Рецензия / Review
Андрей Борисович Танасейчук –
доктор культурологии, профессор кафедры русской и зарубежной литературы
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия, atandet@yandex.ru
Рецензия / Review
Андрей Борисович Танасейчук –
доктор культурологии, профессор кафедры русской и зарубежной литературы
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия, atandet@yandex.ru
Рецензия / Review
Подарок к 100-летию Республики Марий Эл
Сергей Константинович Свечников –
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник направления «Этнология» Марийского научно-исследовательского института языка,
литературы и истории им. В. М. Васильева,
Йошкар-Ола, Россия, svechnikov-sk@mail.ru
Рецензия / Review
Марийская учебная книга как феномен национальной культуры
Родион Иванович Чузаев –
кандидат исторических наук,
директор института национальной культуры и межкультурной коммуникации
Марийского государственного университета,
Йошкар-Ола, Россия, chuzaevr@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0003-0709-2166
Скачать 01-2021 (pdf, 3,15 Mb)
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Т. П. Арискина. История изучения словообразования в мордовских языках
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Т. В. Пашкова. Образ змеи в карельской народной медицине
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
А. В. Березина. Повседневные культурные практики уральских мари
К. М. Романов. Отражение эмоционального опыта в культуре финно-угорских народов
СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ
В. И. Антонова. Памяти профессора В. И. Демина. Он спешил жить и делать добро
О. Г. Беломоева, Н. Ю. Лысова. «Оставить след». Послесловие
Е. А. Цыпанов. К 85-летию А. И. Туркина
С. П. Гудкова. Образ города в творчестве хантыйских писателей
Персоналии / Personalities
Очередная книга по марийской лексикографии
Валерий Николаевич Максимов –кандидат филологических наук, доцент кафедры марийского языка и литературы, заведующий НОЦ языковых технологий “Марий йылме” Марийского государственного университета,
Йошкар-Ола, Россия, sernur@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-7818-9948
Персоналии / Personalities
Образ города в творчестве хантыйских писателей
Светлана Петровна Гудкова – доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, sveta_gud@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-5894-6347
Персоналии / Personalities
Евгений Александрович Цыпанов – доктор филологических наук, заместитель директора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН,
Сыктывкар, Россия, tsypanov@mail.illhkomisc.ru,
https://orcid.org/0000-0001-6351-2896
Персоналии / Personalities
Ольга Герольдовна Беломоева – доктор культурологии, профессор кафедры театрального искусства и народной художественной культуры
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, o_belomoeva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3706-1101
Надежда Юрьевна Лысова – кандидат философских наук, доцент кафедры архитектуры и дизайна
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, lysova-nu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2406-3925
Персоналии / Personalities
Памяти профессора В. И. Демина. Он спешил жить и делать добро
Вера Ивановна Антонова – доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, belkich@rambler.ru
Научная статья
УДК 159.922
DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.79-89
Константин Михайлович Романов
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия
Введение. Представлена характеристика эмоциональной культуры группы финно-угорских народов, отражающей накопленный обществом эмоциональный опыт и являющейся неотъемлемой частью общей культуры. В ее содержание входят психологические знания, практические умения и навыки управления эмоциями и чувствами, отношение к людям. Цель исследования – выявить эмоциональное содержание культуры финно-угорских народов.
Материалы и методы. Для реализации поставленной цели применялась методика психологического анализа языка как важнейшего носителя эмоциональной культуры. В качестве объекта анализа были использованы словари четырех финно-угорских народов: коми, удмуртов, мари и эрзи. Предметом психологического анализа выступили слова, отражающие эмоциональные явления. Были задействованы два параметра анализа эмоциональных категорий: знак и форма эмоциональных явлений.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ показал, что эмоциональный опыт занимает важное место в языке и культуре исследуемых финно-угорских народов. В их языках насчитывается в среднем 315 эмоциональных категорий, отражающих разнообразные по содержанию и форме эмоциональные явления. Это свидетельствует о широте эмоционального опыта этнических групп. Данный показатель характеризуется незначительными отклонениями от среднего значения, что говорит о близости эмоционального опыта народов. В нем находят отражение все основные формы эмоциональных явлений: эмоциональные процессы, эмоциональные феномены, эмоциональные свойства и состояния, эмоциональные свойства действий. Обнаружены этнические особенности в количественном соотношении указанных параметров. Установлено, что доминирующее место в структуре эмоционального опыта занимают негативные эмоции при минимальном различии между данными этническими группами.
Заключение. Эмоциональная реальность входит в сферу жизненных интересов людей и осваивается ими. Она находит отражение в культуре любого, в том числе финно-угорского, народа. Однако этнические особенности их эмоционального опыта и эмоциональной культуры остаются неизученными. Перспективной является задача создания целостной концепции эмоциональной культуры каждого финно-угорского народа, включающей знания об эмоциях и чувствах, приемы управления ими и отношение к людям.
Ключевые слова: человек, культура, язык, финно-угорский народ, эмоциональная культура, структура эмоциональной культуры, эмоциональный опыт, этнические особенности эмоционального опыта
Для цитирования: Романов К. М. Отражение эмоционального опыта в культуре финно-угорских народов // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 79–89. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.79-89.
Информация об авторе
К. М. Романов – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, famylypost@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7662-3632
Научная статья
УДК 392
DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.67-78
Повседневные культурные практики уральских мари
Анна Валерьевна Березина
Уральский государственный лесотехнический университет,
Екатеринбург, Россия
Введение. Изучение повседневных культурных практик уральских мари, проживающих в сельской местности, может не только дополнить, но и изменить наши взгляды на особенности их культуры, перспективы ее развития, устойчивость к этнокультурным трансформациям. Повседневность бытия мари раскрывает загадки их природоориентированного мировосприятия, что особенно актуально в современном мире экологических катастроф.
Материалы и методы. В работе использовались междисциплинарные методы исследования, принципы сравнительного и системно-структурного анализа, а также социологические методы: наблюдение, глубинный опрос, сравнительный анализ, интервьюирование.
Результаты исследования и их обсуждение. Отличительные черты этнокультуры уральских мари, сформировавшиеся под влиянием регионального фактора, фиксируются не только в марийском диалекте, национальной одежде, но и в повседневных практиках. В их числе – уклад хозяйственной деятельности, подбор домашней утвари, отношения между мужчиной и женщиной, между поколениями. На формирование повседневных практик оказала влияние народная религиозность, тесно связанная с мифологическим мышлением. Вера в духов, сопровождающая повседневное бытие человека, трансформируясь согласно новым бытовым практикам, до сих пор сохраняется в обыденной жизни этноса. Автором приводятся данные глубинных опросов и интервьюирования мари, проживающих в ряде районов Свердловской области и Пермского края, а также анализируются примеры из литературных источников.
Заключение. Трансформация культуры уральских мари является ответом на научно-технический прогресс, глобализационные перемены и носит экстероцептивный характер при сохраняющемся аксиологическом основании. Дальнейшее исследование повседневных культурных практик уральских мари, проживающих в сельской местности, позволит дать прогноз развития их этнокультуры и указать на критические аспекты трансформации.
Ключевые слова: мари, этнокультура, народная религиозность, повседневные практики, мифологическое мышление
Для цитирования: Березина А. В. Повседневные культурные практики уральских мари // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 67–78. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.67-78.
Информация об авторе
А. В. Березина – старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уральского государственного лесотехнического университета, berezinanna@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6490-408X
Научная статья
УДК 392
DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.59-66
Образ змеи в карельской народной медицине
Татьяна Владимировна Пашкова
Петрозаводский государственный университет,
Петрозаводск, Россия
Введение. В статье рассматривается использование средств животного происхождения в карельской народной медицине в XIX – начале XX в. Особое внимание уделяется функциям змеи в лечебной практике карел в сопоставлении с вепсами, финнами и русскими. Проводится всесторонний анализ функционирования змеи в этномедицине карел, которая включает в себя оберегательную магию и способы лечения болезней. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения функционирования представителей мира фауны в различных обрядах жизненного цикла, народной медицине одного из коренных малочисленных народов Республики Карелия – карел. Ранее подобные исследования на карельском материале не проводились, что определяет его научную новизну.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили средства животного происхождения (на примере змеи), используемые в карельской народной медицине, рассмотренные с применением сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов.
Результаты исследования и их обсуждение. При исследовании применения средств животного происхождения в народной медицине карел автором рассматриваются функционирование змеи в лечебных обрядах, мифологические представления о ней. Для сравнительного анализа привлекаются сведения об использовании этого представителя мира фауны как средства животного происхождения в этномедицине вепсов, финнов и русских, т. е. народов, с которыми у карел прослеживаются тесная связь и взаимовлияние как в культурном, так и в языковом аспекте.
Заключение. Средства животного происхождения занимали значительное место в карельской народной медицине. В представленном исследовании это впервые удалось проследить на примере змеи, выполнявшей противоречивые функции. С одной стороны, ее части использовались знахарями в качестве амулетов, а также «помощников» в магических ритуалах, с другой – она рассматривалась как воплощение зла и причина болезней. Сравнительно-сопоставительное исследование показало, что змея занимала важную нишу как средство животного происхождения в народной медицине не только карел, но и вепсов, финнов, а также русских.
Ключевые слова: народная медицина, традиции карел, средства животного происхождения, образ змеи, карельская мифология
Для цитирования: Пашкова Т. В. Образ змеи в карельской народной медицине // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 59–66. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.59-66.
Информация об авторе
Т. В. Пашкова – доктор исторических наук, заведующий кафедрой прибалтийско-финской филологии Петрозаводского государственого университета, tvpashkova05@mail.ru, https://orcid. org/ 0000-0002-0505-4767
Научная статья
УДК 94(47):332
DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.49-58
Трансформация институциональной среды лесопромышленного предприятия
как фактор социально-экономического развития финно-угорского региона
в 1990-е гг.
Олег Игоревич Кулагин
Петрозаводский государственный университет,
Петрозаводск, Россия
Введение. В статье рассматриваются процессы трансформации институциональной среды регионального лесопромышленного предприятия Карелии в 1990-е гг. Целью исследования стало определение влияния данной трансформации на уровень социально-экономического развития республики как финно-угорского региона с преимущественным развитием отраслей лесопромышленного комплекса.
Материалы и методы. Методика исследования основана на использовании преимущественно институционального подхода. Его применение позволяет выявить изменения, которые произошли в структуре институциональной среды регионального лесопромышленного предприятия с началом рыночных преобразований 1990-х гг., а также степень эффективности взаимодействия данного предприятия с различными экономическими субъектами.
Результаты исследования и обсуждение. Анализ изменений, произошедших в первое постсоветское десятилетие в институциональной среде регионального лесопромышленного предприятия, показал ряд негативных моментов. Прежде всего сильно снизилась роль государства, которое не смогло сформировать эффективные «правила игры» для лесной экономики. Принятый в 1997 г. Лесной кодекс ущемлял права Карелии как субъекта Федерации, поскольку в собственность республики могла быть передана лишь часть лесного фонда. На фоне отсутствия ведомств партийного и государственного контроля, тяжелого финансового положения региона возросло значение региональных органов власти в решении проблем предприятий лесопромышленного комплекса. В условиях стихийной приватизации и развала финансовой системы лесопромышленные предприятия столкнулись с многочисленными проблемами взаимодействия с поставщиками, заказчиками, потребителями и банками. Рассматриваемый период стал временем усиления роли зарубежных фирм в деятельности лесопромышленных предприятий. Получив контрольный пакет акций ряда отечественных предприятий, иностранные предприниматели не стремились вкладывать инвестиции в их развитие.
Заключение. Трансформация, произошедшая в институциональной среде регионального лесопромышленного предприятия Карелии в 1990-е гг., негативно сказалась на уровне социально-экономического развития финно-угорского региона, основу которого составляли отрасли лесопромышленного комплекса.
Ключевые слова: лесопромышленное предприятие, финно-угорский регион, институциональная среда, социально-экономическое развитие
Для цитирования: Кулагин О. И. Трансформация институциональной среды лесопромышленного предприятия как фактор социально-экономического развития финно-угорского региона в 1990-е гг. // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 49–58. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.49-58.
Информация об авторе
О. И. Кулагин – доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Петрозаводского государственного университета, olkulagin@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2979-250X
Научная статья
УДК 394.268(470.341)
DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.38-48
Местные сельские праздники в перспективе культурной памяти русского
и финно-угорского населения Нижегородской области
Ольга Валерьевна Гальцева
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник,
Нижний Новгород, Россия
Введение. В статье в контексте культурной памяти анализируется механизм укоренения и последующего функционирования местных религиозных праздников в культурном пространстве российских сельских сообществ XIX–ХХ вв.
Материалы и методы. Были исследованы и обобщены материалы, содержащиеся в научных трудах, дающих представление о рассматриваемой проблеме, а также использованы полевые материалы автора, собранные в этнографических поездках по Нижегородской области. Методологической основой исследования являются проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы. При сборе полевых материалов были использованы такие методы полевой этнографии, как непосредственное наблюдение и интервьюирование.
Результаты исследования и их обсуждение. В современной гуманитарной науке репрезентативные свойства праздника осмысляются в контексте культурной памяти, где праздник выступает ее элементом или первичной формой. В рамках такого подхода праздник можно рассматривать и как «общий текст», который, по Ю. Лотману, сохраняется и актуализируется в пространстве общей памяти сообщества, и как механизм этой актуализации, действующий из поколения в поколение и позволяющий членам этого сообщества осуществлять культурную самоидентификацию. Автор представляет местные религиозные праздники русского и финно-угорского населения (мордвы и марийцев) Нижегородской области как одну из традиционных форм сохранения, актуализации и межпоколенной передачи информации, значимой для формирования культурной идентичности.
Заключение. Местные религиозные праздники являлись тем механизмом, посредством которого коллективная память отдельных сельских сообществ осмыслялась, сохранялась и ретранслировалась через единые традиционные формы общерусской духовной культуры. В культурной памяти финно-угорских народов местные религиозные праздники русских соседей стали ключом к восприятию христианских культов и сыграли важную роль в процессах аккультурации.
Ключевые слова: культурная память, праздник, местный праздник, престольный праздник, духовное наследие, национальная идентичность
Для цитирования: Гальцева О. В. Местные сельские праздники в перспективе культурной памяти русского и финно-угорского населения Нижегородской области // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 38–48. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.38-48.
Информация об авторе
О. В. Гальцева – заведующий сектором этнографии Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, ol.galczewa@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1258-3771
Научная статья
УДК 14.6:81’373:811.511.1
DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.29-37
Екатерина Дмитриевна Карпунина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия
Введение. В статье исследуются способы репрезентации концепта «деньги» на материале фразеологических единиц финского и эрзянского языков в сравнительном аспекте. Применяется модель концептуального анализа, который проводится на основе сравнения фразеологических единиц двух дальнородственных языков. Цель статьи – выявить языковые средства выражения концепта «деньги» на материале фразеологических единиц каждого из представленных языков и выяснить, каким образом данный концепт представлен в языковом, когнитивном и культурном пространстве исследуемых народов. Изучение фразеологического фонда языков с точки зрения представленности того или иного концепта имеет большое значение в лингвистике.
Материалы и методы. Для решения поставленной цели использовались описательный, сравнительно-сопоставительный методы, метод концептуального анализа, разработанный самостоятельно в ходе исследования, а также приемы компонентного и этимологического анализа. Фактический материал получен в результате применения метода сплошной выборки из фразеологических словарей финского и эрзянского языков.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование позволило выявить фразеологизмы, наиболее точно отражающие концепт «деньги», в финском и эрзянском языках; выделить частотно повторяющиеся лексемы и провести лексический анализ их словарных дефиниций; составить собственную модель концептуального анализа, позволяющую исследовать выявленный языковой материал с учетом семантического признака и представить лексико-семантическую классификацию фразеологизмов на материале финского и эрзянского языков.
Заключение. В ходе исследования были выявлены и проанализированы 62 финских и 35 эрзянских фразеологических единиц, выделены 17 наиболее частотно встречающихся ядерных лексем, что позволило сделать вывод о сходном представлении и выражении концепта «деньги» в сознании финского и эрзянского народов. В результате проведенного анализа была составлена классификация на основе лексико-семантического признака, включающая семь групп фразеологизмов.
Ключевые слова: концепт, деньги, фразеологическая единица, финский язык, эрзянский язык, сравнительный анализ
Для цитирования: Карпунина Е. Д. Репрезентация концепта «деньги» во фразеологических единицах финского и эрзянского языков // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 29–37. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.29-37.
Информация об авторе
Е. Д. Карпунина – магистрант кафедры финно-угорской филологии Мордовского государственного университета им Н. П. Огарёва, edkarpunina@yandex.ru