О. И. Налдеева, В. И. Рогачев, М. М. Акашкин. Вершины корнями сильны… (к 85-летию со дня рождения В. М. Ванюшева)

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Вершины корнями сильны… (к 85-летию со дня рождения В. М. Ванюшева)

Ольга Ивановна Налдеева –
доктор филологических наук, профессор
кафедры родного языка и литературы
Мордовского государственного педагогического
университета имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия,
naldeeva_oi@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0003-4031-8905

Владимир Ильич Рогачев –
доктор филологических наук, профессор
кафедры литературы и методики обучения литературе
Мордовского государственного педагогического
университета имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия,
rogachev-v@bk.ru,
https://orcid.org/0000-0003-2830-8667

Михаил Михайлович Акашкин –
кандидат филологических наук, доцент кафедры
родного языка и литературы
Мордовского государственного педагогического
университета имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия,
akashkinmm@yandex.ru,
https://orcid.org/0000-0003-4854-6582

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи О. И. Налдеева, В. И. Рогачев, М. М. Акашкин. Вершины корнями сильны… (к 85-летию со дня рождения В. М. Ванюшева) отключены

Т. В. Волдина. «Ритуальные» грибы в традиционной культуре обских угров

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 821.511.132

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.417-427

«Ритуальные» грибы в традиционной культуре обских угров

Татьяна Владимировна Волдина
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок,
Ханты-Мансийск, Россия

Введение. В традиционной культуре обских угров определенные виды грибов получили особый мифоритуальный «статус», раскрывающий их место в традиционной картине мира и поясняющий силу их воздействия на человека. Цель исследования – представить роль грибов в народной медицине и ритуальных практиках хантов и манси. Эти взаимосвязанные области на данный момент изучены недостаточно, чем и обусловлена актуальность работы.
Материалы и методы. В статье использованы опубликованные данные и полевые материалы автора, а также фольклорные источники. Исследование выполнено на основе междисциплинарного и системного подходов с применением структурно-функционального метода.
Результаты исследования и их обсуждение. В лечении и очистительных обрядах хантов и манси широко применялись березовые трутовики, в частности чага. Их целебные свойства известны с древности, именно с березой ассоциировался образ Древа жизни. Другой представитель грибного царства – мухомор – использовался эпизодически, прежде всего как галлюциногенное средство в ритуальных практиках. Свойства этого гриба позволяют исследователям сделать неоднозначный вывод о том, что именно в снадобьях из мухомора кроется разгадка сомы – напитка богов.
Заключение. Изменение условий жизни привело к постепенному исчезновению традиций народной медицины и ритуальных практик обских угров, что существенно затрудняет их изучение в настоящий период.

Ключевые слова: обские угры, народная медицина, ритуалы, чага, трутовики, мухомор, древо жизни, сома

Для цитирования: Волдина Т. В. «Ритуальные» грибы в традиционной культуре обских угров // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 417–427. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.417-427.

Информация об авторе
Т. В. Волдина – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, tatyanavoldina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6527-370X

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. В. Волдина. «Ритуальные» грибы в традиционной культуре обских угров отключены

Ш. Матичак, Н. В. Казаева. К юбилею Ласло Керестеша

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

К юбилею Ласло Керестеша

Шандор Матичак –
доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой финно-угорского языкознания
Дебреценского университета,
Дебрецен, Венгрия,
maticsak.sandor@arts.unideb.hu,
https://orcid.org/0000-0001-9313-1162

Нина Валентиновна Казаева –
кандидат филологических наук,
доцент кафедры финно-угорской филологии
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия,
nikazaeva@yandex.ru,
https://orcid.org/0000-0002-9206-7223

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ш. Матичак, Н. В. Казаева. К юбилею Ласло Керестеша отключены

В. Н. Максимов. Аркадию Евдокимовичу Иванову – 90

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Аркадию Евдокимовичу Иванову – 90

Валерий Николаевич Максимов –
кандидат филологических наук, доцент кафедры марийского языка и литературы, заведующий НОЦ языковых технологий “Марий йылме”
Марийского государственного университета,
Йошкар-Ола, Россия, sernur@rambler.ru,
https://orcid.org/0000-0001-7818-9948

 

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Максимов. Аркадию Евдокимовичу Иванову – 90 отключены

Н. М. Мосина. К юбилею Олега Арсентьевича Сергеева

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

К юбилею Олега Арсентьевича Сергеева

Наталья Михайловна Мосина –
доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка для профессиональной коммуникации
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, natamish@rambler.ru,
https://orcid.org/0000-0003-1742-5438

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. М. Мосина. К юбилею Олега Арсентьевича Сергеева отключены

Н. И. Воронина, И. Л. Сиротина. Птица-река эрзянки Л. Д. Левиной

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Птица-река эрзянки Л. Д. Левиной

Наталья Ивановна Воронина –
доктор философских наук, профессор кафедры культурологии
и информационно-библиотечных ресурсов, директор Центра М. М. Бахтина
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, kafkmgu@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-6821-828X

Ирина Львовна Сиротина –
доктор философских наук, профессор кафедры дизайна и рекламы
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, sirotinail@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0003-4498-5529

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. И. Воронина, И. Л. Сиротина. Птица-река эрзянки Л. Д. Левиной отключены

В. И. Рогачев, С. Н. Степин. Письмена предков

Скачать (pdf)

Рецензия / Review

Письмена предков

Владимир Ильич Рогачев –
доктор филологических наук, профессор кафедры литературы
и методики обучения литературе
Мордовского государственного педагогического университета
имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия, rogachev-v@bk.ru,
https://orcid.org/0000-0003-2830-8667

Сергей Николаевич Степин –
кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы
и методики обучения литературе
Мордовского государственного педагогического университета
имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия, stepin.73@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0003-7704-6344

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Рогачев, С. Н. Степин. Письмена предков отключены

В. П. Гришунина, Н. И. Ершова. Фразеологические синонимы в русских и мокшанских говорах Мордовии

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 11.161.1:811.511.152(470.345)
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.224-232

Фразеологические синонимы в русских и мокшанских говорах Мордовии

Валентина Петровна Гришунина
Наталья Игоревна Ершова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. В статье охарактеризованы фразеологические синонимы в русских и мокшанских говорах на территории Мордовии. Предмет анализа составляют особенности функционирования диалектных фразеологизмов. Цель исследования – представить комплексное описание явления синонимии фразеологических оборотов в говорах русского и мокшанского языков.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели используются различные методы исследования, основным из которых является описательный. Кроме того, применяются элементы метода дистрибутивного и компонентного анализа. Языковой материал составили фразеологизмы, извлеченные путем сплошной выборки из Словаря русских говоров на территории Республики Мордовия, мокшанско-русских словарей и полевых наблюдений авторов.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ материала показал, что многие фразеологические единицы, наличествующие в русских и мокшанских говорах, образуют синонимические ряды, охваченные явлением вариантности. Появление синонимических рядов прежде всего связано с обновлением образной основы фразеологизмов, принадлежащих к одной теме. В процессе синонимического развития идет поиск более яркого образа и лингвистических средств построения фразеологизма при сохранении единства логической стороны понятия, лежащего в его основе.
Заключение. Исследование имеет практическое значение, его результаты могут быть использованы при написании учебно-методических пособий по русской диалектологии, в вузовской практике преподавания курса «Русская диалектология», «Диалектология мокшанского языка» и соответствующих спецкурсов для студентов гуманитарных направлений подготовки.

Ключевые слова: язык, культура, фразеологические единицы, синонимия, семантика, говоры, этнический менталитет

Для цитирования: Гришунина В. П., Ершова Н. И. Фразеологические синонимы в русских и мокшанских говорах Мордовии // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 224–232. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.224-232.

Информация об авторах
В. П. Гришунина – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, grishunina.64@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1784-1757
Н. И. Ершова – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, tascha80@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9092-0243

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. П. Гришунина, Н. И. Ершова. Фразеологические синонимы в русских и мокшанских говорах Мордовии отключены

Л. П. Водясова. Способы квантификации абстрактных имен существительных в современном эрзянском языке

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 811.511.152
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.233-242

Способы квантификации абстрактных имен существительных в современном эрзянском языке

Любовь Петровна Водясова
Мордовский государственный педагогический
университет имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия

Введение. В статье на материале современного эрзянского языка анализируются абстрактные имена существительные, которые в различных контекстах могут получать конкретизацию, становящуюся основой образования их множественного числа. Эти лексемы начинают выражать реальное количественное значение, иными словами, получают способность к квантификации. Цель исследования – выявление и описание контекстов, в которых абстрактные имена существительные множественного числа обозначают квантитативные отношения.
Материалы и методы. В качестве основного определен метод структурно-семантического описания, применяемый для непосредственного наблюдения над контекстами, в которых абстрактные имена существительные выражают квантитативные отношения. Материалом исследования явились около 1 500 примеров, извлеченных из текстов мордовских писателей, пишущих свои произведения на эрзянском языке.
Результаты исследования и их обсуждение. Определено, что в современном эрзянском языке формы множественного числа абстрактных имен существительных способны выражать квантитативные отношения в тех случаях, когда обозначают реальное количественное значение. Выделены два способа квантификации: дискретная, передающая семантику внутреннего количества, которое опирается на периферийные компоненты абстрактного имени существительного, и унитарная, выражающая семантику внешнего количества, которое основывается на центральных компонентах абстрактной лексемы. Представлены и кратко охарактеризованы основные контексты, где абстрактные имена существительные обозначают квантитативные отношения.
Заключение. В современном эрзянском языке достаточно распространены абстрактные имена существительные, обладающие способностью к квантификации – дискретной или унитарной. Контексты с такими существительными часто встречаются в текстах мордовских писателей, которые используют их в качестве источника речевой экспрессии, средства создания художественной выразительности, формирования, интерпретации и оценки образов и событий произведения.

Ключевые слова: абстрактное имя существительное, абстрактное имя существительное в форме множественного числа, способы квантификации, контекст, квантитативные отношения

Для цитирования: Водясова Л. П. Способы квантификации абстрактных имен существительных в современном эрзянском языке // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 233–242. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.233-242.

Информация об авторе
Л. П. Водясова – доктор филологических наук, профессор кафедры родного языка и литературы Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, lvodjasova@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0001-6767-6337

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Л. П. Водясова. Способы квантификации абстрактных имен существительных в современном эрзянском языке отключены

Н. В. Кондратьева, Б. Оско. Особенности художественного билингвизма в современной удмуртской литературе (на материале поэтических текстов Б. Анфиногенова)

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 821.511.131
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.243-253

Особенности художественного билингвизма в современной удмуртской литературе (на материале поэтических текстов Б. Анфиногенова)

Наталья Владимировна Кондратьева
Удмуртский государственный университет,
Ижевск, Россия

Беатрикс Оско
Научно-исследовательский лингвистический центр,
Будапешт, Венгрия
Университет Нови-Сада,
Нови-Сад, Сербия

Введение. Статья посвящена изучению художественного билингвизма, под которым понимается творческое использование двух языков как способ создания произведений художественной литературы с конкретным осмыслением специфики семантического и прагматического потенциала этих языков. Цель статьи – выявление особенностей художественного билингвизма в творчестве современного удмуртского поэта Б. Анфиногенова.
Материалы и методы. Основным источником исследования послужил сборник поэтических текстов Б. Анфиногенова «Айшет будущего». Методологическую основу составили лингвистический анализ художественного текста, синтез-обобщение достижений классического литературоведения, структурный анализ и др. Был использован комплекс исследовательских методов: описательный, сплошной выборки, контекстуального и ситуативно-контекстуального анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. На примере поэтического творчества Богдана Анфиногенова было выявлено, что одним из приемов, присущих билингвальной коммуникативной стратегии, становится использование явления кодового переключения, которое выполняет различную функциональную нагрузку. Помимо традиционных предметно-тематической, эмоциональной, декоративной, адресатной, фактической и эмфатической функций кодовых переключений художественный билингвизм в творчестве исследуемого автора направляет интерес читателя на изучение языка и культуры удмуртского народа. Также удмуртский поэт нарочито подчеркивает факт изменя­ющейся социальной среды и ориентацию на западную культуру в молодежной среде. Иными словами, использование явления кодового переключения вносит в художественный текст дополнительную смысловую нагрузку, систему ценностей, определенный тип модально-эмоциональных смыслов.
Заключение. Базовыми элементами явления кодового переключения в творчестве Б. Анфиногенова выступают языковые единицы, представляющие все уровни языка: фонетический, морфологический, синтаксический. Важное значение приобретают ситуации кодового переключения, представленные на уровне графической системы удмуртского языка.

Ключевые слова: удмуртская литература, художественный билингвизм, кодовое переключение, Б. Анфиногенов, языковая игра

Благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 21-512-23007 РЯИК_а.

Для цитирования: Кондратьева Н. В., Оско Б. Особенности художественного билингвизма в современной удмуртской литературе (на материале поэтических текстов Б. Анфиногенова) // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 243–253. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.243-253.

Информация об авторах
Н. В. Кондратьева – доктор филологических наук, профессор кафедры общего и финно-угорского языкознания Удмуртского государственного университета, nataljakondratjeva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3632-503X
Б. Оско – доктор философии, научный сотрудник Научно-исследовательского лингвистического центра (Будапешт, Венгрия), кафедры венгерского языка и литературы Университета Нови Сада, oszko.beatrix@nytud.hu, https://orcid.org/0000-0002-0169-4505

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. В. Кондратьева, Б. Оско. Особенности художественного билингвизма в современной удмуртской литературе (на материале поэтических текстов Б. Анфиногенова) отключены

Д. В. Цыганкин, Н. А. Агафонова, И. Н. Рябов. Архаичные и инновационные явления в падежных парадигмах эрзянских диалектов Заволжья и Южного Урала ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 811.511.152.1
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.254-264

Архаичные и инновационные явления в падежных парадигмах эрзянских диалектов Заволжья и Южного Урала

Дмитрий Васильевич Цыганкин
Нина Афанасьевна Агафонова
Иван Николаевич Рябов
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Современная дифференциация эрзянских диалектов Заволжья и Южного Урала сложилась в результате длительного исторического развития. Их формированию способствовала миграция мордвы с прежних мест жительства. Обособленный от основной массы мордвы характер проживания в данном регионе эрзи и контакты с народами разных языковых систем способствовали сохранению архаичных явлений в языке-основе и возникновению инновационных компонентов в структуре исследуемых диалектов. Цель работы состоит в обнаружении и описании архаичных явлений и новообразований в падежных парадигмах данного ареала.
Материалы и методы. Статья подготовлена на основе полевых материалов авторов, собранных во время лингвистических экспедиций в местах компактного проживания эрзи на территории Заволжья и Южного Урала. Сбор диалектного материала проводился по программе-вопроснику, отражающей лексическое, фонетическое и морфологическое варьирование языковых явлений. При анализе языкового материала в работе использовались описательный и сравнительно-исторический методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование языкового материала Заволжья и Южного Урала показало отличия падежных парадигм имени существительного от соответствующих парадигм эрзянского кодифицированного языка и других диалектов и говоров. В ходе анализа выявлено, что в парадигмах определенного склонения единственного числа встречается разный состав падежей и отсутствует единая структура словоформ. Одни парадигмы являются архаичными, последовательными и логичными, в составе других имеются новообразования, омонимичные падежные суффиксы и послеложные конструкции.
Заключение. Основные диалектные типы эрзянского языка были сформированы до миграционных процессов на восточные территории современного проживания эрзи. Изолированное развитие диалектов Заволжья и Южного Урала позволило, с одной стороны, сохранить архаичные явления в парадигмах определенного склонения, а с другой – выработать в них нехарактерные для них новообразования.

Ключевые слова: эрзянский язык, кодифицированный язык, морфема определенности, диалект, падежная парадигма, архаичные и инновационные явления

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-012-00323.

Для цитирования: Цыганкин Д. В., Агафонова Н. А., Рябов И. Н. Архаичные и инновационные явления в падежных парадигмах эрзянских диалектов Заволжья и Южного Урала // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 254–264. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.254-264

Информация об авторах
Д. В. Цыганкин – доктор филологических наук, профессор кафедры мордовских языков Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, kaferz@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4806-2732
Н. А. Агафонова – кандидат филологических наук, доцент кафедры мордовских языков Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, ohanina@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-8751-2751
И. Н. Рябов – кандидат филологических наук, заведующий кафедрой мордовских языков Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, ryabov.74@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-6760-4376

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Д. В. Цыганкин, Н. А. Агафонова, И. Н. Рябов. Архаичные и инновационные явления в падежных парадигмах эрзянских диалектов Заволжья и Южного Урала ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ отключены

А. Л. Банников. Финно-угорские элементы в искусстве ранних кочевников Южного Урала

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 811.161.1:811.511.152(470.345)
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.265-271

Финно-угорские элементы в искусстве ранних кочевников Южного Урала

Алексей Львович Банников
Институт развития образования Республики Башкортостан,
Уфа, Россия

Введение. Предметы, входящие в состав погребального инвентаря, особенно культового характера, служат этнокультурным, социальным и идеологическим маркером того населения и того времени, к которым они относились. Изучение проникновения инородных элементов в сферу религиозно-мифологических представлений племен Волго-Уралья позволит раскрыть новые аспекты взаимодействия кочевого и оседлого миров. В данной статье речь идет об элементах финно-угорского искусства и идеологии, нашедших отражение в искусстве ранних кочевников Южного Урала, в частности в изображениях на специфических культовых предметах – каменных жертвенниках-алтариках.
Материалы и методы. Статья основана на применении к археологическим материалам методов сопоставительного и семантического анализа, культурологического подхода.
Результаты исследования и их обсуждение. Принадлежность каменных жертвенников-алтариков к предметам жреческого круга позволяет рассматривать изображения на них как отпечаток религиозно-мифологических представлений ранних кочевников, а также уровня культурных контактов последних с соседними племенами. Образы волка и медведя на алтарях могут отражать как собственные, так и заимствованные представления.
Заключение. Исходя из сопоставительного и семантического анализа изображений на алтарях, их территориальной привязки и времени функционирования, сопоставления их с другими предметами погребального круга ранних кочевников можно сделать вывод о регулярных контактах различного плана финно-угорского и ираноязычного населения, оказавших серьезное влияние на сакральную сферу жизнедеятельности кочевых племен Южного Урала.

Ключевые слова: ранние кочевники Южного Урала, каменные жертвенники-алтарики, образ медведя, искусство, мифология, финно-угорский мир

Для цитирования: Банников А. Л. Финно-угорские элементы в искусстве ранних кочевников Южного Урала // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 265–271. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.265-271.

Информация об авторе
А. Л. Банников – старший преподаватель кафедры гуманитарного образования Института развития образования Республики Башкортостан, alex_rgv@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-5794-3278

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Л. Банников. Финно-угорские элементы в искусстве ранних кочевников Южного Урала отключены

А. А. Песецкая. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.)

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 393
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.280-292

Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.)

Александра Александровна Песецкая
Российский этнографический музей,
Санкт-Петербург, Россия

Введение. В статье рассматриваются свойства и функции одежды в марийской похоронно-поминальной обрядности. Цель исследования – выявление роли и способов реализации одежды в обряде.
Материалы и методы. Материалом для статьи послужили опубликованные этнографические источники XIX – начала ХХ в., полевые дневники Т. А. Крюковой из фондов архива Российского этнографического музея, а также полевые материалы автора, собранные в разные годы экспедиционной деятельности в Республике Марий Эл. Основными методами в исследовании стали структурно-функциональный и сравнительно-исторический. Сбор полевых материалов проводился с помощью методов включенного наблюдения и полуструктурированного интервью.
Результаты исследования и их обсуждение. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев фигурировала в двух вариантах: как костюм покойника и в виде самостоятельного обрядового объекта. Обряжение умершего сопровождалось рядом запретов, а предметы его одежды служили наполнением гроба. В ходе поминальных обрядов одежда становилась частью ритуала замещения, когда роль покойника выполняли живые люди. Также одежда использовалась в качестве подарка участникам обряда.
Заключение. Смена одежды во всех обрядах жизненного цикла маркировала переход ее носителя из одного состояния в другое. В похоронной обрядности центральной фигурой являлся покойник, переодевание которого способствовало отделению его от общества живых. При этом костюм характеризовался инверсией деталей и обнаруживал связь со свадебными предметами. В контексте поминальных обрядов одежда выступала в качестве средства коммуникации между миром живых и покойником, а ее пролонгированное использование в виде дара позволяло поддерживать налаженную связь между ними.

Ключевые слова: похоронно-поминальная обрядность, одежда, марийцы, традиционный костюм, заместитель покойника

Для цитирования: Песецкая А. А. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.) // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 280–292. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.280-292.

Информация об авторе
А. А. Песецкая – научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и При­уралья Российского этнографического музея, sanny341@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1490-2032

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. А. Песецкая. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.) отключены

Э. М. Колчева. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 7.03;908
DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.293-307

100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

Эльвира Мазитовна Колчева
Казанский государственный институт культуры,
Казань, Россия

Введение. Статья является первой в серии публикаций, посвященных 100-летию марийской автономии и связанного с этим фактом появления у народа мари профессионального изобразительного искусства. Автор рассматривает его как системный элемент национально-этнической культуры, выполнявший функцию этнокультурной рефлексии художественными средствами на протяжении всего столетнего пути, в котором можно проследить четыре крупных этапа и соответствующие стилистические формы. В статье характеризуется начальный этап развития марийского изобразительного искусства 1920–1930-х гг.
Материалы и методы. Основным материалом стала коллекция художественно-этнографических работ 1920–1930-х гг. из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева. Применялись разнообразные методы: исторического исследования, искусствоведческого анализа художественных произведений, а также авторский метод структурно-архетипического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Первые художественные институции появились в горномарийском крае на рубеже 1910–1920-х гг. благодаря художнику А. В. Григорьеву, впоследствии основавшему с соратниками в Москве Ассоциацию художников революционной России. Систематическое институциональное оформление марийского изобразительного искусства началось во второй половине 1920-х гг., чему способствовала деятельность Марийского областного общества краеведения и Центрального марийского музея в г. Краснококшайске. Основоположниками марийского изобразительного искусства стали приглашенные казанские художники П. А. Радимов, Г. А. Медведев, В. К. Тимофеев, М. М. Васильева, первые художники-мари К.Ф. Егоров и Е. Д. Атлашкина, а также П. Г. Горбунцов. С началом «большого террора» первый этап развития марийского изобразительного искусства фактически прервался, на смену этнографическому реализму пришел социалистический реализм.
Заключение. Развитие изобразительного искусства мари на начальном этапе было стимулировано Марийским областным обществом краеведения и Центральным марийским музеем в лице В. А. Мухина (Сави), В. М. Васильева, Т. Е. Евсеева. Их научно-просветительские интересы, соединившись с документалистски ориентированной программой Ассоциации художников революционной России, способствовали складыванию такой стилистической формы, как этнографический реализм, который стал первой художественной формой этнокультурной рефлексии средствами изобразительного искусства.

Ключевые слова: марийское изобразительное искусство 1920–1930-х гг., этнографический реализм, Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева

Для цитирования: Колчева Э. М. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)  // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 293–307. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.293-307.

Информация об авторе
Э. М. Колчева – кандидат искусствоведения, доцент кафедры музеологии, культурологии и искусствоведения Казанского государственного института культуры, elviramk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3058-5308

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Э. М. Колчева. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.) отключены

Т. А. Шигурова. Семантика ткани как основы мордовской вышивки

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 391
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.308-320

Семантика ткани как основы мордовской вышивки

Татьяна Алексеевна Шигурова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Семантика ткани традиционного костюма – одна из недостаточно разработанных тем в современных гуманитарных исследованиях. Между тем ткань может быть осмыслена в качестве летописи истории культуры. Будучи рукотворной формой и материалом, на котором возникла и развивалась вышивка, она использовалась в обычаях и обрядах многих народов, в том числе мордвы. В статье рассматривается семантика ткани традиционной мордовской одежды, декорированной вышивкой.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили вещевые музейные коллекции Республики Мордовия, данные письменных источников Русского географического общества, археологических разысканий мордовских древностей. Методологическую основу составили сравнительно-исторический, структурно-семиотический и феноменологический подходы к материалу.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ семантики ткани, декорированной вышивкой, и условий, в которых эта семантика формировалась, позволяет выявить замысел мастера – творца этнокультуры. Определены разнообразные утилитарные, магические функции, выполняемые холщовой (из конопли) и льняной тканью традиционной мордовской одежды в культуре народа, экономические, нравственные смыслы ткани, используемые в устном народном творчестве. Важнейшим материалом, пришедшим на смену коже и меху в изготовлении одежды и изменившим облик носителя костюма, у мордвы была шерстяная ткань, значение которой зафиксировано в содержании многих понятий в мокшанском и эрзянском языках, в народных представлениях о шерсти как источнике магических свойств.
Заключение. Семантика ткани традиционного мордовского костюма отражает представления человека о суровых природных условиях, реальном мире и необходимости его освоения в процессе созидательной творческой деятельности в соответствии с законами традиционного мировосприятия. Актуальна и передаваемая тканью знаковая информация о трудолюбии, аккуратности, нравственных качествах человека, которая могла быть средством регулирования норм поведения в обществе.

Ключевые слова: мордовский народ, этническая культура, творческая деятельность, традиция, ценности этнокультуры, традиционный костюм, материал, семантика ткани, вышивка

Для цитирования: Шигурова Т. А. Семантика ткани как основы мордовской вышивки // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 308–320. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.308-320.

Информация об авторе
Т. А. Шигурова – доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, shigurova_tatyana@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5342-8471

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. А. Шигурова. Семантика ткани как основы мордовской вышивки отключены