Т. М. Дадаева, В. Н. Мотькин (г. Саранск, РФ). Историческая память в финно-угорских семьях мордвы и удмуртов (опыт анализа семейных историй)

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.04.414-436

Историческая память в финно-угорских семьях мордвы и удмуртов (опыт анализа семейных историй)

Дадаева Татьяна Михайловна,
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), dadaeva13@mail.ru

Мотькин Владислав Николаевич,
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела социопарк ГКУ РМ «НЦСЭМ»
(г. Саранск, РФ), vlad.motkin@mail.ru

Введение. Историческая память определяет отношение человека к стране, к своему народу, этносу и другим группам, с которыми он себя идентифицирует. В формировании исторической памяти участвуют не только государство, которое заинтересовано в воспитании чувства патриотизма и гражданственности у молодого поколения, но и такие социальные институты как семья, школа, вуз, СМИ и др. Семья приобщает индивида к социальному опыту прошлого, поскольку закладывает фундамент личности, формирует самосознание, любовь к малой родине, к ее прошлому. Семейная память входит в память историческую, ибо не существует истории семьи вне истории страны.
Материалы и методы. В статье представлен анализ качественных исследований – полуструктурированных интервью – с целью выявления роли семьи в процессе формирования исторической памяти молодежи в финно-угорских семьях мордвы и удмуртов. Были проведены 28 интервью (опрошены 14 семей мордвы и 14 – удмуртов). Исследование включало изучение основных механизмов, факторов и особенностей формирования исторической памяти в финно-угорских семьях мордвы и удмуртов.
Результаты исследования и их обсуждение. Было выявлено, что основными механизмами передачи семейной памяти молодому поколению являются семейные истории (рассказы), соблюдение определенных семейных, этнических традиций, коммеморативные практики и т. д. Базовым событием исторической памяти в семьях мордвы и удмуртов выступает Великая Отечественная война, затронувшая каждую семью, большинство информантов участвуют в акции «Бессмертный полк». Интерес к истории рода, фамилии выше, чем интерес к малой родине, истории своего этноса. В удмуртских семьях отмечалось большее знание этнических традиций и праздников, чем в мордовских. Наиболее посещаемые места памяти – храм, кладбище, мемориал «Вечный огонь».
Заключение. Семейному аспекту исторической памяти в финно-угорских семьях мордвы и удмуртов уделяется большее внимание, чем региональному (этническому) или федеральному. Наибольшую роль в формировании исторической памяти подрастающего поколения большинство информантов отдавало семье и школе.

Ключевые слова: историческая память; финно-угорские семьи; мордва; удмурты; семейная память; cемейные рассказы; узлы памяти; места памяти.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-411-130004 р_а «Роль исторической памяти в конструировании общегражданской идентичности молодежи: региональный аспект».

Для цитирования: Дадаева Т. М., Мотькин В. Н. Историческая память в финно-угорских семьях мордвы и удмуртов (опыт анализа семейных историй) // Финно-угорский мир. 2019. Т. 11, № 4. С. 414–436.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.