Е. Н. Ломшина, О. С. Сафонкина, Е. Н. Антипкина. Исследование этнокультурных ценностей в финно-угорских регионах: доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 39:008(=511.1)

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.428-439

Исследование этнокультурных ценностей в финно-угорских регионах: доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме

Елена Николаевна Ломшина
Ольга Сергеевна Сафонкина
Елена Николаевна Антипкина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Использование аксиологического поля финно-угорской культуры в рамках формирования социогуманитарной составляющей современного образования предполагает получение новых знаний, связанных с исследованием ценностных доминант финно-угорской культуры в диахронии и способов их актуализации в современном социуме. Статья посвящена изучению этнокультурных ценностей финно-угорских народов на примере прибалтийско-финской (карелы, вепсы), пермской (удмурты, коми), волжской (мордва, марийцы), угорской (ханты, манси) подгрупп.
Материалы и методы. Материалом послужили данные онлайн-опроса, касающегося ценностных доминант финно-угорской культуры и способов их актуализации в современном социуме. Методология исследования включает сочетание гуманитарных (культурно-антропологических, аксиосоциометрических, функционально-ценностных, кросс-культурных) подходов и естественно-научных (математической статистики) методов анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. С помощью разработанного авторами теста-опросника проведено кросс-культурное исследование, позволившее выявить систему этнокультурных ценностей финно-угорских народов, а также важнейшие ценностные доминанты, характерные для этих народов на современном этапе. Продемонстрированы основные механизмы актуализации ценностных доминант финно-угорской культуры с учетом российского опыта.
Заключение. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблемы места и роли аксиологического поля этнокультуры в обновляющемся обществе, а также для оптимизации этнокультурной политики современной России, в том числе в сфере этнобрендирования территорий.

Ключевые слова: аксиология, аксиометрия, этнокультура, ценность, регион, современный социум, этнос, способы актуализации, этнотуризм, этнобренд, финно-угорские народы, социология культуры

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-49-130003р_а.

Для цитирования: Ломшина Е. Н., Сафонкина О. С., Антипкина Е. Н. Исследование этнокультурных ценностей в финно-угорских регионах: доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 428–439. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.428-439.

Информация об авторах
Е. Н. Ломшина – кандидат культурологии, заведующий научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, enlomshina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7367-4685
О. С. Сафонкина – кандидат философских наук, доцент кафедры английской филологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, olga.safonkina@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5802-1897, Scopus Author ID: 57209105195
Е. Н. Антипкина – кандидат философских наук, доцент кафедры театрального искусства и народной художественной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, elana19@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8706-0679

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Н. Ломшина, О. С. Сафонкина, Е. Н. Антипкина. Исследование этнокультурных ценностей в финно-угорских регионах: доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме отключены

Т. П. Арискина. Сложные прилагательные в эрзянском и венгерском языках

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 81’367.623=811.511.1

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.348-357

Сложные прилагательные в эрзянском и венгерском языках

Татьяна Павловна Арискина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Словосложение – один из ведущих способов обновления лексики. Сложное слово представляет собой результат соединения двух и более значений на лексико-семантическом, словообразовательном, синтаксическом уровнях, что обусловливает разносторонние подходы к его изучению, включая сравнительно-исторический. Цель исследования – сравнительно-историческое изучение сложных прилагательных эрзянского и венгерского языков. Она может быть достигнута путем рассмотрения моделей образования сложных прилагательных; анализа сложных прилагательных в эрзянском и венгерском языках; выявления типов отношений между компонентами сложного слова; статистических расчетов.
Материалы и методы. Материал для анализа был сформирован методом сплошной выборки из двуязычных словарей: эрзянско-русского и венгерско-русского. Использовались методы определения генетической принадлежности языковых данных; установления системы соответствий и аномалий в сравниваемых языках; пространственной локализации языковых явлений.
Результаты исследования и их обсуждение. Композиты в эрзянском и венгерском языках подразделяются на две большие группы: 1) образованные на основе сочинительной связи и 2) созданные на основе подчинительной связи между компонентами. Как показало исследование, сложные прилагательные подчинительного типа в эрзянском языке малочисленны, тогда как в венгерском языке они составляют большинство. В эту группу входят слова с первой частью – именем прилагательным, именем существительным, именем числительным. Сложные имена прилагательные сочинительного типа, преобладающие в эрзянском языке, могут быть образованы в результате слияния двух собственно прилагательных, двух производных прилагательных, повтора производных прилагательных. В венгерском языке доля сложных прилагательных сочинительного типа невелика. Среди них отмечаются парные и образованные по типу слов-близнецов.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что словообразование сложных прилагательных в венгерском и эрзянском языках – активный процесс.

Ключевые слова: сложные слова, сложные прилагательные, сочинительная связь, подчинительная связь, словообразовательная модель, эрзянский язык, венгерский язык

Для цитирования: Арискина Т. П. Сложные прилагательные в эрзянском и венгерском языках // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 348–357. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.348-357.

Информация об авторе
Т. П. Арискина – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Финно-угристика» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, ariskina82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0927-2283

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. П. Арискина. Сложные прилагательные в эрзянском и венгерском языках отключены

К. Г. Костина. Функционирование возвратного залога глагола в современном удмуртском языке

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 811.511.131

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.358-368

Функционирование возвратного залога глагола в современном удмуртском языке

Ксенья Георгиевна Костина
Научно-исследовательский институт национального образования,
Ижевск, Россия

Введение. Глагольная система любого языка обладает огромным потенциалом для обозначения многочисленных действий, совершаемых человеком в различных аспектах его деятельности. Отношения действия или состояния субъекта к его объекту определяются грамматической категорией залога, представленной в удмуртском языке парами понудительного и непонудительного, возвратного и невозвратного залоговых отношений. В фокусе данной статьи оказываются вопросы функционирования возвратного залога глагола в современном удмуртском языке, включая этимологию маркера залога и грамматические значения возвратных глаголов.
Материалы и методы. Основным источником исследования послужили Удмуртско-русский словарь (2008) и тексты художественных произведений удмуртской литературы, включенные в состав Национального корпуса удмуртского языка. В работе использовался набор исследовательских методов: описательный, сплошной выборки, контекстуального анализа, учитывающий ситуативную обусловленность залога глагола. Использование перечисленных методов дает возможность рассмотрения на конкретных примерах структуры, динамики и особенностей функционирования возвратного залога глагола в удмуртском языке.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования к группе возвратных залогов удмуртского языка нами впервые отнесены выделяемые ранее в качестве отдельного залога глаголы страдательного значения. Основанием этому послужила низкая вероятность использования страдательных конструкций в разговорной речи. Встречающиеся случаи использования страдательного значения глагола в литературе и периодической печати обусловлены калькированным переводом иноязычных конструкций.
Заключение. В грамматическом строе удмуртского языка категория залога глагола представлена двумя бинарными залоговыми формами: возвратный/невозвратный залог и понудительный/непонудительный залог. Специфическими показателями возвратности служат аффиксы -ськ(ы)-/-ск(ы), -иськ(ы)-/-üськ(ы)-. С точки зрения семантического наполнения выделяются пять семантических групп возвратных залогов: рефлексивные, медиальные, реципрокные, имперсональные, пассивные. Предложенная классификация определяется спецификой отношений субъекта и объекта действия.

Ключевые слова: удмуртский язык, грамматика удмуртского языка, финно-угорские языки, глагол, категория залога, возвратный залог

Для цитирования: Костина К. Г. Функционирование возвратного залога глагола в современном удмуртском языке // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 358–368. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.358-368.

Информация об авторе
К. Г. Костина – старший научный сотрудник Научно-исследовательского института национального образования, kostinaxenja@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9007-1245

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи К. Г. Костина. Функционирование возвратного залога глагола в современном удмуртском языке отключены

Н. Н. Бушмелева, Л. Л. Шубин. Медицинская помощь и служба охраны материнства и детства Удмуртской АССР в послевоенные годы (1945–1950)

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 618.2-084+616-053.3:94(470.51)»1945-1950″

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.369-378

Медицинская помощь и служба охраны материнства и детства Удмуртской АССР в послевоенные годы (1945–1950)

Наталия Николаевна Бушмелева
Лев Леонидович Шубин
Ижевская государственная медицинская академия,
Ижевск, Россия

Введение. В статье рассматривается состояние охраны материнства и детства в Удмуртской АССР в послевоенный период. Анализируются качество оказания медицинской помощи и службы охраны материнства и детства, оснащенность лечебных учреждений медицинскими кадрами и укомплектованность отделений койко-местами и необходимым инвентарем для оказания медицинской помощи детям и матерям.
Материалы и методы. В работе использованы данные Центрального государственного архива Удмуртской Республики. Проведен конъюнктурный анализ состояния и развития сети акушерско-гинекологической помощи. Исследованы и обобщены материалы, содержащиеся в научных трудах, дающих представление о рассматриваемой проблеме, а также правовые документы.
Результаты исследования и их обсуждение. В рассматриваемый период в республике была создана сеть женских консультаций, родильных домов, акушерско-гинекологических отделений. Возросло количество коек для беременных и рожениц. Организовано специализированное отделение патологии беременности. Значительно снизились показатели материнской смертности, мертворожденности и смертности новорожденных. В больницах введена обменная карта. С созданием методического кабинета развернулась работа по проработке программ по дошкольному воспитанию, стали проводиться кустовые и районные конференции. На конференциях разбирались случаи смерти, особое внимание уделялось вопросам поздней госпитализации. С 1949 г. стал практиковаться метод обслуживания детей по системе «единого педиатра».
Заключение. Охраняя интересы матери и ребенка, Удмуртская АССР в послевоенные годы оказывала большую помощь беременным женщинам и матерям. В частности, начала создаваться сеть женских консультаций, родильных домов, акушерско-гинекологических отделений, организовано специализированное отделение патологии беременности, увеличена детская коечная сеть и т. д.

Ключевые слова: Удмуртия, охрана материнства и детства, послевоенные годы, детские больницы, женские консультации, родильные дома, акушерско-гинекологические отделения

Для цитирования: Бушмелева Н. Н., Шубин Л. Л. Медицинская помощь и служба охраны материнства и детства Удмуртской АССР в послевоенные годы (1945–1950) // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 369–378. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.369-378.

Информация об авторах
Н. Н. Бушмелева – доктор медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии Ижевской государственной медицинской академии, nnbush17@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7007-226X
Л. Л. Шубин – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Ижевской государственной медицинской академии, leva-shubin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5759-7333

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. Н. Бушмелева, Л. Л. Шубин. Медицинская помощь и служба охраны материнства и детства Удмуртской АССР в послевоенные годы (1945–1950) отключены

О. П. Илюха. Женская повседневность в письмах карельской крестьянки начала ХХ в.

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 947:323.325-055.2(044.2)(470.22)»19″

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.379-393

Женская повседневность в письмах карельской крестьянки начала ХХ в.

Ольга Павловна Илюха
Институт языка, литературы и истории
Карельского научного центра РАН,
Петрозаводск, Россия

Введение. В статье представлены результаты анализа исторического источника редкого типа – крестьянских писем начала ХХ в., обнаруженных в Национальном архиве Финляндии. Они принадлежат перу двадцатилетней карельской крестьянки Анны Еремеевой-Ряйхя и адресованы мужу, отбывавшему ссылку в Северном Казахстане. Актуальность исследования обусловлена интересом к эпистолярному культурному наследию, в котором особое место занимают письма представителей различных этносов России, а также устойчивым вниманием к истории повседневности.
Материалы и методы. В качестве основного метода использован анализ структуры писем с выделением тематических блоков-секвенций, их последующим объединением для специального анализа конкретного вопроса.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье рассмотрена содержательная сторона писем, отражающая сферу интересов их автора и подкрепленная описанием женской повседневности и жизни карельской семьи. Очерчен круг поднимавшихся вопросов и определен набор тем, в рамках которых представлены быт и поведенческие практики крестьянской женщины, способы ее адаптации к новым обстоятельствам после ареста мужа. Показаны особенности саморепрезентации автора писем, характер построения и оформления текстов. Выявлены диапазон тем и эмоций, обусловленных гендерным фактором, разнообразие регистров их проявления.
Заключение. Письма раскрывают систему нравственных ценностей карельской женщины, христианский идеал семейных отношений, особенности трудовой мотивации. «Голос» карельской крестьянки релевантен для изучения изменений женской обыденности начала ХХ в. и позволяет говорить о вызревании в повседневной жизни запроса на эмансипацию, о постепенном расшатывании традиционного гендерного порядка в карельской деревне.

Ключевые слова: карельская культура, этническая история России, история повседневности, гендер, эпистолярное наследие

Благодарности: Статья подготовлена в рамках государственного задания Карельского научного центра РАН.

Для цитирования: Илюха О. П. Женская повседневность в письмах карельской крестьянки начала ХХ в. // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 379–393. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.379-393.

Информация об авторе
О. П. Илюха – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора истории Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН,
ilyukha.olga@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1672-5925

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи О. П. Илюха. Женская повседневность в письмах карельской крестьянки начала ХХ в. отключены

Т. Г. Миннияхметова, Р. Р. Садиков. Посуда и утварь в обрядах жертвоприношений у закамских удмуртов (утилитарные и знаковые функции)

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 947:323.325-055.2(044.2)(470.22)»19″

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.394-404

Посуда и утварь в обрядах жертвоприношений у закамских удмуртов (утилитарные и знаковые функции)

Татьяна Гильнияхметовна Миннияхметова
Инсбрукский университет,
Инсбрук, Австрия

Ранус Рафикович Садиков
Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева
Уфимского федерального исследовательского центра РАН,
Уфа, Россия

Введение. Статья посвящена рассмотрению состава и функций посуды и утвари, используемых в ходе обрядов жертвоприношений у закамских удмуртов-«язычников», проживающих в Республике Башкортостан и Пермском крае. Подобное исследование с использованием обширного полевого и архивного материала проведено впервые.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили опубликованные и архивные источники, а также этнографические сведения, собранные авторами в ходе многолетних полевых исследований. Анализ материалов осуществлен посредством сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов.

Результаты исследования и их обсуждение. В предметном мире удмуртских жертвоприношений своеобразное место занимают посуда и утварь, без которых невозможен сам обрядовый процесс, предполагающий приготовление еды и совместную трапезу. Посуда (котлы, корыта, ведра, чаши, ложки, ковши и т. п.) используется в основном по утилитарному назначению (варка, хранение, транспортировка и употребление в пищу продуктов и т. д.), но включение в ритуальный процесс наделяет ее также знаковыми, символическими, функциями.

Заключение. Посуда и утварь на жертвоприношениях закамских удмуртов до сих пор наделяются высоким сакральным статусом. Количество, состав и способы использования ритуальной посуды остались традиционными, но изменились их форма, материал и способ изготовления. Как и раньше, помимо применения в утилитарных целях эти предметы наделяются многими знаковыми функциями.

Ключевые слова: обрядовая посуда, жертвоприношения, утилитарная и знаковая функции, закамские удмурты

Благодарности: Р. Р. Садиковым исследование выполнено в рамках государственного задания № АААА-А21-121012290086-0 ИЭИ УФИЦ РАН на 2021–2023 гг.

Для цитирования: Миннияхметова Т. Г., Садиков Р. Р. Посуда и утварь в обрядах жертвоприношений у закамских удмуртов (утилитарные и знаковые функции) // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 394–404. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.394-404.

Информация об авторах
Т. Г. Миннияхметова – доктор философии, независимый исследователь Института Европейской этнологии Инсбрукского университета, minnijah@hotmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8882-2719
Р. Р. Садиков – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН, kissapi@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4200-2568

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. Г. Миннияхметова, Р. Р. Садиков. Посуда и утварь в обрядах жертвоприношений у закамских удмуртов (утилитарные и знаковые функции) отключены

Н. В. Горинова. Театральное и драматургическое творчество Олега Уляшева

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 821.511.132

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.405-416

Театральное и драматургическое творчество Олега Уляшева

Наталья Васильевна Горинова
Институт языка, литературы и истории Коми научного центра
Уральского отделения РАН,
Сыктывкар, Россия

Введение. Работа посвящена исследованию театрально-драматургического творчества известного коми писателя и ученого-этнографа О. Уляшева. Анализируется своеобразие его драматургического почерка, выявляются некоторые аспекты движения национальной культуры в период 1990-х гг.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили пьесы О. Уляшева. Методами исследования стали сравнительный и сопоставительный.
Результаты исследования и их обсуждение. Драматургия О. Уляшева составляет важную веху в истории развития театра коми. Его пьесам, как и многим драмам рубежа ХХ–ХХI вв., присуще стремление к обновлению. В то же время их художественное своеобразие определяется актуализацией фольклорного материала. Мироощущению и миропониманию писателя особенно близок высокий художественно-эстетический и нравственно-философский потенциал устного народного творчества, именно фольклорные истоки содействуют его творческим исканиям, развитию его творческих устремлений. Произведения О. Уляшева наряду со многими другими произведениями коми литературы конца ХХ в. об историческом прошлом зырян служат укреплению национального самосознания.
Заключение. Творчество писателя О. Уляшева сыграло важную роль в развитии театрального и драматургического искусства Республики Коми. Его пьесы во многом обновляют коми драму, насыщая ее фольклорным материалом, романтизируя прошлое зырян.

Ключевые слова: коми театр, драматургия О. Уляшева, фольклор, романтизм

Для цитирования: Горинова Н. В. Театральное и драматургическое творчество Олега Уляшева // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 405–416. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.405-416.

Информация об авторе
Н. В. Горинова – кандидат филологических наук, ученый секретарь Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, ngorinova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1128-7273

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. В. Горинова. Театральное и драматургическое творчество Олега Уляшева отключены

Ш. Матичак, Н. В. Казаева. К юбилею Ласло Керестеша

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

К юбилею Ласло Керестеша

Шандор Матичак –
доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой финно-угорского языкознания
Дебреценского университета,
Дебрецен, Венгрия,
maticsak.sandor@arts.unideb.hu,
https://orcid.org/0000-0001-9313-1162

Нина Валентиновна Казаева –
кандидат филологических наук,
доцент кафедры финно-угорской филологии
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия,
nikazaeva@yandex.ru,
https://orcid.org/0000-0002-9206-7223

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ш. Матичак, Н. В. Казаева. К юбилею Ласло Керестеша отключены

В. Н. Максимов. Аркадию Евдокимовичу Иванову – 90

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Аркадию Евдокимовичу Иванову – 90

Валерий Николаевич Максимов –
кандидат филологических наук, доцент кафедры марийского языка и литературы, заведующий НОЦ языковых технологий “Марий йылме”
Марийского государственного университета,
Йошкар-Ола, Россия, sernur@rambler.ru,
https://orcid.org/0000-0001-7818-9948

 

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Максимов. Аркадию Евдокимовичу Иванову – 90 отключены

Н. М. Мосина. К юбилею Олега Арсентьевича Сергеева

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

К юбилею Олега Арсентьевича Сергеева

Наталья Михайловна Мосина –
доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка для профессиональной коммуникации
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, natamish@rambler.ru,
https://orcid.org/0000-0003-1742-5438

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. М. Мосина. К юбилею Олега Арсентьевича Сергеева отключены

Н. И. Воронина, И. Л. Сиротина. Птица-река эрзянки Л. Д. Левиной

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Птица-река эрзянки Л. Д. Левиной

Наталья Ивановна Воронина –
доктор философских наук, профессор кафедры культурологии
и информационно-библиотечных ресурсов, директор Центра М. М. Бахтина
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, kafkmgu@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-6821-828X

Ирина Львовна Сиротина –
доктор философских наук, профессор кафедры дизайна и рекламы
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, sirotinail@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0003-4498-5529

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. И. Воронина, И. Л. Сиротина. Птица-река эрзянки Л. Д. Левиной отключены

В. И. Рогачев, С. Н. Степин. Письмена предков

Скачать (pdf)

Рецензия / Review

Письмена предков

Владимир Ильич Рогачев –
доктор филологических наук, профессор кафедры литературы
и методики обучения литературе
Мордовского государственного педагогического университета
имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия, rogachev-v@bk.ru,
https://orcid.org/0000-0003-2830-8667

Сергей Николаевич Степин –
кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы
и методики обучения литературе
Мордовского государственного педагогического университета
имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия, stepin.73@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0003-7704-6344

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Рогачев, С. Н. Степин. Письмена предков отключены

А. А. Песецкая. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.)

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 393
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.280-292

Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.)

Александра Александровна Песецкая
Российский этнографический музей,
Санкт-Петербург, Россия

Введение. В статье рассматриваются свойства и функции одежды в марийской похоронно-поминальной обрядности. Цель исследования – выявление роли и способов реализации одежды в обряде.
Материалы и методы. Материалом для статьи послужили опубликованные этнографические источники XIX – начала ХХ в., полевые дневники Т. А. Крюковой из фондов архива Российского этнографического музея, а также полевые материалы автора, собранные в разные годы экспедиционной деятельности в Республике Марий Эл. Основными методами в исследовании стали структурно-функциональный и сравнительно-исторический. Сбор полевых материалов проводился с помощью методов включенного наблюдения и полуструктурированного интервью.
Результаты исследования и их обсуждение. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев фигурировала в двух вариантах: как костюм покойника и в виде самостоятельного обрядового объекта. Обряжение умершего сопровождалось рядом запретов, а предметы его одежды служили наполнением гроба. В ходе поминальных обрядов одежда становилась частью ритуала замещения, когда роль покойника выполняли живые люди. Также одежда использовалась в качестве подарка участникам обряда.
Заключение. Смена одежды во всех обрядах жизненного цикла маркировала переход ее носителя из одного состояния в другое. В похоронной обрядности центральной фигурой являлся покойник, переодевание которого способствовало отделению его от общества живых. При этом костюм характеризовался инверсией деталей и обнаруживал связь со свадебными предметами. В контексте поминальных обрядов одежда выступала в качестве средства коммуникации между миром живых и покойником, а ее пролонгированное использование в виде дара позволяло поддерживать налаженную связь между ними.

Ключевые слова: похоронно-поминальная обрядность, одежда, марийцы, традиционный костюм, заместитель покойника

Для цитирования: Песецкая А. А. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.) // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 280–292. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.280-292.

Информация об авторе
А. А. Песецкая – научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и При­уралья Российского этнографического музея, sanny341@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1490-2032

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. А. Песецкая. Одежда в похоронно-поминальной обрядности марийцев (конец XIX – начало ХХ в.) отключены

Э. М. Колчева. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 7.03;908
DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.293-307

100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

Эльвира Мазитовна Колчева
Казанский государственный институт культуры,
Казань, Россия

Введение. Статья является первой в серии публикаций, посвященных 100-летию марийской автономии и связанного с этим фактом появления у народа мари профессионального изобразительного искусства. Автор рассматривает его как системный элемент национально-этнической культуры, выполнявший функцию этнокультурной рефлексии художественными средствами на протяжении всего столетнего пути, в котором можно проследить четыре крупных этапа и соответствующие стилистические формы. В статье характеризуется начальный этап развития марийского изобразительного искусства 1920–1930-х гг.
Материалы и методы. Основным материалом стала коллекция художественно-этнографических работ 1920–1930-х гг. из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева. Применялись разнообразные методы: исторического исследования, искусствоведческого анализа художественных произведений, а также авторский метод структурно-архетипического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Первые художественные институции появились в горномарийском крае на рубеже 1910–1920-х гг. благодаря художнику А. В. Григорьеву, впоследствии основавшему с соратниками в Москве Ассоциацию художников революционной России. Систематическое институциональное оформление марийского изобразительного искусства началось во второй половине 1920-х гг., чему способствовала деятельность Марийского областного общества краеведения и Центрального марийского музея в г. Краснококшайске. Основоположниками марийского изобразительного искусства стали приглашенные казанские художники П. А. Радимов, Г. А. Медведев, В. К. Тимофеев, М. М. Васильева, первые художники-мари К.Ф. Егоров и Е. Д. Атлашкина, а также П. Г. Горбунцов. С началом «большого террора» первый этап развития марийского изобразительного искусства фактически прервался, на смену этнографическому реализму пришел социалистический реализм.
Заключение. Развитие изобразительного искусства мари на начальном этапе было стимулировано Марийским областным обществом краеведения и Центральным марийским музеем в лице В. А. Мухина (Сави), В. М. Васильева, Т. Е. Евсеева. Их научно-просветительские интересы, соединившись с документалистски ориентированной программой Ассоциации художников революционной России, способствовали складыванию такой стилистической формы, как этнографический реализм, который стал первой художественной формой этнокультурной рефлексии средствами изобразительного искусства.

Ключевые слова: марийское изобразительное искусство 1920–1930-х гг., этнографический реализм, Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева

Для цитирования: Колчева Э. М. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)  // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 293–307. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.293-307.

Информация об авторе
Э. М. Колчева – кандидат искусствоведения, доцент кафедры музеологии, культурологии и искусствоведения Казанского государственного института культуры, elviramk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3058-5308

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Э. М. Колчева. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.) отключены

Т. А. Шигурова. Семантика ткани как основы мордовской вышивки

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 391
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.308-320

Семантика ткани как основы мордовской вышивки

Татьяна Алексеевна Шигурова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Семантика ткани традиционного костюма – одна из недостаточно разработанных тем в современных гуманитарных исследованиях. Между тем ткань может быть осмыслена в качестве летописи истории культуры. Будучи рукотворной формой и материалом, на котором возникла и развивалась вышивка, она использовалась в обычаях и обрядах многих народов, в том числе мордвы. В статье рассматривается семантика ткани традиционной мордовской одежды, декорированной вышивкой.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили вещевые музейные коллекции Республики Мордовия, данные письменных источников Русского географического общества, археологических разысканий мордовских древностей. Методологическую основу составили сравнительно-исторический, структурно-семиотический и феноменологический подходы к материалу.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ семантики ткани, декорированной вышивкой, и условий, в которых эта семантика формировалась, позволяет выявить замысел мастера – творца этнокультуры. Определены разнообразные утилитарные, магические функции, выполняемые холщовой (из конопли) и льняной тканью традиционной мордовской одежды в культуре народа, экономические, нравственные смыслы ткани, используемые в устном народном творчестве. Важнейшим материалом, пришедшим на смену коже и меху в изготовлении одежды и изменившим облик носителя костюма, у мордвы была шерстяная ткань, значение которой зафиксировано в содержании многих понятий в мокшанском и эрзянском языках, в народных представлениях о шерсти как источнике магических свойств.
Заключение. Семантика ткани традиционного мордовского костюма отражает представления человека о суровых природных условиях, реальном мире и необходимости его освоения в процессе созидательной творческой деятельности в соответствии с законами традиционного мировосприятия. Актуальна и передаваемая тканью знаковая информация о трудолюбии, аккуратности, нравственных качествах человека, которая могла быть средством регулирования норм поведения в обществе.

Ключевые слова: мордовский народ, этническая культура, творческая деятельность, традиция, ценности этнокультуры, традиционный костюм, материал, семантика ткани, вышивка

Для цитирования: Шигурова Т. А. Семантика ткани как основы мордовской вышивки // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 308–320. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.308-320.

Информация об авторе
Т. А. Шигурова – доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, shigurova_tatyana@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5342-8471

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. А. Шигурова. Семантика ткани как основы мордовской вышивки отключены