Т. В. Волдина. «Ритуальные» грибы в традиционной культуре обских угров

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 821.511.132

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.417-427

«Ритуальные» грибы в традиционной культуре обских угров

Татьяна Владимировна Волдина
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок,
Ханты-Мансийск, Россия

Введение. В традиционной культуре обских угров определенные виды грибов получили особый мифоритуальный «статус», раскрывающий их место в традиционной картине мира и поясняющий силу их воздействия на человека. Цель исследования – представить роль грибов в народной медицине и ритуальных практиках хантов и манси. Эти взаимосвязанные области на данный момент изучены недостаточно, чем и обусловлена актуальность работы.
Материалы и методы. В статье использованы опубликованные данные и полевые материалы автора, а также фольклорные источники. Исследование выполнено на основе междисциплинарного и системного подходов с применением структурно-функционального метода.
Результаты исследования и их обсуждение. В лечении и очистительных обрядах хантов и манси широко применялись березовые трутовики, в частности чага. Их целебные свойства известны с древности, именно с березой ассоциировался образ Древа жизни. Другой представитель грибного царства – мухомор – использовался эпизодически, прежде всего как галлюциногенное средство в ритуальных практиках. Свойства этого гриба позволяют исследователям сделать неоднозначный вывод о том, что именно в снадобьях из мухомора кроется разгадка сомы – напитка богов.
Заключение. Изменение условий жизни привело к постепенному исчезновению традиций народной медицины и ритуальных практик обских угров, что существенно затрудняет их изучение в настоящий период.

Ключевые слова: обские угры, народная медицина, ритуалы, чага, трутовики, мухомор, древо жизни, сома

Для цитирования: Волдина Т. В. «Ритуальные» грибы в традиционной культуре обских угров // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 417–427. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.417-427.

Информация об авторе
Т. В. Волдина – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, tatyanavoldina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6527-370X

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. В. Волдина. «Ритуальные» грибы в традиционной культуре обских угров отключены

Содержание (2021, 04)

Скачать 04-2021 (pdf, 6,4 Mb)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Т. П. Арискина. Сложные прилагательные в эрзянском и венгерском языках

К. Г. Костина. Функционирование возвратного залога глагола в современном удмуртском языке

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Н. Н. Бушмелева, Л. Л. Шубин. Медицинская помощь и служба охраны материнства и детства Удмуртской АССР в послевоенные годы (1945–1950)

О. П. Илюха. Женская повседневность в письмах карельской крестьянки начала ХХ в.

Т. Г. Миннияхметова, Р. Р. Садиков. Посуда и утварь в обрядах жертвоприношений у закамских удмуртов (утилитарные и знаковые функции)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Н. В. Горинова. Театральное и драматургическое творчество Олега Уляшева

Т. В. Волдина. «Ритуальные» грибы в традиционной культуре обских угров

Е. Н. Ломшина, О. С. Сафонкина, Е. Н. Антипкина. Исследование этнокультурных ценностей в финно-угорских регионах: доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

А. Ф. Мышкина. Новое слово в марийской литературной науке

Ю. В. Норманская. Новый академический русско-удмуртский словарь – важная веха финно-угорского языкознания

А. А. Ямашкин. Студентам об этнологической практике

Г. Е. Шкалина. Социокультурная динамика идентичности современной молодежи

О. И. Налдеева, В. И. Рогачев, М. М. Акашкин. Вершины корнями сильны… (к 85-летию со дня рождения В. М. Ванюшева)

Ш. Матичак, Н. В. Казаева. К юбилею Ласло Керестеша

Рубрика: 2021, Архив выпусков, Т. 13. № 4 | Метки: , | Комментарии к записи Содержание (2021, 04) отключены

Е. Н. Ломшина, О. С. Сафонкина, Е. Н. Антипкина. Исследование этнокультурных ценностей в финно-угорских регионах: доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 39:008(=511.1)

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.428-439

Исследование этнокультурных ценностей в финно-угорских регионах: доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме

Елена Николаевна Ломшина
Ольга Сергеевна Сафонкина
Елена Николаевна Антипкина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Использование аксиологического поля финно-угорской культуры в рамках формирования социогуманитарной составляющей современного образования предполагает получение новых знаний, связанных с исследованием ценностных доминант финно-угорской культуры в диахронии и способов их актуализации в современном социуме. Статья посвящена изучению этнокультурных ценностей финно-угорских народов на примере прибалтийско-финской (карелы, вепсы), пермской (удмурты, коми), волжской (мордва, марийцы), угорской (ханты, манси) подгрупп.
Материалы и методы. Материалом послужили данные онлайн-опроса, касающегося ценностных доминант финно-угорской культуры и способов их актуализации в современном социуме. Методология исследования включает сочетание гуманитарных (культурно-антропологических, аксиосоциометрических, функционально-ценностных, кросс-культурных) подходов и естественно-научных (математической статистики) методов анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. С помощью разработанного авторами теста-опросника проведено кросс-культурное исследование, позволившее выявить систему этнокультурных ценностей финно-угорских народов, а также важнейшие ценностные доминанты, характерные для этих народов на современном этапе. Продемонстрированы основные механизмы актуализации ценностных доминант финно-угорской культуры с учетом российского опыта.
Заключение. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблемы места и роли аксиологического поля этнокультуры в обновляющемся обществе, а также для оптимизации этнокультурной политики современной России, в том числе в сфере этнобрендирования территорий.

Ключевые слова: аксиология, аксиометрия, этнокультура, ценность, регион, современный социум, этнос, способы актуализации, этнотуризм, этнобренд, финно-угорские народы, социология культуры

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-49-130003р_а.

Для цитирования: Ломшина Е. Н., Сафонкина О. С., Антипкина Е. Н. Исследование этнокультурных ценностей в финно-угорских регионах: доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 428–439. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.428-439.

Информация об авторах
Е. Н. Ломшина – кандидат культурологии, заведующий научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, enlomshina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7367-4685
О. С. Сафонкина – кандидат философских наук, доцент кафедры английской филологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, olga.safonkina@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5802-1897, Scopus Author ID: 57209105195
Е. Н. Антипкина – кандидат философских наук, доцент кафедры театрального искусства и народной художественной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, elana19@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8706-0679

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Н. Ломшина, О. С. Сафонкина, Е. Н. Антипкина. Исследование этнокультурных ценностей в финно-угорских регионах: доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме отключены

Т. П. Арискина. Сложные прилагательные в эрзянском и венгерском языках

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 81’367.623=811.511.1

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.348-357

Сложные прилагательные в эрзянском и венгерском языках

Татьяна Павловна Арискина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Словосложение – один из ведущих способов обновления лексики. Сложное слово представляет собой результат соединения двух и более значений на лексико-семантическом, словообразовательном, синтаксическом уровнях, что обусловливает разносторонние подходы к его изучению, включая сравнительно-исторический. Цель исследования – сравнительно-историческое изучение сложных прилагательных эрзянского и венгерского языков. Она может быть достигнута путем рассмотрения моделей образования сложных прилагательных; анализа сложных прилагательных в эрзянском и венгерском языках; выявления типов отношений между компонентами сложного слова; статистических расчетов.
Материалы и методы. Материал для анализа был сформирован методом сплошной выборки из двуязычных словарей: эрзянско-русского и венгерско-русского. Использовались методы определения генетической принадлежности языковых данных; установления системы соответствий и аномалий в сравниваемых языках; пространственной локализации языковых явлений.
Результаты исследования и их обсуждение. Композиты в эрзянском и венгерском языках подразделяются на две большие группы: 1) образованные на основе сочинительной связи и 2) созданные на основе подчинительной связи между компонентами. Как показало исследование, сложные прилагательные подчинительного типа в эрзянском языке малочисленны, тогда как в венгерском языке они составляют большинство. В эту группу входят слова с первой частью – именем прилагательным, именем существительным, именем числительным. Сложные имена прилагательные сочинительного типа, преобладающие в эрзянском языке, могут быть образованы в результате слияния двух собственно прилагательных, двух производных прилагательных, повтора производных прилагательных. В венгерском языке доля сложных прилагательных сочинительного типа невелика. Среди них отмечаются парные и образованные по типу слов-близнецов.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что словообразование сложных прилагательных в венгерском и эрзянском языках – активный процесс.

Ключевые слова: сложные слова, сложные прилагательные, сочинительная связь, подчинительная связь, словообразовательная модель, эрзянский язык, венгерский язык

Для цитирования: Арискина Т. П. Сложные прилагательные в эрзянском и венгерском языках // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 348–357. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.348-357.

Информация об авторе
Т. П. Арискина – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Финно-угристика» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, ariskina82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0927-2283

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. П. Арискина. Сложные прилагательные в эрзянском и венгерском языках отключены

К. Г. Костина. Функционирование возвратного залога глагола в современном удмуртском языке

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 811.511.131

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.358-368

Функционирование возвратного залога глагола в современном удмуртском языке

Ксенья Георгиевна Костина
Научно-исследовательский институт национального образования,
Ижевск, Россия

Введение. Глагольная система любого языка обладает огромным потенциалом для обозначения многочисленных действий, совершаемых человеком в различных аспектах его деятельности. Отношения действия или состояния субъекта к его объекту определяются грамматической категорией залога, представленной в удмуртском языке парами понудительного и непонудительного, возвратного и невозвратного залоговых отношений. В фокусе данной статьи оказываются вопросы функционирования возвратного залога глагола в современном удмуртском языке, включая этимологию маркера залога и грамматические значения возвратных глаголов.
Материалы и методы. Основным источником исследования послужили Удмуртско-русский словарь (2008) и тексты художественных произведений удмуртской литературы, включенные в состав Национального корпуса удмуртского языка. В работе использовался набор исследовательских методов: описательный, сплошной выборки, контекстуального анализа, учитывающий ситуативную обусловленность залога глагола. Использование перечисленных методов дает возможность рассмотрения на конкретных примерах структуры, динамики и особенностей функционирования возвратного залога глагола в удмуртском языке.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования к группе возвратных залогов удмуртского языка нами впервые отнесены выделяемые ранее в качестве отдельного залога глаголы страдательного значения. Основанием этому послужила низкая вероятность использования страдательных конструкций в разговорной речи. Встречающиеся случаи использования страдательного значения глагола в литературе и периодической печати обусловлены калькированным переводом иноязычных конструкций.
Заключение. В грамматическом строе удмуртского языка категория залога глагола представлена двумя бинарными залоговыми формами: возвратный/невозвратный залог и понудительный/непонудительный залог. Специфическими показателями возвратности служат аффиксы -ськ(ы)-/-ск(ы), -иськ(ы)-/-üськ(ы)-. С точки зрения семантического наполнения выделяются пять семантических групп возвратных залогов: рефлексивные, медиальные, реципрокные, имперсональные, пассивные. Предложенная классификация определяется спецификой отношений субъекта и объекта действия.

Ключевые слова: удмуртский язык, грамматика удмуртского языка, финно-угорские языки, глагол, категория залога, возвратный залог

Для цитирования: Костина К. Г. Функционирование возвратного залога глагола в современном удмуртском языке // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 358–368. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.358-368.

Информация об авторе
К. Г. Костина – старший научный сотрудник Научно-исследовательского института национального образования, kostinaxenja@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9007-1245

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи К. Г. Костина. Функционирование возвратного залога глагола в современном удмуртском языке отключены

Н. Н. Бушмелева, Л. Л. Шубин. Медицинская помощь и служба охраны материнства и детства Удмуртской АССР в послевоенные годы (1945–1950)

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 618.2-084+616-053.3:94(470.51)»1945-1950″

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.369-378

Медицинская помощь и служба охраны материнства и детства Удмуртской АССР в послевоенные годы (1945–1950)

Наталия Николаевна Бушмелева
Лев Леонидович Шубин
Ижевская государственная медицинская академия,
Ижевск, Россия

Введение. В статье рассматривается состояние охраны материнства и детства в Удмуртской АССР в послевоенный период. Анализируются качество оказания медицинской помощи и службы охраны материнства и детства, оснащенность лечебных учреждений медицинскими кадрами и укомплектованность отделений койко-местами и необходимым инвентарем для оказания медицинской помощи детям и матерям.
Материалы и методы. В работе использованы данные Центрального государственного архива Удмуртской Республики. Проведен конъюнктурный анализ состояния и развития сети акушерско-гинекологической помощи. Исследованы и обобщены материалы, содержащиеся в научных трудах, дающих представление о рассматриваемой проблеме, а также правовые документы.
Результаты исследования и их обсуждение. В рассматриваемый период в республике была создана сеть женских консультаций, родильных домов, акушерско-гинекологических отделений. Возросло количество коек для беременных и рожениц. Организовано специализированное отделение патологии беременности. Значительно снизились показатели материнской смертности, мертворожденности и смертности новорожденных. В больницах введена обменная карта. С созданием методического кабинета развернулась работа по проработке программ по дошкольному воспитанию, стали проводиться кустовые и районные конференции. На конференциях разбирались случаи смерти, особое внимание уделялось вопросам поздней госпитализации. С 1949 г. стал практиковаться метод обслуживания детей по системе «единого педиатра».
Заключение. Охраняя интересы матери и ребенка, Удмуртская АССР в послевоенные годы оказывала большую помощь беременным женщинам и матерям. В частности, начала создаваться сеть женских консультаций, родильных домов, акушерско-гинекологических отделений, организовано специализированное отделение патологии беременности, увеличена детская коечная сеть и т. д.

Ключевые слова: Удмуртия, охрана материнства и детства, послевоенные годы, детские больницы, женские консультации, родильные дома, акушерско-гинекологические отделения

Для цитирования: Бушмелева Н. Н., Шубин Л. Л. Медицинская помощь и служба охраны материнства и детства Удмуртской АССР в послевоенные годы (1945–1950) // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 369–378. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.369-378.

Информация об авторах
Н. Н. Бушмелева – доктор медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии Ижевской государственной медицинской академии, nnbush17@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7007-226X
Л. Л. Шубин – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Ижевской государственной медицинской академии, leva-shubin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5759-7333

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. Н. Бушмелева, Л. Л. Шубин. Медицинская помощь и служба охраны материнства и детства Удмуртской АССР в послевоенные годы (1945–1950) отключены

О. П. Илюха. Женская повседневность в письмах карельской крестьянки начала ХХ в.

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 947:323.325-055.2(044.2)(470.22)»19″

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.379-393

Женская повседневность в письмах карельской крестьянки начала ХХ в.

Ольга Павловна Илюха
Институт языка, литературы и истории
Карельского научного центра РАН,
Петрозаводск, Россия

Введение. В статье представлены результаты анализа исторического источника редкого типа – крестьянских писем начала ХХ в., обнаруженных в Национальном архиве Финляндии. Они принадлежат перу двадцатилетней карельской крестьянки Анны Еремеевой-Ряйхя и адресованы мужу, отбывавшему ссылку в Северном Казахстане. Актуальность исследования обусловлена интересом к эпистолярному культурному наследию, в котором особое место занимают письма представителей различных этносов России, а также устойчивым вниманием к истории повседневности.
Материалы и методы. В качестве основного метода использован анализ структуры писем с выделением тематических блоков-секвенций, их последующим объединением для специального анализа конкретного вопроса.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье рассмотрена содержательная сторона писем, отражающая сферу интересов их автора и подкрепленная описанием женской повседневности и жизни карельской семьи. Очерчен круг поднимавшихся вопросов и определен набор тем, в рамках которых представлены быт и поведенческие практики крестьянской женщины, способы ее адаптации к новым обстоятельствам после ареста мужа. Показаны особенности саморепрезентации автора писем, характер построения и оформления текстов. Выявлены диапазон тем и эмоций, обусловленных гендерным фактором, разнообразие регистров их проявления.
Заключение. Письма раскрывают систему нравственных ценностей карельской женщины, христианский идеал семейных отношений, особенности трудовой мотивации. «Голос» карельской крестьянки релевантен для изучения изменений женской обыденности начала ХХ в. и позволяет говорить о вызревании в повседневной жизни запроса на эмансипацию, о постепенном расшатывании традиционного гендерного порядка в карельской деревне.

Ключевые слова: карельская культура, этническая история России, история повседневности, гендер, эпистолярное наследие

Благодарности: Статья подготовлена в рамках государственного задания Карельского научного центра РАН.

Для цитирования: Илюха О. П. Женская повседневность в письмах карельской крестьянки начала ХХ в. // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 379–393. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.379-393.

Информация об авторе
О. П. Илюха – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора истории Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН,
ilyukha.olga@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1672-5925

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи О. П. Илюха. Женская повседневность в письмах карельской крестьянки начала ХХ в. отключены

Ш. Матичак, Н. В. Казаева. К юбилею Ласло Керестеша

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

К юбилею Ласло Керестеша

Шандор Матичак –
доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой финно-угорского языкознания
Дебреценского университета,
Дебрецен, Венгрия,
maticsak.sandor@arts.unideb.hu,
https://orcid.org/0000-0001-9313-1162

Нина Валентиновна Казаева –
кандидат филологических наук,
доцент кафедры финно-угорской филологии
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия,
nikazaeva@yandex.ru,
https://orcid.org/0000-0002-9206-7223

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ш. Матичак, Н. В. Казаева. К юбилею Ласло Керестеша отключены

В. Н. Максимов. Аркадию Евдокимовичу Иванову – 90

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Аркадию Евдокимовичу Иванову – 90

Валерий Николаевич Максимов –
кандидат филологических наук, доцент кафедры марийского языка и литературы, заведующий НОЦ языковых технологий “Марий йылме”
Марийского государственного университета,
Йошкар-Ола, Россия, sernur@rambler.ru,
https://orcid.org/0000-0001-7818-9948

 

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Максимов. Аркадию Евдокимовичу Иванову – 90 отключены

Н. М. Мосина. К юбилею Олега Арсентьевича Сергеева

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

К юбилею Олега Арсентьевича Сергеева

Наталья Михайловна Мосина –
доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка для профессиональной коммуникации
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, natamish@rambler.ru,
https://orcid.org/0000-0003-1742-5438

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. М. Мосина. К юбилею Олега Арсентьевича Сергеева отключены

Н. И. Воронина, И. Л. Сиротина. Птица-река эрзянки Л. Д. Левиной

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Птица-река эрзянки Л. Д. Левиной

Наталья Ивановна Воронина –
доктор философских наук, профессор кафедры культурологии
и информационно-библиотечных ресурсов, директор Центра М. М. Бахтина
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, kafkmgu@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-6821-828X

Ирина Львовна Сиротина –
доктор философских наук, профессор кафедры дизайна и рекламы
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, sirotinail@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0003-4498-5529

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. И. Воронина, И. Л. Сиротина. Птица-река эрзянки Л. Д. Левиной отключены

В. И. Рогачев, С. Н. Степин. Письмена предков

Скачать (pdf)

Рецензия / Review

Письмена предков

Владимир Ильич Рогачев –
доктор филологических наук, профессор кафедры литературы
и методики обучения литературе
Мордовского государственного педагогического университета
имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия, rogachev-v@bk.ru,
https://orcid.org/0000-0003-2830-8667

Сергей Николаевич Степин –
кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы
и методики обучения литературе
Мордовского государственного педагогического университета
имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия, stepin.73@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0003-7704-6344

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Рогачев, С. Н. Степин. Письмена предков отключены

А. Л. Банников. Финно-угорские элементы в искусстве ранних кочевников Южного Урала

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 811.161.1:811.511.152(470.345)
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.265-271

Финно-угорские элементы в искусстве ранних кочевников Южного Урала

Алексей Львович Банников
Институт развития образования Республики Башкортостан,
Уфа, Россия

Введение. Предметы, входящие в состав погребального инвентаря, особенно культового характера, служат этнокультурным, социальным и идеологическим маркером того населения и того времени, к которым они относились. Изучение проникновения инородных элементов в сферу религиозно-мифологических представлений племен Волго-Уралья позволит раскрыть новые аспекты взаимодействия кочевого и оседлого миров. В данной статье речь идет об элементах финно-угорского искусства и идеологии, нашедших отражение в искусстве ранних кочевников Южного Урала, в частности в изображениях на специфических культовых предметах – каменных жертвенниках-алтариках.
Материалы и методы. Статья основана на применении к археологическим материалам методов сопоставительного и семантического анализа, культурологического подхода.
Результаты исследования и их обсуждение. Принадлежность каменных жертвенников-алтариков к предметам жреческого круга позволяет рассматривать изображения на них как отпечаток религиозно-мифологических представлений ранних кочевников, а также уровня культурных контактов последних с соседними племенами. Образы волка и медведя на алтарях могут отражать как собственные, так и заимствованные представления.
Заключение. Исходя из сопоставительного и семантического анализа изображений на алтарях, их территориальной привязки и времени функционирования, сопоставления их с другими предметами погребального круга ранних кочевников можно сделать вывод о регулярных контактах различного плана финно-угорского и ираноязычного населения, оказавших серьезное влияние на сакральную сферу жизнедеятельности кочевых племен Южного Урала.

Ключевые слова: ранние кочевники Южного Урала, каменные жертвенники-алтарики, образ медведя, искусство, мифология, финно-угорский мир

Для цитирования: Банников А. Л. Финно-угорские элементы в искусстве ранних кочевников Южного Урала // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 265–271. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.265-271.

Информация об авторе
А. Л. Банников – старший преподаватель кафедры гуманитарного образования Института развития образования Республики Башкортостан, alex_rgv@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-5794-3278

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Л. Банников. Финно-угорские элементы в искусстве ранних кочевников Южного Урала отключены

А. А. Песецкая. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.)

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 393
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.280-292

Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.)

Александра Александровна Песецкая
Российский этнографический музей,
Санкт-Петербург, Россия

Введение. В статье рассматриваются свойства и функции одежды в марийской похоронно-поминальной обрядности. Цель исследования – выявление роли и способов реализации одежды в обряде.
Материалы и методы. Материалом для статьи послужили опубликованные этнографические источники XIX – начала ХХ в., полевые дневники Т. А. Крюковой из фондов архива Российского этнографического музея, а также полевые материалы автора, собранные в разные годы экспедиционной деятельности в Республике Марий Эл. Основными методами в исследовании стали структурно-функциональный и сравнительно-исторический. Сбор полевых материалов проводился с помощью методов включенного наблюдения и полуструктурированного интервью.
Результаты исследования и их обсуждение. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев фигурировала в двух вариантах: как костюм покойника и в виде самостоятельного обрядового объекта. Обряжение умершего сопровождалось рядом запретов, а предметы его одежды служили наполнением гроба. В ходе поминальных обрядов одежда становилась частью ритуала замещения, когда роль покойника выполняли живые люди. Также одежда использовалась в качестве подарка участникам обряда.
Заключение. Смена одежды во всех обрядах жизненного цикла маркировала переход ее носителя из одного состояния в другое. В похоронной обрядности центральной фигурой являлся покойник, переодевание которого способствовало отделению его от общества живых. При этом костюм характеризовался инверсией деталей и обнаруживал связь со свадебными предметами. В контексте поминальных обрядов одежда выступала в качестве средства коммуникации между миром живых и покойником, а ее пролонгированное использование в виде дара позволяло поддерживать налаженную связь между ними.

Ключевые слова: похоронно-поминальная обрядность, одежда, марийцы, традиционный костюм, заместитель покойника

Для цитирования: Песецкая А. А. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.) // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 280–292. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.280-292.

Информация об авторе
А. А. Песецкая – научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и При­уралья Российского этнографического музея, sanny341@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1490-2032

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. А. Песецкая. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.) отключены

Э. М. Колчева. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 7.03;908
DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.293-307

100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

Эльвира Мазитовна Колчева
Казанский государственный институт культуры,
Казань, Россия

Введение. Статья является первой в серии публикаций, посвященных 100-летию марийской автономии и связанного с этим фактом появления у народа мари профессионального изобразительного искусства. Автор рассматривает его как системный элемент национально-этнической культуры, выполнявший функцию этнокультурной рефлексии художественными средствами на протяжении всего столетнего пути, в котором можно проследить четыре крупных этапа и соответствующие стилистические формы. В статье характеризуется начальный этап развития марийского изобразительного искусства 1920–1930-х гг.
Материалы и методы. Основным материалом стала коллекция художественно-этнографических работ 1920–1930-х гг. из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева. Применялись разнообразные методы: исторического исследования, искусствоведческого анализа художественных произведений, а также авторский метод структурно-архетипического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Первые художественные институции появились в горномарийском крае на рубеже 1910–1920-х гг. благодаря художнику А. В. Григорьеву, впоследствии основавшему с соратниками в Москве Ассоциацию художников революционной России. Систематическое институциональное оформление марийского изобразительного искусства началось во второй половине 1920-х гг., чему способствовала деятельность Марийского областного общества краеведения и Центрального марийского музея в г. Краснококшайске. Основоположниками марийского изобразительного искусства стали приглашенные казанские художники П. А. Радимов, Г. А. Медведев, В. К. Тимофеев, М. М. Васильева, первые художники-мари К.Ф. Егоров и Е. Д. Атлашкина, а также П. Г. Горбунцов. С началом «большого террора» первый этап развития марийского изобразительного искусства фактически прервался, на смену этнографическому реализму пришел социалистический реализм.
Заключение. Развитие изобразительного искусства мари на начальном этапе было стимулировано Марийским областным обществом краеведения и Центральным марийским музеем в лице В. А. Мухина (Сави), В. М. Васильева, Т. Е. Евсеева. Их научно-просветительские интересы, соединившись с документалистски ориентированной программой Ассоциации художников революционной России, способствовали складыванию такой стилистической формы, как этнографический реализм, который стал первой художественной формой этнокультурной рефлексии средствами изобразительного искусства.

Ключевые слова: марийское изобразительное искусство 1920–1930-х гг., этнографический реализм, Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева

Для цитирования: Колчева Э. М. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)  // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 293–307. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.293-307.

Информация об авторе
Э. М. Колчева – кандидат искусствоведения, доцент кафедры музеологии, культурологии и искусствоведения Казанского государственного института культуры, elviramk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3058-5308

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Э. М. Колчева. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.) отключены