В. Н. Немечкин (г. Саранск, РФ). Финно-угорская общественная дипломатия: теоретико-правовые и практические аспекты

Финно-угорская общественная дипломатия: теоретико-правовые и практические аспекты


Немечкин Василий Николаевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), modmn@mail.ru

Введение. В статье раскрываются теоретико-правовые и практические аспекты финно-угорской общественной дипломатии, под которой автор понимает дипломатию финно-угорских неправительственных (общественных) организаций. Исследуется деятельность основных акторов в сфере общественной дипломатии среди финно-угорских неправительственных организаций Венгрии, Финляндии, Эстонии, Российской Федерации. Раскрываются формы сотрудничества между институтами гражданского общества финно-угорских стран в таких сферах, как образование, наука, культура, брендинг, туризм. Кроме того, изучается деятельность финно-угорских неправительственных организаций в рамках механизмов Организации Объединенных Наций по правам коренных народов.
Материалы и методы. Методика исследования основана на системном подходе, вобравшем в себя системно-структурный, формально-юридический, исторический, а также иные методы научного познания. Материалом послужили труды зарубежных и российских авторов, посвященные теоретическим и практическим аспектам общественной (публичной) дипломатии, «мягкой силы», «народной дипломатии». Рассматривая непосредственно финно-угорский аспект общественной дипломатии, автор исследовал работы ученых, посвященные финно-угорским народам.
Результаты исследования и их обсуждение. В современном мире общественные организации все чаще становятся инициаторами и проводниками общественного диалога на международной арене. В связи с этим роль институтов гражданского общества в вопросах международного сотрудничества значительно возрастает. Учитывая разноплановость позиций, автор дает следующее определение общественной дипломатии – это неофициальная деятельность физических и юридических лиц (неправительственных организаций), направленная на развитие сотрудничества между институтами гражданского общества, народами и государствами. Соответственно финно-угорская общественная дипломатия – это деятельность физических и юридических лиц (неправительственных организаций), направленная на развитие сотрудничества между финно-угорскими неправительственными организациями, народами и государствами.
Заключение. Автор приходит к выводу, что финно-угорские неправительственные организации закладывают прочный фундамент для международного сотрудничества граждан, юридических лиц, развития межгосударственных отношений финно-угорских стран (двустороннего, многостороннего сотрудничества).

Ключевые слова: общественная дипломатия; публичная дипломатия; «мягкая сила»; неправительственные организации; международное сотрудничество; финно-угорские народы.

Для цитирования: Немечкин В. Н. Финно-угорская общественная дипломатия: теоретико-правовые и практические аспекты // Финно-угорский мир. 2017. № 3. С. 68–78.


1. Громыко А. А. Формула партнерства // Стратегия России. 2009. № 3. С. 30–32.

2. Долинский А. В. Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна России? URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=791#top-content (дата обращения: 06.04.2017).

3. Культурная столица финно-угров будет перемещаться по странам. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1051561 (дата обращения: 06.04.2017).

4. Лукин А. В. Публичная дипломатия // Международная жизнь. 2013. № 3. С. 69–87.

5. Малинина О. С. Этнокультурное и об­щественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России: дис. … канд. ист. наук. Йошкар-Ола, 2008. 237 с.

6. Марков В. П. Финно-угорские народы России: положение, проблемы, взаимодействие общественных организаций и власти // Финно-угорский проект (материалы сессий «Проекта по обучению представителей неправительственных организаций финно-угорских народов», 2006–2008 годы) / отв. ред. А. К. Конюхов. Сыктывкар, 2009. С. 161–176.

7. Медведева Т. И. Гражданская (народная) дипломатия и ее роль в российско-японском политическом диалоге: дис. … канд. полит. наук. Москва, 2007. 190 с.

8. Мухаметшин Ф. М. Новый виток народной дипломатии // Известия. 2010. 16 дек.

9. Мясникова А. Б. Национальные движения и этнокультурные процессы финно-угорских народов на рубеже XX–XXI вв.: дис. … канд. ист. наук. Ижевск, 2015. 248 с.

10. Немечкин В. Н., Цыкарев А. В. Деятельность молодежной ассоциации финно-угорских народов в сфере общественной дипломатии // Финно-угорский мир. 2011. № 2. С. 71–74.

11. Попов А. А., Уварова Н. А. К вопросу формирования современного понятия «финно-угорский мир» // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов: материалы III междунар. ист. конгресса финно-угроведов. Йошкар-Ола, 2004. С. 554–555.

12. Пустаи Я. Финно-угорские организации в Венгрии // Финно-угорский мир. 2009. № 3. С. 78–80.

13. Современная общественная дипломатия: российское измерение / [под общ. ред. Ф. М. Мухаметшина]. Москва: Белый город, 2014. 240 с.

14. Строгальщикова З. И. Вепсы: очерки истории и культуры. Документирование языка. Санкт-Петербург: Издательский дом «Инкери», 2014. 264 с.

15. Сухарев А. И. Политическое становление субъектов сетевых гуманитарных взаимодействий в международных отношениях глобального мира: дис. … д-ра полит. наук. Москва, 2011. 462 с.

16. Финно-угорские народы России: генезис и развитие: учеб. пособие / АФУН РФ, НИИГН при Правительстве РМ; [под ред. В. А. Юрчёнкова]. Саранск, 2011. 224 с.

17. Шершнев И. Л. Общественная дипломатия в системе национальной дипломатии России. URL: http://russkie-fond.ru/press/articles/724 (дата обращения: 06.04.2017).

18. Шершнев И. Л. Общественная дипломатия России в глобализирующемся мире: монография. Москва: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2014. 304 с.

19. Ang I., Isar Y. R., Mar P. Cultural Diplomacy: Beyond the National Interest? Routledge, 2016. 130 p.

20. Arendt H. The Human Condition. Chicago: University of Chicago Press, 1998. 370 p.

21. Henderson J. Indigenous Diplomacy and the Rights of Peoples: Achieving UN Recognition. Canada: Purich Publishing, 2017. 240 p.

22. Leonard М., Stead С., Smewing С. Public Diplomacy. London: Foreign Policy Centre, 2002. 183 p.

23. Nanovfszky G., Bartha A. The Finno-Ugric world. Budapest: Teleki László Foundation, 2004.

24. Nye J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. Public Affairs, 2004. 191 p.

25. Sigsgaard J. N. The New Era of Diplomacy: The Effects of Public Diplomacy, Nation Branding and Cultural Diplomacy Paperback. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 80 p.

26. Taagepera R. The Finno-Ugric Republics and the Russian State. Routledge, 1999. 340 p.

27. The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy. URL: http://fletcher.tufts.edu/Murrow (дата обращения: 06.04.2017).

28. The New Public Diplomacy: Soft Power in International Relations (Studies in Diplomacy and International Relations) / еd. by J. Melissen. Great Britain: Palgrave Macmillan, 2005. 221 p.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Немечкин (г. Саранск, РФ). Финно-угорская общественная дипломатия: теоретико-правовые и практические аспекты отключены

Е. Н. Касаркина, А. А. Антипова (г. Саранск, РФ). Традиции и современные тенденции фамилистической культуры мордовской молодой семьи на селе

Традиции и современные тенденции фамилистической культуры мордовской молодой семьи на селе


Касаркина Елена Николаевна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), eienovik@mail.ru

Антипова Алёна Александровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), aljona.ntpv@mail.ru

Введение. Представлены результаты изучения основных факторов фамилистической культуры молодых семей с целью выяснения специфики ее формирования в условиях национальных и территориальных параметров сельской социокультурной общности, которые определяют особенности молодежного сознания. Актуальность исследования обусловлена тем, что молодая семья – это точка пересечения всех социокультурных элементов, и именно к ней общество предъявляет повышенные требования как к источнику трудовых и интеллектуальных ресурсов. Научная новизна заключается в выявлении противоречий между потребностями и возможностями молодой семьи формировать семейные ценностные ориентации, сохранять традиции и реализовывать брачно-семейные установки в условиях современного сельского социума.
Материалы и методы. Существенную роль в выборе методологических подходов сыграли: концепция молодой семьи как кризисного этапа развития семьи; концепция модернизации молодой семьи; концепция зависимости молодой семьи от условий проживания; концепция специфичности и уникальности молодой семьи; концепция социальной изоляции семей молодежи в сельской местности. Направления теоретического анализа формировались с учетом исследований детерминации характеристик жизни семьи регионально-поселенческими и этническими факторами. При этом применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, интерпретации, системный, а также вторичный анализ эмпирических данных социологических исследований. Исследование проводилось методом анкетирования, основным инструментарием выступила анкета социологического опроса молодых семей.
Результаты исследования и их обсуждение. Эмпирически обоснованы тенденции сохранения молодыми семьями традиционных семейных ценностей и формирование современных элементов фамилистической культуры. Представлены оценка молодыми супругами предназначения семьи и брака, параметры фамилистической культуры молодой семьи, характеристика личных взаимоотношений супругов, влияние родительской семьи и умения молодых супругов конструктивно разрешать конфликты, являющиеся показателями развития в современных условиях.
Заключение. Фамилистической культуре мордовской молодой семьи в современных селах присущи как традиционные элементы, так и новые тенденции.

Ключевые слова: молодая семья; мордва; фамилистическая культура; село; традиции; обычаи; семейные ценности.

Для цитирования: Касаркина Е. Н., Антипова А. А. Традиции и современные тенденции фамилистической культуры мордовской молодой семьи на селе // Финно-угорский мир. 2017. № 3. С. 79–89.


1. Акимова З. И. Аспекты свадебных обрядов мордвы Москвы и Московской области: трансформация в условиях мегаполиса // Финно-угорский мир. 2016. № 1. С. 89–94.

2. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): учеб. пособие. Москва: Nota Bene, 1998. 360 с.

3. Ахмедова И. Г. Образ жизни молодой семьи с детьми в России: автореф. дис. … канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2013. 38 с.

4. Березина А. В. Процесс нивелирования ценностей как причина ослабления этнического самосознания // Финно-угорский мир. 2016. № 1. С. 95–100.

5. Волков А. Г. Избранные демографические труды: сб. науч. ст. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 567 с.

6. Гаранина Е. Ю., Коноплева Н. А., Карабанова С. Ф. Семьеведение: учеб. пособие. Москва: ФЛИНТА, 2013. 384 с.

7. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах: монография / пер. с англ. В. Анурина. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 208 с.

8. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Павлов С. В. Социальная работа с молодежью. Основные направления и современные формы: учеб. Москва: КНОРУС, 2011. 216 с.

9. Дементьева И. Ф. Отношение молодого поколения к семье как жизненной ценности // Социальная педагогика. 2012. № 1. С. 97–103.

10. Еналеева Л. Р. Мордовская сельская семья на рубеже XX – XXI вв. в системе социальных институтов социализации личности // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 8. С. 55–63.

11. Жуков В. И. Молодежь Москвы: ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития // Социальная политика и социология. 2014. № 2 (103). С. 7–28.

12. Зритнева Е. И. Социология семьи: учеб. пособие. Москва: ВЛАДОС, 2006. 150 с.

13. Касаркина Е. Н. Институт добрачного поведения в традиционной и современной культуре мордвы // Вестник угроведения. 2014. № 2 (17). С. 80–85.

14. Кулакова Н. А. Отражение нравственных устоев в семье (на примере мордовских языков) // Финно-угорский мир. 2014. № 3. С. 17–21.

15. Логинова Н. Н. Демографический портрет Республики Мордовия // Государственная служба: науч.-полит. журн. 2014. № 3. URL: http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r71/1872/ (дата обращения: 15.10.2016).

16. Мартынов К. П. Развитие сельских территорий Республики Мордовия // Контентус: электрон. науч. журн. 2013. № 11. URL: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2013/11/Мартынов-К.П.pdf (дата обращения: 03.10.2016).

17. Романов А. А., Фролов С. А. Развитие села глазами молодежи // Социологические исследования. 2014. № 2. С. 48–51.

18. Рябова М. Э. Социокультурная идентичность российского региона в контексте меняющегося мира (на примере Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2015. № 3. С. 112–117.

19. Салаева М. Н., Салаева Т. А. Роль семей­но-обрядовой культуры мордовского народа в формировании этнического самосознания молодежи конца XIX – начала XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4/1 (54). С. 155–157.

20. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РМ: сайт. URL: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/population/ (дата обращения: 02.03.2017).

21. Baeck U. The Urban Ethos: Locality and youth in north Norway // Young. May 2004. Vol. 12, 2. P. 99–115.

22. Bednarikova Z., Bavorova M., Ponkina E. V. Migration motivation of agriculturally educated rural youth: the case of russian Siberia // Journal of rural studies. 2016. Vol. 45. P. 99–111.

23. Commins P. Poverty and social exclusion in rural areas: characteristics, processes and research issues // Sociologia ruralis. 2004. Vol. 44, 1. P. 60–75.

24. Jeffrey C., Mcdoweland L. Youth in a Comparative Perspective: Global Change, Local Lives // Youth & Society. December 2004. Vol. 36. P. 131–142.

25. Kim E. Conceptual practice of “rural wellbeing” in Uzbekistan: contradictions and implications for gender equality // Rural society. 2014. Vol. 20, 3. P. 243–256.

26. Kovalenko E. G. Typology of rural areas of the Mordovian Republic as a basis of their steady development // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2012. Vol. 2. P. 14.

27. Myklebus J., Solvang B. Young mothers with special educational needs // Young. February 2005. Vol. 13, 1. P. 73–87.

28. Shucksmith M. Young people and social exclusion in rural areas // Sociologia ruralis. 2004. Vol. 44, 1. P. 43–59.

29. Simons L., Burt C., Tambling R. Identifying Mediators of the Influence of Family Factors on Risky Sexual Behavior // Journal of Child and Family Studies. May 2013. Vol. 22, 4. P. 460–470.

30. Vinken H. New life course dynamics?: Career orientations, work values and future perceptions of Dutch youth // Young. February 2007. Vol. 15, 1. P. 9–30.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Н. Касаркина, А. А. Антипова (г. Саранск, РФ). Традиции и современные тенденции фамилистической культуры мордовской молодой семьи на селе отключены

Е. Е. Ледяйкин (г. Саранск, РФ). Социально-проектный метод в сохранении и развитии традиций эрзянской семьи в Республике Мордовия

Социально-проектный метод в сохранении и развитии традиций эрзянской семьи в Республике Мордовия


Ледяйкин Евгений Евгеньевич,
аспирант кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», председатель Правления Региональной общественной организации «Эрзянское культурно-просветительное общество “Голос Эрзи”» (г. Саранск, РФ), eesmgttl.l@gmail.com

Введение. Автором показаны трансформационные процессы в жизнедеятельности эрзянских семей в Республике Мордовия, представлена система факторов, приведших к данным переменам. Происходящие изменения требуют принятия активных мер по сохранению и укреплению традиционной эрзянской семьи в регионе. Цель работы – возрождение и распространение национальных традиций эрзянских семей.
Методы и материалы. В качестве способа достижения поставленной цели предлагается программно-целевой метод. Кроме того, при разработке проекта семейного центра использован социально-проектный метод.
Результаты исследования и их обсуждение. В рамках разрабатываемой программы «Эрзянская семья: традиции и современность» автором представлен социальный проект семейного центра, который планируется реализовать в одном из сел республики. Создание центра направлено на организацию совместной деятельности старшего и младшего поколений в форме мастер-классов. Их проведение предполагает передачу от бабушек и дедушек детям и подросткам знаний о национальных традициях эрзян, а также навыков соблюдения праздничных и бытовых обрядов. Результатом работы семейного центра будут культур­ная органи­зация досуга семей, повышение культурного уровня населения, возро­ждение на­циональных традиций эрзянского народа и национальной идентифика­ции, сближение поколений семьи, что в совокупности будет способствовать укреплению эрзянской семьи в отдельно взятом населенном пункте.
Заключение. Итогом функционирования семейного центра должны стать укрепление семьи и распространение нацио­нальной культуры в селе, а через село и в городе.

Ключевые слова: эрзянская семья; трансформация; социальный проект; семейный центр; клубная работа; традиция; мастер-класс.

Для цитирования: Ледяйкин Е. Е. Социально-проектный метод в сохранении и развитии традиций эрзянской семьи в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. 2017. № 3. С. 90–101.


1. Акимова З. И. Аспекты свадебных обрядов мордвы Москвы и Московской области: трансформация в условиях мегаполиса // Финно-угорский мир. 2016. № 1. С. 89–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26250919 (дата обращения: 23.01.2017).

2. Дядюнова И. А. Семейный клуб как форма взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения // Образование и общество: всерос. социол. конф. к 20-летию Российского общества социологов. 2009. С. 88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22680702 (дата обращения: 23.01.2017).

3. Корнишина Г. А. Праздники «Раскень озкс» и «Акша келу» в современной культуре и общественно-политической жизни мордвы // Праздники и обряды в Урало-Поволжье: традиции и новации в современной культуре: сб. ст., посвящ. 30-летию кафедры философии, истории и теории мировой культуры СГСПУ и 15-летию ГУСО «Дом дружбы народов». Самара, 23–25 июня 2016 г. Самара, 2016. С. 58–62. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27283434_91965920.pdf (дата обращения: 23.01.2017).

4. Майнов В. Н. Очерки юридического быта мордвы. Санкт-Петербург, 1885. 283 с.

5. Митякина Л. В., Хромова Т. В. Обучение мордовским языкам в условиях депопуляции финно-угорских народов // Интеграция образования. 2013. № 4 (73). С. 62−68. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20879316_79966103.pdf (дата обращения: 23.01.2017).

6. Молева Т. Н. Школьный семейный клуб и проблема формирования духовно-нравственных ценностей детей и родителей // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 69–73. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21483499_94117867.pdf (дата обращения: 23.01.2017).

7. Морозова С. А. Семейный клуб как средство просвещения родителей // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2014. № 2. С. 58–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22630746 (дата обращения: 23.01.2017).

8. Письмо Минобразования РФ от 13.11.2000 № 813/28-16 «О Рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях» // Вестник образования. 2001. № 6. С. 26. URL: https://www.lawmix.ru/pprf/64815 (дата обращения: 23.01.2017).

9. Плотникова А. Н. Семейный клуб как эффективная форма работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников // Научные труды SWorld. 2013. Т. 55. № 4. С. 64–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21110608 (дата обращения: 23.01.2017).

10. Смирнов И. Н. Мордва: ист.-этногр. очерк / НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2002. 296 с.

11. Филиппова О. Ю. Семейный клуб – социальная площадка в семейном воспитании и укреплении детско-родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 13. С. 181–184. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21144536_65310342.pdf (дата обращения: 23.01.2017).

12. Яковлева Т. Н. Мастер-класс как форма взаимодействия детей дошкольного возраста и родителей на занятиях семейного клуба «Творческая гостиная» // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 6. С. 88–91. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25081690_25946328.pdf (дата обращения: 23.01.2017).

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Е. Ледяйкин (г. Саранск, РФ). Социально-проектный метод в сохранении и развитии традиций эрзянской семьи в Республике Мордовия отключены

С. А. Попова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Медвежий праздник северной группы манси: языковое табу

Медвежий праздник северной группы манси: языковое табу


Попова Светлана Алексеевна,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела истории, археологии и этнологии БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»
(г. Ханты-Мансийск, РФ), rusinapopova@yandex.ru

Введение. В традиционной культуре манси после добычи медведя обязательно проведение цикла обрядовых действий (медвежий праздник). Исследование посвящено описанию и характеристике применяемого в них табуированного «медвежьего языка». Мансийский медвежий праздник в полном объеме перестал исполняться в первой половине XX в. Тогда же прервалось его исследование, за исключением редких публикаций. Актуальность изучения данной проблемы состоит в том, что один из значимых обрядовых элементов, где проявляется этническая специфика народа, слабо представлен в науке.
Материалы и методы. Впервые в научный оборот включается массив полевых записей, сделанных нами на 6 медвежьих праздниках манси в Березовском районе Ханты-Мансийского округа – Югры (1994, 2000, 2001, 2011 гг.). При этом задействован метод когнитивной антропологии. Само исследование строится на принципе историзма.
Результаты исследования и их обсуждение. Медведь (у северной группы манси медведица) в фольклоре и религиозных представлениях манси олицетворяет мифологического первопредка фратрии пор и почитается как священное животное. Одним из важных элементов медвежьего праздника является «медвежий язык» (в присутствии медведя нельзя пользоваться обыденным разговорным языком, все предметы, действия называются подставными словами). Запрет исходит из мифологических представлений о схожести человека и медведя и понимании им человеческой речи. Он был создан, чтобы ввести животное в заблуждение и отвести от охотника и жителей поселения подозрение в его низведении.
Заключение. В исследовательских материалах ученых содержатся отрывочные сведения о таком феномене, как скрытый, сакральный «медвежий язык». Нами инициировано проведение спорадических медвежьих обрядов манси (пока редко, поскольку приходится реконструировать его утраченные или стоящие на грани исчезновения части, в том числе «медвежий язык»). Восстановление табуированного языка как части духовной культуры народа манси способствует сохранению традиционной системы верований в целом.

Ключевые слова: манси; медведь; праздник; табу; «медвежий язык»; танец-сценка.

Для цитирования: Попова С. А. Медвежий праздник северной группы манси: языковое табу // Финно-угорский мир. 2017. № 3. С. 102–112.


1. Авдеев И. И. Песни народа манси. Омск: Омгиз, 1936. 127 с.

2. Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки / пер. с нем. и публикация д-ра наук Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 179 с.

3. Афанасьева К. В. Табуированная лексика, связанная с культом медведя в мансийском языке (по данным ивдельских манси) // Вестник угроведения. 2006. № 2. С. 85–92.

4. Герасимова Д. В. Табуированные названия медведя в мансийском языке (по данным фольклорных названий Б. Мункачи) // Медведь в культуре обско-угорских народов: материалы V Югорских чтений. Ханты-Мансийск, 2002. C. 82–87.

5. Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. 284 с.

6. Каннисто А. О медвежьих обрядах вогулов / пер. с нем. Н. В. Лукиной // Поэтика жанров фольклора народов Сибири: Миф. Эпос. Ритуал. Новосибирск, 2007. С. 74–87.

7. Каннисто А., Лиимола М. Драматические представления на медвежьем празднике манси / пер. с нем. яз. и публикация Н. В. Лукиной. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2016. 242 с.

8. Лукина Н. В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров // Обряды народов Западной Сибири. Томск, 1990. С. 179–191.

9. Люцедарская А. А. Медвежьи песни как феномен культуры сибирских угров // Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 78–83.

10. Мансийские песни о Медведе в записи Артура Каннисто / сост. и пер. с нем. яз. Н. В. Лукиной; консультант по мансийской лексике С. А. Попова. Томск; Ханты-Мансийск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 328 с.

11. Медвежьи эпические песни манси (вогулов) из III тома Мункачи Берната / сост., пер. Е. И. Ромбандеевой. Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2012. 658 с.

12. Новикова Н. И. Традиционно-бытовые праздники манси: к проблеме этнокультурных контактов обских угров во второй половине XIX – начале XX вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Москва, 1986. 20 с.

13. Новикова Н. И. Традиционные праздники манси / Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Москва: [б. и.], 1995. 222 с.

14. Полевой материал автора. БФ ОУИПИиР. 1994 – 1999 гг.

15. Попова С. А. Медвежий праздник на Северном Урале. Ханты-Мансийск: Новости Югры, 2011. 76 с.

16. Попова С. А. Медвежий праздник на Северном Урале. 2-е изд., перераб., доп. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2017. 76 с.

17. Попова С. А. Миграции манси и фольклорные мотивы: к проблеме фольклора как исторического источника (на примере северной группы манси) // Вестник угроведения. 2016. № 4 (27). С. 101–113.

18. Попова С. А. Мифологические компоненты в этнической истории северной группы манси // Меншиковские чтения-2015: всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2016. С. 94–103.

19. Попова С. А. Обряды перехода в традиционной культуре манси. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 180 с.

20. Попова С. А. Роль периодического медвежьего праздника Яныг йикв в формировании социума северных манси // Вестник угроведения. 2015. № 1 (20). С. 89–100.

21. Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: Северный дом, 1993. 207 с.

22. Соколова З. П. Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири // Этнографическое обозрение. 2002. № 1. С. 41–62.

23. Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Москва: Наука, 2009. 756 с.

24. Хайду П. Уральские языки и народы. Москва: Прогресс, 1985. 430 с.

25. Хэкель Й. Почитание духов и дуальная система у угров (к проблеме евразийского тотемизма). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 180 с.

26. Чернецов В. Н. Медвежий праздник у обских угров / пер. с нем. и публикация д-ра ист. наук Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 49 с.

27. Чернецов В. Н. Фратриальное устройство обско-югорского общества // Советская этнография. 1939. № 2. С. 20–40.

28. Bakró-Nagy M. Die Sprache des Bärenkultes im Ob-ugrischen. Budapest: Akadémiai Kiadó, 1979. 141 s. (“Bibliotheca Uralica 4”)

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи С. А. Попова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Медвежий праздник северной группы манси: языковое табу отключены

С. Х. Хакназаров (г. Ханты-Мансийск, РФ). О потребности в изучении предметов этнокультурной направленности в школах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

О потребности в изучении предметов этнокультурной направленности в школах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Хакназаров Саид Хамдамович,
кандидат геолого-минералогических наук, заведующий научно-исследовательским отделом социально-экономического развития и мониторинга Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск, РФ), s_haknaz@mail.ru

Введение. Рассматриваются вопросы этнокультурного образования в школах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Целями и задачами работы стали сбор и изучение информации о необходимости преподавания предметов этнокультурной направленности в школах округа, в частности обобщение результатов социологического исследования о возможностях и потребности в преподавании предметов с национально-региональным содержанием в школе, проведенного среди родителей школьников Сургутского района Югры (2014 г.). Практическая значимость определяется тем, что результаты работы важны для принятия управленческих решений в области этнообразования в школах округа.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные социологического опроса о возможностях и потребности в преподавании предметов с национально-региональным содержанием в школе, реализованного методом анкетирования. Обработка его результатов была выполнена в программе для обработки социологической информации «Vortex».
Результаты исследования и их обсуждения. Большинство респондентов (38,9 %) полагают, что преподавание родного языка и других предметов национально-регионального содержания в школах, где учатся их дети, крайне необходимо. Считают, что это, возможно, необходимо и необходимо только для некоторых учеников, соответственно 23,2 и 22,7 % родителей. Лишь незначительная их доля (2,5 %) уверена, что в этом нет необходимости.
Заключение. Результаты социологического опроса показывают, что преподавание хантыйского языка, литературы и других предметов с национально-региональным содержанием в школе необходимо, притом в рамках обязательной программы. По мнению опрошенных, главная цель освоения дисциплин с национально-региональным содержанием состоит в сохранении народных традиций и распространении языка.

Ключевые слова: этнокультурное образование; малочисленные народы Севера; респонденты; национально-региональные предметы.

Для цитирования: Хакназаров С. Х. О потребности в изучении предметов этнокультурной направленности в школах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Финно-угорский мир. 2017. № 3. С. 113–121.


1. Григорьева М. И., Журавлева Н. Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 2 (6). С. 28–34. URL: www.vestnik.nspu.ru (дата обращения: 02.04.2015).

2. Ибрагимова Л. А., Салаватова А. М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. Вып. 4. С. 79–83. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnyy-komponent-v-deyatelnosti-sovremennyh-shkol-regiona (дата обращения: 03.04.2015).

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 4 окт. 2000 г. № 751.

4. Проблемы сохранения и развития родного языка в школе с этнокультурным компонентом. URL: http://cheburgin.depon.info/?p=8 (дата обращения: 02.04.2015).

5. Разработка модели профильного обучения для школ с этнокультурным содержанием образования ХМАО–Югры. Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2008. 410 с.

6. Реймер М. В. Состояние и перспективы этнокультурного образования в учреждениях дополнительного образования детей. URL: http://pandia.org/text/78/148/14576.php (дата обращения: 03.04.2015).

7. Сподина В. И. Ханты-Мансийский автономный округ: этнические языки в вузах и школах региона // Правовой статус финно-угорских языков и этнокультурные потребности российской школы. Москва, 2011. С. 211–239.

8. Фоменко Н. М. Проблемы реализации концепции этнокультурного образования в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений. URL: http://orpheusmusic.ru/publ/problemy_realizacii_koncepcii_ehtnokulturnogo_obrazovanija_v_uchebno_vospitatelnom_processe_obrazovatelnykh_ucherezhdenij/308-1-0-511 (дата обращения: 03.04.2015).

9. Хакназаров С. Х. О потребности изучения хантыйского языка и предметов этнокультурной направленности в школе (по результатам социологического опроса среди родителей школьников Сургутского района Югры) // Проблемы и перспективы социально-экономического и этно-культурного развития коренных малочисленных народов Севера: материалы всерос. науч.-практ. конф. Ижевск, 2016. С. 72–85.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи С. Х. Хакназаров (г. Ханты-Мансийск, РФ). О потребности в изучении предметов этнокультурной направленности в школах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отключены

Л. Б. Бояркина (г. Саранск, РФ). Илпо Саастамойнен и современная музыкальная финно-угристика (к 75-летию со дня рождения)

Илпо Саастамойнен и современная музыкальная финно-угристика (к 75-летию со дня рождения)


Бояркина Людмила Борисовна,
кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник Межрегионального научного центра финно-угроведения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), bojarkin_ni@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Л. Б. Бояркина (г. Саранск, РФ). Илпо Саастамойнен и современная музыкальная финно-угристика (к 75-летию со дня рождения) отключены

А. Г. Мусанов (г. Сыктывкар, РФ). «Спутники цивилизаций»

«Спутники цивилизаций»


Мусанов Алексей Геннадьевич,
кандидат филологических наук, заведующий сектором языка Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН (г. Сыктывкар, РФ), musanov@mail.illhkomisc.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Г. Мусанов (г. Сыктывкар, РФ). «Спутники цивилизаций» отключены

Е. В. Остапова, Р. П. Попова (г. Сыктывкар, РФ). Талантливый ученый и педагог (к 80-летию профессора В. В. Пахоруковой)

Талантливый ученый и педагог (к 80-летию профессора В. В. Пахоруковой)


Остапова Елена Васильевна,
кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (г. Сыктывкар, РФ), ost-1966@yandex.ru

Попова Римма Павловна,
кандидат филологических наук, заведующий кафедрой финно-угорской филологии и национального образования ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (г. Сыктывкар, РФ), rimmapp@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. В. Остапова, Р. П. Попова (г. Сыктывкар, РФ). Талантливый ученый и педагог (к 80-летию профессора В. В. Пахоруковой) отключены

Содержание (2017, 2)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В. И. Антонова, А. Н. Голяков, Ю. А. Мишанин (г. Саранск, г. Москва, РФ). Авторское осмысление национальной картины мира в романе К. Абрамова «Степан Эрьзя»

Ю. Г. Антонов, С. В. Шеянова (г. Саранск, РФ). Современная мордовская литература: синтез традиций и новаторства (на материале изданий 2016 г.)

Т. П. Арискина, Е. А. Бусарова (г. Саранск, РФ). Систематизация простых предложений в финно-угорских языках

К. В. Дементьева (г. Саранск, РФ). Возможности и перспективы развития муниципальной и национальной прессы Республики Мордовия в условиях популяризации электронных средств массовой информации

Н. А. Муравьев (г. Москва, РФ). Семантика и прагматика глагольных форм одновременности в мокшанских, коми-зырянских и хантыйских идиомах

С. Л. Яковлева, Г. Н. Казыро (г. Йошкар-Ола, РФ). Национальная языковая специфика марийских и американских паремий о богатстве

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Г. В. Иванова (г. Петрозаводск, РФ). Традиционная дорожная культура карел на страницах газеты «Олонецкие губернские ведомости» (1838–1917 гг.)

С. А. Тамби (г. Москва, РФ). Лужские эстонцы

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Е. Н. Ломшина, Ф. Хатвани (г. Саранск, РФ; г. Будапешт, Венгрия). Исследование народной медицины мордвы по итогам научных экспедиций: лингвокультурологический аспект

Н. И. Бояркин, Л. Б. Бояркина (г. Саранск, РФ). Роберт Лах и этномузыкальная финно-угристика в период формирования европейской музыкальной компаративистики

Е. Н. Ваганова (г. Саранск, РФ). Поэтический язык эрзянских причитаний похоронно-поминального цикла

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

Е. А. Игушев (г. Сыктывкар, РФ). Этнокультурный дискурс в художественном переводе

А. Н. Ракин (г. Сыктывкар, РФ). Международный конгресс финно-угроведов пройдет  в столице Австрии

Рубрика: 2017, № 2 (31), Архив выпусков | Метки: , , | Комментарии к записи Содержание (2017, 2) отключены

А. Н. Ракин (г. Сыктывкар, РФ). Международный конгресс финно-угроведов пройдет в столице Австрии

Международный конгресс финно-угроведов пройдет  в столице Австрии


А. Н. Ракин,
доктор филологических наук, главный научный сотрудник сектора языка ФГБУН «Институт языка, литературы и истории» Коми научного центра Уральского отделения РАН» (г. Сыктывкар, РФ), anatolij.rakin@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Н. Ракин (г. Сыктывкар, РФ). Международный конгресс финно-угроведов пройдет в столице Австрии отключены

Е. А. Игушев (г. Сыктывкар, РФ). Этнокультурный дискурс в художественном переводе

Этнокультурный дискурс в художественном переводе


Рецензия на книгу:
Остапова Е. В. Коми литература в зеркале перевода [Электронный ресурс]: монография: текстовое научное электронное издание на компакт-диске / Е. В. Остапова; Федеральное гос. бюдж. образоват. учреждение высш. образования «Сыктывкар. гос. ун-т им. Питирима Сорокина». Электрон. текстовые дан. (1,0 Мб). Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2016.


Е. А. Игушев,
доктор филологических наук, профессор кафедры социально-политических процессов и регионоведения Коми республиканской академии государственной службы и управления (Сыктывкар, РФ)

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. А. Игушев (г. Сыктывкар, РФ). Этнокультурный дискурс в художественном переводе отключены

Е. Н. Ваганова (г. Саранск, РФ). Поэтический язык эрзянских причитаний похоронно-поминального цикла

Поэтический язык эрзянских причитаний похоронно-поминального цикла


Ваганова Елена Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), waganowa@mail.ru


Введение. Проблему постижения феномена похоронно-поминальных причитаний, в частности через исследование языка фольклора, следует признать одной из наиболее актуальных по той причине, что язык фольклора – это подлинный хранитель информации об истории, этнографии, верованиях, обрядах, национальной психологии и поведении, человеческих ценностях. Объект исследования – тексты причитаний похоронно-поминального цикла; предмет – наиболее выразительные поэтические средства, привычный круг поэтических образов эрзянских похоронных причитаний с учетом этнографического контекста. Цели работы составляют исследование поэтических особенностей похоронно-поминальных причитаний мордвы-эрзи, отдельных поэтических и стилистических при­емов, образных средств, изучение семантики глаголов, связанных с плачевой культурой. Материалы и выводы могут быть использованы при подготовке учебных курсов устного народного творчества, поэтики.
Материалы и методы. Исследование совмещает методы описания и сопоставительного анализа. Базой эмпирического материала послужили авторитетные фольклорные собрания, обладающие исключительной историко-культурной и научной ценностью, заимствованные из устно-поэтического творчества мордовского народа.
Результаты исследования и их обсуждение. Предпринимается попытка выявить наиболее типичные глаголы, связанные с плачевой культурой, преобладающие в данной области как разновидности фольклорно-языковой картины мира. Привлекаемые для анализа фольклорные произведения, несомненно, служат неоспоримой доказательной базой для постижения ментальности мордовского этноса и выявления базовых констант эрзянской культуры, так как именно они сохранили следы исчезнувших из нашего сознания явлений жизни и культуры и выступают «исповедью народа».
Заключение. В поэтическом строе причитаний мордвы-эрзи с особой силой проявляется поэтический дар народа, что находит отражение в глаголах, указывающих на особую форму звукового поведения (лайшемс, авардемс, лажамс, кукордомс), парных синонимах (лайшемс-авардемс), синонимических и тавтологических сочетаниях, в образах птиц и растительных символах, метафорических заменах (вечной тарка «вечное житье», вечной эрямо «вечная жизнь», вечной кудо «вечный дом»).

Ключевые слова: похоронные причитания; мордва-эрзя; фольклор; духовная культура мордовского народа; изобразительно-выразительные средства; метафора; эпитет; антитеза; сравнение.

Для цитирования: Ваганова Е. Н. Поэтический язык эрзянских причитаний похоронно-поминального цикла // Финно-угорский мир. 2017. № 2. С. 111–122.


1. Алексеевский М. Д. Проблема классификации похоронно-поминальных причитаний // Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке: материалы Пятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. Санкт-Петербург, 2006. С. 129‒132.
2. Алексеевский М. Д. Севернорусские похоронно-поминальные причитания как акт коммуникации: к вопросу о прагматике жанра // Рябининские чтения‒2007: материалы V науч. конф. по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 267–270.
3. Богдашкина С. В. Поэтическая лексика мокша-мордовских похоронных причитаний // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3. С. 128‒131.
4. Ваганова Е. Н. Эрзянские похоронные причитания как национально-культурный феномен // Шестые Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в начале XXI столетия»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 26‒27 февр. 2013 г.: в 2 ч. Челябинск, 2013. Ч. 1. C. 21‒25.
5. Данченкова Н. Ю. Традиционные причитания Владимировской области: автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 1997. 25 с.
6. Ермаков Н. Эрзянские причитания: традиция бытования и современное состояние. Таллинн, 2014. 176 с.
7. Кавтаськин Л. С. Предисловие // Устное поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. Т. 7, ч. 1: Эрзянские плачи-причитания. Саранск, 1972. С. 5–20.
8. Конка У. С. Поэзия печали. Карельские обрядовые плачи. Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН, 1992. 295 с.
9. Кремлева И. А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русский Север: этническая история и народная культура XII–XX века. Москва, 2004. С. 661–705.
10. Невская Л. Г. Балто-славянские причитания: Реконструкции семантической структуры. Москва: Наука, 1993. 240 с.
11. Невская Л. Г. Молчание как атрибут сферы смерти // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Москва, 1999. C. 123‒134.
12. Николаева С. В. Пение и отпевание в традиционной культуре восточных славян. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/nikolaeva1.htm (дата обращения: 14.02.2017).
13. Рогачев В. И., Шуляев А. Д., Богдашкина С. В., Ваганова Е. Н. Обряды и фольклор мордвы-мокши: теория и практика проблемы (по фольклорно-этнографическим материалам Зубово-Полянского района Республики Мордовия) / МГПИ им. Евсевьева. Саранск, 2012. 381 с.
14. Русско-эрзянский словарь / под общ. ред. М. Н. Коляденкова, Н. Ф. Цыганова. Москва: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1948. 413 с.
15. Русско-эрзянский словарь / сост. О. Г. Борисова, М. Н. Живаева, Н. В. Казаева и др. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2012. 624 с.
16. Толстая С. М. Обрядовое голошение: семантика, лексика, прагматика // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Москва, 1999. C. 135‒148.
17. Устное поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. Т. 7, ч. 1: Эрзянские плачи-причитания. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. 374 с.
18. Чистов К. В. Причитания у славянских и финно-угорских народов (некоторые итоги и проблемы) // Фольклор. Текст. Традиция. Москва, 2005. С. 186‒199.
19. Шамова Л. Н. Причетные формы мордвы-эрзи Присурья: монография / НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2016. 239 с.
20. Эрзянско-русский словарь / под ред. Б. А. Серебренникова, Р. Н. Бузаковой, М. В. Мосина. Москва: Рус. яз.; Дигора, 1993. 803 с.
21. Harva U. Die religiösen Vorstellungen der Mordwinen. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1952. 453 s.
22. Harva U. Mordvalaisten muinaisusko. Porvoo; Helsinki: WSOY, 1942. 292 p.
23. Honko L. Itkuvirsirunous // Suomen kirjallisuus. Helsinki, 1963. S. 81‒128.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Н. Ваганова (г. Саранск, РФ). Поэтический язык эрзянских причитаний похоронно-поминального цикла отключены

Н. И. Бояркин, Л. Б. Бояркина (г. Саранск, РФ). Роберт Лах и этномузыкальная финно-угристика в период формирования европейской музыкальной компаративистики

Роберт Лах и этномузыкальная финно-угристика в период формирования европейской музыкальной компаративистики


Бояркин Николай Иванович,
доктор искусствоведения, профессор кафедры народной музыки
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), bojarkin_ni@mail.ru

Бояркина Людмила Борисовна,
кандидат искусствоведения, профессор кафедры народной музыки
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), bojarkin_ni@mail.ru


Введение. Рассматриваются вопросы изучения народной музыки российских финно-угров в контексте формирования европейской этномузыкологии; вклад в музыкальную компаративистику одного из ее основоположников – Роберта Лаха. Теоретической базой для работы послужили труды Б. Бартока, З. Кодая, И. Крона, К. Закса, Э. Хорнбостеля и др. Практическая значимость заключается в анализе факторов, способствовавших включению музыки финно-угорских народов России в поле сравнительного анализа. Объектом исследования является история этномузыкальной финно-угристики, предметом – особенности ее формирования. Цели исследования: выявить некоторые тенденции развития этномузыкальной финно-угристики за рубежом, роль и значение трудов Р. Лаха для становления финно-угорской этномузыкологии как науки.
Материалы и методы. Материал исследования составили зарубежные и отечественные печатные источники. В работе реализованы принципы исторического анализа и метода типологической преемственности.
Результаты исследования и их обсуждение. Показаны роль и значение фонограмархивов для развития этномузыкологии, классификационных систем европейских ученых, главные направления формирования этномузыкологии; рассмотрены деятельность Р. Лаха и теоретические основы его трудов по музыке финно-угров в контексте работ его предшественников.
Заключение. Определено значение трудов Лаха для последующего развития российской этномузыкальной финно-угристики.

Ключевые слова: фонограмархив; систематика; компаративистика; эволюция музыкальных форм; финно-угристика; этномузыкология.

Для цитирования: Бояркин Н. И., Бояркина Л. Б. Роберт Лах и этномузыкальная финно-угристика в период формирования европейской музыкальной компаративистики // Финно-угорский мир. 2017. № 2. С. 101–110.


1. Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов / пер. Г. П. Кассей; вступ. ст. И. В. Нестьева. Москва: Музыка, 1966. 80 с.
2. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство / отв. ред. Е. В. Гиппиус. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 181 с.
3. Герасимов О. М. Народные музыкальные инструменты мари. Йошкар-Ола, 1996. 224 с.
4. Кодай З. Венгерская народная музыка / пер. Э. Т. Владимировой; ред. пер. К. К. Саква. Будапешт: Корвина, 1961. 186 с.
5. Кодай З. Избранные статьи / сост. и общ. ред. И. И. Мартынова. Москва: Совет. композитор, 1982. 288 с.
6. Реммель М. Некоторые положения таксономии в применении к мелодиям // Проблемы таксономии рунических мелодий / отв. ред. М. Реммель. Таллинн, 1977. С. 75–79.
7. Рюйтел И. Опорная система и закономерности варьирования мобильных элементов как структурные признаки типологии народных напевов // Проблемы таксономии эстонских рунических мелодий: сб. ст. / отв. ред. М. Реммель. Таллинн, 1977. С. 80–117.
8. Чисталёв П. И. Коми народные музыкальные инструменты. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984. 104 с.
9. Hornbostel E., Sachs C. Systematik der Musikinstrumente // Zeitschrift für Ethnjljgie. 1914. № 46. S. 553–590.
10. Krohn I. Welche ist die beste Methode, um Volks und Volkasmässige Lieder nach ihrer melodischen (nicht textlichen) Beschaffenheit lexikalisch zu ordnen // Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft. 1903. Hb. 4. S. 643–660.
11. Lach R. Die Musik der turk-tatarischen, finnisch-ugrischen und kaukasus-völker in ihrer entwicklungsgeschischlischen und psychologishen Bedeutung für die Entstehung der musikalischen Formen // Mitteil. der Anthropol. Ges… Wien, 1920. Bd. 50.
12. Lach R. Gesänge russischer Kriegs­gefan­gener. I Band: Finnisch-Ugrische Völker. 1 Abteilung: Wotjakische, syrjänische und permiakische Gesänge. Wien; Leipzig, 1926.
13. Lach R. Gesänge russischer Kriegsgefan­gener. I Band: Finnisch-Ugrische Völker. 2 Abteilung: Mordwinische Gesänge. Wien; Leipzig, 1933.
14. Lach R. Gesänge russischer Kriegsgefan­gener. I Band: Finnisch-Ugrische Völker. 3 Abteilung: Tscheremissische Gesänge. Wien; Leipzig, 1929.
15. Lach R. Vorläufiger Bericht über die im Auft­rage der Kais. Akademie der Wissenschaften erfolgte Aufnahme der Gesänge russischer Kriegsgefangener im August bis October 1917. Wien, 1918.
16. Szomjas-Schiffert G. Geschichte und Ergeb­nisse der finnisch-ugrischen vergleichenden Volksmusiktotschung // Congressesus Quar­tus internationalis fenno-ugristarum. Budapest, 1975. Pars 1. S. 141–158.
17. Trubetzkoi N. Über der Struktur der mordwinischen Melodien // Lach R. Gesänge russischer Kriegsgefangener. I Band: Fin­nisch-Ugri­sche Völker. 2 Abteilung: Mordwinische Gesänge. Wien; Leipzig, 1933. S. 106–117 [Приложение].
18. Vikar L. Arhaic Types of Finno-Ugrian Melody // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. 1972. № 14. S. 53–91.
19. Vikar L., Bereezki G. Cheremis Folksongs. Budapest: Akademial Kiado, 1971.
20. Vikar L., Bereezki G. Votyak Folksongs. Budapest: Akademial Kiado, 1989.
21. Vikar L., Szij E. Erdök Eneke: Finnugor nepek 100 népdala. Budapest: Corvina, 1985. 262 s.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. И. Бояркин, Л. Б. Бояркина (г. Саранск, РФ). Роберт Лах и этномузыкальная финно-угристика в период формирования европейской музыкальной компаративистики отключены

Е. Н. Ломшина, Ф. Хатвани (г. Саранск, РФ; г. Будапешт, Венгрия). Исследование народной медицины мордвы по итогам научных экспедиций: лингвокультурологический аспект

Исследование народной медицины мордвы по итогам научных экспедиций: лингвокультурологический аспект


Ломшина Елена Николаевна,
кандидат философских наук, доцент,
заведующий Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), enlomshina@mail.ru

Хатвани Флора,
докторант кафедры финно-угроведения Университета имени Лоранда Этвеша (г. Будапешт, Венгрия), florapupu@gmail.com


Введение. С учетом положений работ отечественных и зарубежных авторов проанализирована репрезентация в языке всех слоев культурных концептов по народной медицине мордвы по итогам научных экспедиций в диахронии и синхронии с точки зрения этнолингвистики, ономасиологии, социолингвистики и когнитивной семантики. Цель статьи – рассмотреть народную медицину мордвы в лингвокультурологическом аспекте. Объектом исследования являются культурные концепты по народной медицине мордвы. Основные положения могут быть использованы при подготовке материала по предметам «История культуры мордвы», «Культура финно-угорских народов».
Материалы и методы. В ходе работы использовались методы полевой этнографии (непосредственного наблюдения, погружения в культуру, эксперимент, интервью, беседа, описание, классификация). Материалом исследования послужили данные, собранные в процессе экспедиции в местах компактного проживания этнических групп мордвы мокши, эрзи, шокши (2013–2016 гг.); словари, произведения устно-поэтического творчества мордовского народа и др.
Результаты исследования и их обсуждение. Народная медицина мордвы всегда находилась в центре внимания ученых: этнографов, историков, фольклористов, социологов, однако в лингвокультурологическом аспекте она прежде не рассматривалась. Проведенная нами лингвокультурная интерпретация аудиовизуальных источников (более 3 500), анкет-опросников (243), названий болезней (124) и лечебных трав (148), заговоров от болезней (57), метафор, полисемий в названиях болезней позволила выявить способы воплощения традиционной культуры в содержании методов народного лечения. Исследование дает возможность наметить дальнейшие направления в развитии теоретических положений в области лингвокультурологии мордовского этноса.
Заключение. Народная медицина мордвы является частью традиционной культуры и важнейшим элементом традиционной здоровьесберегающей практики. Результаты анализа лексикографических и текстовых материалов, эксплицирующих содержание концептов в мордовских языках, свидетельствуют о культурной маркированности и информативности лексических, семантических, фразеологических, ассоциативных средств языка; позволяют вы­явить основные культурные концепты по народной медицине мордвы.

Ключевые слова: лингвокультурология; народная медицина; мордовский этнос; экспедиция; полевой материал; этнолингвистика; культурная антропология.

Для цитирования: Ломшина Е. Н., Хатвани Ф. Исследование народной медицины мордвы по итогам научных экспедиций: лингвокультурологический аспект // Финно-угорский мир. 2017. № 2. С. 93–100.


1. Глухова Н. Н., Глухов В. А. Системы ценностей финно-угорского суперэтноса. Йошкар-Ола: ООО «Спринт», 2009. 276 с.
2. Ломшина Е. Н., Левин В. Ф., Хатвани Ф. Ценностное отношение к здоровью в культуре мордвы как необходимое условие повышения качества жизни: историко-правовой аспект // Проблемы повышения качества жизни населения в регионах Российской Федерации: IV Сухаревские чтения: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Саранск, 29 янв. 2015 г. / Науч. центр соц.-экон. мониторинга. Саранск, 2015. С. 175–181.
3. Никонова Л. И. Тайны мордовского целительства: очерки народной медицины мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 168 с.
4. ПМА 1. Полевые материалы авторов по итогам экспедиции в Зубово-Полянский район Республики Мордовия. Июль 2013 г.
5. ПМА 2. Полевые материалы авторов по итогам экспедиции в Дубенский район Республики Мордовия. Август 2013 г.
6. ПМА 3. Полевые материалы авторов по итогам экспедиции в Торбеевский район Республики Мордовия. Ноябрь 2014 г.
7. ПМА 4. Полевые материалы авторов по итогам экспедиции в Теньгушевский район Республики Мордовия. Декабрь 2014 г.
8. ПМА 5. Полевые материалы авторов по итогам экспедиции в Ардатовский район Республики Мордовия. Апрель 2016 г.
9. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. Москва: Шк. «Яз. рус. культуры», 1996. 288 с.
10. Разговорник по речевому этикету финно-угорских народов. Будапешт, 2016. 165 с.
11. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. Т. 4, кн. 1. 375 с.
12. Hoppál M. Hiedelem és hagyomány / ed. L’Harmattan. Budapest, 2006. 272 p.
13. Laakso J. Being Finno-Ugrian, being in the minority-reflections on lingvistic and other criteria // Etnic and lingvistic context of identity: finno-ugric minorities / ed. by Riho Gruntal, Magdolna Kovach. 2009. № 5. P. 13–35.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Н. Ломшина, Ф. Хатвани (г. Саранск, РФ; г. Будапешт, Венгрия). Исследование народной медицины мордвы по итогам научных экспедиций: лингвокультурологический аспект отключены

С. А. Тамби (г. Москва, РФ). Лужские эстонцы

Лужские эстонцы


Тамби Сергей Александрович,
магистрант ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (г. Москва, РФ), sergey.tambi@gmail.com


Введение. Лужское направление было одним из главных в миграции эстонского населения из Эстляндской губернии на восток. Здесь многие эстонцы (вместе с детьми, внуками и правнуками) обрели дом на долгие годы. Свое­образие и самобытность восточных эстонцев (по-эстонски – «idakandieestlased», или «ida-eestlased»), в том числе лужских, представляет собой в некотором роде феномен, который можно встретить и на территории России. Потомки эстонцев-переселенцев всегда поддерживали тесные связи с Эстонией. Предметом исследования являются лужские эстонцы как этническая группа эстонцев, мигрировавшая в XIX–XX вв. на территорию Лужского района; объектом – их своеобразие и самобытность. Цель исследования состоит в изучении истории и современного состояния данной этнической группы. Для достижения заявленной цели реализованы задачи: рассмотрен комплекс причин переселения эстонцев из Эстляндии на восток, а именно в Лужский уезд; определены этапы переселения крестьян; установлен перечень мест компактного проживания эстонцев в уезде в XIX–XX вв.; исследованы религиозные особенности жизни населения; рассказано о церквях и приходах района, которые посещали эстонцы; раскрыты культурные особенности жизни локальной эстонской общины в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии; выявлены традиции, в том числе песенные; сообщено о знаменитых эстонцах – уроженцах района, а также о современном положении этнической группы в Лужском районе Ленинградской области; выявлены некоторые топонимические названия Лужского района, которые происходят, по одной из версий, из эстонского языка. Практическая значимость работы бесспорна, так как эстонцы внесли свою лепту в историю многонационального Лужского района, которая до настоящего времени не рассматривалась глубоко ни отечественными, ни зарубежными учеными. Основным и по сути единственным исследованием данной общины является статья М. Л. Засецкой, другая литература по теме отсутствует.
Материалы и методы. Основными методами при проведении исследования послужили метод обобщения, системный подход, историко-описательный метод, метод анализа документов, а также метод эмпирического описания. Для реконструкции особенностей  быта лужских эстонцев использованы многочисленные статьи и заметки эстонских газет, а также материалы эстонских архивов.
Результаты исследования и их обсуждение. Прослежена динамика изменения численности эстонского населения в Лужском районе, которая демонстрирует его резкое увеличение в 1920-е – первой половине 1930-х гг. (на фоне политики коренизации), такое же резкое уменьшение начиная со второй половины 1930-х гг. и после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (в связи со сталинскими репрессиями 1937–1938 гг. и ассимиляцией).
Заключение. Феномен лужских эстонцев уникален и интересен для изучения. Они внесли неоценимый вклад в историю и культуру многонационального Лужского района.

Ключевые слова: лужские эстонцы; Эстония; Луга; Лужский уезд; Лужский район; Ленинградская область; eestlased Luuga rajoonis.

Для цитирования: Тамби С. А. Лужские эстонцы // Финно-угорский мир. 2017. № 2. С. 85–92.


1. Выхма Август Иванович. Возвращенные имена. Книги памяти России. Российская национальная библиотека. URL: http://visz.nlr.ru/person/show/1542680 (дата обращения: 01.02.2017).
2. Вятсон Август Петрович. Возвращенные имена. Книги памяти России. Российская национальная библиотека. URL: http://visz.nlr.ru/person/show/1542687 (дата обращения: 01.02.2017).
3. Засецкая М. Л. Эстонцы Лужского района Ленинградской области (конец XIX – середина XX века) // Население Ленинградской области: материалы и исследования по истории и традиционной культуре. Санкт-Петербург, 1992. C. 132–143.
4. Зерцалов В. И. Луга: путеводитель. Ленинград: Лениздат, 1972. 22 с.
5. Климберг Фердинанд Карлович. Возвращенные имена. Книги памяти России. Российская национальная библиотека. URL: http://visz.nlr.ru/person/show/1543656 (дата обращения: 01.02.2017).
6. Лутс Василий Михайлович. Возвращенные имена. Книги памяти России. Российская национальная библиотека. URL: http://visz.nlr.ru/person/show/1539414 (дата обращения: 01.02.2017).
7. Набокина О. В., Носков А. В. Луга и окрестности: из истории населенных мест Лужского района. Москва: Русская тройка; Санкт-Петербург: Центрполиграф, 2014. 637 с.
8. Российский государственный исторический архив. Ф. 1288. Оп. 25. Д. 48. Л. 16 об., 21 об., 23 об.
9. Центральный государственный архив ис­то­ри­ко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 16. Оп. 12. Д. 12343. Л. 1, 5, 7, 9.
10. Эстонский приход при Екатерининском соборе. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spblugaekatest.html.
11. ERAF. Andmed Eesti asunduste kohta Nõukogude Liidus. 25.1.114; 1926. L. 18–21.
12. ERAF. Eestlaste kolhooside nimekiri. 62.1.164; 1937. L. 1–13.
13. ERAF. Luga rajoon. 62.1.67; 25.01.1933–13.10.1935. L. 5, 49, 54, 61, 64, 75.
14. ERAF. Luga rajoon. 62.1.68; 31.05.1935–19.10.1936. L. 19.
15. ERAF. Luga (Luuga) rajoon (Leningradi oblast). 62.1.30; 09.08.1937–03.11.1937. L. 1–13.
16. Laasik H. Eestlased Luuga rajoonis. 02.04.2013. Vooremaa. URL: http://www.vooremaa.ee/eestlased-luuga-rajoonis (дата обращения: 01.02.2017).
17. Luuga Eesti kirik kultuurimajaks // Edasi. Jaanuar 1930. № 5.
18. Luuga Eesti klubi // Edasi. Juuni 1922. № 121.
19. Luuga Eesti klubis // Edasi. Juuni 1922. № 127.
20. Luuga Eesti poliitklubi elust // Edasi. Detsember 1923. № 288.
21. Luuga kreisi Eesti koolidele // Edasi. September 1927. № 77.
22. Luuga ringkonna eestlastele // Edasi. Juuni 1928. № 43.
23. Nigol A. Eesti asundused ja asupaigad Venemaal. Tartu: Eesti Kirjastuse-Ühisuse “Postimehe” trükk, 1918.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи С. А. Тамби (г. Москва, РФ). Лужские эстонцы отключены