Саберов Р.А., Шиженский Р.В. Формирование духовной вертикали в процессе институционализации священнослужителей марийской традиционной религии в ХХ–XXI вв.

Скачать (pdf)

Оригинальная статья

https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.04.454-469
https://elibrary.ru/fjdbjb
УДК / UDC 94:2-725

Формирование духовной вертикали в процессе институционализации священнослужителей марийской традиционной религии в ХХ–XXI вв.

Р. А. Саберов
Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва, Российская Федерация
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Р. В. Шиженский
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Нижегородский институт управления – филиал РАНХиГС, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Организационное и правовое оформление системы управления марийской традиционной религией, начавшееся в ХХ в., приобрело легитимный статус в начале XXI в. с созданием Централизованной религиозной организации Марийской Традиционной Религии Республики Марий Эл. Ключевой проблемой исследования является отсутствие в научном дискурсе юридических и полевых источников, отражающих эволюционные механизмы формирования организационной структуры этнорелигии мари в рассматриваемый период. Знание этих механизмов необходимо для сохранения культурной идентичности, обеспечения правовой защищенности руководителей молений, выработки эффективных моделей управления и адаптации традиционных практик к современным социальным и законодательным реалиям. Цель исследования ‒ определить вектор развития организационно-правовых форм института священнослужителей марийской традиционной религии в XXI в.

Материалы и методы. Исследование основано на архивных, полевых этнографических материалах, а также учредительных документах централизованной организации и местных общин марийской традиционной религии. В ходе работы авторы опирались на принципы историзма, цивилизационного и системного подходов, источниковедческий анализ документального материала, герменевтический метод и метод кейс-стади, что позволило определить особенности развития института служителей культа традиционной религии мари в изучаемый период.

Результаты исследования и их обсуждение. Активизация процесса возрождения марийской традиционной религии в 1990-е гг. сопровождалась становлением институциональной структуры и иерархической системы священнослужителей. К концу второго десятилетия XXI в. сформировалась устойчивая многоуровневая система иерархии, включающая юридическое оформление статуса священнослужителей и механизмы взаимодействия с государственными институтами. В настоящее время продолжается поиск правовых моделей для поддержания и легитимации деятельности служителей культа местных религиозных общин этнорелигии мари. Полученные данные свидетельствуют об исторической преемственности в эволюции марийской этнической традиции и ее организационно-правовых форм в соответствии с задачами гармоничного выстраивания государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.

Заключение. С началом XXI в. в процессе возрождения марийской традиционной религии в Республике Марий Эл наблюдается значительное укрепление институциональных структур и организационных компонентов этнорелигиозной системы мари. К концу 2010-х гг. была сформирована устойчивая иерархия уровней деятельности священнослужителей. Процесс институционализации обусловлен не только юридическим оформлением статуса служителей культа, но и созданием административного аппарата Централизованного религиозного объединения Марийской Традиционной Религии Республики Марий Эл. Данные меры способствовали структуризации религиозной системы, повышению ее легитимности и эффективности в реализации религиозных функций. Полученные результаты могут быть полезны для выстраивания государственно-конфессиональных отношений на уровне субъектов Российской Федерации, а также способны послужить отправной точкой для расширения географии поиска новых источников по рассматриваемой проблематике.

Ключевые слова: марийская традиционная религия, служитель культа, иерархия священнослужителей, религиозная организация, организационно-правовое оформление

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Саберов Р.А., Шиженский Р.В. Формирование духовной вертикали в процессе институционализации священнослужителей марийской традиционной религии в ХХ–XXI вв. Финно-угорский мир. 2025;17(4):454‒469. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.04.454-469

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абукаева Л.А. Концептосфера марийской этнической религии. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ; 2024. 364 с.
  2. Алыбина Т.И. Трансформация марийской религиозной традиции в постсоветский период: дисс. … докт. философии (этнологии). Тарту; 2017. 219 с.
  3. Куцаева М.В. Православно-языческий синкретизм в религиозной жизни марийской диаспоры московского региона. Живая старина. 2023;(1):46–50. https://www.elibrary.ru/vytzla
  4. Садиков Р.Р., Иликаев А.С. К проблеме дефиниции религиозных систем финно-угорских народов Поволжья. Ежегодник финно-угорских исследований. 2023;17(3):408–418. https://www.elibrary.ru/fuzhno
  5. Поздеев И.Л. Марийцы Удмуртии: факторы сохранения традиционной культуры в современных условиях. Научный диалог. 2021;(12):380–395. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-12-380-395
  6. Егоров В.А. Марийская традиционная религия и современное искусство. Личность. Культура. Общество. 2024;26(1–2):71–78. https://www.elibrary.ru/dlikcb
  7. Саберов Р.А. Поиск вектора развития института служителей культа марийской традиционной религии в 1950–1960-е гг. (по материалам Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории). Финноугорский мир. 2025;17(1):90‒98. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.01.090-098
  8. Шиженский Р.В., Саберов Р.А. К вопросу об особенностях функционала религиозных лидеров современного язычества: русско-марийские параллели. Казанская наука. 2015;(9):61‒63. https://www.elibrary.ru/umeuyj
  9. Шкалина Г.Е. Священный мир марийский. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство; 2019. 303 с.
  10. Попов Н.С. К вопросу о становлении и развитии традиционной марийской религии. Финно-угроведение. 2020;(61):148‒157. https://www.elibrary.ru/rcowjv
  11. Чемышев Э.В. Традиционные марийские верования на рубеже XX–XXI вв. Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2021;(1):109–119. https://www.elibrary.ru/zmwgyh
  12. Устьянцев Г.Ю. Религиозно-мифологические представления марийского жречества: боги, души и иные миры. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2025;8(2):10–30. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-2-10-30
  13. Егоров В.А. Автохтонная марийская традиционная религия как возможная общероссийская традиционная религия. В кн.: Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: моногр. Под ред. Р. В. Шиженского. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта; 2023. С. 40‒54. https://www.elibrary.ru/zyjnuw
  14. Хоппал М. Шаманы – культуры – знаки. Тарту: Научное изд-во ЭЛМ; 2015. 240 с.
  15. Харва У. Верования и мифология народов Северной Евразии. М.: Клуб Касталия; 2022. 354 с.
  16. Luerhmann S. Recycling Cultural Construction: Desecularisation in Postsoviet Mari El. Religion, State & Society. 2005;33(1): 35–56. https://doi.org/10.1080/0963749042000330857
  17. Luerhmann S. A Dual Struggle of Images on Russia’s Middle Volga: Icon Veneration in the Face of Protestant and Pagan Critique. In: Ch. Hann, H. Goltz (eds) Eastern Christians in Anthropological Perspective. Berkeley: University of California Press; 2010. Р. 56‒78.
  18. Хвастунова Ю.В. Современное тенгрианство (на примере версии тенгрианства В. А. Сата в Республике Алтай). Colloquium Heptaplomeres. 2018;(5):33–43. https://www.elibrary.ru/vrvbog
  19. Катаева Е.Ю., Никитина О.Н. Удмуртское язычество на территории республики конца 20 – начала 21 вв. В: Гуманитарные науки: вопросы и тенденции развития: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Вып. IV. Красноярск: Инновационный центр развития образования и науки; 2017. С. 14‒19. https://www.elibrary.ru/zxlqtf
  20. Абукаева Л.А. Молитвенные обращения приверженцев марийской этнической религии: формы и смыслы. Финно-угорский мир. 2025;17(2):140–151. https://doi.org/10.15507/2076-2577.017.2025.02.140-151

Информация об авторах:

Саберов Рушан Анвярович, старший преподаватель кафедры социальных наук и технологий Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» (119049, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 4, стр. 1), старший преподаватель кафедры истории России и вспомогательных исторических дисциплин Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1502-3718, SPIN-код: 3600-9212, saberow@yandex.ru

Шиженский Роман Витальевич, доктор философских наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра религиоведческих и этнополитических исследований Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина (196605, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, д. 10, лит. А), руководитель научно-исследовательской лаборатории этнорелигиозных исследований Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС (603950, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 46), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8765-2241, SPIN-код: 8358-7337, heit@inbox.ru

Вклад авторов:

Р. А. Саберов ‒ формулирование идеи исследования, целей и задач; разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; создание и подготовка рукописи: написание черновика, включая перевод на иностранный язык; создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации; визуализация результатов исследования и полученных данных.

Р. В. Шиженский – формулирование идеи исследования, целей и задач; контроль, лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; создание и подготовка рукописи: критический анализ черновика рукописи, внесение замечаний и исправлений членами исследовательской группы, в том числе на этапах до и после публикации; проверка воспроизводимости результатов исследования в рамках задач работы.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 11.08.2025; одобрена после рецензирования 29.09.2025; принята к публикации 03.10.2025.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.