Э. М. Колчева. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 7.03;908
DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.293-307

100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

Эльвира Мазитовна Колчева
Казанский государственный институт культуры,
Казань, Россия

Введение. Статья является первой в серии публикаций, посвященных 100-летию марийской автономии и связанного с этим фактом появления у народа мари профессионального изобразительного искусства. Автор рассматривает его как системный элемент национально-этнической культуры, выполнявший функцию этнокультурной рефлексии художественными средствами на протяжении всего столетнего пути, в котором можно проследить четыре крупных этапа и соответствующие стилистические формы. В статье характеризуется начальный этап развития марийского изобразительного искусства 1920–1930-х гг.
Материалы и методы. Основным материалом стала коллекция художественно-этнографических работ 1920–1930-х гг. из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева. Применялись разнообразные методы: исторического исследования, искусствоведческого анализа художественных произведений, а также авторский метод структурно-архетипического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Первые художественные институции появились в горномарийском крае на рубеже 1910–1920-х гг. благодаря художнику А. В. Григорьеву, впоследствии основавшему с соратниками в Москве Ассоциацию художников революционной России. Систематическое институциональное оформление марийского изобразительного искусства началось во второй половине 1920-х гг., чему способствовала деятельность Марийского областного общества краеведения и Центрального марийского музея в г. Краснококшайске. Основоположниками марийского изобразительного искусства стали приглашенные казанские художники П. А. Радимов, Г. А. Медведев, В. К. Тимофеев, М. М. Васильева, первые художники-мари К.Ф. Егоров и Е. Д. Атлашкина, а также П. Г. Горбунцов. С началом «большого террора» первый этап развития марийского изобразительного искусства фактически прервался, на смену этнографическому реализму пришел социалистический реализм.
Заключение. Развитие изобразительного искусства мари на начальном этапе было стимулировано Марийским областным обществом краеведения и Центральным марийским музеем в лице В. А. Мухина (Сави), В. М. Васильева, Т. Е. Евсеева. Их научно-просветительские интересы, соединившись с документалистски ориентированной программой Ассоциации художников революционной России, способствовали складыванию такой стилистической формы, как этнографический реализм, который стал первой художественной формой этнокультурной рефлексии средствами изобразительного искусства.

Ключевые слова: марийское изобразительное искусство 1920–1930-х гг., этнографический реализм, Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева

Для цитирования: Колчева Э. М. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)  // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 293–307. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.293-307.

Информация об авторе
Э. М. Колчева – кандидат искусствоведения, доцент кафедры музеологии, культурологии и искусствоведения Казанского государственного института культуры, elviramk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3058-5308

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Э. М. Колчева. 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.) отключены

Т. А. Шигурова. Семантика ткани как основы мордовской вышивки

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 391
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.308-320

Семантика ткани как основы мордовской вышивки

Татьяна Алексеевна Шигурова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Семантика ткани традиционного костюма – одна из недостаточно разработанных тем в современных гуманитарных исследованиях. Между тем ткань может быть осмыслена в качестве летописи истории культуры. Будучи рукотворной формой и материалом, на котором возникла и развивалась вышивка, она использовалась в обычаях и обрядах многих народов, в том числе мордвы. В статье рассматривается семантика ткани традиционной мордовской одежды, декорированной вышивкой.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили вещевые музейные коллекции Республики Мордовия, данные письменных источников Русского географического общества, археологических разысканий мордовских древностей. Методологическую основу составили сравнительно-исторический, структурно-семиотический и феноменологический подходы к материалу.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ семантики ткани, декорированной вышивкой, и условий, в которых эта семантика формировалась, позволяет выявить замысел мастера – творца этнокультуры. Определены разнообразные утилитарные, магические функции, выполняемые холщовой (из конопли) и льняной тканью традиционной мордовской одежды в культуре народа, экономические, нравственные смыслы ткани, используемые в устном народном творчестве. Важнейшим материалом, пришедшим на смену коже и меху в изготовлении одежды и изменившим облик носителя костюма, у мордвы была шерстяная ткань, значение которой зафиксировано в содержании многих понятий в мокшанском и эрзянском языках, в народных представлениях о шерсти как источнике магических свойств.
Заключение. Семантика ткани традиционного мордовского костюма отражает представления человека о суровых природных условиях, реальном мире и необходимости его освоения в процессе созидательной творческой деятельности в соответствии с законами традиционного мировосприятия. Актуальна и передаваемая тканью знаковая информация о трудолюбии, аккуратности, нравственных качествах человека, которая могла быть средством регулирования норм поведения в обществе.

Ключевые слова: мордовский народ, этническая культура, творческая деятельность, традиция, ценности этнокультуры, традиционный костюм, материал, семантика ткани, вышивка

Для цитирования: Шигурова Т. А. Семантика ткани как основы мордовской вышивки // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 308–320. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.308-320.

Информация об авторе
Т. А. Шигурова – доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, shigurova_tatyana@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5342-8471

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. А. Шигурова. Семантика ткани как основы мордовской вышивки отключены

А. К. Гагиева. Система уездного управления в Коми крае в конце XVII – первой половине XVIII в.

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 947:351.713 (470.1+470.3)
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.03.272-279

Система уездного управления в Коми крае в конце XVII – первой половине XVIII в.

Анна Капитоновна Гагиева
Коми республиканская академия государственной службы и управления,
Сыктывкар, Россия

Введение. Работа посвящена исследованию системы уездного управления на территории Коми края в конце XVII – первой половине XVIII в. В этот период в стране происходили грандиозные преобразования, в основе которых лежало изменение системы государственного управления с воеводско-приказной на коллежскую. Она активно внедрялась в высших и центральных органах власти, не только изменяя систему управления документами, но и формируя новый государственный аппарат. Иначе обстояло дело в уездных воеводских канцеляриях, в частности на территории Коми края.
Материалы и методы. Основными методами исследования явились системно-структурный, исторический, формально-юридический и др., которые стали базовыми при анализе опубликованных и неопубликованных документов.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показал анализ опубликованных и неопубликованных документов, на территории Коми края (Яренский уезд), где проживало черносошное, а позднее государственное крестьянство, в изучаемое время переход от воеводско-приказной к коллежской системе управления и делопроизводства не произошел. Коллежская модель государственного управления, сформулированная в новом административном законодательстве, не смогла вытеснить воеводскую. Приказная система эволюционировала по своим законам и демонстрировала жизнеспособность, а коллежская система вынуждена была приспосабливаться к требованиям царя-реформатора. Особенно ярко это проявилось при ведении уездной канцелярией документооборота.
Заключение. Проводя реформы начала XVIII в., власть на уровне уездов не смогла организовать преобразования делопроизводственной службы и управления и не была готова к изменениям. В результате приказное делопроизводство сохранялось наряду с коллежским. Коллежское делопроизводство активно внедрялось и развивалось в центральном аппарате. На местах, например в Яренском уезде Коми края, сохранялось приказное делопроизводство, а коллежское стало доминирующим лишь к середине XVIII в.

Ключевые слова: управление, воеводская канцелярия, Яренский уезд, писарь, коллежское делопроизводство, приказное делопроизводство

Для цитирования: Гагиева А. К. Система уездного управления в Коми крае в конце XVII – первой половине XVIII в. // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 3. С. 272–279. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.272-279.

Информация об авторе
А. К. Гагиева – доктор исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Коми республиканской академии государственной службы и управления, gngkol2@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6095-5082

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. К. Гагиева. Система уездного управления в Коми крае в конце XVII – первой половине XVIII в. отключены

Содержание (2021, 02)

Скачать 02-2021 (pdf, 8,54Mb)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ф. М. Лельхова. Принципы номинации растений в хантыйском языке

Н. Н. Тимерханова. Синтаксическая структура абсолютных конструкций и связь между ее главными компонентами в удмуртском языке

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Е. В. Каракин, Т. В. Пашкова. Энтомологические образы в верованиях карел

А. А. Антипова, Е. Н. Касаркина. Механизмы поддержки неполных семей в условиях социо­культуры города и села в Мордовии

Г. Л. Поносов, П. С. Дмитриев, Т. Н. Лысакова, А. М. Носонов, Я. А. Вендт. Финно-угорские народы Республики Казахстан: динамика численности, размещение, миграционные процессы

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

М. В. Логинова. Этноэстетика в системе этнокультуры: теоретико-методологический аспект

И. А. Сазыкина, И. Л. Сиротина. Актуализация традиционных этнических символов в дизайне современного финно-угорского костюма

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

В. Н. Максимов. Зинаиде Филипповне Барцевой – 110

Н. И. Бояркин. Николай Мокшин – грани творчества. К 85-летию со дня рождения

А. М. Шаронов. Андрей Гагаев: финно-угорский и русский космо-психо-логос

Л. В. Калачина. Творческие поиски художника-педагога П. Д. Миничкина: «Женщина: эхо аллюзий»

А. Б. Танасейчук. Заполняя лакуны

С. К. Свечников. Подарок к 100-летию Республики Марий Эл

Р. И. Чузаев. Марийская учебная книга как феномен национальной культуры

Рубрика: 2021, Архив выпусков, Т. 13. № 2 | Метки: | Комментарии к записи Содержание (2021, 02) отключены

А. М. Шаронов. Андрей Гагаев: финно-угорский и русский космо-психо-логос

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Андрей Гагаев: финно-угорский и русский космо-психо-логос

Александр Маркович Шаронов –
доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник
Научного центра социально-экономического мониторинга,
Саранск, Россия, sharon.ov@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. М. Шаронов. Андрей Гагаев: финно-угорский и русский космо-психо-логос отключены

Л. В. Калачина. Творческие поиски художника-педагога П. Д. Миничкина: «Женщина: эхо аллюзий»

Скачать (pdf)

Рецензия / Review

Творческие поиски художника-педагога П. Д. Миничкина: «Женщина: эхо аллюзий»

Лариса Викторовна Калачина
кандидат культурологии, ответственный секретарь
редакции газеты «Голос Мордовского университета»
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, regionologiya_lk@mail.ru,
http://orcid.org/0000-0002-2575-5229

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Л. В. Калачина. Творческие поиски художника-педагога П. Д. Миничкина: «Женщина: эхо аллюзий» отключены

Ф. М. Лельхова. Принципы номинации растений в хантыйском языке

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 81.373
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.02.116-123

Принципы номинации растений в хантыйском языке

Федосья Макаровна Лельхова
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок,
Ханты-Мансийск, Россия

Введение. Статья посвящена способам наименования растений в диалектах хантыйского языка. Целью исследования является классификация принципов номинации флоры в хантыйском языке с учетом диалектных особенностей. Объектом исследования послужила лексика растительного мира, дающая богатый материал в синхроническом и диахроническом аспектах, поскольку относится к наиболее архаичным пластам лексики. Актуальность работы обусловлена тем, что до настоящего времени принципы номинации растений в этом языке не подвергались исследованию.
Материалы и методы. Основным материалом для исследования стала флористическая лексика говоров хантыйского языка. Языковой материал был собран в ходе полевых работ и непосредственного общения с носителями говоров. В работе использовался комплекс исследовательских методов: описательный, включая выявление и классификацию материала, метод компонентного анализа, а также отдельные элементы этимологического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе анализа выявлены разнообразные и многочисленные принципы номинации растений в хантыйском языке и его диалектах, такие как «потребление животными и птицами растений в качестве корма», «место произрастания», «цвет», «функция», «пригодность/съедобность для человека» и т. д.
Заключение. Процесс наименования растений строится с учетом определенных признаков, отражающих как характеристики самих растений, так и специфику культуры народа. В хантыйском языке наиболее репрезентативными мотивировочными признаками при номинации растений являются соотнесенность с объектами животного мира, место произрастания, цвет, специфика хозяйственного использования.

Ключевые слова: диалект, лексика, хантыйский язык, финно-угорские языки, способ номинации, фитоним, мотивация

Благодарности: Автор благодарит проект Pohjoishantin Šuryškarin kirjakielen kieliopin ja muiden apuneuvojen laatiminen, а также фонд Koneen Säätiö, с помощью которых были организованы экспедиции к северным хантам (2017–2018 гг.) и собран лексический материал по теме.

Для цитирования: Лельхова Ф. М. Принципы номинации растений в хантыйском языке // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 2. С. 116–123. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.02.116-123.

Информация об авторе
Ф. М. Лельхова – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, lelhovafm@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2879-0628

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ф. М. Лельхова. Принципы номинации растений в хантыйском языке отключены

Н. Н. Тимерханова. Синтаксическая структура абсолютных конструкций и связь между ее главными компонентами в удмуртском языке

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 811.511.131
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.02.124-135

Синтаксическая структура абсолютных конструкций и связь между ее главными компонентами в удмуртском языке

Надежда Николаевна Тимерханова
Удмуртский государственный университет,
Ижевск, Россия

Введение. В удмуртском языке весьма продуктивными являются бисубъектные предложения с абсолютными полупредикативными оборотами. Главные компоненты таких конструкций выражены существительным в именительном падеже и деепричастием либо отглагольным существительным, которые связаны специфической связью. Целью данной работы является установление синтаксических особенностей полупредикативных оборотов. Задачи исследования: описать синтаксическую структуру подобных конструкций, установить тип синтаксической связи между главными компонентами внутри абсолютного оборота и показать его отличие от традиционно выделяемых в предложении типов синтаксической связи.
Материалы и методы. Основным источником исследования послужили материалы из удмуртской художественной литературы и разговорной речи. Автором использовался комплекс исследовательских методов: описательный, сплошной выборки, контекстуального анализа, лингвистического моделирования и трансформации. Применение указанных методов позволило рассмотреть на конкретном языковом материале специфику изучаемых единиц.
Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрены широко представленные в системе удмуртского языка абсолютные полупредикативные обороты: деепричастные и отглагольные, имеющие субъект действия, отличный от субъекта действия основной части предложения – субъекта, связанного со сказуемым. Установлено, что синтаксическая связь между субъектом и деепричастием (отглагольным существительным) является специфической – не предикативной и не подчинительной; в удмуртском языкознании она до сих пор не обозначена при помощи лингвистического термина. Такие конструкции имеют фиксированный порядок слов. В оборотах с деепричастием на суффикс -са не может быть автономного субъекта действия, субъект всегда единый для глагола-сказуемого и деепричастия.
Заключение. В удмуртском языке имеются так называемые абсолютные обороты – бисубъектные конструкции со вторым субъектом действия в именительном падеже, который претендует на роль подлежащего в полупредикативном обороте с главным словом деепричастием или отглагольным существительным. Синтаксическая связь между главными компонентами внутри абсолютного оборота отличается от традиционно выделяемых в предложении типов синтаксической связи и может быть обозначена как полупредикативная координация либо субпредикативная координация.
Ключевые слова: удмуртский язык, бисубъектная конструкция, полупредикативная связь, абсолютный оборот, структурная схема полупредикативного оборота, полупредикативная/субпредикативная координация

Для цитирования: Тимерханова Н. Н. Синтаксическая структура абсолютных конструкций и связь между ее главными компонентами в удмуртском языке // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 2. С. 124–135. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.02.124-135.

Информация об авторе
Н. Н. Тимерханова – кандидат филологических наук, заведующий кафедрой лингвистической типологии и лингводидактики Удмуртского государственного университета, timer-nadezhda@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2331-9239

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. Н. Тимерханова. Синтаксическая структура абсолютных конструкций и связь между ее главными компонентами в удмуртском языке отключены

Е. В. Каракин, Т. В. Пашкова. Энтомологические образы в верованиях карел

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 392
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.02.136-142

Энтомологические образы в верованиях карел

Евгений Валентинович Каракин
Татьяна Владимировна Пашкова
Петрозаводский государственный университет,
Петрозаводск, Россия

Введение. Насекомые как элемент мифологической системы карел, наделенный разнообразными функциями, занимали особое место в их ритуалах, верованиях и лечебной практике. Среди домашних насекомых-паразитов наиболее широко в карельском языке и ритуалах представлена вошь. Научную новизну исследования определяет то, что к вопросу функционирования насекомых в мифологических воззрениях и обрядовой традиции карел ученые до сих пор не обращались. Между тем исследования такого плана необходимы для воссоздания целостной мифологической картины мира карел, что обусловливает актуальность статьи.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили энтомологические образы в верованиях и народной медицине карел, рассмотренные с применением сравнительно-исторического, сравнительно-сопоставительного и этнолингвистического методов.
Результаты исследования и их обсуждение. Авторы обращаются к проблеме мифологических воззрений карел о домашних насекомых-паразитах и раскрывают ее на примере вши. Эти воззрения запечатлены в понимании причин появления заболеваний, способов лечения, а также в мифологических рассказах и фольклоре.
Заключение. Собранные и проанализированные языковые и этнографические данные позволяют прийти к выводу, что вошь является ярким представителем энтомофауны, с которым у карел связано множество поверий, отраженных в языковой картине мира и традиционной культуре.

Ключевые слова: карелы, верования, традиции, лечебная магия, насекомые-паразиты, вошь

Для цитирования: Каракин Е. В., Пашкова Т. В. Энтомологические образы в верованиях карел // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 2. С. 136–142. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.02.136-142.

Информация об авторах
Е. В. Каракин – старший преподаватель кафедры прибалтийско-финской филологии Петрозаводского государственного университета, karakin.86@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3684-0971
Т. В. Пашкова – доктор исторических наук, заведующий кафедрой прибалтийско-финской филологии Петрозаводского государственного университета, tvpashkova05@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0505-4767

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. В. Каракин, Т. В. Пашкова. Энтомологические образы в верованиях карел отключены

А. А. Антипова, Е. Н. Касаркина. Механизмы поддержки неполных семей в условиях социо­культуры города и села в Мордовии

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 364.022
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.02.143-157

Механизмы поддержки неполных семей в условиях социо­культуры города и села в Мордовии

Алена Александровна Антипова
Елена Николаевна Касаркина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. В статье представлено эмпирическое исследование по актуальной проблеме поддержки неполных семей в современной социокультуре. Цель работы – провести сравнительный анализ особенностей быта, проблем и механизмов поддержки неполных семей в условиях социокультуры города и села в современной Мордовии.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу работы составил комплекс концепций и теоретических подходов в соответствии с предметом и проблемой исследования, методологическим инструментарием социологии семьи, культурологии, психологии. Применялись методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, вторичного анализа эмпирических данных, анкетирования.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведен анкетный опрос родителей из неполных семей, проживающих в г. о. Саранск и Большеигнатовском районе РМ. Предметом исследования стали быт, семейная культура и механизмы поддержки неполных семей в условиях городской и сельской социокультуры. В результате эмпирически выявлены и представлены в сравнении условия и факторы, влияющие на распространение проблем неполных семей, их бытовые особенности в городе и на селе. Проанализированы механизмы поддержки, которыми могут воспользоваться неполные семьи, с учетом мнения родителей.
Заключение. Эмпирически обосновано, что быт, семейная субкультура и проблемы современных неполных семей во многом обусловлены социокультурой местности проживания. На самочувствие семьи влияют расположение и инфраструктура населенного пункта, трудоустроенность единственного родителя, формы межличностного общения в социокультуре населенного пункта. Выявлено, что в Саранске функционируют государственные, благотворительные организации, куда может обратиться неполная семья, испытывающая проблемы. Научная новизна исследования состоит в том, что на теоретическом и эмпирическом уровнях проведен сравнительный анализ особенностей быта, актуальных проблем и механизмов поддержки неполных семей в городской и сельской социокультуре современной Мордовии.

Ключевые слова: социокультура, субкультура, неполная семья, быт, проблемы, поддержка, Мордовия

Для цитирования: Антипова А. А., Касаркина Е. Н. Механизмы поддержки неполных семей в условиях социо­культуры города и села в Мордовии // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 2. С. 143–157.
DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.02.143-157.

Информация об авторах
А. А. Антипова – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
aljona.ntpv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9009-6066
Е. Н. Касаркина – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, eienovik@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4213-8211

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. А. Антипова, Е. Н. Касаркина. Механизмы поддержки неполных семей в условиях социо­культуры города и села в Мордовии отключены

Г. Л. Поносов, П. С. Дмитриев, Т. Н. Лысакова, А. М. Носонов, Я. А. Вендт. Финно-угорские народы Республики Казахстан: динамика численности, размещение, миграционные процессы

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 908:911.3
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.02.158-168

Финно-угорские народы Республики Казахстан: динамика численности, размещение, миграционные процессы

Григорий Леонидович Поносов
Павел Станиславович Дмитриев
Татьяна Николаевна Лысакова
Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева,
Петропавловск, Казахстан

Артур Модестович Носонов
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Ян Анджей Вендт
Гданьский университет,
Гданьск, Польша

Введение. В статье предпринята попытка анализа динамики численности и особенностей размещения финно-угорских народов на территории Казахстана в конце XX – начале XXI в.
Материалы и методы. В основу исследования легли статистические данные переписей населения СССР и Казахстана за 1970–2009 гг. и литература по проблеме. Исследование выполнено на базе сравнительно-исторического, статистического и системного подходов, которые позволили раскрыть динамику этногеографического развития финно-угорских народов в Казахстане.
Результаты исследования и их обсуждение. На территории Республики Казахстан в настоящее время проживают 13 финно-угорских народов. На основании проведенного анализа данных последних пяти переписей населения было сделано предположение о взаимосвязи численности этносов с численностью народов, сходных по языку и культуре, с политической ситуацией в стране, социальными и культурными условиями. Рассмотрен вопрос о расселении финно-угорских народов по регионам Казахстана.
Заключение. Финно-угорские народы, проживающие на территории Казахстана с конца XIX в., сохраняют связь со своей исторической родиной, культурную и этническую самобытность. После распада Союза Советских Социалистических Республик численность большинства из них начала стремительно уменьшаться из-за активного оттока населения на этническую родину и в другие страны СНГ. Можно прогнозировать дальнейшее сокращение численности финно-угорских народов в республике.

Ключевые слова: география населения, финно-угорские народы, этнос, перепись, население, демография

Для цитирования: Поносов Г. Л., Дмитриев П. С., Лысакова Т. Н., Носонов А. М., Вендт Я. А. Финно-угорские народы Республики Казахстан: динамика численности, размещение, миграционные процессы // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 2. С. 158–168. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.02.158-168.

Информация об авторах
Г. Л. Поносов – магистрант кафедры географии и экологии Северо-Казахстанского университета имени Манаша Козыбаева, grag95skgu@mail.ru
П. С. Дмитриев – кандидат биологических наук, профессор кафедры географии и экологии Северо-Казахстанского университета имени Манаша Козыбаева,
dmitriev_pavel@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2712-3508
Т. Н. Лысакова – кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Северо-Казахстанского университета имени Манаша Козыбаева,
tanya.lyss @mail.ru
, https://orcid.org/0000-0002-1925-6570
А. М. Носонов – доктор географических наук, профессор кафедры физической и социально-экономической географии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, artno@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4719-0166
Я. А. Вендт – доктор географических наук, профессор кафедры географии регионального развития Гданьского университета, jan.wendt@ug.edu.pl, https://orcid.org/0000-0003-1712-4926

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Г. Л. Поносов, П. С. Дмитриев, Т. Н. Лысакова, А. М. Носонов, Я. А. Вендт. Финно-угорские народы Республики Казахстан: динамика численности, размещение, миграционные процессы отключены

М. В. Логинова. Этноэстетика в системе этнокультуры: теоретико-методологический аспект

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 39:7.01+001.8
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.02.169-179

Этноэстетика в системе этнокультуры: теоретико-методологический аспект

Марина Васильевна Логинова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Исследованы теоретико-методологические основания этноэстетики как «культурного кода» этноса посредством системного подхода при решении проблемы соотношения этнокультуры и этноэстетики. Цель исследования – философский анализ этноэстетики для определения смыслового потенциала символического капитала этнической культуры.
Материалы и методы. Логика исследования, восходящая от абстрактного (определение этноэстетики) к конкретному (этнофутуризм), основывается на системном подходе, в рамках которого выделены методы: диалектический (этноэстетика на уровне единичного, особенного и всеобщего), сравнительно-исторический (трансформация этно­эстетических ценностей); структурно-функциональный (этноэстетика как открытая система эстетических ценностей, выполняющих функции «маркеров» своеобразия этнического).
Результаты исследования и их обсуждение. Автором обозначены теоретико-методологические аспекты этно­эстетики в современных условиях бытия этноса: выражение в этноэстетике «духа народа», этноэстетические ценности, эстетическая онтология этноса. Выражение в этнической картине мира понятия «дух народа» позволяет выделить уровни существования этноэстетики в этнокультуре: предметно-субстанциональный (эстетическое сознание, эстетические ценности, отражающие/выражающие «дух народа»); функционально-исторический (трансформирующаяся система эстетических отношений и эстетический опыт этноса). Этноэстетические ценности связаны с ментальностью, «духом народа», глубинными пластами этнического сознания (традиции, обряды, верования, мифологические представления, архетипы), искусством как системой создаваемых символических образов. Диалектика единичного, особенного и всеобщего применительно к эстетическим ценностям выделяет этноэстетику как уровень бытия особенного, одновременно объединяющего (ценности и творческий потенциал этноса в освоении мира) и определяющего специфику понимания и интерпретации этносом основных ценностей (прекрасного, трагического, комического и др.) и фиксацию их в языке. Источником эстетической онтологии являются переживания этносом жизни, природы, труда, творчества, имеющие творческий, гармонизирующий потенциал.
Заключение. Автор трактует этноэстетику как составную часть эстетики, которая создает философскую теорию эстетического отношения этноса к миру (природе, искусству, трудовой деятельности), отражает процесс формирования и развития эстетической чувственности, эстетического сознания, ценности мира.

Ключевые слова: этноэстетика, этническая культура, этноэстетические ценности, теоретико-методологический аспект, системный подход, мордовский этнос, эстетическая онтология этноса, этнофутуризм

Для цитирования: Логинова М. В. Этноэстетика в системе этнокультуры: теоретико-методологический аспект // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 2. С. 169–179. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.02.169-179.

Информация об авторе
М. В. Логинова – доктор философских наук, заведующий кафедрой культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, marina919@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0003-1405-0976

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи М. В. Логинова. Этноэстетика в системе этнокультуры: теоретико-методологический аспект отключены

И. А. Сазыкина, И. Л. Сиротина. Актуализация традиционных этнических символов в дизайне современного финно-угорского костюма

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 130.2:391.2:7.05:7.021.5
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.02.180-192

Актуализация традиционных этнических символов в дизайне современного финно-угорского костюма

Ирина Анатольевна Сазыкина
Удмуртский государственный университет,
Ижевск, Россия

Ирина Львовна Сиротина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. В современном дизайне актуальной является проблема создания авторских сценических костюмов с использованием древних сакральных финно-угорских символов.
Материалы и методы. Выбор цели и задач, в основу которого положен принцип системности, определил методологию работы, базирующуюся на синтезе культурологического и искусствоведческого анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. В русле междисциплинарного исследования рассматривается применение художественных приемов, позволяющих сохранить в актуальном дизайне код узнаваемости уходящих эпох: в формах символов и знаков финно-угров (удмуртов и коми-пермяков), цветовом решении, фактуре тканей и материалов, декоре, местоположении сакрализации. Приводится авторская классификация современных коллекций этно-костюма: условно-аутентичные, фольклорные, эстрадные, конкурсные. Рассматривается женский комплекс северных коми-пермяков как источник при создании условно-аутентичных костюмов для народного ансамбля «Самородки». Все теоретические находки иллюстрируются их практическим использованием при создании авторских коллекций, основной акцент авторами сделан на удмуртских костюмах.
Заключение. Проектирование современного финно-угорского костюма по удмуртским или коми-пермяцким мотивам может быть более эффективным и выйти на высокий качественный уровень. Для этого выявленное сакральное, семиотическое и эстетическое наполнение традиционного костюма должно быть научно осмыслено и адекватно адаптировано к стилевым и функциональным требованиям нашего времени как в проектно-конструкторских решениях, так и в смысловой характеристике декоративных элементов и аксессуаров.

Ключевые слова: современный финно-угорский костюм, сакральные знаки, материалы и технологии традиционной одежды, сценические коллекции этно-костюма

Для цитирования: Сазыкина И. А., Сиротина И. Л. Актуализация традиционных этнических символов в дизайне современного финно-угорского костюма // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 2. С. 180–192. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.02.180-192.

Информация об авторах
И. А. Сазыкина – доцент кафедры компьютерных технологий и художественного проектирования Удмуртского государственного университета, sazykina@internet.ru
И. Л. Сиротина – доктор философских наук, заведующий кафедрой дизайна и рекламы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, sirotinail@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4498-5529

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи И. А. Сазыкина, И. Л. Сиротина. Актуализация традиционных этнических символов в дизайне современного финно-угорского костюма отключены

В. Н. Максимов. Зинаиде Филипповне Барцевой – 110

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Зинаиде Филипповне Барцевой – 110

Валерий Николаевич Максимов 
кандидат филологических наук,
доцент кафедры марийского языка и литературы,
заведующий НОЦ языковых технологий “Марий йылме”
Марийского государственного университета,
Йошкар-Ола, Россия, sernur@rambler.ru,
https://orcid.org/0000-0001-7818-9948

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Максимов. Зинаиде Филипповне Барцевой – 110 отключены

Н. И. Бояркин. Николай Мокшин – грани творчества. К 85-летию со дня рождения

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Николай Мокшин – грани творчества. К 85-летию со дня рождения

Николай Иванович Бояркин –
доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник
Межрегионального научного центра финно-угроведения
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, bojarkin_ni@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. И. Бояркин. Николай Мокшин – грани творчества. К 85-летию со дня рождения отключены