DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.332-343
Предыстория и предпосылки создания Марийского национального театра (1907–1919 гг.)
Юзыкайн Эрик Алексеевич,
докторант Тартуского университета (этнология, культурология), директор
ГАУК РМЭ «Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана»
(г. Йошкар-Ола, РФ), erik.yuzykayn@gmail.com
Введение. Результатом развития марийского культурного национализма в начале ХХ в. помимо прочих культурных инициатив стало складывание театрального движения как предтечи создания Марийского национального театра. Цель данной статьи – рассмотреть факты предыстории появления Марийского национального театра, созданного в ноябре 1919 г., факторы и особенности развития театрального движения среди марийцев.
Материалы и методы. Для достижения цели было проведено изучение первых марийских периодических изданий, исследований и публикаций по истории марийского театра и развитию национального движения, протоколы марийских съездов. Применение системного анализа источников по изучаемому периоду, попытка восстановления событий в хронологической динамике позволили сформулировать максимально объективные ответы на исследовательские вопросы.
Результаты исследования и их обсуждение. Одним из ключевых факторов, повлиявших на развитие марийского театрального движения, формирование народного интереса к театру, стало постепенно развивавшееся с начала ХХ в. движение по национально-культурному просвещению и развитию марийского народа, инициированное марийскими культурными националистами. Предыстория создания Марийского национального театра в ноябре 1919 г. насчитывает около десяти лет и связана с изданием первого периодического издания на марийском языке “Марла календарь”, развитием литературного творчества на марийском языке, первыми самодеятельными инициативами по постановке спектаклей. Кульминацией предыстории стали решения театрального вопроса на первых марийских форумах и бурное развитие интереса к театру в народной среде в 1917–1919 гг. Наряду с этим фактором важнейшую роль сыграли культурная и социальная специфика марийцев: наличие традиции театрализации в празднично-обрядовой сфере, низкий уровень грамотности народа в этот период.
Заключение. Процессы зарождения современной марийской национальной культуры, начавшиеся с издания “Марла календаря”, являются судьбоносными для всего марийского народа. Назревавшие с приходом советской власти идеологические противоречия в среде марийской интеллигенции не сразу стали влиять на творчество первых марийских драматургов. Сторонники разных идеологических направлений хотя и имели разногласия, но действовали в едином русле в вопросах национального развития родного народа, в частности поддержки театрального движения. Газетные публикации и активизировавшееся драматургическое творчество ясно свидетельствуют в пользу того, что марийский актив интуитивно, а иногда и целенаправленно подогревал интерес к театру, способствовал и тем самым предварял появление собственного национального профессионального театра.
Ключевые слова: национальный театр; мари; черемисы; культурный национализм; марийская драматургия; марийский театр; народный театр; народная драма.
Для цитирования: Юзыкайн Э. А. Предыстория и предпосылки создания Марийского национального театра (1907–1919 гг.) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 332–343.