А. В. Березина. Повседневные культурные практики уральских мари

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 392
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.01.67-78

Повседневные культурные практики уральских мари

Анна Валерьевна Березина
Уральский государственный лесотехнический университет,
Екатеринбург, Россия

Введение. Изучение повседневных культурных практик уральских мари, проживающих в сельской местности, может не только дополнить, но и изменить наши взгляды на особенности их культуры, перспективы ее развития, устойчивость к этнокультурным трансформациям. Повседневность бытия мари раскрывает загадки их природоориентированного мировосприятия, что особенно актуально в современном мире экологических катастроф.
Материалы и методы. В работе использовались междисциплинарные методы исследования, принципы сравнительного и системно-структурного анализа, а также социологические методы: наблюдение, глубинный опрос, сравнительный анализ, интервьюирование.
Результаты исследования и их обсуждение. Отличительные черты этнокультуры уральских мари, сформировавшиеся под влиянием регионального фактора, фиксируются не только в марийском диалекте, национальной одежде, но и в повседневных практиках. В их числе – уклад хозяйственной деятельности, подбор домашней утвари, отношения между мужчиной и женщиной, между поколениями. На формирование повседневных практик оказала влияние народная религиозность, тесно связанная с мифологическим мышлением. Вера в духов, сопровождающая повседневное бытие человека, трансформируясь согласно новым бытовым практикам, до сих пор сохраняется в обыденной жизни этноса. Автором приводятся данные глубинных опросов и интервьюирования мари, проживающих в ряде районов Свердловской области и Пермского края, а также анализируются примеры из литературных источников.

Заключение. Трансформация культуры уральских мари является ответом на научно-технический прогресс, глобализационные перемены и носит экстероцептивный характер при сохраняющемся аксиологическом основании. Дальнейшее исследование повседневных культурных практик уральских мари, проживающих в сельской местности, позволит дать прогноз развития их этнокультуры и указать на критические аспекты трансформации.

Ключевые слова: мари, этнокультура, народная религиозность, повседневные практики, мифологическое мышление

Для цитирования: Березина А. В. Повседневные культурные практики уральских мари // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 67–78. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.67-78.

Информация об авторе
А. В. Березина – старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уральского государственного лесотехнического университета, berezinanna@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6490-408X

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. В. Березина. Повседневные культурные практики уральских мари отключены

Т. В. Пашкова. Образ змеи в карельской народной медицине

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 392
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.01.59-66

Образ змеи в карельской народной медицине

Татьяна Владимировна Пашкова
Петрозаводский государственный университет,
Петрозаводск, Россия

Введение. В статье рассматривается использование средств животного происхождения в карельской народной медицине в XIX – начале XX в. Особое внимание уделяется функциям змеи в лечебной практике карел в сопоставлении с вепсами, финнами и русскими. Проводится всесторонний анализ функционирования змеи в этномедицине карел, которая включает в себя оберегательную магию и способы лечения болезней. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения функционирования представителей мира фауны в различных обрядах жизненного цикла, народной медицине одного из коренных малочисленных народов Республики Карелия – карел. Ранее подобные исследования на карельском материале не проводились, что определяет его научную новизну.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили средства животного происхождения (на примере змеи), используемые в карельской народной медицине, рассмотренные с применением сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов.
Результаты исследования и их обсуждение. При исследовании применения средств животного происхождения в народной медицине карел автором рассматриваются функционирование змеи в лечебных обрядах, мифологические представления о ней. Для сравнительного анализа привлекаются сведения об использовании этого представителя мира фауны как средства животного происхождения в этномедицине вепсов, финнов и русских, т. е. народов, с которыми у карел прослеживаются тесная связь и взаимовлияние как в культурном, так и в языковом аспекте.
Заключение. Средства животного происхождения занимали значительное место в карельской народной медицине. В представленном исследовании это впервые удалось проследить на примере змеи, выполнявшей противоречивые функции. С одной стороны, ее части использовались знахарями в качестве амулетов, а также «помощников» в магических ритуалах, с другой – она рассматривалась как воплощение зла и причина болезней. Сравнительно-сопоставительное исследование показало, что змея занимала важную нишу как средство животного происхождения в народной медицине не только карел, но и вепсов, финнов, а также русских.

Ключевые слова: народная медицина, традиции карел, средства животного происхождения, образ змеи, карельская мифология

Для цитирования: Пашкова Т. В. Образ змеи в карельской народной медицине // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 59–66. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.59-66.

Информация об авторе
Т. В. Пашкова – доктор исторических наук, заведующий кафедрой прибалтийско-финской филологии Петрозаводского государственого университета, tvpashkova05@mail.ru, https://orcid. org/ 0000-0002-0505-4767

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. В. Пашкова. Образ змеи в карельской народной медицине отключены

О. И. Кулагин. Трансформация институциональной среды лесопромышленного предприятия как фактор социально-экономического развития финно-угорского региона в 1990-е гг.

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 94(47):332
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.01.49-58

Трансформация институциональной среды лесопромышленного предприятия
как фактор социально-экономического развития финно-угорского региона
в 1990-е гг.

Олег Игоревич Кулагин
Петрозаводский государственный университет,
Петрозаводск, Россия

Введение. В статье рассматриваются процессы трансформации институциональной среды регионального лесопромышленного предприятия Карелии в 1990-е гг. Целью исследования стало определение влияния данной трансформации на уровень социально-экономического развития республики как финно-угорского региона с преимущественным развитием отраслей лесопромышленного комплекса.
Материалы и методы. Методика исследования основана на использовании преимущественно институционального подхода. Его применение позволяет выявить изменения, которые произошли в структуре институциональной среды регионального лесопромышленного предприятия с началом рыночных преобразований 1990-х гг., а также степень эффективности взаимодействия данного предприятия с различными экономическими субъектами.
Результаты исследования и обсуждение. Анализ изменений, произошедших в первое постсоветское десятилетие в институциональной среде регионального лесопромышленного предприятия, показал ряд негативных моментов. Прежде всего сильно снизилась роль государства, которое не смогло сформировать эффективные «правила игры» для лесной экономики. Принятый в 1997 г. Лесной кодекс ущемлял права Карелии как субъекта Федерации, поскольку в собственность республики могла быть передана лишь часть лесного фонда. На фоне отсутствия ведомств партийного и государственного контроля, тяжелого финансового положения региона возросло значение региональных органов власти в решении проблем предприятий лесопромышленного комплекса. В условиях стихийной приватизации и развала финансовой системы лесопромышленные предприятия столкнулись с многочисленными проблемами взаимодействия с поставщиками, заказчиками, потребителями и банками. Рассматриваемый период стал временем усиления роли зарубежных фирм в деятельности лесопромышленных предприятий. Получив контрольный пакет акций ряда отечественных предприятий, иностранные предприниматели не стремились вкладывать инвестиции в их развитие.
Заключение. Трансформация, произошедшая в институциональной среде регионального лесопромышленного предприятия Карелии в 1990-е гг., негативно сказалась на уровне социально-экономического развития финно-угорского региона, основу которого составляли отрасли лесопромышленного комплекса.

Ключевые слова: лесопромышленное предприятие, финно-угорский регион, институциональная среда, социально-экономическое развитие

Для цитирования: Кулагин О. И. Трансформация институциональной среды лесопромышленного предприятия как фактор социально-экономического развития финно-угорского региона в 1990-е гг. // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 49–58. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.49-58.

Информация об авторе
О. И. Кулагин – доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Петрозаводского государственного университета, olkulagin@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2979-250X

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи О. И. Кулагин. Трансформация институциональной среды лесопромышленного предприятия как фактор социально-экономического развития финно-угорского региона в 1990-е гг. отключены

О. В. Гальцева. Местные сельские праздники в перспективе культурной памяти русского и финно-угорского населения Нижегородской области

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 394.268(470.341)
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.01.38-48

Ольга Валерьевна Гальцева
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник,
Нижний Новгород, Россия

Введение. В статье в контексте культурной памяти анализируется механизм укоренения и последующего функционирования местных религиозных праздников в культурном пространстве российских сельских сообществ XIX–ХХ вв.
Материалы и методы. Были исследованы и обобщены материалы, содержащиеся в научных трудах, дающих представление о рассматриваемой проблеме, а также использованы полевые материалы автора, собранные в этнографических поездках по Нижегородской области. Методологической основой исследования являются проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы. При сборе полевых материалов были использованы такие методы полевой этнографии, как непосредственное наблюдение и интервьюирование.
Результаты исследования и их обсуждение. В современной гуманитарной науке репрезентативные свойства праздника осмысляются в контексте культурной памяти, где праздник выступает ее элементом или первичной формой. В рамках такого подхода праздник можно рассматривать и как «общий текст», который, по Ю. Лотману, сохраняется и актуализируется в пространстве общей памяти сообщества, и как механизм этой актуализации, действующий из поколения в поколение и позволяющий членам этого сообщества осуществлять культурную самоидентификацию. Автор представляет местные религиозные праздники русского и финно-угорского населения (мордвы и марийцев) Нижегородской области как одну из традиционных форм сохранения, актуализации и межпоколенной передачи информации, значимой для формирования культурной идентичности.
Заключение. Местные религиозные праздники являлись тем механизмом, посредством которого коллективная память отдельных сельских сообществ осмыслялась, сохранялась и ретранслировалась через единые традиционные формы общерусской духовной культуры. В культурной памяти финно-угорских народов местные религиозные праздники русских соседей стали ключом к восприятию христианских культов и сыграли важную роль в процессах аккультурации.

Ключевые слова: культурная память, праздник, местный праздник, престольный праздник, духовное наследие, национальная идентичность

Для цитирования: Гальцева О. В. Местные сельские праздники в перспективе культурной памяти русского и финно-угорского населения Нижегородской области // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 38–48. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.38-48.

Информация об авторе
О. В. Гальцева – заведующий сектором этнографии Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, ol.galczewa@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1258-3771

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи О. В. Гальцева. Местные сельские праздники в перспективе культурной памяти русского и финно-угорского населения Нижегородской области отключены

Е. Д. Карпунина. Репрезентация концепта «деньги» во фразеологических единицах финского и эрзянского языков

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 14.6:81’373:811.511.1
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.01.29-37

Екатерина Дмитриевна Карпунина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. В статье исследуются способы репрезентации концепта «деньги» на материале фразеологических единиц финского и эрзянского языков в сравнительном аспекте. Применяется модель концептуального анализа, который проводится на основе сравнения фразеологических единиц двух дальнородственных языков. Цель статьи – выявить языковые средства выражения концепта «деньги» на материале фразеологических единиц каждого из представленных языков и выяснить, каким образом данный концепт представлен в языковом, когнитивном и культурном пространстве исследуемых народов. Изучение фразеологического фонда языков с точки зрения представленности того или иного концепта имеет большое значение в лингвистике.
Материалы и методы. Для решения поставленной цели использовались описательный, сравнительно-сопоставительный методы, метод концептуального анализа, разработанный самостоятельно в ходе исследования, а также приемы компонентного и этимологического анализа. Фактический материал получен в результате применения метода сплошной выборки из фразеологических словарей финского и эрзянского языков.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование позволило выявить фразеологизмы, наиболее точно отражающие концепт «деньги», в финском и эрзянском языках; выделить частотно повторяющиеся лексемы и провести лексический анализ их словарных дефиниций; составить собственную модель концептуального анализа, позволяющую исследовать выявленный языковой материал с учетом семантического признака и представить лексико-семантическую классификацию фразеологизмов на материале финского и эрзянского языков.
Заключение. В ходе исследования были выявлены и проанализированы 62 финских и 35 эрзянских фразеологических единиц, выделены 17 наиболее частотно встречающихся ядерных лексем, что позволило сделать вывод о сходном представлении и выражении концепта «деньги» в сознании финского и эрзянского народов. В результате проведенного анализа была составлена классификация на основе лексико-семантического признака, включающая семь групп фразеологизмов.

Ключевые слова: концепт, деньги, фразеологическая единица, финский язык, эрзянский язык, сравнительный анализ

Для цитирования: Карпунина Е. Д. Репрезентация концепта «деньги» во фразеологических единицах финского и эрзянского языков // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 29–37. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.29-37.

Информация об авторе
Е. Д. Карпунина – магистрант кафедры финно-угорской филологии Мордовского государственного университета им Н. П. Огарёва, edkarpunina@yandex.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Д. Карпунина. Репрезентация концепта «деньги» во фразеологических единицах финского и эрзянского языков отключены

И. Г. Иванова, Р. А. Егошина. Просодические характеристики эмоционально окрашенных фраз в типологически неродственных языках: на материале марийского и французского языков

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 37.016:81
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.01.16-28

Просодические характеристики эмоционально окрашенных фраз в типологически неродственных языках: на материале марийского и французского языков

Ираида Геннадьевна Иванова
Рита Александровна Егошина
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Россия

Введение. Изучение общих и различных интонационных характеристик в разных языках в рамках исследования их речевого воздействия на собеседника является одной из актуальных проблем лингвистики. С этой точки зрения особый интерес представляют эмоционально окрашенная речь и ее просодические параметры в разноструктурных языках.
Материалы и методы. В ходе исследования применялись следующие методы: электроакустический метод фонетического анализа с использованием компьютерных программ PRAAT; описательный метод; метод сопоставительного анализа; метод статистического анализа; метод лингвистического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Сопоставительный анализ фонетического оформления эмоционально окрашенных фраз таких разноструктурных языков, как французский и марийский, позволил выделить спе­цифические и общие черты в их интонационной составляющей. В повествовательных эмоционально окрашенных высказываниях наблюдаются некоторые расхождения в интонационном оформлении выражений вследствие разного актуального членения предложения. В восклицательных эмоционально окрашенных типах высказываний отмечаются различия в способах выделения коммуникативного ядра. Анализ вопросительных высказываний с прямым порядком слов в обоих языках показал совпадение в движении основного тона – его резкое повышение в финальной части фразы.
Заключение. Результаты исследования подтвердили, что интонационное оформление речи разноструктурных языков при всех имеющихся различиях обладает достаточно большим количеством сходных черт, в частности таких как направление движения основного тона и способ актуального членения предложения.

Ключевые слова: просодия, мелодия, мелодический диапазон, ударение, темпоральные характеристики, пауза, эмоционально окрашенные фразы, коммуникативный тип, марийский язык, французский язык

Для цитирования: Иванова И. Г., Егошина Р. А. Просодические характеристики эмоционально окрашенных фраз в типологически неродственных языках: на материале марийского и французского языков // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 16–28. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.16-28.

Информация об авторах
И. Г. Иванова – кандидат филологических наук, доцент кафедры фундаментальной медицины Марийского государственного университета, iraida44@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5247-0125
Р. А. Егошина – старший преподаватель кафедры романо-германской филологии Марийского государственного университета, affaires@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7295-8793

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи И. Г. Иванова, Р. А. Егошина. Просодические характеристики эмоционально окрашенных фраз в типологически неродственных языках: на материале марийского и французского языков отключены

Т. П. Арискина. История изучения словообразования в мордовских языках

Скачать (pdf)

Научная статья
УДК 81’373.611=511.152
DOI:
10.15507/2076-2577.013.2021.01.8-15

Татьяна Павловна Арискина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия

Введение. В статье представлен обзор работ, посвященных словообразованию в мордовских языках. Цель исследования – освещение истории изучения словообразования в мордовских языках, а также анализ работ Д. В. Цыганкина, который внес значительный вклад в изучение мордовской дериватологии, формирование принципов ее преподавания и анализа.
Материалы и методы. Материалом исследования является словообразование в мордовских языках. Работа выполнена с использованием описательного, сравнительного и историко-типологического методов.
Результаты исследования и их обсуждение. Словообразование считается молодой научной дисциплиной. Ее становление в России связано с именем М. В. Ломоносова. Главная роль в оформлении словообразования как научной отрасли в XIX в. принадлежит представителям четырех научных школ России: Московской, Харьковской, Казанской и Петербургской. В качестве самостоятельного объекта изучения словообразование рассматривается только с середины 1940-х гг., а как отдельная лингвистическая дисциплина – с конца 1960-х гг. Такой прогресс стал возможным прежде всего благодаря трудам В. В. Виноградова. Особая заслуга в изучении деривационных процессов в мордовских языках принадлежит Д. В. Цыганкину. Ученый описал словообразование как систему, дал определение основных понятий, охарактеризовал способы словообразования, выделил продуктивные модели, проследил изменения в словообразовательной морфонологии, разработал принципы изучения словообразования в высшей школе.
Заключение. Накоплен достаточно большой материал по организации словообразовательной системы в мордовских языках. Число работ в области словообразования продолжает расти, однако не все его проблемы решены. Назрела необходимость разработки новой классификации способов словообразования на основе появляющихся данных о языке.

Ключевые слова: словообразование, история изучения, дериватология, словообразовательная система, мордовские языки, эрзянский язык

Для цитирования: Арискина Т. П. История изучения словообразования в мордовских языках // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 8–15. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.8-15.

Информация об авторе
Т. П. Арискина – кандидат филолологических наук, доцент кафедры финно-угорской филологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, ariskina82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0927-2283

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. П. Арискина. История изучения словообразования в мордовских языках отключены

Содержание (2020, 04)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Н. В. Беленов (г. Самара, РФ). Географическая лексика шиланского говора эрзя-мордовского языка

В. П. Гришунина, Н. И. Ершова (г. Саранск, РФ). Структурно-семантические особенности названий построек и их частей в говорах Республики Мордовия

Е. М. Девяткина (г. Москва, РФ). Перевод «Евангелия от Луки» на эрзянский язык (1821): некоторые особенности именной морфологии

Н. В. Кондратьева, Т. А. Краснова (г. Ижевск, РФ). Отражение языковой картины мира в удмуртской фразеологии (на материале тематической группы «Небесная сфера»)

Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Лексико-семантические особенности наименований травянистых растений в диалектах хантыйского языка

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Е. Н. Касаркина, А. А. Антипова (г. Саранск, РФ). Влияние социокультуры на брачные установки современной молодежи Мордовии (на примере г. Саранска)

А. Н. Павлова (г. Йошкар-Ола, РФ). Костюм в погребальной обрядности марийского народа

М. Н. Казакова, И. Г. Напалкова (г. Саранск, РФ). Формирование патриотического сознания и гражданско-патриотическое воспитание как основа укрепления общероссийской гражданской идентичности: опыт Республики Мордовия (2012–2020 гг.)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

О. Г. Беломоева, Ю. А. Кондратенко (г. Саранск, РФ). Этнокультурная традиция в современном мире: функциональный аспект

Г. Е. Шкалина (г. Йошкар-Ола, РФ). Марийский праздник Пеледыш Пайрем: перекресток духовных традиций

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

В. Н. Максимов (г. Йошкар-Ола, РФ). Галине Никитьевне Бояриновой – 60

В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Арво Валтону – 85

А. М. Кочеваткин (г. Саранск, РФ). Памяти «народного министра» А. С. Лузгина

А. Г. Ошаев, Р. И. Чузаев (г. Йошкар-Ола, РФ). Светлой памяти профессора
К. Н. Санукова

Рубрика: 2020, Архив выпусков, Т. 12. № 4 | Метки: , | Комментарии к записи Содержание (2020, 04) отключены

А. Г. Ошаев, Р. И. Чузаев (г. Йошкар-Ола, РФ). Светлой памяти профессора К. Н. Санукова

Светлой памяти профессора К. Н. Санукова

Ошаев Алексей Григорьевич,
кандидат исторических наук,
декан историко-филологического факультета
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), aleksei.oshaev@mail.ru

Чузаев Родион Иванович,
кандидат исторических наук,
директор института национальной культуры
и межкультурной коммуникации
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), chuzaevr@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Г. Ошаев, Р. И. Чузаев (г. Йошкар-Ола, РФ). Светлой памяти профессора К. Н. Санукова отключены

А. М. Кочеваткин (г. Саранск, РФ). Памяти «народного министра» А. С. Лузгина

Памяти «народного министра» А. С. Лузгина

Кочеваткин Александр Михайлович,
кандидат филологических наук,
начальник отдела по вопросам межнациональных отношений
Министерства культуры, национальной политики и архивного дела
Республики Мордовия
(г. Саранск, РФ), alekoch@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. М. Кочеваткин (г. Саранск, РФ). Памяти «народного министра» А. С. Лузгина отключены

В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Арво Валтону – 85

Арво Валтону – 85

Абрамов Владимир Кузьмич,
доктор исторических наук, профессор, член исполкома
Межрегиональной общественной организации мордовского
(мокшанского и эрзянского) народа
(г. Саранск, РФ), abramovvk@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Арво Валтону – 85 отключены

В. Н. Максимов (г. Йошкар-Ола, РФ). Галине Никитьевне Бояриновой – 60

Галине Никитьевне Бояриновой – 60

Максимов Валерий Николаевич,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры марийского языка и литературы,
заведующий НОЦ языковых технологий «Марий йылме»
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), sernur@rambler.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Максимов (г. Йошкар-Ола, РФ). Галине Никитьевне Бояриновой – 60 отключены

Г. Е. Шкалина (г. Йошкар-Ола, РФ). Марийский праздник Пеледыш Пайрем: перекресток духовных традиций

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.04.457-467

Марийский праздник Пеледыш Пайрем: перекресток духовных традиций

Шкалина Галина Евгеньевна,
доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой культуры и искусств
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), galina_shkalina@mail.ru

Введение. В традиционной праздничной культуре марийского народа есть особый праздник. Он появился в 1920 г. как дитя новой пролетарской культуры на основе архаичных марийских обрядов Агавайрем и Лышташ пайрем / Семык и получил название Пеледыш пайрем («Праздник цветов»). Целью данной статьи является анализ уникального национального советского праздника, рожденного на перекрестке духовных традиций марийского народа и ставшего в XXI в. межрегиональным государственным праздником. В рамках исследования праздничная культура рассматривалась как диалог прошлого и настоящего в этнокультурной традиции, как ее динамика в условиях «советскости» и постсоветское время, как отражение трансформаций марийской этнической идентичности. Автором предложен культурологический дискурс для анализа праздника Пеледыш пайрем как формы и способа репрезентации культурной памяти марийского народа в XX–XXI вв.
Материалы и методы. Материалом для изучения заявленной проблемы стали источники, которые делают возможным рассмотрение современного марийского праздника Пеледыш пайрем в его смысловой динамике, детерминированной трансформациями в политической, экономической, социальной и культурной сферах. В результате применения культурологического анализа источников по данной теме, использования историко-сравнительного, герменевтического методов, семиотического подхода автор формулирует ответы на поставленные исследовательские вопросы.
Результаты исследования и их обсуждение. В любой национальной культуре существуют праздники как наиболее древний и постоянно воспроизводящийся ее элемент. В отдельные периоды истории они могут переживать упадок или оживление в зависимости от динамики системы ценностей. Пока жива ценность/идея, она оформляется в праздничном обряде, с упадком веры в нее потребность в празднике, реализующем эту идею, исчезает. Появляется новая идея – возникает и новый праздник. В истории культуры марийского народа так случилось с праздником Пеледыш пайрем – ровесником Марийской автономии. Первоначально он назывался Йошкар пеледыш пайрем («Праздник красного цветка» или «Красный праздник цветка»). Семантика красного цвета явно указывала на красный цветовой фон Октябрьской революции, на торжество нового общественного строя в новой России. Новый праздник с самого начала олицетворял трансформацию старинной очень значимой для народа мари праздничной традиции и приобрел новое символико-смысловое значение, новую знаковость и семиотичность.
Заключение. Анализ трансформации архаичных марийских праздников Агавайрем и Лышташ пайрем / Семык в советский и постсоветский Пеледыш пайрем свидетельствует о том, что традиция образует коллективную память народа, обеспечивает его самотождественность и преемственность в развитии. Традиция как социоестественная ментальность служит базовой ценностью, предопределяющей сбалансированную устойчивость культурной модели. Это, в свою очередь, способствует формированию в обществе современных культурпорождающих пространств.

Ключевые слова: Пеледыш пайрем; Агавайрем; Лышташ пайрем / Семык; Праздник цветов; народ мари; культура; традиция.

Для цитирования: Шкалина Г. Е. Марийский праздник пеледыш пайрем: перекресток духовных традиций // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 4. С. 457–467.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Г. Е. Шкалина (г. Йошкар-Ола, РФ). Марийский праздник Пеледыш Пайрем: перекресток духовных традиций отключены

О. Г. Беломоева, Ю. А. Кондратенко (г. Саранск, РФ). Этнокультурная традиция в современном мире: функциональный аспект

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.04.447-456

Этнокультурная традиция в современном мире: функциональный аспект

Беломоева Ольга Герольдовна,
доктор культурологии, профессор кафедры театрального искусства
и народной художественной культуры
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), o_belomoeva@mail.ru

Кондратенко Юрий Алексеевич,
доктор искусствоведения, заведующий кафедрой театрального искусства
и народной художественной культуры
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), yurkondr@gmail.com

Введение. Феномен «традиция» является ключевым звеном в понимании специфики протекания культурных процессов современности. На фоне возникшего на рубеже XX–XXI вв. так называемого этнического возрождения, повышенного внимания народов, в том числе финно-угорских, к собственным культурным и историческим корням проблема сохранения и развития этнокультурной традиции приобрела новый импульс для осмысления. Этому способствует усиление интеграции культур внутри финно-угорского сообщества в условиях формирования новой социокультурной парадигмы.
Материалы и методы. Теоретическим материалом исследования послужили работы ученых в области изучения современного социокультурного процесса, в частности на примере культурного наследия финно-угорских народов. Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечиваются социокультурным подходом, а также сравнительным и типологическим методами исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе бытия этнокультурной традиции в современном обществе большую роль в числе других обстоятельств играет процесс фестивизации культурного процесса. Для него характерно использование феномена этнокультуры как внешнего атрибута, функционирование которого сводится лишь к развлечению, созданию эффекта праздничности действа, что приводит к девальвации его ценности. Однако осуществленный анализ новой картины мира, сложившейся на рубеже XX–XXI вв., позволяет сделать вывод о том, что идея целостности мира, понимание пространства и времени, лежащие в ее основе, а также экологический и адаптивный потенциалы этнокультурной традиции остаются созвучными современному миру, и это дает основания для их сохранения и развития в современную эпоху. Данные выводы в полной мере относятся и к культурной практике финно-угорских народов на современном этапе.
Заключение. На основе исследованного материала сделан вывод об изменении функционирования финно-угорской этнокультурной традиции в соответствии с объективными условиями ее бытия.

Ключевые слова: этнокультура; традиция; картина мира; финно-угорские культуры; интеграция культур; фестивизация культурного процесса; функционирование этнокультуры.

Для цитирования: Беломоева О. Г., Кондратенко Ю. А. Этнокультурная традиция в современном мире: функциональный аспект // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 4. С. 447–456.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи О. Г. Беломоева, Ю. А. Кондратенко (г. Саранск, РФ). Этнокультурная традиция в современном мире: функциональный аспект отключены

М. Н. Казакова, И. Г. Напалкова (г. Саранск, РФ). Формирование патриотического сознания и гражданско-патриотическое воспитание как основа укрепления общероссийской гражданской идентичности: опыт Республики Мордовия (2012–2020 гг.)

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.04.430-446

Формирование патриотического сознания и гражданско-патриотическое воспитание как основа укрепления общероссийской гражданской идентичности: опыт Республики Мордовия (2012–2020 гг.)

Казакова Марина Николаевна,
кандидат политических наук, доцент кафедры всеобщей истории,
политологии и регионоведения
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), mnkazakova@mail.ru

Напалкова Ирина Геннадьевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории,
политологии и регионоведения
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), zamisi@yandex.ru

Введение. В современной России патриотизм транслируется властью как единственно возможная идеология демократического государства, его национальная идея, что порождает много споров и дискуссий в коннотационных границах: «любовь к родине лежит вне государств и наций – это изначальное, естественное, генетическое чувство» vs «идея державного патриотизма может и должна быть основой национальной идеи России». Цель данной публикации – рассмотреть концептуально-деятельностную базу формирования патриотического сознания в период 2012–2020 гг. на примере отдельного субъекта Российской Федерации – Республики Мордовия.
Материалы и методы. В основу методологии были положены ретроспективный анализ, аксиологическая парадигма, системный подход. В числе прикладных методов использован кейс-стади. В качестве отдельного случая выступила Мордовия – национальная республика, в которой проживают представители 119 национальностей, при этом в национальном составе преобладают русские, мордва (мокша, эрзя), татары.
Результаты исследования и их обсуждение. В Республике Мордовия, как и в целом в Российской Федерации, гражданско-патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания граждан реализуется через программно-целевой подход. Концептуально это выражено в ряде государственных программ: «Развитие образования в Республике Мордовия», «Развитие культуры и туризма», «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» и др., причем наблюдается преемственность в их принятии и пролонгировании. Созданы эффективные вертикальные и горизонтальные межведомственные связи по их реализации. В последние годы в гражданско-патриотическое воспитание активно включаются отдельные институты гражданского общества, в частности социально ориентированные некоммерческие организации. В работе рассматриваются концептуальная и деятельностная составляющие реализации политики в сфере патриотического воспитания; осуществляется анализ отдельных мероприятий гражданско-патриотической, социально-патриотической, героико-патриотической и военно-патриотической направленности. Проблемной областью остается софинансирование государственных программ в части обязательств региона из-за накопившихся проблем в бюджетной сфере и высокой долговой нагрузки.
Заключение. В настоящее время в России элементы гражданско-патриотического воспитания последовательно реализуются в государственной образовательной, культурной, национальной, молодежной политике. В Республике Мордовия деятельностная составляющая реализации патриотической тематики оценивается как многоплановая и многоформатная и осуществляется по гражданско-патриотическому, социально-патриотическому, героико-патриотическому, военно-патриотическому векторам.

Ключевые слова: общероссийская гражданская идентичность; патриотизм; патриотическое сознание; гражданско-патриотическое воспитание; регион; Республика Мордовия; программно-целевой подход.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи» (№ 18-011-00364 А).

Для цитирования: Казакова М. Н., Напалкова И. Г. Формирование патриотического сознания и гражданско-патриотическое воспитание как основа укрепления общероссийской гражданской идентичности: опыт Республики Мордовия (2012–2020 гг.) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 4. С. 430–446.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи М. Н. Казакова, И. Г. Напалкова (г. Саранск, РФ). Формирование патриотического сознания и гражданско-патриотическое воспитание как основа укрепления общероссийской гражданской идентичности: опыт Республики Мордовия (2012–2020 гг.) отключены