Ю. Г. Антонов, С. В. Шеянова (г. Саранск, РФ). Современная мордовская литература: синтез традиций и новаторства (на материале изданий 2016 г.)

Современная мордовская литература: синтез традиций и новаторства (на материале изданий 2016 г.)


Антонов Юрий Григорьевич,
доктор филологических наук, заведующий кафедрой финно-угорских литератур ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), antonovug@yandex.ru

Шеянова Светлана Васильевна,
доктор филологических наук, профессор кафедры финно-угорских литератур ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), sheyanovas@mail.ru


Введение. Проанализированы художественные достижения современной мордовской литературы, преемственно развивающей и обогащающей эстетические традиции предшествующих десятилетий, одновременно предлага­ющей экспериментальные формы, новые аспекты осмысления концепции мира и человека, средства и способы выражения индивидуально-авторского миропонимания. В связи с этим возникает необходимость ее разно­аспектной научной рефлексии, решения концептуальных аналитических литературоведческих проблем. Основная цель статьи – на материале отдельных изданий проследить органичный процесс корреляции традиционных форм художественной манифестации и новаторских индивидуально-авторских стратегий. Объектом исследования явились жанровые предпочтения писателей, композиционные, проблемно-тематические, мотивно-образные особенности их произведений, рассматриваемые в свете традиционализма и новаторства. Положения работы могут быть использованы при подготовке учебно-методического материала по предмету «История мордовской литературы».
Материалы и методы. Методика исследования основана на системном подходе, вобравшем в себя сравнительно-типологический, проблемно-тематический, структурно-поэтический, культурологический, контекстный методы. Материалом послужили вышедшие в свет в 2016 г. творческие проекты национальных писателей: второй том «Избранных произведений» Н. Ишуткина, метажанровый сборник прозаика старшего поколения Е. Четвергова «Поладкстомо» («Без продолжения»), проект молодой поэтессы А. Подгорновой «Кроме рифм».
Результаты исследования и их обсуждение. Рубеж ХХ–ХХI столетий в развитии национальной словесности – сложный, противоречивый период, обусловленный социально-экономическими проявлениями переходной эпохи. Тем не менее художественно-эстетический уровень проанализированных произведений позволяет спрогнозировать интенсификацию поиска авторами новых тем, конструирования оригинальных путей, эстетических программ, форматов. Характерными чертами художественных проектов мордовских авторов стали обращение к проблемам национально-философского плана, диалогичность речи, усиление аналитического и исследовательского дискурса. Это активирует эстетико-рецептивные предпочтения читателя, его ассоциативное мышление, способствует осмыслению сложных бытийных, онтологических и гносеологических, проблем.
Заключение. Авторы пришли к выводу о том, что мордовская литература как преемственно развивающаяся система оперирует опытом предшествующих поколений и предлагает новые ракурсы, приемы, методы художественного постижения жизни, моделирования триады «общечеловеческое – национальное – индивидуальное». Современная национальная словесность может восприниматься как эволюционирующий социокультурный и художественно-эстетический феномен.

Ключевые слова: литературный дискурс; традиция; новаторство; проза; поэзия; индивидуально-авторское миропонимание; мотивно-образный кластер.

Для цитирования: Антонов Ю. Г., Шеянова С. В. Современная мордовская литература: синтез традиций и новаторства (на материале изданий 2016 г.) // Финно-угорский мир. 2017. № 2. С. 20–29.


1. Антонов Ю. Г. Зарождение и пути развития мордовской драматургии. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. 260 с.
2. Арзамазов А. А. Эволюция образной системы и лингвосемантические трансформации в удмуртской поэзии второй половины 1970-х – начала 2010-х годов: дис. … д-ра филол. наук. Ижевск, 2016. 572 с.
3. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Москва: АСТ: Астрель, 2011. 668 с.
4. Бердяев Н. А. Судьба России. URL: http://lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txt (дата обращения: 28.05.2017).
5. Гудкова С. П., Дубровская С. А. Поэма и ее жанровые модификации в современной поэзии Мордовии // Финно-угорский мир. 2015. № 2 (23). С. 8–9.
6. Гудкова С. П. Книга стихов как крупная жанровая форма в творчестве русскоязычных писателей Мордовии (на материале поэтических изданий 2014–2015 гг.) // Вестник угроведения. 2016. № 2 (25). С. 27–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26485728 (дата обращения: 23.05.2017).
7. Демин В. И. Мой народ смеется… Саранск: Литературный фонд России, 2016. 400 с.
8. Ишуткин Н. Избранные произведения: в 3 т. Т. 2. Стихотворения, песни, поэмы. Саранск: Литературный фонд России, 2016. 424 с.
9. Кременцов Л. П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты. 2-е изд. Москва: Флинта: Наука, 2008. 224 с.
10. Малева А. В. Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа: автореф. дис. … канд. филол. наук. Сыктывкар, 2014. 23 с. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23293572_34511544.pdf (дата обращения: 26.05.2017).
11. Налдеева О. И. Жанровая система поэзии Мордовии: генезис, эволюция, поэтика / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2012. 135 с.
12. Налдеева О. И. Современная мордовская поэзия: основные тенденции и художественные ориентиры / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2013. 285 с.
13. Подгорнова А. Кроме рифм. Саранск, 2016. 144 с.
14. Степин С. Н. К вопросу эволюции жанра философской лирики в творчестве современных поэтов Мордовии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 5 (2). С. 545–551. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/2010_5_545_551.pdf (дата обращения: 20.05.2017).
15. Четвергов Е. Поладкстомо – Без продолжения. Саранск, 2016. 676 с.
16. Шеянова С. В. Мордовский роман о современности: национально-художественный традиционализм и признаки обновления эпической формы // Финно-угорский мир. 2012. № 3/4. С. 78–83.
17. Шеянова С. В. Современный мордовский роман: проблематика, поэтика. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. 284 с.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.