Т. П. Девяткина, С. С. Панфилова. Религиозно-магическая основа гаданий в традиционной культуре мордвы

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 398.42(=511.152)

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.04.450-460

Религиозно-магическая основа гаданий в традиционной культуре мордвы

Татьяна Петровна Девяткина
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева

Серафима Сергеевна Панфилова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Гадания бытуют во всем мире; кроме того, прослеживаются близкие тенденции даже в традициях изолированных друг от друга народов, поскольку тяга к познанию будущего и поиск подходящих для этого инст­рументов являются общей чертой человечества. В статье представлено исследование оккультных практик мордвы. Выявлены религиозные и магические основы гаданий как неотъемлемой части традиционной культуры данного финно-угорского этноса.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе опубликованных научных фольклорно-этнографических работ и полевых материалов авторов. Их анализ осуществлен посредством описательного и сравнительного методов в синхронии и диахронии.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование показало, что в традиционной культуре мордвы гадания проводились с использованием специальных религиозно-магических действий для получения определенной информации. Мордовские гадания можно классифицировать двумя способами: по количеству исполнителей – на индивидуальные и коллективные; по частотности практики – на приуроченные к главным христианским праздникам и проводившиеся по случаю. Гадания были интегрированы в обряды (похоронно-поминальные, свадебные, родильные, семейно-бытовые), языческие моления-озксы, снотолкования, приметы. Проанализированные примеры демонстрируют большое разнообразие практик гаданий в традиционной культуре данного финно-угорского этноса. Кроме того, определен уровень трансформации гаданий в современной культуре мордвы.
Заключение. При анализе традиционных мордовских гаданий впервые выявлены различные способы обрядовых действий и их религиозно-магическая основа. Функции гаданий разнообразны. Преобладающими были гадания на замужество, жизнь и смерть, материальную обеспеченность, урожай, погоду. Некоторые из них обнаруживают сходство с русскими и гаданиями других финно-угорских этносов. В современной культуре мордвы традиционные гадания подверглись значительной трансформации, однако полностью не исчезли из бытования.

Ключевые слова: мордва, гадания, язычество, религиозно-магические обряды, приметы, гадания на сон, домашние животные, птицы

Для цитирования: Девяткина Т. П., Панфилова С. С. Религиозно-магическая основа гаданий в традиционной культуре мордвы // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 4. С. 450–460. DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.04.450-460.

Информация об авторах
Т. П. Девяткина – доктор филологических наук, профессор кафедры родного языка и литературы Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, tatyana_devyatki@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5334-688X
С. С. Панфилова – кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, scully_ss@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-0445-1007

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. П. Девяткина, С. С. Панфилова. Религиозно-магическая основа гаданий в традиционной культуре мордвы отключены

С. Н. Уваров. Удмурты: ассимиляция или депопуляция? (к итогам Всероссийской переписи населения 2021 г.)

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 314.1(091)«2010/2021»(=511.131)+94(470.51)

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.04.461-471

Удмурты: ассимиляция или депопуляция? (к итогам Всероссийской переписи населения 2021 г.)

Сергей Николаевич Уваров
Удмуртский государственный аграрный университет,
Ижевск, Россия

Введение. В статье предпринимается попытка ответить на вопрос о причинах уменьшения численности удмуртов за 2010–2021 гг. По данным переписей, за данный период в масштабах страны оно составило 30,0 %, в Удмуртии численность коренного населения сократилась приблизительно на четверть.
Материалы и методы. Источниками явились опубликованные материалы переписей 2010 и 2021 гг., а также неопубликованные сведения текущей статистики там, где требовалось понять предшествующие тенденции. Применялись различные методы исследования: историко-сравнительный, хронологический, статистический.
Результаты исследования и их обсуждение. Из приведенных в работе данных следует, что наибольшую роль в снижении численности удмуртов в 2010–2021 гг. сыграли ассимиляционные процессы. Об этом свидетельствуют значительные у удмуртов показатели межнациональных браков; новорожденных, отец которых был не удмуртом; счита­ющих русский родным языком. Депопуляцией такое масштабное сокращение объяснить нельзя, поскольку рождаемость у удмуртов была выше общереспубликанского уровня, а до 1996 г. больше был и естественный прирост. Очевидно также, что некоторая часть удмуртов могла быть просто не учтена при проведении последней переписи.
Заключение. Исследование показало, что необходимо улучшать этнический аспект статистической отчетности. Речь идет как об уменьшении числа лиц, не указывающих свою национальность при проведении переписей населения, так и о возрождении текущей статистики по этническому признаку. Без решения этой проблемы анализировать этнодемографические процессы будет крайне сложно.

Ключевые слова: удмурты, демографические процессы, депопуляция, ассимиляция, перепись населения

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01604, https://rscf.ru/project/23-28-01604/, в Удмуртском государственном аграрном университете.

Для цитирования: Уваров С. Н. Удмурты: ассимиляция или депопуляция? (к итогам Всероссийской переписи населения 2021 г.) // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 4. С. 461–471. DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.04.461-471.

Информация об авторе
С. Н. Уваров – кандидат исторических наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Удмуртского государственного аграрного университета, sergey.uvarov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6451-9245

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи С. Н. Уваров. Удмурты: ассимиляция или депопуляция? (к итогам Всероссийской переписи населения 2021 г.) отключены

А. С. Иликаев. Мотивы творения мира из яйца в мифах прибалтийско-финских народов, коми и мордвы в контексте образа божественной птицы: сравнительный анализ

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 291.14:398.41

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.04.472-482

Мотивы творения мира из яйца в мифах прибалтийско-финских народов, коми и мордвы в контексте образа божественной птицы: сравнительный анализ

Александр Сергеевич Иликаев
Уфимский университет науки и технологий,
Уфа, Россия

Введение. В статье предпринимается попытка обзора и систематизации основных имеющихся космогонических мифов мордвы и коми с участием птиц, а также данных по птичьему культу и образу божественной птицы у указанных этносов с целью выяснения специфики мифа творения мира из яйца у финно-угров Урало-Поволжья в сравнении с аналогичным мотивом у прибалтийско-финских народов.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили научная литература и сборники фольклора. Сравнительный метод позволил сопоставить те или иные элементы мифологических представлений, выявить их общие и особенные черты.
Результаты исследования и их обсуждение. Миф о творении мира из яйца имеется у прибалтийско-финских народов, а также у мордвы и коми. На основе проведенного анализа автор, наряду с версией балкано-европейского заимствования, предлагает версию самостоятельного возникновения мифа творения мира из яйца в прафинно-угорской и, шире, прауральской мифологии. Высказывается предположение, что гибридный космогонический миф коми не является результатом взаимодействия с западными соседями, а сохраняет изначальный комплекс представлений, объединяющих в себе мотивы мифа о ныряющей птице и мифа о творении из яйца. Выясняется, что образ божественной птицы может непосредственно восходить к наиболее древнему комплексу космогонических мифов, включающему в себя мотивы братьев-творцов.
Заключение. Наиболее архаичное состояние изначальной космогонии сохранила мифология коми. В то же время образ божественной птицы получил дальнейшую разработку в мордовской мифологии и оказался вписан в патриархальный пантеон во главе с Нишкепазом.

Ключевые слова: творение из яйца, мировое яйцо, божественная птица, прибалтийско-финские народы, коми, мордва

Для цитирования: Иликаев А. С. Мотивы творения мира из яйца в мифах прибалтийско-финских народов, коми и мордвы в контексте образа божественной птицы: сравнительный анализ // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 4. С. 472–482. DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.04.472-482.

Информация об авторе
А. С. Иликаев – кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и связей с общественностью Уфимского университета науки и технологий, jumo@bk.ru, https://orcid.org/0009-0003-6773-9053

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. С. Иликаев. Мотивы творения мира из яйца в мифах прибалтийско-финских народов, коми и мордвы в контексте образа божественной птицы: сравнительный анализ отключены

Л. А. Молчанова. Шаманский микрокосм в символике свадебных головных уборов в удмуртской и русской традиции

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 391.4(=511.131=161.1)(045)

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.04.483-492

Шаманский микрокосм в символике свадебных головных уборов в удмуртской и русской традиции

Людмила Анатольевна Молчанова
Удмуртский государственный университет,
Ижевск, Россия

Введение. В статье рассматриваются конструкция и семантика шаманских шапок и свадебных девичьих головных уборов в удмуртской и русской традиции. Автором предпринимается попытка выявить генетическую связь шаманских и свадебных головных уборов.
Материалы и методы. С учетом знаково-символической природы костюма для изучения традиционных головных уборов за основу был взят структурно-семиотический метод с его тремя уровнями исследования: синтактикой, прагматикой и семантикой. Использованы также принципы художественной антропологии. Эта область искусствоведения изучает произведения искусства как творение человеческих рук, как своеобразный текст, отражающий мировоззренческие установки автора.
Результаты исследования и их обсуждение. Шаманский образ вселенной имеет три уровня по вертикали и четырехчастную горизонталь, что соответствует символике родового дерева. Именно родовое дерево в шаманской идеологии является подателем новых жизней и осуществляет связь поколений – это ключевая фигура шаманской магической практики. Шаманский микрокосм отражен в символике головных уборов невест как в русской, так и в удмуртской традиции. Аналогичная конструкция шаманских и женских свадебных головных уборов подтверждает их древность и общность происхождения, их генетическую связь. Первичная идея шаманского родового дерева, источника новых жизней и связи поколений, сохраняется традицией. Она интуитивно и совершенно по-особенному воспроизводится в каждой этнической культуре.
Заключение. В статье исследованы конструкция и семантика шаманских шапок и свадебных головных уборов в удмуртской и русской традиции. На основе сходства конструктивных особенностей этих головных уборов удалось определить семантику и выявить их древнее происхождение и генетическую связь.

Ключевые слова: шаманизм, головной убор невесты, традиция, родовое дерево, мировое дерево

Для цитирования: Молчанова Л. А. Шаманский микрокосм в символике свадебных головных уборов в удмуртской и русской традиции // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 4. С. 483–492. DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.04.483-492.

Информация об авторе
Л. А. Молчанова – кандидат исторических наук, доцент кафедры компьютерных технологий и художественного проектирования Удмуртского государственного университета, lusmolchan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8379-3450

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Л. А. Молчанова. Шаманский микрокосм в символике свадебных головных уборов в удмуртской и русской традиции отключены

Л. Г. Скворцова, А. А. Раслова. Виктор Иванович Федюнин – иллюстратор, график, живописец. К 75-летию со дня рождения художника

Скачать (pdf)

Персоналии / Personalities

Виктор Иванович Федюнин – иллюстратор, график, живописец. К 75-летию со дня рождения художника

Лариса Геннадьевна Скворцова –
кандидат исторических наук,
доцент кафедры экономической истории и информационных технологий
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия,
skvorcova@isi.mrsu.ru,
https://orcid.org/0000-0002-7372-5331

Анастасия Андреевна Раслова –
магистрант, направление подготовки «Отечественная история»
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия,
anastasya_ras@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-0176-1069

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Л. Г. Скворцова, А. А. Раслова. Виктор Иванович Федюнин – иллюстратор, график, живописец. К 75-летию со дня рождения художника отключены

М. С. Выхрыстюк, С. Р. Муратова. IX Всероссийский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири: угры»

Скачать (pdf)

События / Events

IX Всероссийский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири: угры»

Маргарита Степановна Выхрыстюк –
доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования
Тюменского государственного университета,
Тюмень, Россия,
m.s.vykhrystyuk@utmn.ru,
https://orcid.org/0000-0001-7955-7351

Светлана Раиловна Муратова –
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, права,
социально-экономических дисциплин и методик преподавания
Тюменского государственного университета,
Тюмень, Россия,
s.r.muratova@utmn.ru,
https://orcid.org/0000-0001-9088-795X

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи М. С. Выхрыстюк, С. Р. Муратова. IX Всероссийский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири: угры» отключены

Т. А. Дятлова, Е. Н. Ломшина. Объединяя финно-угорских писателей

Скачать (pdf)

События / Events

Объединяя финно-угорских писателей

Татьяна Александровна Дятлова –
кандидат экономических наук, доцент,
руководитель финно-угорского направления
Югорского государственного университета,
координатор Ассоциации финно-угорских университетов,
Ханты-Мансийск, Россия,
ta_dyatlova@rambler.ru,
https://orcid.org/0000-0002-9000-0113

Елена Николаевна Ломшина –
кандидат философских наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия,
enlomshina@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-7367-4685

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. А. Дятлова, Е. Н. Ломшина. Объединяя финно-угорских писателей отключены

Т. В. Пашкова. Прозаический фольклор карелов Кестеньгского края

Скачать (pdf)

Рецензия / Review

Прозаический фольклор карелов Кестеньгского края

Татьяна Владимировна Пашкова –
доктор исторических наук,
заведующий кафедрой прибалтийско-финской филологии
Петрозаводского государственного университета,
Петрозаводск, Россия,
tvpashkova05@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-0505-4767

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. В. Пашкова. Прозаический фольклор карелов Кестеньгского края отключены

Н. А. Лимкина. Старотеризморгская вышивка: сохранение культурного наследия

Скачать (pdf)

Рецензия / Review

Старотеризморгская вышивка: сохранение культурного наследия

Надежда Александровна Лимкина –
старший научный сотрудник
отдела мониторинга территориального управления
Научного центра социально-экономического мониторинга,
Саранск, Россия,
limkinana@yandex.ru,
https://orcid.org/0009-0003-6123-8397

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. А. Лимкина. Старотеризморгская вышивка: сохранение культурного наследия отключены

Т. А. Шигурова. Нагрудные украшения середины XIX в. в мокшанском женском костюме Инсарского уезда: локальный вариант сел Левжа, Перхляй, Сузгарье

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 391.2:391.7:811.511.152.2

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.368-379

Нагрудные украшения середины XIX в. в мокшанском женском костюме Инсарского уезда: локальный вариант сел Левжа, Перхляй, Сузгарье

Татьяна Алексеевна Шигурова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. В статье рассматриваются особенности нагрудных украшений локального варианта традиционной одежды мокшанских женщин Инсарского уезда Пензенской губернии.

Материалы и методы. Исследованы и обобщены сведения о мокшанском женском костюме Пензенской губернии из письменных источников Русского географического общества середины ХIХ в., сообщений, опубликованных в Пензенских епархиальных ведомостях, а также из историко-этнографических работ ХIХ в. Сделана попытка сравнить письменные свидетельства о нагрудных украшениях с визуальными материалами археологических раскопок языческого могильника ХVIII в., проводившихся около с. Левжа летом 2021 г. Методологическую базу исследования составили сравнительно-исторический метод, а также методы сравнения и сопоставления материалов письменных и изобразительных источников, анализа их содержания.

Результаты исследования и их обсуждение. Специфика нагрудных украшений мокшанского женского костюма середины XIX в., выявленная в результате реконструкции и анализа форм изделий, материалов, технологии изготовления и (аутентичных) наименований украшений, свидетельствует о сложных процессах этногенеза в ХVII–ХVIII вв., обусловленных переселением значительного количества эрзянского населения в южном и юго-восточном направлениях. Кроме того, стремительные изменения декора были связаны с развитием капитализма в России, христианизацией мордовского народа.

Заключение. Уникальность нагрудных украшений середины XIX в. в мокшанском костюме, обусловленная синтезом элементов кирмиш, сие, крганя, кыргавакс, которые бытовали в с. Левжа, Перхляй, Сузгарье Инсарского уезда, может быть использована для картографирования материальной культуры мордовского этноса. Будучи результатом созидательной деятельности мордовской женщины, украшения являлись источником социально значимой информации о мире, овеществленной в визуальной, эстетической и материальной формах.

Ключевые слова: мордовский народ, этническая культура, традиционный мокшанский костюм, нагрудные украшения, Русское географическое общество, археологические раскопки, языческий могильник ХVIII в.

Для цитирования: Шигурова Т. А. Нагрудные украшения середины XIX в. в мокшанском женском костюме Инсарского уезда: локальный вариант сел Левжа, Перхляй, Сузгарье // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 3. С. 368–379. DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.368-379.

Информация об авторе
Т. А. Шигурова – доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, shigurova_tatyana@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5342-8471

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. А. Шигурова. Нагрудные украшения середины XIX в. в мокшанском женском костюме Инсарского уезда: локальный вариант сел Левжа, Перхляй, Сузгарье отключены

А. В. Камитова. Смысловое наполнение удмуртских слов осто и козма в письменных источниках конца XIX – начала XX в.

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 811.511.131

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.274-286

Смысловое наполнение удмуртских слов осто и козма в письменных источниках конца XIX – начала XX в.

Алевтина Васильевна Камитова
Удмуртский федеральный исследовательский центр
Уральского отделения РАН,
Ижевск, Россия

Введение. Рассматривается смысловое наполнение удмуртских слов осто и козма, которые зафиксированы в письменных источниках конца XIX – начала XX в. Анализ материалов показал, что установление точного значения данных лексем уже в тот период представляло большую сложность. Исследование предпринято с целью приблизиться к определению истинного значения указанных слов на примере обширного материала, выявленного в источниках.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили письменные источники конца XIX – начала XX в., основанные на полевых материалах. Изучение удмуртских слов осто и козма, зафиксированных в письменных источниках конца XIX – начала XX в., определение их семантического наполнения осуществляются с помощью метода смыслового анализа и соединены с историко-культурным аспектом.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показало исследование, рассматриваемые лексемы в основном осмысливаются в рамках теологической парадигмы и чаще всего встречаются в традиционных молитвах и текстах православного содержания. В статье описываются различные версии семантики слов осто и козма, приводятся варианты их перевода и объяснения, предложенные зарубежными и российскими учеными, церковными историками. Данные лексемы до сих пор остаются в зоне актуального внимания и научного интереса исследователей. Одни авторы склонны относить их к словам неясной этимологии, другие – выдвигают предположения относительно смыслового контекста.
Заключение. На основе изученных материалов конца XIX – начала XX в. выявлено, что слово козма бытует преимущественно в молитвах и заклинаниях. Истинное его значение в настоящее время трудно определить, но в большинстве случаев оно используется в качестве собственного имени либо употребляется в значении «благословить». Слово осто выступает в качестве эпитета и применяется главным образом по отношению к Богу.

Ключевые слова: удмуртские слова, письменные документы, смысловое наполнение, значение слова, молитвенная практика

Для цитирования: Камитова А. В. Смысловое наполнение удмуртских слов осто и козма в письменных источниках конца XIX – начала XX в. // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 3. С. 274–286. DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.274-286.

Информация об авторе
А. В. Камитова – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН, akamitova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7119-1797

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. В. Камитова. Смысловое наполнение удмуртских слов осто и козма в письменных источниках конца XIX – начала XX в. отключены

Н. А. Агафонова, И. Н. Рябов, Г. В. Рябова. Варьирование суффиксов объектного спряжения будущего и прошедшего времени в эрзянском диалектном ареале

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 811.511.152.1

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.264-273

Варьирование суффиксов объектного спряжения будущего и прошедшего времени в эрзянском диалектном ареале

Нина Афанасьевна Агафонова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Иван Николаевич Рябов
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия
Институт системного программирования им. В. П. Иванникова РАН,
Москва, Россия

Галина Викторовна Рябова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. Объектное спряжение глагола в эрзянском диалектном ареале обладает развитой и сложной структурой словоформ, морфологический состав которых характеризуется варьированием суффиксов субъекта и объекта. Варьирование суффиксов в словоформах объектного спряжения обусловлено как лингвистическими, так и экстаралингвистическими факторами, во многом связанными с дисперсным проживанием мордовского населения. Цель статьи заключается в выявлении и описании варьирования суффиксов в парадигмах объектного спряжения будущего и прошедшего времени ряда мон сонзэ ‘я его’ в эрзянском диалектном ареале.
Материалы и методы. Варианты суффиксов объектного спряжения зафиксированы авторами на основе полевых материалов, собранных во время лингвистических экспедиций в местах компактного проживания эрзи. Сбор диалектного материала проводился по программе-вопроснику, отражающей лексическое, фонетическое и морфологическое варьирование языковых явлений. При анализе языкового материала в работе использовались описательный и сравнительно-исторический методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Структурный анализ вариантов суффиксов объектного спряжения выявил, что в них отсутствует единый порядок расположения морфологических маркеров объекта, субъекта и времени действия. Маркеры субъекта и объекта могут находиться как после глагольной основы, так и в конце словоформы. Они не имеют фиксированного положения в структуре суффикса. Результаты анализа парадигм объектного спряжения будущего и прошедшего времени свидетельствуют о том, что структура суффиксов -sať/-cať и -ińať/-įńať является самой логичной и последовательной. В этих суффиксах сохранились все формальные компоненты, отражающие семантику ряда мон сонзэ ‘я его’ объектного спряжения эрзянского глагола.
Заключение. Полевой материал показал, что реализация суффиксов в парадигмах объектного спряжения разных диалектов и говоров эрзянского языка неоднородна. В одних диалектах и говорах структура анализируемых суффиксов прозрачна, логична и последовательна, в других – суффиксы утратили один из формальных показателей объекта или субъекта.

Ключевые слова: эрзянский язык, диалекты, объектное спряжение, парадигма, будущее время, прошедшее время, субъект, объект

Для цитирования: Агафонова Н. А., Рябов И. Н., Рябова Г. В. Варьирование суффиксов объектного спряжения будущего и прошедшего времени в эрзянском диалектном ареале // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 3. С. 264–273. DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.264-273.

Информация об авторах
Н. А. Агафонова – кандидат филологических наук, доцент кафедры мордовских языков Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, ohanina@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-8751-2751
И. Н. Рябов – кандидат филологических наук, декан филологического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва; ведущий научный сотрудник Института системного программирования им. В. П. Иванникова РАН, ryabov.74@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-6760-4376
Г. В. Рябова – кандидат филологических наук, доцент кафедры мордовских языков Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, ryabova.gv@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-9789-9187

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. А. Агафонова, И. Н. Рябов, Г. В. Рябова. Варьирование суффиксов объектного спряжения будущего и прошедшего времени в эрзянском диалектном ареале отключены

И. П. Новак, С. В. Нагурная. Лингвистический анализ карельского языкового материала словаря П. С. Палласа

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 811.511.112

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.287-300

Лингвистический анализ карельского языкового материала словаря П. С. Палласа

Ирина Петровна Новак
Светлана Викторовна Нагурная
Институт языка, литературы и истории
Карельского научного центра РАН,
Петрозаводск, Россия

Введение. Старописьменные памятники являются важнейшим источником для изучения истории становления письменности языка, в частности карельского. В статье осуществлен лингвистический анализ карельских материалов, представленных в словаре тезаурусного типа «Сравнительные словари всех языков и народов», изданного по поручению Екатерины II в 1787–1789 гг. под редакцией П. С. Палласа.
Материалы и методы. Источником послужили карельские языковые материалы словаря. Речь идет о приведенных «по корельски» (№ 56) и «по олонецки» (№ 57) переводах 285 понятий. Использованы филологический (в том числе метод контекстуального анализа) и сравнительно-исторический (включающий приемы внешней и внутренней реконструкции) методы.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе анализа выяснено, что графическая система памятника точно отражает структуру и особенности южнокарельского (собственно карельского наречия) и ливвиковского консонантизма. Вокализм передан менее точно, что объясняется трудностями передачи особых карельских фонем средствами кириллической графики. Редкие именные и глагольные грамматические формы в целом совпадают с современной словоизменительной системой собственно карельского и ливвиковского наречий.
Заключение. Лингвистический анализ разнодиалектного карельского материала показал, что он отличается последовательной передачей фонетической, грамматической и лексической систем карельских диалектов конца XVIII в. Не вызывает сомнения отнесение материалов «корельской» части словаря к собственно карельскому, а «олонецкой» – к ливвиковскому наречию карельского языка.

Ключевые слова: Петер Симон Паллас, карельский язык, графо-фонетическая система, лексика, морфология, фонология, лингвистический анализ

Благодарности: Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания Карельского научного центра РАН (тема № 121070700122-5).

Для цитирования: Новак И. П., Нагурная С. В. Лингвистический анализ карельского языкового материала словаря П. С. Палласа // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 3. С. 287–300. DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.287-300.

Информация об авторах
И. П. Новак – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора языкознания Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, novak@krc.karelia.ru, https://orcid.org/0000-0002-9436-9460
С. В. Нагурная – кандидат филологических наук, ученый секретарь Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, kov@krc.karelia.ru, https://orcid.org/0000-0002-6233-8045

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи И. П. Новак, С. В. Нагурная. Лингвистический анализ карельского языкового материала словаря П. С. Палласа отключены

А. И. Ажигулова, Н. В. Чернышева, С. Н. Уваров. Динамика брачного состояния удмуртов Удмуртии в 1959–1989 гг.

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 316.36(091)(470.51=511.131)«1959/1989»

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.301-309

Динамика брачного состояния удмуртов Удмуртии в 1959–1989 гг.

Альбина Исламовна Ажигулова
Оренбургский государственный педагогический университет,
Оренбург, Россия

Наталья Викторовна Чернышева
Институт демографических исследований
Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН,
Москва, Россия

Сергей Николаевич Уваров
Удмуртский государственный аграрный университет,
Ижевск, Россия

Введение. Статья посвящена анализу брачного состояния удмуртов Удмуртии в период 1959–1989 гг. Цель исследования – рассмотреть динамику брачного состояния удмуртов Удмуртии как важного аспекта демографических изменений и важнейшей структурной характеристики населения в анализе его воспроизводства.
Материалы и методы. Авторами используются сведения всесоюзных переписей населения 1959, 1970, 1979 и 1989 гг., позволяющие наиболее полно проанализировать брачное состояние отдельных этносов. Применяются различные методы исследования: историко-сравнительный, хронологический, статистический.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования было определено, что показатели брачного состояния удмуртов Удмуртии к 1959 г. были ниже, чем общереспубликанские. Однако более высокий уровень матримониального поведения удмуртов, несмотря на воздействие урбанизационных процессов, а также последствий Великой Отечественной войны, позволил к 1989 г. компенсировать диспропорции.
Заключение. Проведенный анализ позволил охарактеризовать динамику и определить тенденции брачности удмуртского населения Удмуртской АССР. Был сделан вывод о том, что на протяжении 1959–1989 гг. доля состо­ящих в браке удмуртов в регионе росла опережающими общереспубликанские темпами. Данные переписи 1989 г. говорят о компенсаторности в демографических показателях удмуртов, которой удалось достичь после Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: удмурты, брачное состояние, перепись населения, Удмуртская АССР, РСФСР, Удмуртская Рес­публика, Россия

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01604, https://rscf.ru/project/23-28-01604/, в Удмуртском государственном аграрном университете.

Для цитирования: Ажигулова А. И., Чернышева Н. В., Уваров С. Н. Динамика брачного состояния удмуртов Удмуртии в 1959–1989 гг. // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 3. С. 301–309. DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.301-309.

Информация об авторах
А. И. Ажигулова – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета, azhigylova@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-1345-8447
Н. В. Чернышева – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, natiche84@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1492-5368
С. Н. Уваров – кандидат исторических наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Удмуртского государственного аграрного университета, sergey.uvarov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6451-9245

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. И. Ажигулова, Н. В. Чернышева, С. Н. Уваров. Динамика брачного состояния удмуртов Удмуртии в 1959–1989 гг. отключены

Г. А. Корнишина, А. Е. Новослов. Семейно-брачная структура мордовского населения в историческом аспекте

Скачать (pdf)

Научная статья

УДК 314.6(=511.152)

DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.310-320

Семейно-брачная структура мордовского населения в историческом аспекте

Галина Альбертовна Корнишина
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва

Антон Евгеньевич Новослов
Научно-исследовательский институт гуманитарных наук
при Правительстве Республики Мордовия,
Саранск, Россия

Введение. В статье прослеживается динамика тенденций основных элементов семейно-брачной структуры мордовского населения на протяжении длительного исторического периода (XVIII – начало XXI в.). Рассматриваются типы семей, их количественный и поколенный состав, уровень брачности и рождаемости.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили научные труды, дающие представление о рассматриваемой проблеме, а также статистические данные, которые позволили подвергнуть разбору основные элементы семейной структуры мордовского населения. В процессе исследования использовались историко-структурный метод и методы количественного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Семья у мордвы прошла сложный путь развития. Вплоть до 1930-х гг. наблюдалось бытование как малой, так и большой формы семьи. В 1920–1930-е гг. в результате распада больших семейных коллективов преобладающими стали простые (нуклеарные) семьи. На протяжении XX – начала XXI в. отмечается сокращение количественных показателей мордовской семьи: ее людности, числа поколений, а также снижение рождаемости и коэффициента брачности.
Заключение. В настоящее время положение в семейной сфере несколько стабилизировалось. В Мордовии увеличивается число заключаемых браков, хотя это не приводит к повышению рождаемости. Сложившаяся ситуация вызвана тем, что молодежь в первую очередь стремится достичь определенного положения в обществе, сделать карьеру; важным становится несемейный образ жизни. Для выправления демографической ситуации и поднятия престижа семьи особое значение имеют социальные меры, которые принимаются в республике в рамках нацпроекта «Демография».

Ключевые слова: большая неразделенная семья, малая нуклеарная семья, людность, поколенный состав, брачность, развод, рождаемость, миграции

Для цитирования: Корнишина Г. А., Новослов А. Е. Семейно-брачная структура мордовского населения в историческом аспекте // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 3. С. 310–320. DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.03.310-320.

Информация об авторах
Г. А. Корнишина – доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, g.kornihina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5680-504
А. Е. Новослов – аспирант Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, antonnovoslov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-7034-574X

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Г. А. Корнишина, А. Е. Новослов. Семейно-брачная структура мордовского населения в историческом аспекте отключены