Н. Н. Тимерханова. Выражение кондициональности в сложноподчиненных предложениях удмуртского языка (семантические и структурные особенности)

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 811.511.131

DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.186-195

Выражение кондициональности в сложноподчиненных предложениях удмуртского языка (семантические и структурные особенности)

Надежда Николаевна Тимерханова
Удмуртский государственный университет,
Ижевск, Россия

Введение. В удмуртском языке сложноподчиненные предложения с придаточными условия являются довольно продуктивными. Средством связи в таких конструкциях служат союзы и союзные сочетания, в некоторых случаях корреляты. Одни и те же союзы помогают передавать различную семантику. Целью данного исследования стало выявление условных, условно-временных, условно-причинных смысловых отношений, выражаемых при помощи союзов, союзных сочетаний и других ресурсов языка, а также структурных особенностей таких конструкций на материале удмуртского языка.
Материалы и методы. Основным источником исследования послужили произведения удмуртской художественной литературы. Автором использовался комплекс исследовательских методов: описательный, частичной и сплошной выборки, контекстуального анализа, трансформации. Применение указанных методов позволило рассмотреть на конкретном языковом материале специфику изучаемых единиц.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье рассмотрены широко представленные в системе удмуртского языка сложноподчиненные предложения с условными, условно-временными и условно-причинными придаточными. Установлено, что предложения повторяющегося реального условия и следствия часто совмещают свойства условных и временных предложений; конструкции с единичным условием или следствием в форме настоящего времени – условных и причинных предложений, в форме будущего времени – условно-временных и условных; предложения в форме прошедшего времени имеют лишь семантику времени или причины, значение условия в них стирается. Тип конкретных смысловых взаимоотношений на уровне глубинной структуры предложения могут определять союз, маркер повторяемости, а также форма многократного вида глагола.
Заключение. В удмуртском языке условно-временное значение, как правило, выражается в сложноподчиненных предложениях повторяющегося реального условия при помощи союзов ке, куке ‘если (когда)’; условно-причинное – в предложениях единичного реального условия с союзами бере, дыръя ‘если (раз)’, в которых говорится о связи между двумя неповторяющимися явлениями. Семантика сложноподчиненных предложений может зависеть не только от используемого союза, но и от вида и времени глагола-сказуемого, семы однократности или повторя­емости, дополнительных лексических маркеров однократности и многократности. Точное определение значения и контаминаций возможно лишь на уровне глубинной структуры предложения.

Ключевые слова: удмуртский язык, сложноподчиненное предложение, кондициональность, темпоральность, каузальность, синкретичная семантика, структура предложения

Для цитирования: Тимерханова Н. Н. Выражение кондициональности в сложноподчиненных предложениях удмуртского языка (семантические и структурные особенности) // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14, № 2. С. 186–195. DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.186-195.

Информация об авторе

Н. Н. Тимерханова – кандидат филологических наук, заведующий кафедрой лингвистической типологии и лингводидактики Удмуртского государственного университета, timer-nadezhda@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2331-9239

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. Н. Тимерханова. Выражение кондициональности в сложноподчиненных предложениях удмуртского языка (семантические и структурные особенности) отключены

А. М. Мацук. Средние специальные учебные заведения сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950–1980-е г.г.

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 94:377(470.1/.2)”195/198”

DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.196-206

Средние специальные учебные заведения сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950–1980-е гг.

Александр Михайлович Мацук
Институт языка, литературы и истории
Коми научного центра Уральского отделения РАН,
Сыктывкар, Россия

Введение. Советская система образования и культурного обслуживания населения нуждалась в большом количестве кадров, в число которых входили воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя начальных классов, библиотекари и клубные работники. Данных специалистов среднего звена готовили в основном региональные училища и техникумы. В статье представлено исследование блока средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для учреждений просвещения и культуры, как части общей системы среднего специального образования на территории Европейского Севера России.
Материалы и методы. Исследование основано на принципах научной объективности, историзма и достоверности. При этом использовались методы статистического анализа, сопоставления и сравнения, необходимые при работе с архивными документами и статистическими материалами.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ анализируемых в исследовании статистических данных позволил составить реестры средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950–1980-е гг. На основе имеющейся в центральных и региональных статистических сборниках, а также в статистической отчетности учебных заведений информации удалось проследить динамику численности учащихся и выпускников техникумов и училищ сферы просвещения и культуры, выделить их долю в общем количестве учащихся и выпускников всех средних специальных учебных заведений по областям и республикам Европейского Севера РСФСР, в том числе двум финно-угорским республикам – Карельской и Коми АССР.
Заключение. Реформирование среднего специального образования в 1950-х гг. негативно сказалось на количестве подготовленных специалистов сферы просвещения и культуры. В дальнейшем это число значительно возросло, что указывает на поступательное развитие техникумов и училищ изучаемой сферы. Несмотря на положительную динамику численности учащихся и выпускников, их доля в общем количестве тех и других по всей системе среднего специального образования на Европейском Севере РСФСР оставалась на низком уровне. Тем не менее положительный вектор динамики показателя свидетельствует о востребованности специалистов данного профиля в народном хозяйстве изучаемых областей, а также финно-угорских республик, находящихся в границах территории Европейского Севера России.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках выполнения плановой темы НИР Института языка, литературы и истории ФИЦ «Коми научный центр Уральского отделения РАН».

Ключевые слова: среднее специальное образование, просвещение и культура, Европейский Север РСФСР, динамика численности, 1950–1980-е гг.

Для цитирования: Мацук А. М. Средние специальные учебные заведения сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950–1980-е гг. // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14, № 2. С. 196–206. DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.196-206.

Информация об авторе
А. М. Мацук – кандидат исторических наук, заведующий лабораториeй археографии и публикации документов по истории освоения Европейского Севера России Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, almmatsuk@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9072-3904

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. М. Мацук. Средние специальные учебные заведения сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950–1980-е г.г. отключены

А. А. Осьмушина. Человек и мир в мордовской сказке (в сравнении со сказками других этнокультур)

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 82-343.4:39(=511.152)

DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.223-240

Человек и мир в мордовской сказке (в сравнении со сказками других этнокультур)

Анастасия Андреевна Осьмушина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Актуальность работы определяется эффективностью исследования фольклора для познания космо-психо-логоса народа. Ее научная новизна состоит в применении дейксисного анализа сказок разных этносов со сходным сюжетом для изучения эрзянской и мокшанской сказок. Объект исследования – тексты эрзянской и мокшанской сказок с сюжетным мотивом «Мальчик-с-пальчик» в сравнении с русской, немецкой, английской, испанской и латиноамериканской сказками с аналогичным сюжетом. Предмет исследования – особенности онтологии, аксиологии, антропологии эрзи и мокши в сказке. Цель работы – выявление онтологических, аксиологических и антропологических особенностей мордовской сказки. Задачи исследования – выполнить дейксисный анализ текстов нескольких вариантов мордовской сказки и ее иноэтничных аналогов; выявить их сходства и различия; сформулировать онтологические, аксиологические и антропологические особенности мордовской сказки.
Материалы и методы. Для достижения цели исследования был выполнен сравнительный контент-анализ дейксиса семи сказок с ведущим сюжетным мотивом «Мальчик-с-пальчик». Метод критического отбора источников применен при выборе аутентичных версий сказок. Общенаучные методы исследования позволили провести анализ, систематизировать полученные сведения и синтезировать выводы.
Результаты исследования и их обсуждение. Все рассмотренные сказки фиксируют трагедию отсутствия детей в этнической семье, дезидеративность рождения детей, состоящие в детях счастье и смысл жизни человека. В эрзянской сказке отмечаются локально-общая солидарность, борьба с агрессивной властью, вооруженное восстановительное правосудие. В мокшанской сказке присутствует мотив обмана обманщика как формы восстановительной справедливости для улучшения материального положения семьи. И в эрзянской, и в мошанской сказке реализуется интенция возвращения домой непрямым путем и жизни в созидательном труде в своем месторазвитии.
Заключение. Сравнительный анализ дейксиса сказок разных этносов со сходным сюжетом позволяет выявить общее и особенное в содержании сказок, определить особенности онтологии, аксиологии, антропологии этноса. Проведенное исследование показало, что онтологические, аксиологические и антропологические особенности сказки эрзи и мокши близки, но не тождественны, выявило сходства и различия со сказками других этнокультур.

Ключевые слова: эрзянская сказка, мокшанская сказка, сходный сюжет, Мальчик-с-пальчик, онтология, аксиология, антропология

Для цитирования: Осьмушина А. А. Человек и мир в мордовской сказке (в сравнении со сказками других этнокультур) // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14, № 2. С. 223–240. DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.223-240.

Информация об авторе
А. А. Осьмушина – кандидат философских наук, доцент кафедры английского языка для профессиональной коммуникации Мордовского государственного универстета им. Н. П. Огарёва, 98761985@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2982-2772

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. А. Осьмушина. Человек и мир в мордовской сказке (в сравнении со сказками других этнокультур) отключены

Л. А. Молчанова. «Древесная» символика в декоративном убранстве удмуртского костюма: истоки, бытование, смысл

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 391(=511.131):7.016.4(045)

DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.207-222

«Древесная» символика в декоративном убранстве удмуртского костюма: истоки, бытование, смысл

Людмила Анатольевна Молчанова
Удмуртский государственный университет,
Ижевск, Россия

Введение. В статье анализируется семантика древовидных фигур традиционного женского костюма. Целью работы является определение истоков этого образа в удмуртской орнаментике.
Материалы и методы. В работе использован метод структурно-семиотического анализа, позволяющий рассматривать костюмный орнамент как знаково-символическую систему.
Результаты исследования и их обсуждение. Два первообраза, возникшие еще в период формирования человеческой ментальности, – женщина и тотемный зверь – легли в основу мифопоэтического символа мирового дерева. Комплекс удмуртского воршуда сконцентрировал в себе и сохранил отголоски древнейшего культа женщины-прародительницы, наделенной тотемным именем. Каждый удмуртский род имел свое воршудное имя. Это имя было связано с природным тотемом, принадлежало женщинам рода и передавалось из поколения в поколение по женской линии. Воршудным именем называлась и родовая территория, и ее сакральный центр – воршуд в святилище куа. Воршуд демонстрирует две ключевые идеи мирового дерева: связь, преемственность поколений и центр родовой территории.
Заключение. В ходе исследования выявлена связь «древесных» символов костюмного орнамента с культом удмуртского воршуда и символикой мирового дерева. Тем самым выявлены истоки и семантика «древесных» символов в удмуртском костюмном орнаменте.

Ключевые слова: костюмный орнамент, материнский тотем, воршуд, родовое дерево, мировое дерево

Для цитирования: Молчанова Л. А. «Древесная» символика в декоративном убранстве удмуртского костюма: истоки, бытование, смысл // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14, № 2. С. 207–222. DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.207-222.

Информация об авторе
Л. А. Молчанова – кандидат исторических наук, доцент кафедры компьютерных технологий и художественного проектирования Удмуртского государственного университета, lusmolchan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8379-3450

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Л. А. Молчанова. «Древесная» символика в декоративном убранстве удмуртского костюма: истоки, бытование, смысл отключены

О. Н. Баженова. Лексические средства выражения эмотивности и оценочности в прозе Г. А. Юшкова

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 821.511.132

DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.136-146

Лексические средства выражения эмотивности и оценочности в прозе Г. А. Юшкова

Ольга Николаевна Баженова
Институт языка, литературы и истории
Коми научного центра Уральского отделения РАН,
Сыктывкар, Россия

Введение. Работа посвящена описанию некоторых лексических средств выражения эмотивности и оценочности в прозе классика коми литературы Г. А. Юшкова.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили тексты романов, повестей и рассказов Г. А. Юшкова. В работе использован метод компонентного анализа, обозначены такие компоненты коннотативного значения, как параметрический, эмоционально-оценочный, образный. При описании моделей индивидуально-авторских фразеологизмов применен структурный метод.
Результаты исследования и их обсуждение. Эмотивность и оценочность в прозе Г. А. Юшкова выражаются различными лексическими средствами. Неодобрение предмета речи передается общеупотребительными пейоративами и индивидуально-авторскими фразеологизмами, созданными по моделям узуальных словосочетаний в переносном значении, лексическими повторами в репликах персонажей. Негативная оценка и отрицательные эмоции говорящего выражаются также изобразительными глаголами, при этом компонент интенсивности в коннотативном значении слова становится предпосылкой развития компонента оценочности. Концептуально значимым для произведений Г. А. Юшкова является компонент одобрения в коннотативном значении этнонима коми. Положительно оцениваются такие качества коми человека, как доведение дела до конца, искренность, целеустремленность, упорство, умение чувствовать природу и ориентироваться в лесу, скромность.
Заключение. Лексические средства выражения эмотивности и оценочности в прозе Г. А. Юшкова достаточно разнообразны: их источником послужили как общеупотребительные ресурсы народного коми языка, так и собственное языковое творчество автора.

Благодарности: Публикация подготовлена в рамках реализации государственного задания ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, номер государственной регистрации проекта ИЯЛИ FUUU-2021-0008 «Пермские языки в лингвокультурном пространстве Европейского Севера и Приуралья».

Ключевые слова: эмотиология, эмотивность, оценочность, коми язык, стилистика коми языка, Г. А. Юшков

Для цитирования: Баженова О. Н. Лексические средства выражения эмотивности и оценочности в прозе Г. А. Юшкова // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14, № 2. С. 136–146. DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.136-146.

Информация об авторе
О. Н. Баженова – старший лаборант-исследователь сектора языка Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, bazhenova-olga2011@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5666-2260

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи О. Н. Баженова. Лексические средства выражения эмотивности и оценочности в прозе Г. А. Юшкова отключены

Н. С. Братчикова. Звукопись в графическом романе и способы ее передачи с финского языка на русский (на материале комикса С. Макконена «Калевала»)

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 81-22

DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.147-159

Звукопись в графическом романе и способы ее передачи с финского языка на русский (на материале комикса С. Макконена «Калевала»)

Надежда Станиславовна Братчикова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
Московский государственный лингвистический университет,
Москва, Россия

Введение. В статье рассматриваются особенности ономатопей и аллитерации в жанре графического романа на примере работы над переводом комикса «Калевала». Автор изучает фоностилистические приемы графического романа С. Макконена «Калевала», исследует потенциал звукоподражательных комплексов, анализирует эмоциональную составляющую ономатопей и их роль в создании перлокутивного эффекта комикса.
Материалы и методы. В блок материалов исследования вошли ономатопеи, которые автономно оформляют речевые акты персонажей комикса, а также аллитерации. В центре внимания находится прагматический потенциал ономатопей, который раскрывается в сочетании с вербальным компонентом и иллюстративным материалом. Анализ эмпирического материала проведен на базе методов лингвистического описания качественных, количественных и функционально-семантических характеристик фактического материала.
Результаты исследования и их обсуждение. В комиксах звукоподражания активно участвуют в формировании речевых актов. Самая многочисленная группа ономатопей в романе С. Макконена представлена звукоподражательными сочетаниями, передающими состояние природы, эмоции героев. Их выбор мотивирован целью автора описать подземный, враждебный человеку мир Похъёлы. Нечленораздельные звуки природы передаются средствами человеческого языка с определенной системой и традициями изобразительных средств. В ономатопеических словах присутствует отдаленная связь между звучанием и значением. Звуки семантизируются и получают смысл в конкретном контексте.
Заключение. В финском языке ономатопеические комплексы остаются относительно мало изученной темой, что указывает на перспективность и актуальность работ, посвященных фоносемантике и звукоподражательным словам.

Ключевые слова: комикс, графический роман, звукоподражание, ономатопея, финский язык, аллитерация, фоносемантика, перевод

Для цитирования: Братчикова Н. С. Звукопись в графическом романе и способы ее передачи с финского языка на русский (на материале комикса С. Макконена «Калевала») // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14, № 2. С. 147–159. DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.147-159.

Информация об авторе
Н. С. Братчикова – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой финно-угорской филологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; профессор кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук Московского государственного лингвистического университета, n.bratchikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7402-8327

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. С. Братчикова. Звукопись в графическом романе и способы ее передачи с финского языка на русский (на материале комикса С. Макконена «Калевала») отключены

В. Н. Максимов. Михаилу Ивановичу Ильину – 70

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Михаилу Ивановичу Ильину – 70

Валерий Николаевич Максимов –
кандидат филологических наук,
доцент кафедры марийского языка и литературы,
заведующий НОЦ языковых технологий “Марий йылме”
Марийского государственного университета,
Йошкар-Ола, Россия, sernur@rambler.ru,
https://orcid.org/0000-0001-7818-9948

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Максимов. Михаилу Ивановичу Ильину – 70 отключены

В. И. Рогачев, С. Н. Степин. Научно-педагогическая деятельность Г. И. Горбунова (финно-угорские проекции)

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Научно-педагогическая деятельность Г. И. Горбунова (финно-угорские проекции)

Владимир Ильич Рогачев –
доктор филологических наук, профессор кафедры литературы
и методики обучения литературе
Мордовского государственного педагогического
университета имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия, rogachev-v@bk.ru,
https://orcid.org/0000-0003-2830-8667

Сергей Николаевич Степин –
кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы
и методики обучения литературе
Мордовского государственного педагогического
университета имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия, stepin.73@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0003-7704-6344

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Рогачев, С. Н. Степин. Научно-педагогическая деятельность Г. И. Горбунова (финно-угорские проекции) отключены

Е. Н. Мухина. Последняя любовь К. Г. Маннергейма

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Последняя любовь К. Г. Маннергейма

Евгения Николаевна Мухина –
кандидат филологических наук, преподаватель
высшей квалификационной категории Ковылкинского филиала
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Ковылкино, Россия,
zenja.admajkina@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-0492-5743

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Н. Мухина. Последняя любовь К. Г. Маннергейма отключены

А. Г. Бурнаев. Онтогенез мордовского танца: фестиваль-конкурс “Ёндолня” в Саранске

Скачать (pdf)

События / Events

Онтогенез мордовского танца: фестиваль-конкурс “Ёндолня” в Саранске

Александр Гаврилович Бурнаев –
доктор искусствоведения, профессор
кафедры театрального искусства и народной художественной культуры
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, burnaevag@mail.ru,
https//orcid.org/0000-0002-2295-9699

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Г. Бурнаев. Онтогенез мордовского танца: фестиваль-конкурс “Ёндолня” в Саранске отключены

В. Н. Максимов, Р. А. Кудрявцева. Памяти профессора Ивана Семеновича Иванова

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Памяти профессора Ивана Семеновича Иванова

Валерий Николаевич Максимов –
кандидат филологических наук,
доцент кафедры марийского языка и литературы,
заведующий НОЦ языковых технологий “Марий йылме”
Марийского государственного университета,
Йошкар-Ола, Россия, sernur@rambler.ru,
https://orcid.org/0000-0001-7818-9948

Раисия Алексеевна Кудрявцева –
доктор филологических наук, профессор
кафедры финно-угорской и сравнительной филологии
Марийского государственного университета,
Йошкар-Ола, Россия, kudsebs@rambler.ru,
https://orcid.org/0000-0001-8933-5955

 

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Максимов, Р. А. Кудрявцева. Памяти профессора Ивана Семеновича Иванова отключены

Е. С. Руськина. Подвигу «полярной кавалерии» посвящается…

Скачать (pdf)

Рецензия / Review

Подвигу «полярной кавалерии» посвящается…

Елена Степановна Руськина –
редактор Межрегионального научного центра финно-угроведения
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, redizd@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-4436-1049

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. С. Руськина. Подвигу «полярной кавалерии» посвящается… отключены

Е. Н. Мокшина. Новая книга о традициях чувашей и удмуртов

Скачать (pdf)

Рецензия / Review

Новая книга о традициях чувашей и удмуртов

Елена Николаевна Мокшина –
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, enm2112@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-7069-6563

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Н. Мокшина. Новая книга о традициях чувашей и удмуртов отключены

О. А. Сотникова. Сохраняя традиции… К юбилею Сыктывкарского государственного университета

Скачать (pdf)

События / Events

Сохраняя традиции… К юбилею Сыктывкарского государственного университета

Ольга Александровна Сотникова –
доктор педагогических наук,
ректор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина,
Сыктывкар, Россия, sotnikovaoa@syktsu.ru,
https://orcid.org/0000-0002-9534-1988

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи О. А. Сотникова. Сохраняя традиции… К юбилею Сыктывкарского государственного университета отключены

Содержание (2022, 01)

Скачать 01-2022 (pdf, 2,2 Mb)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Е. Н. Ваганова. Похоронно-поминальные причитания-плачи в фольклоре эрзи: поэтические приемы и средства

И. П. Новак, С. В. Нагурная. Определение диалектной принадлежности карельского языкового материала «Проводника и переводчика по отдаленнейшим окраинам России» А. В. Старчевского

А. П. Гуськова. Выражение залоговых отношений в разноструктурных языках: есть ли залог в венгерском?

Е. Н. Морозова. Стилистические характеристики текстов марийских народных сказок

Ф. Я. Хабибуллина, И. Г. Иванова. Заимствования в урбанонимах Йошкар-Олы с отантропонимным компонентом

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Т. А. Першина, С. В. Першин. Родственный состав мордовской, русской и татарской семьи-домохозяйства в первой половине XIX в.: сравнительный анализ

Ю. Н. Сушкова. Брачно-семейные обычаи финно-угорских народов Поволжья: юридико-антропологический анализ (конец XIX – начало XX в.)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Э. М. Колчева. 100 лет марийского изобразительного искусства: социалистический реализм (конец 1930-х – 1980-е гг.)

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

О. А. Сотникова. Сохраняя традиции… К юбилею Сыктывкарского государственного университета

Е. Н. Мокшина. Новая книга о традициях чувашей и удмуртов

Е. С. Руськина. Подвигу «полярной кавалерии» посвящается…

В. Н. Максимов, Р. А. Кудрявцева. Памяти профессора Ивана Семеновича Иванова

Рубрика: 2022, Архив выпусков, Т. 14. № 1 | Метки: , | Комментарии к записи Содержание (2022, 01) отключены