Г. Бурнаев, Е. В. Левина (г. Саранск, РФ). Скульптурные композиции на основе мордовской хореографии: инновационный аспект

А. Н. Павлова, А. О. Печников (г. Йошкар-Ола, РФ). Особенности музейной презентации материальной культуры финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. – II тыс. н. э.

К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Магические действия в структуре традиционной психологической культуры мордовского народа

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

В. И. Рогачев (г. Саранск, РФ). Прививка любви к родному краю и труду…

В. К. Абрамов  (г. Саранск, РФ). Пьесы финно-угорских драматургов России за рубежом

Рубрика: 2017, № 1 (30) | Метки: | Комментарии к записи Содержание (2017, 1) отключены

Н. В. Егорова (г. Саранск, РФ). Эссе в творчестве М. И. Брыжинского: стабилизация жанра и новаторство творческого подхода

Эссе в творчестве М. И. Брыжинского: стабилизация жанра и новаторство творческого подхода


Егорова Наталья Вениаминовна,
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры журналистики
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), tatacute@mail.ru


Введение. В статье рассматривается эссеистическое творчество М. И. Брыжинского, в частности произведение «Пингень гайть» («Звон эпох»). Теоретическую основу работы составили труды А. И. Брыжинского, В. И. Демина, Н. В. Зиновьева, Н. Ф. Мокшина. Ее практическая значимость заключается в выявлении основных тенденций развития эссе в контексте мордовской литературы. Объектом исследования служит эссеистическое творчество М. И. Брыжинского. Предметом исследования являются жанровые элементы эссе как глубоко индивидуальной формы восприятия действительности. Цель исследования – раскрыть идейно-эстетическое и стилевое свое­образие произведений данного жанра.
Материалы и методы. Методология исследования сочетает историко-литературный и сравнительно-типологический методы изучения литературы, а также контент-анализ текстов. Материалом исследования послужили произведения М. И. Брыжинского, научные труды мордовских ученых, имеющие общетеоретическое и методологическое значение (А. И. Брыжинского, В. И. Демина, Н. В. Зиновьева, Н. Ф. Мокшина).
Результаты исследования и их обсуждение. Развитие жанра говорит о новом этапе творческого роста художников слова. Примером этого являются художественно-публицистические работы М. И. Брыжинского. Глубина и зрелость взглядов эссеиста находят воплощение в произведении «Пингень гайть» («Звон эпох»). Наряду с научно-исследовательской направленностью данного эссе, анализом важных исторических, культурно-просветительных вопросов современности важное значение имеет эмоционально-образная сторона произведения, максимально точно отражающая авторское начало в тексте. Концентрация наиболее значимых жанровых компонентов говорит о закономерности стабилизации эссе в творчестве М. И. Брыжинского.
Заключение. На примере произведения «Пингень гайть» («Звон эпох») М. И. Брыжинского были выявлены жанровые элементы эссе как глубоко индивидуальной формы восприятия действительности. Присущие тексту открытость, эмоциональность разговорных конструкций (риторических вопросов, восклицаний), диалогизация являются основными чертами жанра и позволяют в полной мере характеризовать произведение как вершину эссеистического творчества мордовских прозаиков.

Ключевые слова: эссе; мордовская литература; индивидуальный мировоззренческий опыт; историзм прозы; авторское начало.

Для цитирования: Егорова Н. В. Эссе в творчестве М. И. Брыжинского: стабилизация жанра и новаторство творческого подхода // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 30–39.


  1. Брыжинский А. И. Современная мордовская проза: (Движение жанра). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 232 с.
  2. Брыжинский М. Тешкс: эссе // Сятко. 1992. № 8. С. 3–11.
  3. Брыжинский М. Эхо веков // Встречи-90. Публицистика. Саранск, 1990. С. 69–111.
  4. Демин В. Тиринь раськеде, велень ломанде… // Сятко. 2009. № 4. С. 56–95.
  5. Зиновьев Н. В. Человек и время. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 265 с.
  6. Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. 160 с.
  7. На перекрестке мнений: [сборник] / сост.: Ю. Ф. Юшкин, В. А. Юрченков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. 224 с.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. В. Егорова (г. Саранск, РФ). Эссе в творчестве М. И. Брыжинского: стабилизация жанра и новаторство творческого подхода отключены

Г. Н. Бояринова (г. Йошкар-Ола, РФ). Страницы героической истории в марийской драме

Страницы героической истории в марийской драме


Бояринова Галина Никитьевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры марийского языка и литературы ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, РФ), markaf@marsu.ru


Введение. Статья посвящена исследованию особенностей марийской драмы об историческом прошлом марийского народа и края. Во вступительной части подчеркивается причина интереса писателей к исторической тематике: центром художественного исследования становится человек в сложных жизненных обстоятельствах. Отсюда вытекает и основная цель статьи: показать этапные вехи, которые оставили  значительный след в судьбе нации, конфликтные ситуации, раскрывающие героические характеры. Автором поставлены следующие задачи: сгруппировать тексты по хронологическому принципу, тематике освещения исторического материала; дать краткую характеристику рассматриваемой эпохи; проанализировать конкретные произведения, исходя из конфликта драм и характера центральных героев. Объектом исследования является творческое наследие марийских драматургов на историческую тему, предметом изучения – конкретные драматические произведения, отражающие тот или иной этап из истории народа.
Материалы и методы. Методом анализа выбрано системное осмысление темы. Методика исследования основана на комплексном подходе, вобравшем в себя описательный, контекстуальный, культурологический подходы.
Результаты исследования и их обсуждение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут использоваться при изучении истории марийской драматургии, будут интересны исследователям финно-угорской литературы. Конкретный анализ представленных в статье произведений в разных аспектах освещался автором в исследовательских работах как на марийском, так и на русском языке. С результатами исследования литературовед выступала на конференциях различных уровней.
Заключение. В ходе рассуждений по теме исследования автор приходит к выводу о том, что марийская драма на историческую тему затрагивает большой пласт жизненного материала. К истории обращались как классики марийской литературы, так и современные драматурги. Героическим драмам свойственна острая напряженность конфликта. Драматизм таких произведений определяется не только общественной активностью героев, но и характером ситуаций, реальностью человеческих черт.

Ключевые слова: драма; история; конфликт; характер; героизм; тема; проблема.

Для цитирования: Бояринова Г. Н. Страницы героической истории в марийской драме // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 24–29.


  1. Бояринова Г. Н. Поэтика драмы Л. Яндака «Ший калык» («Серебряный народ») // Марийская драматургия второй половины ХХ – начала ХХI века: сб. ст. / сост. Т. Н. Беляева; науч. ред. Р. А. Кудрявцева. Йошкар-Ола, 2012. С. 186–191.
  2. Бояринова Г. Н. Проблема характера в современной марийской драматургии: монография. Йошкар-Ола, 2005. 127 с.
  3. История Марийского края в документах и материалах. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1992. 564 с.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Г. Н. Бояринова (г. Йошкар-Ола, РФ). Страницы героической истории в марийской драме отключены

Е. А. Цыпанов (г. Сыктывкар, РФ). Опыт периодизации национально-языковой политики в Республике Коми (от начала XX в. до наших дней)

Опыт периодизации национально-языковой политики в Республике Коми (от начала XX в. до наших дней)


Цыпанов Евгений Александрович,
доктор филологических наук, заместитель директора ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН»
(г. Сыктывкар, РФ), tsypanov@mail.illhkomisc.ru


Введение. Статья имеет целью обосновать периодизацию национально-языковой политики, проводимой в Коми крае (Коми автономной области, Коми АССР, ныне Республике Коми) в течение последнего столетия, начиная от 1918 г. и кончая нашими днями.
Материалы и методы. Материалом работы послужили теоретические знания о ходе выполнения программы зырянизации в 20-е гг. XX в.
Результаты исследования и их обсуждение. Конкретные результаты программы зырянизации легли в основу формирования профессиональной коми культуры и национального идентитета коми-зырян. Анализируются стагнационные явления и откаты в проведении национально-языковой политики в 50–80‑е гг. XX в., а также противоречивые процессы последних трех десятилетий.
Заключение. Впервые в статье представлена стройная периодизация из трех основных периодов, основанная на системном и научном анализе историко-филологического материала по коми языку в исторической ретроспективе. Теоретические выводы будут полезны как филологам-языковедам, так и историкам, обществоведам, краеведам.
Ключевые слова: национально-языковая политика; периодизация национально-языковой политики; Республика Коми; программа зырянизации; коми-зырянский язык.
Для цитирования: Цыпанов Е. А. Опыт периодизации национально-языковой политики в Республике Коми (от начала XX в. до наших дней) // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 17–23.


  1. Алпатов В. М. Языковая политика в России и мире // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2015. Т. 74, № 1. С. 3–10.
  2. Коми – край мой северный. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991. 224 с.
  3. Петрунев А. Кабалатöм, ылнатöм // Войвыв кодзув. 2001. № 4. 60–69 лб.
  4. Попов А. А. Зырянизация (1918 – 30-е годы) // Проблемы функционирования коми языка в современных условиях: материалы науч.-практ. конф. (Сыктывкар, 28–30 марта 1989 г.). Сыктывкар, 1990. С. 82–92.
  5. Цыпанов Е. Коми язык в печати // Вестник политического просвещения. 1990. № 1. С. 6–8.
  6. Цыпанов Е. Проблемы языка – проблемы народа // Север. 1989. № 4. С. 97–102.
  7. Цыпанов Е. А. Коми язык: путь к государственному // Республика Коми – 80 лет. Очерки, посвященные 80-летию государственности Республики Коми в составе Российской Федерации. Сыктывкар, 2001. С. 174–194.
  8. Цыпанов Й., Рассыхаев А. Коми «Юрган», кодлы юрган? // Арт. 2016. № 2. С. 178–182.
Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. А. Цыпанов (г. Сыктывкар, РФ). Опыт периодизации национально-языковой политики в Республике Коми (от начала XX в. до наших дней) отключены

Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Глаголы образной характеристики движения в хантыйском языке (на материале сынского диалекта)

Глаголы образной характеристики движения в хантыйском языке (на материале сынского диалекта)


Лельхова Федосья Макаровна,
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник БУ ХМАО – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»
(г. Ханты-Мансийск, РФ), lelhovafm@yandex.ru


Введение. Актуальность темы исследования определяется недостаточной изученностью лексико-семантической группы глаголов в диалектах хантыйского языка, данная группа глаголов движения не была объектом специального исследования. Глаголы этой семантики не рассматривались и в сопоставительном аспекте. В работе приводится классификация указанных глаголов в английском языке, в тюркских языках: чувашском, татарском, тувинском, узбекском. Предметом исследования является лексико-семантическая группа глаголов образной характеристики движения хантыйского языка. Цель исследования – выявление и описание глаголов со значением образной характеристики движения в сынском диалекте.
Материалы и методы. Материалом исследования лексико-семантической группы глаголов образной характеристики движения послужил сынский диалект хантыйского языка.
Результаты исследования и их обсуждение. Впервые представлена классификация глаголов образной характеристики движения в сынском диалекте хантыйского языка. Выделено 5 глаголов, в семантику которых инкорпорирован образный компонент: хǒрӈыԓтты ‘схватить под руку (или за шиворот) и силой тащить, вести быстро, тащить за собой, увлекаяʼ, лўниты ‘тащиться, плестись, идти медленноʼ, ‘идти так, как будто у человека одежда мокраяʼ, ‘идти, как будто человек пьяныйʼ, посыйты ‘двигаться кое-какʼ, ‘идти нехотя, с ленцойʼ, шихрэмәты ‘ходить шаркаяʼ, щиврэмәты ‘ходить шаркаяʼ. Эти глаголы не сочетаются с зависимыми словами – обстоятельствами, обозначающими образ действия.
Заключение. Выделяется 17 разновидностей образных значений, которые передаются специальными средствами – фразеологическими выражениями, сочетаниями глаголов с деепричастиями, наречиями, глагольными превербами. Проводится сопоставление группы образных глаголов хантыйского языка с аналогичными единицами в ненецком и некоторых тюркских языках. Выявляются специфичные для хантыйского языка значения, в которых отражается образная семантика: значение, в котором описывается манера передвижения человека; значение, отражающее движение частым шагом / большими шагами; значение, отражающее быстрое движение; значение, отражающее движение колобком; значение ‘ходить согнувшисьʼ; значение звукоподражания и т. д.

Ключевые слова: хантыйский язык; глагол; значение; образная характеристика движения; сема; движение.

Для цитирования: Лельхова Ф. М. Глаголы образной характеристики движения в хантыйском языке (на материале сынского диалекта) // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 6–16.


1. Барыс-Хоо В. С. Лексико-семантическая группа глаголов движения в тувинском языке (в сопоставительном аспекте): дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2006. 338 с.
2. Буторин С. С. Директивные глагольные сателлиты в кетском языке и типология моделей лексикализации Л. Талми // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 1. С. 33–37.
3. Вальгамова С. И. Диалектологический словарь хантыйского языка (шурышкарский и приуральский диалекты) / под ред. Н. Б. Кошкаревой. Екатеринбург: Баско, 2011. 208 с.
4. Васильева Т. Н. Глаголы движения в современном чувашском языке: дис. … канд. филол. наук. Чебоксары, 1980. 213 с.
5. Иштанова Р. К. Глаголы татарского языка в семантическом аспекте: дис. … канд. филол. наук. Казань, 2002. 284 с.
6. Лельхова Ф. М. Словарь глаголов хантыйского языка (шурышкарский диалект). Ханты-Мансийск: ОАО «Издательский дом «Новости Югры», 2012. 207 с.
7. Майсак Т. А. Типология грамматикализации конструкций с глаголами движения и глаголами позиции. Москва: Языки славянских культур, 2005. 480 с.
8. Носкова М. В. Когнитивные основания функционирования лексико-семан­ти­чес­кой группы глаголов, обозначающих манеру движения (на материале английского языка) // Новые возможности общения: достижения лингвистики, переводоведения и технологии преподавания языков: материалы междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2011. С. 147–153.
9. Панов В. А. К типологии и диахронии глаголов движения в латинском языке [Электронный ресурс]. URL: http://www.iling-ran.ru/11.pdf (дата обращения: 22.10.2016).
10. Соловар В. Н. Хантыйско-русский словарь (казымский диалект). Тюмень: ООО «Формат», 2014. 386 с.
11. Чугунекова А. Н. Глаголы движения и формируемые ими модели простого предложения (на материале хакасского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 1998. 19 с.
12. Шилова В. В. Пространственные модели элементарных простых предложений в ненецком языке. Новосибирск, 2003. Ч. 1.  106 с.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Глаголы образной характеристики движения в хантыйском языке (на материале сынского диалекта) отключены