В. Н. Максимов, О. А. Сергеев (г. Йошкар-Ола, РФ). Варваре Тимофеевне Тимофеевой – 100

Варваре Тимофеевне Тимофеевой – 100

Максимов Валерий Николаевич,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры марийского языка и литературы
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), sernur@rambler.ru

Сергеев Олег Арсентьевич,
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник
ГБНУ при Правительстве Республики Марий Эл
«Марийский научно-исследовательский институт языка,
литературы и истории им. В. М. Васильева»
(г. Йошкар-Ола, РФ), olsemar@rambler.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Максимов, О. А. Сергеев (г. Йошкар-Ола, РФ). Варваре Тимофеевне Тимофеевой – 100 отключены

Л. В. Калачина (г. Саранск, РФ). «Женщина – мир, женщина – миф» художника-педагога П. Д. Миничкина

«Женщина – мир, женщина – миф» художника-педагога П. Д. Миничкина

Калачина Лариса Викторовна,
кандидат культурологии, ответственный секретарь
редакции газеты «Голос Мордовского университета»
управления по связям с общественностью
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), regionologiya_lk@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Л. В. Калачина (г. Саранск, РФ). «Женщина – мир, женщина – миф» художника-педагога П. Д. Миничкина отключены

А. А. Осьмушина (г. Саранск, РФ). Модель справедливости в мордовской этнической сказке

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.212-219

Модель справедливости в мордовской этнической сказке

Осьмушина Анастасия Андреевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры английского языка
для профессиональной коммуникации
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), 98761985@mail.ru

Введение. Актуальность исследования определяется современными тенденциями глобализации и необходимостью строить диалог культур на основании справедливости, отводя приоритетное значение локальным моделям справедливости. Предмет исследования – модель справедливости в мокшанских и эрзянских сказках. Цель работы – выявить различные модели справедливости мокшанского и эрзянского этносов, их тождество и различие между собой и с моделями других культур, обобщить содержание категории справедливости в мордовской этнокультуре.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили мордовские народные сказки. Для выявления моделей справедливости в исследуемом материале применялся метод анализа; при сравнении похожих сказок разных культур использовался метод сопоставления, а также принцип редукции тождества, с помощью которого были обнаружены отличия в сходствах; метод обобщения позволил систематизировать полученные результаты, метод синтеза – сделать выводы.
Результаты исследования и их обсуждение. Модель мордовской справедливости включает в себя коллективный труд, взаимопомощь, коллективную форму собственности и самоуправление; творческий труд и достойное вознаграждение; этническое образование, воспитание в традиции, свободу развития, перфекции и вертикальной социальной мобильности; вознаграждение добродетели и обличение порока, праведный суд, равенство всех перед судом; равный брак, расширенное воспроизводство, идентичность и идентификацию; единство всего сущего, человека и природы. Как несправедливые оцениваются частное владение ресурсами, труд, не спасающий от бедности, неправедный суд; ограничения свободы развития и образования; жестокое обращение с детьми и женщинами, пренебрежение стариками.
Заключение. Множество моделей, соответствующих разным культурологическим подходам, позволяет сформировать димензиальный, полный, системный образ этнокультурной справедливости и лучше понять культуру народа. Проведенное исследование показало, что модели справедливости в мокшанском и эрзянском фольклоре сходны, выявило общее содержание мордовских моделей справедливости, а также уникальные особенности мокшанской и эрзянской моделей, их тождество и различие с моделями других культур.

Ключевые слова: мордовская сказка; мокша; эрзя; модель этнокультурной справедливости; истина; право; равенство; труд; этнос.

Для цитирования: Осьмушина А. А. Модель справедливости в мордовской этнической сказке // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 212–219.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. А. Осьмушина (г. Саранск, РФ). Модель справедливости в мордовской этнической сказке отключены

А. В. Березина (г. Екатеринбург, РФ). Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в.

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.203-211

Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в.

Березина Анна Валерьевна,
cтарший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»
(г. Екатеринбург, РФ), berezinanna@mail.ru

Введение. На основании анализа трансформационных процессов языковой культуры уральских мари в работе доказывается, что различные виды трансформаций могут давать культуре новый потенциал для развития или губительно сказываться на ее основаниях. С прогностической целью делается попытка наметить структуру модели языковых трансформаций, которая апробируется на примере языковой культуры уральских мари.
Материалы и методы. В рамках культурологической интерпретации применяются интервьюирование, опрос, социологическое описание. Используются также герменевтические и лингвокультурологические методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Исторически зафиксировано, что на изменение языковой культуры уральских мари влияли соседство с другими народами, торговая деятельность, заимствования в материальной культуре. Становление марийской письменности дало новый импульс развитию этнокультурного образования. Таким образом этнокультурная идентичность получила выражение в письменной речи. Язык этноса, воспринимаемый визуально и визуально фиксирующий достижения культуры, способствовал осознанию общности этноса. Подобные заимствования автор расценивает как положительные трансформационные процессы. Отрицательные трансформационные процессы связаны с утратой этнокультурных ценностей и массовизацией культуры, что сопряжено с потерей традиционных видов занятости, ценностного отношения к труду, с прекращением изучения языка этноса в системе образования.
Заключение. Автор приходит к выводу, что развивающаяся в районах проживания уральских мари фестивальная и туристская деятельность, проводимая на языке суперэтноса, не может уберечь от потери ценностных основ культуры. В первую очередь необходимо нивелировать процессы, негативно влияющие на язык и культуру этноса.

Ключевые слова: уральские мари; этнокультурная трансформация; трансформация языка; языковая культура; этнокультурная идентичность.

Для цитирования: Березина А. В. Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в. // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 203–211.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. В. Березина (г. Екатеринбург, РФ). Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в. отключены

В. Н. Немечкин (г. Саранск, РФ). Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.194-202

Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты

Немечкин Василий Николаевич,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры правовых дисциплин
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), modmn@mail.ru

Введение. Основной задачей данной статьи является исследование историко-правовых аспектов становления и развития международных стандартов в области языковых прав коренных народов. Особую актуальность данная тема приобретает в связи с провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН периода 2022–2032 гг. Международным десятилетием языков коренных народов.
Материалы и методы. Методика исследования базируется на системном подходе, вобравшем в себя исторический, формально-юридический, системно-структурный методы научного познания. Материалом послужили основные международно-правовые документы в области языковых прав коренных народов, исследования российских и зарубежных авторов, посвященные правовому статусу коренных народов, защите их языковых прав.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа международно-правовых актов среди языковых прав коренных народов выделяются следующие: право на сохранение и использование родных языков в частной жизни и публично; право на получение образования на родном языке; право создавать и иметь доступ к средствам массовой информации на родных языках; право на признание языков коренных народов в конституциях и национальных законодательствах; право на жизнь, свободную от дискриминации по языковому признаку, и др. Защита языковых прав коренных народов в настоящее время осуществляется многочисленными специализированными учреждениями ООН, такими как ЮНЕСКО, Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов, Экспертный механизм ООН по правам коренных народов, Специальный докладчик по правам коренных народов и др. Важным механизмом продвижения темы языков коренных народов, мобилизации партнеров и ресурсов для совместных действий во всем мире стало провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН Международного года языков коренных народов (2019 г.) и Международного десятилетия языков коренных народов (2022–2032 гг.).
Заключение. На уровне международного сообщества сформировалось достаточно серьезное понимание необходимости сохранения и развития языков, реализации языковых прав коренных народов. Достижению этой цели будет способствовать проведение Международного десятилетия языков коренных народов.

Ключевые слова: языковые права; лингвистические права; коренные народы; международные стандарты.

Для цитирования: Немечкин В. Н. Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 194–202.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Немечкин (г. Саранск, РФ). Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты отключены

Г. А. Корнишина (г. Саранск, РФ). Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.184-193

Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности

Корнишина Галина Альбертовна,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), g.kornihina@mail.ru

Введение. Головной убор как один из элементов традиционного костюма довольно долго сохранял этнические признаки. Он был своеобразным маркером этнически обусловленного мировосприятия своего носителя и показателем его этнической и территориальной идентичности. Наиболее устойчивыми идентифицирующими свойствами обладал женский головной убор. Исследование было проведено с целью создания типологии женских головных уборов, традиционно бытовавших в среде мордовского населения, в контексте этнической и территориальной идентичности их носителей.
Материалы и методы. Были исследованы и обобщены материалы, содержащиеся в научных трудах, дающих представление о рассматриваемой проблеме, а также использованы полевые материалы автора, собранные в этнографических поездках. Для достижения цели исследования использовался сравнительно-исторический метод.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование различных типов женских головных уборов мордвы выявило разнообразие их форм, материала изготовления, приемов декора и способов ношения. Особенности этих элементов традиционного костюма были тесно взаимосвязаны с этнической и территориальной идентичностью их владельцев. Свои типы головных уборов имели не только представительницы основных субэтносов мордвы (мокши и эрзи), локальные варианты отмечены и в среде более мелких этнических и территориальных групп народа.
Заключение. Женский головной убор мордвы выступал одним из важных этнодифференцирующих признаков, который визуально демонстрировал окружающим, к какому этническому, территориальному, родовому социуму принадлежит его носитель. Данная функция в определенной мере сохраняется и в настоящее время. Даже в тех регионах проживания мордвы, где из памяти местного населения стерлись практически все сведения о традиционной одежде, люди стремятся восстановить ее отдельные элементы, в том числе головные уборы, которые становятся своеобразным национальным символом, знаком сопричастности к своему народу.

Ключевые слова: мокша; эрзя; головные уборы; локальные комплексы; этническая идентичность; этнокультурные маркеры.

Для цитирования: Корнишина Г. А. Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 184–193.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Г. А. Корнишина (г. Саранск, РФ). Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности отключены

Е. В. Каракин, Т. В. Пашкова (г. Петрозаводск, РФ). Роль печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.176-183

Роль печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел

Каракин Евгений Валентинович,
старший преподаватель кафедры прибалтийско-финской филологии
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
(г. Петрозаводск, РФ), karakin.86@mail.ru

Пашкова Татьяна Владимировна,
доктор исторических наук,
заведующий кафедрой прибалтийско-финской филологии
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
(г. Петрозаводск, РФ), tvpashkova05@mail.ru

Введение. Статья посвящена изучению роли печи в одном из обрядов жизненного цикла (похоронно-поминальном), а также в народной медицине карел. Раскрываются функции печи на всех стадиях похоронно-поминального обряда, начиная с кончины человека. Рассматривая функции печи в народной медицине, авторы делают акцент на лечебной и оберегательной магии, в которых печь выступает проводником между земным и загробным мирами. Актуальность исследования определена отсутствием специальных работ на карельском материале, а также в сравнительном аспекте с другими финно-угорскими и славянскими народами.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили похоронно-поминальная обрядность карел и карельская народная медицина, рассмотренные с применением сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье предпринята попытка проанализировать функционирование печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел. При анализе учитывались сравнительные данные прибалтийско-финских (финнов, вепсов) и – шире – финно-угорских народов. Кроме того, привлекались сведения о традициях русских, исконно проживающих и контактирующих с карелами на одной территории. Были установлены общие черты в обрядах упомянутых народов на всех этапах погребения, а также при отходе умира­ющего в иной мир и в народной медицине.
Заключение. Фигурирующим в похоронно-поминальных обрядах и народной медицине карел предметам быта и некоторым представителям фауны приписывалась способность быть проводниками между земным и загробным мирами. Из предметов быта с культом предков ассоциировались печь и печная утварь, которые наделялись катартическими и апотропейными функциями и играли важнейшую роль в заключительном обряде жизненного цикла человека. Согласно данным по карельской народной медицине, собака, змея и ворона имеют связь с иным миром, в котором находятся болезни. Например, собака использовалась в лечебных обрядах с целью перемещения заболевания посредством этого животного из мира людей в иной мир. При избавлении от некоторых заболеваний собака и печь одновременно фигурируют в лечебном процессе.

Ключевые слова: похоронно-поминальная обрядность; народная медицина; печь; обряды; верования; карелы.

Для цитирования: Каракин Е. В., Пашкова Т. В. Роль печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 176–183.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. В. Каракин, Т. В. Пашкова (г. Петрозаводск, РФ). Роль печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел отключены

В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Акай Боляев и Крестьянская война 1670–1671 гг. в Мордовском крае

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.162-175

Акай Боляев и Крестьянская война 1670–1671 гг. в Мордовском крае

Абрамов Владимир Кузьмич,
доктор исторических наук, профессор, член исполкома
Межрегиональной общественной организации мордовского
(мокшанского и эрзянского) народа
(г. Саранск, РФ), abramovvk@mail.ru

Введение. 350 лет назад, в 1670 г., началось крестьянское восстание, получившее наименование Второй крестьянской войны в России. Наибольший размах она приобрела в Поволжье, а из поволжских земель – в Мордовском крае. Несколько ранее, в начале XVII в., мордвины массово выступили на защиту единого Московского государства, сыграв важную роль в изгнании агрессоров и восстановлении центральной власти. На то, что теперь они так же массово поднялись против этой власти, были веские причины.
Материалы и методы. Указанные события отражены во множестве документальных источников, в том числе в фундаментальном многотомном издании АН СССР, и исследований, не всегда своими выводами соответствующих данным источникам. Автор использует в исследовании историографический метод, включающий принципы историзма, объективности и метод логического анализа. В изложении материала применен проблемно-хронологический метод.
Результаты исследования и их обсуждение. В отечественной историографии сложилось мнение о Второй крестьянской войне как о восстании под руководством Степана Разина, а в Мордовском крае – его посланца Михаила Харитонова, как о движении прежде всего социальном, классовом. Анализ источников не дает оснований для таких утверждений. Его результаты говорят о том, что основные события именно Крестьянской войны развернулись в Поволжье после бегства Разина на Дон, а главную роль в качестве руководителя восстания в крае играл мордовский станичный мурза Акай Боляев.
Заключение. После анализа источников и тематической литературы автор пришел к выводу, что главной причиной, вызвавшей восстание в крае, явился резонанс – следствие взаимодействия социально-политических и национально-освободительных факторов.

Ключевые слова: Акай Боляев; Алена; Вторая крестьянская война; Мордовский край; Уреньское, Кандаратьское и Тургеневское сражения; Саранск.

Для цитирования: Абрамов В. К. Акай Боляев и Крестьянская война 1670–1671 гг. в Мордовском крае // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 162–175.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Акай Боляев и Крестьянская война 1670–1671 гг. в Мордовском крае отключены

А. В. Каверин, Н. А. Каверина, Д. А. Массеров, И. С. Ушаков, Д. А. Янина (г. Саранск, г Москва, РФ). Исторический анализ сельскохозяйственного освоения и использования территории Мордовии (от неолита до наших дней)

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.151-161

Исторический анализ сельскохозяйственного освоения и использования территории Мордовии (от неолита до наших дней)

Каверин Александр Владимирович,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор,
заведующий кафедрой экологии и природопользования
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), kaverinav@yandex.ru

Каверина Надежда Александровна,
кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и социологии
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
(г. Москва, РФ), kaverna@list.ru

Массеров Дмитрий Александрович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экологии и природопользования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), masserow@yandex.ru

Ушаков Илья Сергеевич,
аспирант кафедры экологии и природопользования
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), ilya.1995@icloud.com

Янина Дарья Алексеевна,
аспирант кафедры экологии и природопользования
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), yanina.darya@mail.ru

Введение. Статья посвящена рассмотрению с экологической точки зрения истории возникновения, динамики форм и типов развития сельского хозяйства на территории одного из финно-угорских регионов – Республики Мордовия.
Материалы и методы. Основным методом исследования послужил исторический анализ процессов сельскохозяйственного освоения и использования ландшафтов на территории Мордовии. Его применение показало, что незнание мер преобразования природы в процессе ее освоения приводит к серьезным экономическим и экологическим просчетам, негативно отражается на важнейших природных свойствах социоэкологических систем, и прежде всего на их продуктивности. С целью детального рассмотрения вопроса по методу Н. Ф. Реймерса разработана графическая модель относительно равновесного состояния экосистем природно-территориального комплекса Мордовии.
Результаты исследования и их обсуждение. Сельскохозяйственная деятельность на территории Республики Мордовия, как и других регионов проживания финно-угорских народов, стала первопричиной нарушения экологического равновесия, через воздействие на почву, атмосферу, водный сток, энергетику и биотические компоненты природных систем вызвала глубокие и масштабные процессы деградации природной среды. Уничтожение естественной растительности, прежде всего древесной, оказало большое влияние на водный баланс: из-за вырубки лесов и распашки угодий резко активизировались эрозионные процессы, участились засухи. Авторами доказывается главенствующая роль лесных ландшафтов в восстановлении и сохранении этноэкосистемы региона.
Заключение. Проведенный исторический анализ позволил сделать вывод о том, что историю сельскохозяйственного освоения территории Мордовии, как и других финно-угорских регионов России, можно назвать историей сведения лесов. Все это с новой силой ставит вопросы о возврате финно-угорским регионам их природных лесов и активизации научных исследований в области достижения оптимальной лесистости.

Ключевые слова: сельское хозяйство; этническая экология; лесное хозяйство; исторический анализ; региональная экосистема; сельскохозяйственное освоение; подсечно-огневая система земледелия.

Для цитирования: Каверин А. В., Каверина Н. А., Массеров Д. А., Ушаков И. С., Янина Д. А. Исторический анализ сельскохозяйственного освоения и использования территории Мордовии (от неолита до наших дней) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 151–161.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. В. Каверин, Н. А. Каверина, Д. А. Массеров, И. С. Ушаков, Д. А. Янина (г. Саранск, г Москва, РФ). Исторический анализ сельскохозяйственного освоения и использования территории Мордовии (от неолита до наших дней) отключены

А. К. Гагиева (г. Сыктывкар, РФ). Региональные особенности формирования общественных организаций на территории Коми области в 1920–1930-е гг.

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.144-150

Региональные особенности формирования общественных организаций на территории Коми области в 1920–1930-е гг.

Гагиева Анна Капитоновна,
доктор исторических наук, профессор
ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления»
(г. Сыктывкар, РФ), gngkol2@mail.ru

Введение. Работа посвящена исследованию региональных особенностей формирования общественных организаций в Коми области в 1920–1930-е гг.
Материалы и методы. Методика исследования базировалась на системном подходе с использованием системно-структурного, исторического, формально-юридического и других методов. Основными материалами послужили опубликованные и неопубликованные документы.
Результаты исследования и их обсуждение. В рассматриваемый период активизация общественной жизни наблюдалась как в центре страны, так и на местах. В Коми области сразу после Гражданской войны были созданы общественные организации, которые решали задачи образования, просвещения и воспитания граждан новой страны. В основу их создания был положен опыт уже существовавших до 1917 г. организаций, которые успешно зарекомендовали себя на протяжении длительного времени и могли внести вклад в дело строительства социализма и укрепления власти правящей партии. Новые общественные организации были созданы на тех направлениях, где власти необходимо было расширить свое влияние и укрепить позиции. В крестьянской среде активно создавались ячейки и отделения общественных организаций.
Заключение. К региональным особенностям формирования общественных организаций относится прежде всего то, что общественные организации вовлекали в работу не только интеллигенцию области, но и крестьянство. Значительным был охват участников. Каждая волость Коми области имела несколько ячеек различных общественных организаций. Содержательная уникальность деятельности обществ определялась национальной, в нашем случае коми, основой.

Ключевые слова: общественные организации; Коми область; краеведение; спортивные организации; Коми Олимпиада.

Для цитирования: Гагиева А. К. Региональные особенности формирования общественных организаций на территории Коми области в 1920–1930-е гг.  // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 144–150.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. К. Гагиева (г. Сыктывкар, РФ). Региональные особенности формирования общественных организаций на территории Коми области в 1920–1930-е гг. отключены

П. Е. Седова (г. Саранск, РФ). Коммуникативно-стилистическая роль синонимов в мокшанском языке

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.136-143

Коммуникативно-стилистическая роль синонимов в мокшанском языке

Седова Полина Егоровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры мордовских языков
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), polya.sed@mail.ru

Введение. Цель работы – рассмотреть синонимы как лексические средства, их коммуникативно-стилистическую роль в мокшанском языке. Предмет исследования – синонимы и их функции, объект – мокшанский язык.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили синонимы, собранные из двуязычных и многоязычных словарей и отображенные в произведениях мокшанских писателей.
Результаты исследования и их обсуждение. Синонимы в мокшанском языке играют определенную коммуникативно-стилистическую роль. Структурно-семантические и стилистические свойства различных типов синонимов наглядно проявляются в их основных функциях в тексте. В стилистических синонимах в силу взаимодействия эмотивного и сигнификативного аспектов значения может происходить «сгущение» их семантики, поэтому они могут выражать большую степень проявления качества, свойства, действия по сравнению с соответствующими нейтральными словами, выступая средством градации.
Заключение. Употребление синонимов в устной и письменной речи значительно повышает уровень речевой культуры.

Ключевые слова: синоним; художественное произведение; мокшанский язык; стилистическая роль; коммуникативность; заимствования.

Для цитирования: Седова П. Е. Коммуникативно-стилистическая роль синонимов в мокшанском языке // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 136–143.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи П. Е. Седова (г. Саранск, РФ). Коммуникативно-стилистическая роль синонимов в мокшанском языке отключены

О. Е. Поляков, Н. В. Леткина (г. Саранск, РФ). Типология фонетических систем мордовских (мокшанского и эрзянского) языков и языка татар-мишарей

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.130-135

Типология фонетических систем мордовских (мокшанского и эрзянского) языков и языка татар-мишарей

Поляков Осип Егорович,
доктор филологических наук, профессор кафедры мордовских языков
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарëва»
(г. Саранск, РФ), kafmoksh2012@rambler.ru

Леткина Наталия Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры английского языка
для профессиональной коммуникации
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарëва»
(г. Саранск, РФ), letkinanv@mail.ru

Введение. Существует мнение, что отношения мордвы с тюркоязычными племенами начались еще в IV в. н. э. Мордовский народ контактировал с татарами, известными как мишари. В статье в сопоставительном плане рассматриваются фонетические системы мордовских языков и языка татар-мишарей.
Материалы и методы. В исследовании использованы описательный, типологический и сопоставительный методы. Материалом послужили системы гласных и согласных исследуемых языков.
Результаты исследования и их обсуждение. Представлены сведения об употреблении гласных и согласных фонем в мокшанском, эрзянском и языке татар-мишарей, проанализированы их функции в сопоставляемых языках.
Заключение. Материалы исследования свидетельствуют, что в употреблении гласных и согласных фонем есть различия не только между мордовскими языками и языком татар-мишарей, но и между мокшанским и эрзянским языками.

Ключевые слова: мордовские языки; мокшанский язык; эрзянский язык; татарский язык; мишарский диалект; татары-мишари; гласные; согласные.

Для цитирования: Поляков О. Е., Леткина Н. В. Типология фонетических систем мордовских (мокшанского и эрзянского) языков и языка татар-мишарей // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 130–135.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи О. Е. Поляков, Н. В. Леткина (г. Саранск, РФ). Типология фонетических систем мордовских (мокшанского и эрзянского) языков и языка татар-мишарей отключены

Н. В. Беленов (г. Самара, РФ). Географические термины для обозначения озер в мокша-мордовских говорах Cамарской Луки

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.122-129

Географические термины для обозначения озер в мокша-мордовских говорах Cамарской Луки

Беленов Николай Валерьевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании
ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
(г. Самара, РФ), belenov82@gmail.com

Введение. Рассматриваются географические термины для обозначения озер и прудов, бытующие в трех мокша-мордовских говорах Самарской Луки: торновском, шелехметском и бахиловском. До настоящего времени географическая лексика этих говоров не являлась предметом специального изучения и не была введена в научный оборот. Целью настоящего исследования явилось описание, а также лексико-семантический и этимологический анализ географических терминов, служащих для обозначения прудов и озер в указанных говорах.
Материалы и методы. Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей, предметом изучения которых являлись топонимия и географическая лексика мордовских языков. Лексической базой послужили материалы полевых исследований автора, проводившихся в селах Торновое и Шелехметь Волжского района и Бахилово Ставропольского района Самарской области в течение полевых сезонов 2017 и 2018 гг. При сборе и анализе лингвистического материала применялись основные методы лингвистического исследования – описательный и сопоставительный.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование показало, что рассматриваемые географические лексемы отличаются как от соответствующих литературно-письменных мордовских форм, так и от большинства диалектных вариантов. В каждом из говоров в указанных значениях употребляется уникальный термин. При сопоставлении лимнонимных терминов мокшанских говоров Самарской Луки с соответствующей географической терминологией других мордовских говоров Самарского Поволжья полные параллели отмечены только для термина, бытующего в шелехметском говоре, – пандалу, бытующий в торновском говоре термин буа не встречается более ни в одном мордовском говоре региона.
Заключение. Проведенное исследование позволило установить, что географические термины мокша-мордовских говоров Самарской Луки, применяемые для обозначения озер и прудов, имеют значительные отличия от состава соответствующей терминологии литературно-письменных мордовских языков и их диалектов, а также существенно различаются от говора к говору.

Ключевые слова: мордва; географическая лексика; топонимика; мокша-мордовский язык; Самарская Лука.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Самарской области в рамках научного проекта № 18-412-630002/18.

Для цитирования: Беленов Н. В. Географические термины для обозначения озер в мокша-мордовских говорах Cамарской Луки // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 122–129.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. В. Беленов (г. Самара, РФ). Географические термины для обозначения озер в мокша-мордовских говорах Cамарской Луки отключены

Содержание (2020, 01)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Номинации ягодной флоры в диалектах хантыйского языка

Н. М. Мосина, Ю. С. Паксюткина (г. Саранск, РФ). Семантика глаголов слухового восприятия в эрзянском и финском языках

А. Н. Ракин (г. Сыктывкар, РФ). Номинация лесного ландшафта в коми-пермяцком языке

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

А. Н. Демидов (г. Самара, РФ). «Еделевский» список «оберегательной памяти» царя Иоанна Васильевича мордовским князьям и мурзам 1572 г.

И. Г. Напалкова, К. В. Курочкина (г. Саранск, РФ). Исторический и современный персоно-образ как элемент символического этнонационального капитала Республики Мордовия (2014–2019 гг.)

Б. И. Чибисов (г. Тверь, РФ). Этнический состав населения Приневья и южного Приладожья в конце XV в.

Р. И. Чузаев (г. Йошкар-Ола, РФ). Легитимация эндоэтнонима «мари» в первой четверти ХХ в.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Е. Н. Антипкина, О. Н. Прокаева (г. Саранск, РФ). Особенности функционирования предсценографии в ритуально-обрядовых и праздничных действах мордвы

С. В. Сарайкина, Л. В. Сотова (г. Саранск, РФ). Финно-угорское пространство России в туристском измерении

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

А. С. Лузгин (г. Саранск, РФ). Мордовский народ: проблема национально-культурной идентичности в российской диаспоре

С. П. Гудкова (г. Саранск, РФ). Образ Эрзянии в поэтическом осмыслении А. М. Шаронова

В. Н. Максимов (г. Йошкар-Ола, РФ). Наталье Николаевне Глуховой – 65

В. И. Рогачев, Н. И. Швечкова (г. Саранск, РФ). Финно-угорский мир в творчестве
В. А. Гадаева (к 80-летию со дня рождения)

Рубрика: 2020, Архив выпусков, Т. 12. № 1 | Метки: , | Комментарии к записи Содержание (2020, 01) отключены

В. И. Рогачев, Н. И. Швечкова (г. Саранск, РФ). Финно-угорский мир в творчестве В. А. Гадаева (к 80-летию со дня рождения)

Финно-угорский мир в творчестве В. А. Гадаева (к 80-летию со дня рождения)

Рогачев Владимир Ильич,
доктор филологических наук,
профессор кафедры литературы
и методики обучения литературе
ФГБОУ ВО «МГПИ имени М. Е. Евсевьева»
(г. Саранск, РФ), rogachev-v@bk.ru

Швечкова Наталья Ивановна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы и методики обучения литературе
ФГБОУ ВО «МГПИ имени М. Е. Евсевьева»
(г. Саранск, РФ), shvechkovanat@rambler.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Рогачев, Н. И. Швечкова (г. Саранск, РФ). Финно-угорский мир в творчестве В. А. Гадаева (к 80-летию со дня рождения) отключены