Э. А. Юзыкайн (г. Йошкар-Ола, РФ). Предыстория и предпосылки создания Марийского национального театра (1907–1919 гг.)

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.332-343

Предыстория и предпосылки создания Марийского национального театра (1907–1919 гг.)

Юзыкайн Эрик Алексеевич,
докторант Тартуского университета (этнология, культурология), директор
ГАУК РМЭ «Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана»
(г. Йошкар-Ола, РФ), erik.yuzykayn@gmail.com

Введение. Результатом развития марийского культурного национализма в начале ХХ в. помимо прочих культурных инициатив стало складывание театрального движения как предтечи создания Марийского национального театра. Цель данной статьи – рассмотреть факты предыстории появления Марийского национального театра, созданного в ноябре 1919 г., факторы и особенности развития театрального движения среди марийцев.
Материалы и методы. Для достижения цели было проведено изучение первых марийских периодических изданий, исследований и публикаций по истории марийского театра и развитию национального движения, протоколы марийских съездов. Применение системного анализа источников по изучаемому периоду, попытка восстановления событий в хронологической динамике позволили сформулировать максимально объективные ответы на исследовательские вопросы.
Результаты исследования и их обсуждение. Одним из ключевых факторов, повлиявших на развитие марийского театрального движения, формирование народного интереса к театру, стало постепенно развивавшееся с начала ХХ в. движение по национально-культурному просвещению и развитию марийского народа, инициированное марийскими культурными националистами. Предыстория создания Марийского национального театра в ноябре 1919 г. насчитывает около десяти лет и связана с изданием первого периодического издания на марийском языке “Марла календарь”, развитием литературного творчества на марийском языке, первыми самодеятельными инициативами по постановке спектаклей. Кульминацией предыстории стали решения театрального вопроса на первых марийских форумах и бурное развитие интереса к театру в народной среде в 1917–1919 гг. Наряду с этим фактором важнейшую роль сыграли культурная и социальная специфика марийцев: наличие традиции театрализации в празднично-обрядовой сфере, низкий уровень грамотности народа в этот период.
Заключение. Процессы зарождения современной марийской национальной культуры, начавшиеся с издания “Марла календаря”, являются судьбоносными для всего марийского народа. Назревавшие с приходом советской власти идеологические противоречия в среде марийской интеллигенции не сразу стали влиять на творчество первых марийских драматургов. Сторонники разных идеологических направлений хотя и имели разногласия, но действовали в едином русле в вопросах национального развития родного народа, в частности поддержки театрального движения. Газетные публикации и активизировавшееся драматургическое творчество ясно свидетельствуют в пользу того, что марийский актив интуитивно, а иногда и целенаправленно подогревал интерес к театру, способствовал и тем самым предварял появление собственного национального профессионального театра.

Ключевые слова: национальный театр; мари; черемисы; культурный национализм; марийская драматургия; марийский театр; народный театр; народная драма.

Для цитирования: Юзыкайн Э. А. Предыстория и предпосылки создания Марийского национального театра (1907–1919 гг.) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 332–343.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Э. А. Юзыкайн (г. Йошкар-Ола, РФ). Предыстория и предпосылки создания Марийского национального театра (1907–1919 гг.) отключены

Е. Н. Ломшина, П. В. Мигунов, О. С. Сафонкина (г. Саранск, РФ). Этноспорт как способ актуализации этнокультуры (на примере финно-угорских народов)

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.325-331

Этноспорт как способ актуализации этнокультуры (на примере финно-угорских народов)

Ломшина Елена Николаевна,
кандидат культурологии, заведующий
научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры
ФГБОУ ВО «МГУ им Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), enlomshina@mail.ru

Мигунов Павел Валерьевич,
руководитель городского общественного учреждения
«Клуб возрождения финно-угорских воинских игрищ «Тюштя»
(г. Саранск, РФ), tjuschtja@mail.ru

Сафонкина Ольга Сергеевна,
кандидат философских наук,
доцент кафедры английской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), olga.safonkina@gmail.com

Введение. В статье изучается место этноспорта в национальной культуре, раскрывается его роль как важного фактора возврата к аутентичности для сохранения идентичности этносов.
Материалы и методы. Приводится теоретическое обоснование этноспорта как методологической базы проектирования и прогнозирования процессов формирования и функционирования социокультурных систем в условиях набирающих силу процессов этнокультурных репрезентаций в спорте, выходящих за пределы мест компактного проживания этносов, национальных государств и континентов. Методология изучения этноспорта представляет собой междисциплинарные исследования складывающихся в эпоху глобализации трендов в области физической активности.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье исследуется значение традиционных игр для актуализации аксиологического поля культуры финно-угорских народов в современном социуме с целью сохранения идентичности этносов в условиях культурной локализации. Особое внимание уделяется возрождению этноспорта в рамках традиционных праздников финно-угорских народов. Подчеркивается, что в основе этноспорта лежат морально-этические воззрения народов, выраженные в исконных забавах, которые описаны в произведениях устного народного творчества.
Заключение. Проведение народных праздников наряду с привычными выступлениями фольклорных коллективов все чаще сопровождается традиционными играми. Такой подход вполне историчен, поскольку состязательно-игровая традиция с давних времен выполняла функции культурного ядра народного праздника. Несмотря на то что на территориях, заселенных финно-угорскими народами, существуют различные подходы к возрождению и поддержанию этноспорта, в целом они демонстрируют значительный интерес к этой сфере национального самопознания. Традиционные игры стали частью культурной политики финно-угорских республик.

Ключевые слова: этноспорт; традиционные игры; этнокультура; аксиология; финно-угорские народы.

Благодарности: Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-49-130003р_а.

Для цитирования: Ломшина Е. Н., Мигунов П. В., Сафонкина О. С. Этноспорт как способ актуализации этнокультуры (на примере финно-угорских народов) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 325–331.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Н. Ломшина, П. В. Мигунов, О. С. Сафонкина (г. Саранск, РФ). Этноспорт как способ актуализации этнокультуры (на примере финно-угорских народов) отключены

Ю. А. Кондратенко, Е. Н. Антипкина (г. Саранск, РФ). Актуализация традиционных художественных практик в современном искусстве Мордовии (на примере создания хореографических сюит)

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.314-324

Актуализация традиционных художественных практик в современном искусстве Мордовии (на примере создания хореографических сюит)

Кондратенко Юрий Алексеевич,
доктор искусствоведения, заведующий кафедрой театрального искусства
и народной художественной культуры
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), yurkondr@gmail.com

Антипкина Елена Николаевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры театрального искусства
и народной художественной культуры
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), elana19@mail.ru

Введение. Среди процессов, которые наблюдаются в современных художественных практиках Мордовии, особо обращает на себя внимание стремление в рамках неотрадиционных форм современного искусства по-новому осмыслить народное творчество, актуализировать традиционные пласты культуры. Примером таких форм служит одно из направлений современной хореографии – фолк-танец. Целью статьи является рассмотрение опыта создания в современном танце Мордовии хореографических сюит, в основе которых лежит традиционный фольклор. Это позволит изучить приемы цитирования традиционных форм народного творчества в современном искусстве и способы их актуализации.
Материалы и методы. В качестве основного материала для изучения проблемы в данном исследовании были проанализированы спектакли хореографов Мордовии, которые работают в рамках современного танца: хореографические сюиты «Девушка-березка» и «Восемь мордовских песен». В результате применения системного анализа источников по данной теме, а также сравнительного анализа композиционных структур этих хореографических сюит, особенностей построения их хореографического текста и работы с музыкальным материалом удалось сформулировать ответы на поставленные исследовательские задачи.
Результаты исследования и их обсуждение. Актуализация традиционных художественных практик в современном искусстве – путь эксперимента и постоянного поиска новых способов выражения. На примере одного из нео­традиционалистских направлений современного искусства – фолк-танца – мы можем наблюдать, как традиционные ценности переосмысливаются и приобретают актуальность сейчас, тем самым прошлое становится частью современного жизненного уклада. В данном контексте особый интерес представляет анализ поисков нового способа выражения в рамках сюитной формы. В результате анализа композиционных форм современных хореографических спектаклей Мордовии выявлены две тенденции развития хореографической сюиты: движение по пути создания на основе классической сюитной структуры постановки с неклассическим содержанием; обращение к традиционным композиционным формам народного искусства и наполнение их актуальным содержанием.
Заключение. Неотрадиционное направление в искусстве основывается на идее о том, что традиция – это не только прошлое народа, но и то, что существует здесь и сейчас, наше актуальное настоящее. С появлением фолк-направления в современной хореографии поиски такого актуального настоящего стали уникальной чертой современного танца Мордовии. В рамках данной статьи были отмечены некоторые способы развития фолк-направления, связанные с экспериментами с формой хореографической сюиты, и обозначены основные тенденции поисков в области развития танцевальной формы.

Ключевые слова: неотрадиционализм; современный танец; сюитная форма; песенно-танцевальная форма; хорео­графическая сюита; хороводная форма; фолк-направление в современной хореографии.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта «Ценностные доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме» (№ 18-49-130003).

Для цитирования: Кондратенко Ю. А., Антипкина Е. Н. Актуализация традиционных художественных практик в современном искусстве Мордовии (на примере создания хореографических сюит) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 314–324.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ю. А. Кондратенко, Е. Н. Антипкина (г. Саранск, РФ). Актуализация традиционных художественных практик в современном искусстве Мордовии (на примере создания хореографических сюит) отключены

М. С. Выхрыстюк (г. Тюмень, РФ), А. А. Миронова (г. Челябинск, РФ), Т. В. Симашко (г. Северодвинск, РФ). Ханты-мансийские народные мотивы в современной югорской рекламе: культурно-лингвистический аспект

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.303-313

Ханты-мансийские народные мотивы в современной югорской рекламе: культурно-лингвистический аспект

Выхрыстюк Маргарита Степановна,
доктор филологических наук,
профессор кафедры филологического образования
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
(г. Тюмень, РФ), margaritavv@mail.ru

Миронова Александра Анатольевна,
доктор филологических наук, профессор
кафедры русского языка и методики обучения русскому языку
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет»
(г. Челябинск, РФ), amiron_rus@maul.ru

Симашко Татьяна Васильевна,
доктор филологических наук, профессор
кафедры общего и германского языкознания,
филиал ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный
университет имени М. В. Ломоносова»

(г. Северодвинск, РФ), simashkotv@yandex.ru

Введение. Статья посвящена анализу экстралингвистических факторов, формирующих рекламные торговые марки Югры. Созданные эмблемы, логотипы изделия или продукта представляют собой оригинальное торговое предложение, опираются на культуру и язык народов ханты и манси. Целью работы является определение роли народных образов и мотивов народов ханты и манси в процессе создания современных торговых марок югорской рекламы. При анализе логотипов, символик югорских брендов обосновывается, что одним из эффективных приемов воздействия на аудиторию выступает обращение к народной культуре, народной памяти.
Материалы и методы. Основным материалом для исследования послужили рекламные тексты, собранные методом сплошной выборки из периодических изданий Ханты-Мансийска, интернет-рекламы. Всего проанализировано 450 рекламных сообщений. Основными методами исследования являются описательный, метод компонентного анализа, а также отдельные элементы сопоставительного и контекстуального методов.
Результаты исследования и их обсуждение. Фоновые знания культуры народов ханты и манси, представленные в торговой марке продукта, стимулируют мыслительный процесс адресата, активизируют автокоммуникацию. Креолизация при демонстрации преимуществ югорской торговой марки позволяет потенциальному покупателю достраивать сообщение за счет восполнения деталей, тем самым способствует продвижению товара на потребительском рынке. На сегодняшний день в хантыйском языкознании отсутствуют специальные работы, посвященные изучению народных мотивов в рекламном пространстве с точки зрения лингвистики, имеется лишь несколько работ фрагментарного характера. С другой стороны, обилие исследований по фольклористике, социологии, культурологии, брендингу подтверждает актуальность выбранной темы с позиции языковой реализации югорской картины мира в рекламных текстах.
Заключение. Проанализированный материал показывает богатство картины мира югорских народов и эффективность использования ханты-мансийских мотивов в рекламной деятельности. Языковые и этнокультурные стереотипы позволяют конструировать объемное представление о предмете, создавать уникальное, узнаваемое и в других регионах торговое предложение.

Ключевые слова: югорская реклама; цветообозначения; орнамент; этнический шрифт.

Для цитирования: Выхрыстюк М. С., Миронова А. А., Симашко Т. В. Ханты-мансийские народные мотивы в современной югорской рекламе: культурно-лингвистический аспект // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 303–313.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи М. С. Выхрыстюк (г. Тюмень, РФ), А. А. Миронова (г. Челябинск, РФ), Т. В. Симашко (г. Северодвинск, РФ). Ханты-мансийские народные мотивы в современной югорской рекламе: культурно-лингвистический аспект отключены

О. В. Бахлова, И. В. Бахлов (г. Саранск, РФ). Механизмы нациестроительства и соотноше­ние идентичностей: региональное измерение (опыт республик Марий Эл и Мордовия, 2013–2019)

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.286-302

Механизмы нациестроительства и соотноше­ние идентичностей: региональное измерение (опыт республик Марий Эл и Мордовия, 2013–2019)

Бахлова Ольга Владимировна,
доктор политических наук, профессор кафедры всеобщей истории,
политологии и регионоведения
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), olga.bahlova@gmail.com

Бахлов Игорь Владимирович,
доктор политических наук,
заведующий кафедрой всеобщей истории, политологии и регионоведения
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), bahlov@mail.ru

Введение. Нациестроительство – долговременный исторический процесс, охватывающий множество сфер, направлений и уровней. Сложный состав населения России и федеративная форма устройства актуализируют его региональное измерение. Специфика и динамика данного измерения показаны на примере республик Марий Эл и Мордовия, народы которых на протяжении столетий принимали участие в формировании Российского государства. Основные задачи предполагают характеристику нормативных параметров соотношения идентичностей, содержания и векторов дискурсивных практик республиканских властей, степени сопряжения механизмов нациестроительства в ракурсе политики идентичности, соотнесение опыта обеих республик.
Материалы и методы. Главными источниками послужили официальные документы Республики Марий Эл и Республики Мордовия, материалы, образующие контент республиканских интернет-порталов. Исследование опиралось на системно-диалектический и институциональный подходы, модернистский конструктивизм и инструментализм. Ключевые методы – историко-диахронный, многоуровневого и сравнительного анализа, изучения документов.
Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены константы и доминанты опыта республик Марий Эл и Мордовия в контексте нациестроительства и политики идентичности. Определены динамические изменения в рамках периода 2013–2019 гг., их увязка с предшествующим развитием республик как советских автономий и национально-государственных образований в составе Российской Федерации. Акцентированы внутренние для указанного периода принципиальные моменты, демонстрирующие корректировку ориентиров в соотношении идентичностей.
Заключение. Опыт республик Марий Эл и Мордовия в исследуемом ракурсе оценивается как положительный, но свидетельствующий о сохранении ограничений институционального плана как для позиционирования региональных элит, так и для продвижения эффективных механизмов нациестроительства на региональном уровне. Эволюция их практик связана с уменьшением значения этнического капитала как политического инструмента, сокращением / устранением атрибутики стратегий суверенизации постсоветской эпохи, конструктивной активизацией этнокультурных организаций в общероссийских проектах.

Ключевые слова: межнациональное согласие; нациестроительство; политика идентичности; Республика Марий Эл; Республика Мордовия; российская нация.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-00364 А «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи».

Для цитирования: Бахлова О. В., Бахлов И. В. Механизмы нациестроительства и соотношение идентичностей: региональное измерение (опыт республик Марий Эл и Мордовия, 2013–2019) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 286–302.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи О. В. Бахлова, И. В. Бахлов (г. Саранск, РФ). Механизмы нациестроительства и соотноше­ние идентичностей: региональное измерение (опыт республик Марий Эл и Мордовия, 2013–2019) отключены

Ф. Я. Хабибуллина, И. Г. Иванова (г. Йошкар-Ола, РФ). Отантропонимные географи­чес­кие наз­ва­ния Республики Марий Эл татарского происхождения: топонимические зоны

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.259-285

Отантропонимные географи­чес­кие наз­ва­ния Республики Марий Эл татарского происхождения: топонимические зоны

Хабибуллина Флёра Яхиятовна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры фундаментальной медицины
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), khflora@yandex.ru

Иванова Ираида Геннадьевна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры фундаментальной медицины
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), iraida44@yandex.ru

Введение. Статья посвящена отантропонимным топонаименованиям татарского происхождения Республики Марий Эл в связи с генезисом и историей движения и контактирования народов Среднего Поволжья. Цель статьи – исследование татарско-марийского топонимического зонирования на основе марийских отантропонимных ойконимов, восходящих к татарскому языку.
Материалы и методы. Анализ топонимического материала связан с применением различных подходов: сравнительно-исторического, сравнительно-сопоставительного, а также методов исследования: метода компонентного анализа топонимических единиц; ареального, описательного, структурного, этимологического, статистического, картографического. Корпус исследования представляют отантропонимные ойконимы, выбранные из картографических и лексикографических источников, созданных на русском, марийском и татарском языках, в объеме 129 единиц.
Результаты исследования и их обсуждение. Татарско-марийские взаимодействия на территории Республики Марий Эл сосредоточены в двух основных топонимических зонах: татарско-горномарийской и татарско-луговомарийской. В статье определяются основные принципы номинации отантропонимных топонимов, приводится классификация топонимов по объектам топонимической номинации в каждой из топозон, а также выделяются параллельные наименования. Проведенный анализ предоставляет возможность проследить закономерности размещения топообъектов. Анализ выявленных заимствований из татарского языка дает возможность уточнить их территориальную локализацию на территории Марий Эл. Ойконимы, образованные на основе татарских личных имен, получили наибольшее распространение в зонах компактного проживания татар, а также в пограничных районах с Республикой Татарстан, что обусловлено торгово-экономическим, историко-политическим, административно-территориальным, географическим факторами. Основным принципом, лежащим в основе марийских отантропонимных ойконимов, стала их номинация по связи с человеком: его социальным статусом / сословной принадлежностью / профессией; социальными взаимодействиями; местом и ролью в семейной иерархии; характером человека; внешностью / внешним видом / одеждой; личными свойствами и качествами человека; его материальным положением и др.
Заключение. Названия марийских отантропонимных топообъектов татарского происхождения реализовывались в импортировании татарских ценностей, значимых для марийского этноса и восходящих к татарским именам: материальное богатство, высокий социальный статус, почитание родителей и старших, здоровье и крепость тела, дружба, доброта, твердость и сила характера, чистота и опрятность в одежде.

Ключевые слова: топоним; антропоним; ойконим; татарский язык; марийский язык; Республика Марий Эл; зонирование; татарско-горномарийская зона; татарско-луговомарийская зона.

Для цитирования: Хабибуллина Ф. Я., Иванова И. Г. Отантропонимные географические названия Республики Марий Эл татарского происхождения: топонимические зоны // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 259–285.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ф. Я. Хабибуллина, И. Г. Иванова (г. Йошкар-Ола, РФ). Отантропонимные географи­чес­кие наз­ва­ния Республики Марий Эл татарского происхождения: топонимические зоны отключены

Н. М. Мосина, Н. В. Казаева, С. В. Батина (г. Саранск, РФ). Особенности овладения иностранным (финским, венгерским) языком билингвами

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.250-258

Особенности овладения иностранным (финским, венгерским) языком билингвами

Мосина Наталья Михайловна,
доктор филологических наук, профессор кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), natamish@rambler.ru

Казаева Нина Валентиновна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), nikazaeva@yandex.ru

Батина Светлана Витальевна,
аспирант кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), sool15@yandex.ru

Введение. В статье исследуются проблемы, возникающие при овладении финским и венгерским языком как иностранным у студентов – носителей родного мордовского (мокшанского/эрзянского) и русского языков, т. е. билингвов. Рассматриваются виды билингвизма, устанавливаются критерии, положенные в основу их выделения. Цель статьи – определить характер и причины возникновения языковых особенностей, случаи проявления интерференции на уровне морфологии, что в дальнейшем укажет на методы и пути разрешения возникающих сложностей при овладении иностранным языком.
Материалы и методы. Фактический материал получен в результате многолетней учебно-педагогической деятельности на занятиях по венгерскому и финскому языкам со студентами филологического факультета Мордовского государственного университета направления подготовки «Филология» профиль «Зарубежная филология: венгерский / финский, английский языки и литературы». В качестве основных методов выступили теоретический (изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме), сравнительно-сопоставительный (при анализе морфологической системы венгерского/финского и мордовских языков), а также методы обобщения и наблюдения, широко применяемые для подобного рода работ.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило выявить критерии выделения типов билингвизма с опорой на имеющиеся классификации, определить вид мордовско-русского двуязычия студентов рассматриваемой группы. В ходе анализа было установлено, что при изучении морфологической системы финского и венгерского языков в письменной и устной речи студентов-билингвов наблюдается влияние как родного (эрзянского/мокшанского), так и русского языка (при освоении некоторых местных падежей, аккузатива, глагольного управления и др.). Представленные примеры служат доказательством проявления интерференции на разных языковых уровнях.
Заключение. В ходе исследования было установлено, что для студентов-билингвов характерен в основном контактный вид двуязычия, когда постоянно поддерживается связь с носителями как родного (мокшанского/ эрзянского), так и русского языка. Зафиксированные явления интерференции указывают на влияние грамматических систем неродного (русского) и родного (эрзянского/мокшанского) языков при овладении студентами-билингвами некоторыми морфологическими структурами венгерского и финского языков. Сделан вывод о невозможности избежать явлений интерференции в процессе обучения иностранному языку на первых этапах обучения. Анализ ошибок, допускаемых обучающимися, позволит определить методы и выработать комплекс заданий, направленных на восприятие конкретного иноязычного материала без использования родного языка.

Ключевые слова: билингвизм; мордовско-русское двуязычие; интерференция; мордовские языки; финский язык; венгерский язык.

Для цитирования: Мосина Н. М., Казаева Н. В., Батина С. В. Особенности овладения иностранным (финским, венгерским) языком билингвами // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 250–258.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. М. Мосина, Н. В. Казаева, С. В. Батина (г. Саранск, РФ). Особенности овладения иностранным (финским, венгерским) языком билингвами отключены

М. В. Кошелева (г. Петрозаводск, РФ). Синтаксические функции инессивной формы II инфинитива в вепсском языке: динамика развития

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.242-249

Синтаксические функции инессивной формы II инфинитива в вепсском языке: динамика развития

Кошелева Мария Владимировна,
старший преподаватель кафедры прибалтийско-финской филологии
ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет»
(г. Петрозаводск, РФ), koshelevamasha@bk.ru

Введение. Особенностью прибалтийско-финских языков является богатая система инфинитивов и инфинитных конструкций. В статье анализируются синтаксические роли так называемой инессивной формы II инфинитива, которая по классификации, устоявшейся в прибалтийско-финском синтаксисе, считается адвербиальной конструкцией, характеризующей глагольное сказуемое.
Материалы и методы. Анализ проводится с применением сравнительного и описательного методов. В статье использован диалектный материал, а также материал развивающегося на протяжении 30 лет вепсского литературного языка, письменность которого возрождается с 1989 г.
Результаты исследования и их обсуждение. Семантически инессивная форма II инфинитива имеет две основные функции: темпоральную – обозначает одновременность действия, т. е. показывает на действие, которое происходит во временных рамках действия, выраженного основным финитным глаголом; финальную – отражает цель действия, выраженного основным глаголом. При этом последняя является исключительно вепсской.
Заключение. Современный вепсский синтаксис – это результат развития, сопровождавшегося утратой традиционных прибалтийско-финских признаков и приобретением некоторых выразительных особенностей, спровоцированных как собственно вепсским развитием, так и русским языковым влиянием.

Ключевые слова: вепсский язык; синтаксис; инессив; инфинитивы; инфинитные конструкции.

Для цитирования: Кошелева М. В. Синтаксические функции инессивной формы II инфинитива в вепсском языке: динамика развития // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 242–249.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи М. В. Кошелева (г. Петрозаводск, РФ). Синтаксические функции инессивной формы II инфинитива в вепсском языке: динамика развития отключены

Т. П. Арискина (г. Саранск, РФ). Сложные существительные сочинительного типа в эрзянском и венгерском языках

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.230-241

Сложные существительные сочинительного типа в эрзянском и венгерском языках

Арискина Татьяна Павловна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), ariskina82@mail.ru

Введение. Словосложение служит для образования цельнооформленных сложных слов на базе двух или более простых. Исходной базой может выступать группа равноправных лексических единиц либо словосочетание. Существует множество словообразовательных типов композитов, изучение которых позволяет проследить, какие тенденции проявляются в современной словообразовательной системе языка. Актуальные сопоставительные исследования в этой области способствуют пополнению теоретической базы, вносят значительный вклад в методику преподавания. В рамках данной статьи решаются следующие задачи: установить словообразовательные связи сложных слов, классифицировать композиты в эрзянском и венгерском языках, выявить способы словообразования сложных существительных и степень их продуктивности, провести сравнительный анализ словообразовательных формантов в эрзянском и венгерском языках.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили двуязычные словари: эрзянско-русский и венгерско-русский. Автором использовались описательный метод, методы синхронного анализа, формально-семантического и компонентного анализа, приемы историко-сравнительного и сравнительно-сопоставительного методов, а также квантитативный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа сплошной выборки из словарей установлено, что доля сложных существительных с сочинительной связью в обоих языках находится в пределах 20,00 % от общего количества сложных имен существительных. Это означает, что создание сочинительных композитов – менее продуктивный процесс, чем образование слов с подчинительной связью. В большинстве случаев в качестве первого компонента в рассматриваемых примерах выступает имя существительное, историю которого легко проследить, в частности по деривационным суффиксам. В редких случаях компоненты сложного слова утратили значение.
Заключение. Интенсивность использования в современном эрзянском и венгерском языках способов словообразования, позволяющих продуцировать слова со сложной структурой, и возросший интерес к сопоставительным исследованиям свидетельствуют о необходимости изучения данного явления с историко-сравнительных позиций.

Ключевые слова: сложные слова; сложные существительные; сочинительная связь; словообразовательная модель; эрзянский язык; венгерский язык.

Для цитирования: Арискина Т. П. Сложные существительные сочинительного типа в эрзянском и венгерском языках // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 230–241.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. П. Арискина (г. Саранск, РФ). Сложные существительные сочинительного типа в эрзянском и венгерском языках отключены

Содержание (2020, 02)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Н. В. Беленов (г. Самара, РФ). Географические термины для обозначения озер в мокша-мордовских говорах Cамарской Луки

О. Е. Поляков, Н. В. Леткина (г. Саранск, РФ). Типология фонетических систем мордовских (мокшанского и эрзянского) языков и языка татар-мишарей

П. Е. Седова (г. Саранск, РФ). Коммуникативно-стилистическая роль синонимов в мокшанском языке

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

А. К. Гагиева (г. Сыктывкар, РФ). Региональные особенности формирования общественных организаций на территории Коми области в 1920–1930-е гг.

А. В. Каверин, Н. А. Каверина, Д. А. Массеров, И. С. Ушаков, Д. А. Янина (г. Саранск, г Москва, РФ). Исторический анализ сельскохозяйственного освоения и использования территории Мордовии (от неолита до наших дней)

В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Акай Боляев и Крестьянская война 1670–1671 гг. в Мордовском крае

Е. В. Каракин, Т. В. Пашкова (г. Петрозаводск, РФ). Роль печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел

Г. А. Корнишина (г. Саранск, РФ). Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности

В. Н. Немечкин (г. Саранск, РФ). Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

А. В. Березина (г. Екатеринбург, РФ). Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в.

А. А. Осьмушина (г. Саранск, РФ). Модель справедливости в мордовской этнической сказке

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

Л. В. Калачина (г. Саранск, РФ). «Женщина – мир, женщина – миф» художника-педагога П. Д. Миничкина

В. Н. Максимов, О. А. Сергеев (г. Йошкар-Ола, РФ). Варваре Тимофеевне Тимофеевой – 100

Рубрика: 2020, Архив выпусков, Т. 12. № 2 | Метки: , | Комментарии к записи Содержание (2020, 02) отключены

В. Н. Максимов, О. А. Сергеев (г. Йошкар-Ола, РФ). Варваре Тимофеевне Тимофеевой – 100

Варваре Тимофеевне Тимофеевой – 100

Максимов Валерий Николаевич,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры марийского языка и литературы
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), sernur@rambler.ru

Сергеев Олег Арсентьевич,
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник
ГБНУ при Правительстве Республики Марий Эл
«Марийский научно-исследовательский институт языка,
литературы и истории им. В. М. Васильева»
(г. Йошкар-Ола, РФ), olsemar@rambler.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Максимов, О. А. Сергеев (г. Йошкар-Ола, РФ). Варваре Тимофеевне Тимофеевой – 100 отключены

Л. В. Калачина (г. Саранск, РФ). «Женщина – мир, женщина – миф» художника-педагога П. Д. Миничкина

«Женщина – мир, женщина – миф» художника-педагога П. Д. Миничкина

Калачина Лариса Викторовна,
кандидат культурологии, ответственный секретарь
редакции газеты «Голос Мордовского университета»
управления по связям с общественностью
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), regionologiya_lk@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Л. В. Калачина (г. Саранск, РФ). «Женщина – мир, женщина – миф» художника-педагога П. Д. Миничкина отключены

А. А. Осьмушина (г. Саранск, РФ). Модель справедливости в мордовской этнической сказке

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.212-219

Модель справедливости в мордовской этнической сказке

Осьмушина Анастасия Андреевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры английского языка
для профессиональной коммуникации
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), 98761985@mail.ru

Введение. Актуальность исследования определяется современными тенденциями глобализации и необходимостью строить диалог культур на основании справедливости, отводя приоритетное значение локальным моделям справедливости. Предмет исследования – модель справедливости в мокшанских и эрзянских сказках. Цель работы – выявить различные модели справедливости мокшанского и эрзянского этносов, их тождество и различие между собой и с моделями других культур, обобщить содержание категории справедливости в мордовской этнокультуре.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили мордовские народные сказки. Для выявления моделей справедливости в исследуемом материале применялся метод анализа; при сравнении похожих сказок разных культур использовался метод сопоставления, а также принцип редукции тождества, с помощью которого были обнаружены отличия в сходствах; метод обобщения позволил систематизировать полученные результаты, метод синтеза – сделать выводы.
Результаты исследования и их обсуждение. Модель мордовской справедливости включает в себя коллективный труд, взаимопомощь, коллективную форму собственности и самоуправление; творческий труд и достойное вознаграждение; этническое образование, воспитание в традиции, свободу развития, перфекции и вертикальной социальной мобильности; вознаграждение добродетели и обличение порока, праведный суд, равенство всех перед судом; равный брак, расширенное воспроизводство, идентичность и идентификацию; единство всего сущего, человека и природы. Как несправедливые оцениваются частное владение ресурсами, труд, не спасающий от бедности, неправедный суд; ограничения свободы развития и образования; жестокое обращение с детьми и женщинами, пренебрежение стариками.
Заключение. Множество моделей, соответствующих разным культурологическим подходам, позволяет сформировать димензиальный, полный, системный образ этнокультурной справедливости и лучше понять культуру народа. Проведенное исследование показало, что модели справедливости в мокшанском и эрзянском фольклоре сходны, выявило общее содержание мордовских моделей справедливости, а также уникальные особенности мокшанской и эрзянской моделей, их тождество и различие с моделями других культур.

Ключевые слова: мордовская сказка; мокша; эрзя; модель этнокультурной справедливости; истина; право; равенство; труд; этнос.

Для цитирования: Осьмушина А. А. Модель справедливости в мордовской этнической сказке // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 212–219.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. А. Осьмушина (г. Саранск, РФ). Модель справедливости в мордовской этнической сказке отключены

А. В. Березина (г. Екатеринбург, РФ). Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в.

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.203-211

Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в.

Березина Анна Валерьевна,
cтарший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»
(г. Екатеринбург, РФ), berezinanna@mail.ru

Введение. На основании анализа трансформационных процессов языковой культуры уральских мари в работе доказывается, что различные виды трансформаций могут давать культуре новый потенциал для развития или губительно сказываться на ее основаниях. С прогностической целью делается попытка наметить структуру модели языковых трансформаций, которая апробируется на примере языковой культуры уральских мари.
Материалы и методы. В рамках культурологической интерпретации применяются интервьюирование, опрос, социологическое описание. Используются также герменевтические и лингвокультурологические методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Исторически зафиксировано, что на изменение языковой культуры уральских мари влияли соседство с другими народами, торговая деятельность, заимствования в материальной культуре. Становление марийской письменности дало новый импульс развитию этнокультурного образования. Таким образом этнокультурная идентичность получила выражение в письменной речи. Язык этноса, воспринимаемый визуально и визуально фиксирующий достижения культуры, способствовал осознанию общности этноса. Подобные заимствования автор расценивает как положительные трансформационные процессы. Отрицательные трансформационные процессы связаны с утратой этнокультурных ценностей и массовизацией культуры, что сопряжено с потерей традиционных видов занятости, ценностного отношения к труду, с прекращением изучения языка этноса в системе образования.
Заключение. Автор приходит к выводу, что развивающаяся в районах проживания уральских мари фестивальная и туристская деятельность, проводимая на языке суперэтноса, не может уберечь от потери ценностных основ культуры. В первую очередь необходимо нивелировать процессы, негативно влияющие на язык и культуру этноса.

Ключевые слова: уральские мари; этнокультурная трансформация; трансформация языка; языковая культура; этнокультурная идентичность.

Для цитирования: Березина А. В. Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в. // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 203–211.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. В. Березина (г. Екатеринбург, РФ). Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в. отключены

В. Н. Немечкин (г. Саранск, РФ). Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.194-202

Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты

Немечкин Василий Николаевич,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры правовых дисциплин
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), modmn@mail.ru

Введение. Основной задачей данной статьи является исследование историко-правовых аспектов становления и развития международных стандартов в области языковых прав коренных народов. Особую актуальность данная тема приобретает в связи с провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН периода 2022–2032 гг. Международным десятилетием языков коренных народов.
Материалы и методы. Методика исследования базируется на системном подходе, вобравшем в себя исторический, формально-юридический, системно-структурный методы научного познания. Материалом послужили основные международно-правовые документы в области языковых прав коренных народов, исследования российских и зарубежных авторов, посвященные правовому статусу коренных народов, защите их языковых прав.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа международно-правовых актов среди языковых прав коренных народов выделяются следующие: право на сохранение и использование родных языков в частной жизни и публично; право на получение образования на родном языке; право создавать и иметь доступ к средствам массовой информации на родных языках; право на признание языков коренных народов в конституциях и национальных законодательствах; право на жизнь, свободную от дискриминации по языковому признаку, и др. Защита языковых прав коренных народов в настоящее время осуществляется многочисленными специализированными учреждениями ООН, такими как ЮНЕСКО, Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов, Экспертный механизм ООН по правам коренных народов, Специальный докладчик по правам коренных народов и др. Важным механизмом продвижения темы языков коренных народов, мобилизации партнеров и ресурсов для совместных действий во всем мире стало провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН Международного года языков коренных народов (2019 г.) и Международного десятилетия языков коренных народов (2022–2032 гг.).
Заключение. На уровне международного сообщества сформировалось достаточно серьезное понимание необходимости сохранения и развития языков, реализации языковых прав коренных народов. Достижению этой цели будет способствовать проведение Международного десятилетия языков коренных народов.

Ключевые слова: языковые права; лингвистические права; коренные народы; международные стандарты.

Для цитирования: Немечкин В. Н. Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 194–202.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Немечкин (г. Саранск, РФ). Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты отключены