Ф. Я. Хабибуллина, И. Г. Иванова (г. Йошкар-Ола, РФ). Отантропонимные географи­чес­кие наз­ва­ния Республики Марий Эл татарского происхождения: топонимические зоны

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.259-285

Отантропонимные географи­чес­кие наз­ва­ния Республики Марий Эл татарского происхождения: топонимические зоны

Хабибуллина Флёра Яхиятовна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры фундаментальной медицины
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), khflora@yandex.ru

Иванова Ираида Геннадьевна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры фундаментальной медицины
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), iraida44@yandex.ru

Введение. Статья посвящена отантропонимным топонаименованиям татарского происхождения Республики Марий Эл в связи с генезисом и историей движения и контактирования народов Среднего Поволжья. Цель статьи – исследование татарско-марийского топонимического зонирования на основе марийских отантропонимных ойконимов, восходящих к татарскому языку.
Материалы и методы. Анализ топонимического материала связан с применением различных подходов: сравнительно-исторического, сравнительно-сопоставительного, а также методов исследования: метода компонентного анализа топонимических единиц; ареального, описательного, структурного, этимологического, статистического, картографического. Корпус исследования представляют отантропонимные ойконимы, выбранные из картографических и лексикографических источников, созданных на русском, марийском и татарском языках, в объеме 129 единиц.
Результаты исследования и их обсуждение. Татарско-марийские взаимодействия на территории Республики Марий Эл сосредоточены в двух основных топонимических зонах: татарско-горномарийской и татарско-луговомарийской. В статье определяются основные принципы номинации отантропонимных топонимов, приводится классификация топонимов по объектам топонимической номинации в каждой из топозон, а также выделяются параллельные наименования. Проведенный анализ предоставляет возможность проследить закономерности размещения топообъектов. Анализ выявленных заимствований из татарского языка дает возможность уточнить их территориальную локализацию на территории Марий Эл. Ойконимы, образованные на основе татарских личных имен, получили наибольшее распространение в зонах компактного проживания татар, а также в пограничных районах с Республикой Татарстан, что обусловлено торгово-экономическим, историко-политическим, административно-территориальным, географическим факторами. Основным принципом, лежащим в основе марийских отантропонимных ойконимов, стала их номинация по связи с человеком: его социальным статусом / сословной принадлежностью / профессией; социальными взаимодействиями; местом и ролью в семейной иерархии; характером человека; внешностью / внешним видом / одеждой; личными свойствами и качествами человека; его материальным положением и др.
Заключение. Названия марийских отантропонимных топообъектов татарского происхождения реализовывались в импортировании татарских ценностей, значимых для марийского этноса и восходящих к татарским именам: материальное богатство, высокий социальный статус, почитание родителей и старших, здоровье и крепость тела, дружба, доброта, твердость и сила характера, чистота и опрятность в одежде.

Ключевые слова: топоним; антропоним; ойконим; татарский язык; марийский язык; Республика Марий Эл; зонирование; татарско-горномарийская зона; татарско-луговомарийская зона.

Для цитирования: Хабибуллина Ф. Я., Иванова И. Г. Отантропонимные географические названия Республики Марий Эл татарского происхождения: топонимические зоны // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 259–285.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ф. Я. Хабибуллина, И. Г. Иванова (г. Йошкар-Ола, РФ). Отантропонимные географи­чес­кие наз­ва­ния Республики Марий Эл татарского происхождения: топонимические зоны отключены

Н. М. Мосина, Н. В. Казаева, С. В. Батина (г. Саранск, РФ). Особенности овладения иностранным (финским, венгерским) языком билингвами

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.250-258

Особенности овладения иностранным (финским, венгерским) языком билингвами

Мосина Наталья Михайловна,
доктор филологических наук, профессор кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), natamish@rambler.ru

Казаева Нина Валентиновна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), nikazaeva@yandex.ru

Батина Светлана Витальевна,
аспирант кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), sool15@yandex.ru

Введение. В статье исследуются проблемы, возникающие при овладении финским и венгерским языком как иностранным у студентов – носителей родного мордовского (мокшанского/эрзянского) и русского языков, т. е. билингвов. Рассматриваются виды билингвизма, устанавливаются критерии, положенные в основу их выделения. Цель статьи – определить характер и причины возникновения языковых особенностей, случаи проявления интерференции на уровне морфологии, что в дальнейшем укажет на методы и пути разрешения возникающих сложностей при овладении иностранным языком.
Материалы и методы. Фактический материал получен в результате многолетней учебно-педагогической деятельности на занятиях по венгерскому и финскому языкам со студентами филологического факультета Мордовского государственного университета направления подготовки «Филология» профиль «Зарубежная филология: венгерский / финский, английский языки и литературы». В качестве основных методов выступили теоретический (изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме), сравнительно-сопоставительный (при анализе морфологической системы венгерского/финского и мордовских языков), а также методы обобщения и наблюдения, широко применяемые для подобного рода работ.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило выявить критерии выделения типов билингвизма с опорой на имеющиеся классификации, определить вид мордовско-русского двуязычия студентов рассматриваемой группы. В ходе анализа было установлено, что при изучении морфологической системы финского и венгерского языков в письменной и устной речи студентов-билингвов наблюдается влияние как родного (эрзянского/мокшанского), так и русского языка (при освоении некоторых местных падежей, аккузатива, глагольного управления и др.). Представленные примеры служат доказательством проявления интерференции на разных языковых уровнях.
Заключение. В ходе исследования было установлено, что для студентов-билингвов характерен в основном контактный вид двуязычия, когда постоянно поддерживается связь с носителями как родного (мокшанского/ эрзянского), так и русского языка. Зафиксированные явления интерференции указывают на влияние грамматических систем неродного (русского) и родного (эрзянского/мокшанского) языков при овладении студентами-билингвами некоторыми морфологическими структурами венгерского и финского языков. Сделан вывод о невозможности избежать явлений интерференции в процессе обучения иностранному языку на первых этапах обучения. Анализ ошибок, допускаемых обучающимися, позволит определить методы и выработать комплекс заданий, направленных на восприятие конкретного иноязычного материала без использования родного языка.

Ключевые слова: билингвизм; мордовско-русское двуязычие; интерференция; мордовские языки; финский язык; венгерский язык.

Для цитирования: Мосина Н. М., Казаева Н. В., Батина С. В. Особенности овладения иностранным (финским, венгерским) языком билингвами // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 250–258.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. М. Мосина, Н. В. Казаева, С. В. Батина (г. Саранск, РФ). Особенности овладения иностранным (финским, венгерским) языком билингвами отключены

М. В. Кошелева (г. Петрозаводск, РФ). Синтаксические функции инессивной формы II инфинитива в вепсском языке: динамика развития

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.242-249

Синтаксические функции инессивной формы II инфинитива в вепсском языке: динамика развития

Кошелева Мария Владимировна,
старший преподаватель кафедры прибалтийско-финской филологии
ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет»
(г. Петрозаводск, РФ), koshelevamasha@bk.ru

Введение. Особенностью прибалтийско-финских языков является богатая система инфинитивов и инфинитных конструкций. В статье анализируются синтаксические роли так называемой инессивной формы II инфинитива, которая по классификации, устоявшейся в прибалтийско-финском синтаксисе, считается адвербиальной конструкцией, характеризующей глагольное сказуемое.
Материалы и методы. Анализ проводится с применением сравнительного и описательного методов. В статье использован диалектный материал, а также материал развивающегося на протяжении 30 лет вепсского литературного языка, письменность которого возрождается с 1989 г.
Результаты исследования и их обсуждение. Семантически инессивная форма II инфинитива имеет две основные функции: темпоральную – обозначает одновременность действия, т. е. показывает на действие, которое происходит во временных рамках действия, выраженного основным финитным глаголом; финальную – отражает цель действия, выраженного основным глаголом. При этом последняя является исключительно вепсской.
Заключение. Современный вепсский синтаксис – это результат развития, сопровождавшегося утратой традиционных прибалтийско-финских признаков и приобретением некоторых выразительных особенностей, спровоцированных как собственно вепсским развитием, так и русским языковым влиянием.

Ключевые слова: вепсский язык; синтаксис; инессив; инфинитивы; инфинитные конструкции.

Для цитирования: Кошелева М. В. Синтаксические функции инессивной формы II инфинитива в вепсском языке: динамика развития // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 242–249.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи М. В. Кошелева (г. Петрозаводск, РФ). Синтаксические функции инессивной формы II инфинитива в вепсском языке: динамика развития отключены

Т. П. Арискина (г. Саранск, РФ). Сложные существительные сочинительного типа в эрзянском и венгерском языках

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.230-241

Сложные существительные сочинительного типа в эрзянском и венгерском языках

Арискина Татьяна Павловна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), ariskina82@mail.ru

Введение. Словосложение служит для образования цельнооформленных сложных слов на базе двух или более простых. Исходной базой может выступать группа равноправных лексических единиц либо словосочетание. Существует множество словообразовательных типов композитов, изучение которых позволяет проследить, какие тенденции проявляются в современной словообразовательной системе языка. Актуальные сопоставительные исследования в этой области способствуют пополнению теоретической базы, вносят значительный вклад в методику преподавания. В рамках данной статьи решаются следующие задачи: установить словообразовательные связи сложных слов, классифицировать композиты в эрзянском и венгерском языках, выявить способы словообразования сложных существительных и степень их продуктивности, провести сравнительный анализ словообразовательных формантов в эрзянском и венгерском языках.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили двуязычные словари: эрзянско-русский и венгерско-русский. Автором использовались описательный метод, методы синхронного анализа, формально-семантического и компонентного анализа, приемы историко-сравнительного и сравнительно-сопоставительного методов, а также квантитативный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа сплошной выборки из словарей установлено, что доля сложных существительных с сочинительной связью в обоих языках находится в пределах 20,00 % от общего количества сложных имен существительных. Это означает, что создание сочинительных композитов – менее продуктивный процесс, чем образование слов с подчинительной связью. В большинстве случаев в качестве первого компонента в рассматриваемых примерах выступает имя существительное, историю которого легко проследить, в частности по деривационным суффиксам. В редких случаях компоненты сложного слова утратили значение.
Заключение. Интенсивность использования в современном эрзянском и венгерском языках способов словообразования, позволяющих продуцировать слова со сложной структурой, и возросший интерес к сопоставительным исследованиям свидетельствуют о необходимости изучения данного явления с историко-сравнительных позиций.

Ключевые слова: сложные слова; сложные существительные; сочинительная связь; словообразовательная модель; эрзянский язык; венгерский язык.

Для цитирования: Арискина Т. П. Сложные существительные сочинительного типа в эрзянском и венгерском языках // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 230–241.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. П. Арискина (г. Саранск, РФ). Сложные существительные сочинительного типа в эрзянском и венгерском языках отключены

Содержание (2020, 02)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Н. В. Беленов (г. Самара, РФ). Географические термины для обозначения озер в мокша-мордовских говорах Cамарской Луки

О. Е. Поляков, Н. В. Леткина (г. Саранск, РФ). Типология фонетических систем мордовских (мокшанского и эрзянского) языков и языка татар-мишарей

П. Е. Седова (г. Саранск, РФ). Коммуникативно-стилистическая роль синонимов в мокшанском языке

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

А. К. Гагиева (г. Сыктывкар, РФ). Региональные особенности формирования общественных организаций на территории Коми области в 1920–1930-е гг.

А. В. Каверин, Н. А. Каверина, Д. А. Массеров, И. С. Ушаков, Д. А. Янина (г. Саранск, г Москва, РФ). Исторический анализ сельскохозяйственного освоения и использования территории Мордовии (от неолита до наших дней)

В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Акай Боляев и Крестьянская война 1670–1671 гг. в Мордовском крае

Е. В. Каракин, Т. В. Пашкова (г. Петрозаводск, РФ). Роль печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел

Г. А. Корнишина (г. Саранск, РФ). Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности

В. Н. Немечкин (г. Саранск, РФ). Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

А. В. Березина (г. Екатеринбург, РФ). Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в.

А. А. Осьмушина (г. Саранск, РФ). Модель справедливости в мордовской этнической сказке

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

Л. В. Калачина (г. Саранск, РФ). «Женщина – мир, женщина – миф» художника-педагога П. Д. Миничкина

В. Н. Максимов, О. А. Сергеев (г. Йошкар-Ола, РФ). Варваре Тимофеевне Тимофеевой – 100

Рубрика: 2020, Архив выпусков, Т. 12. № 2 | Метки: , | Комментарии к записи Содержание (2020, 02) отключены

В. Н. Максимов, О. А. Сергеев (г. Йошкар-Ола, РФ). Варваре Тимофеевне Тимофеевой – 100

Варваре Тимофеевне Тимофеевой – 100

Максимов Валерий Николаевич,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры марийского языка и литературы
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), sernur@rambler.ru

Сергеев Олег Арсентьевич,
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник
ГБНУ при Правительстве Республики Марий Эл
«Марийский научно-исследовательский институт языка,
литературы и истории им. В. М. Васильева»
(г. Йошкар-Ола, РФ), olsemar@rambler.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Максимов, О. А. Сергеев (г. Йошкар-Ола, РФ). Варваре Тимофеевне Тимофеевой – 100 отключены

Л. В. Калачина (г. Саранск, РФ). «Женщина – мир, женщина – миф» художника-педагога П. Д. Миничкина

«Женщина – мир, женщина – миф» художника-педагога П. Д. Миничкина

Калачина Лариса Викторовна,
кандидат культурологии, ответственный секретарь
редакции газеты «Голос Мордовского университета»
управления по связям с общественностью
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), regionologiya_lk@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Л. В. Калачина (г. Саранск, РФ). «Женщина – мир, женщина – миф» художника-педагога П. Д. Миничкина отключены

А. А. Осьмушина (г. Саранск, РФ). Модель справедливости в мордовской этнической сказке

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.212-219

Модель справедливости в мордовской этнической сказке

Осьмушина Анастасия Андреевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры английского языка
для профессиональной коммуникации
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), 98761985@mail.ru

Введение. Актуальность исследования определяется современными тенденциями глобализации и необходимостью строить диалог культур на основании справедливости, отводя приоритетное значение локальным моделям справедливости. Предмет исследования – модель справедливости в мокшанских и эрзянских сказках. Цель работы – выявить различные модели справедливости мокшанского и эрзянского этносов, их тождество и различие между собой и с моделями других культур, обобщить содержание категории справедливости в мордовской этнокультуре.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили мордовские народные сказки. Для выявления моделей справедливости в исследуемом материале применялся метод анализа; при сравнении похожих сказок разных культур использовался метод сопоставления, а также принцип редукции тождества, с помощью которого были обнаружены отличия в сходствах; метод обобщения позволил систематизировать полученные результаты, метод синтеза – сделать выводы.
Результаты исследования и их обсуждение. Модель мордовской справедливости включает в себя коллективный труд, взаимопомощь, коллективную форму собственности и самоуправление; творческий труд и достойное вознаграждение; этническое образование, воспитание в традиции, свободу развития, перфекции и вертикальной социальной мобильности; вознаграждение добродетели и обличение порока, праведный суд, равенство всех перед судом; равный брак, расширенное воспроизводство, идентичность и идентификацию; единство всего сущего, человека и природы. Как несправедливые оцениваются частное владение ресурсами, труд, не спасающий от бедности, неправедный суд; ограничения свободы развития и образования; жестокое обращение с детьми и женщинами, пренебрежение стариками.
Заключение. Множество моделей, соответствующих разным культурологическим подходам, позволяет сформировать димензиальный, полный, системный образ этнокультурной справедливости и лучше понять культуру народа. Проведенное исследование показало, что модели справедливости в мокшанском и эрзянском фольклоре сходны, выявило общее содержание мордовских моделей справедливости, а также уникальные особенности мокшанской и эрзянской моделей, их тождество и различие с моделями других культур.

Ключевые слова: мордовская сказка; мокша; эрзя; модель этнокультурной справедливости; истина; право; равенство; труд; этнос.

Для цитирования: Осьмушина А. А. Модель справедливости в мордовской этнической сказке // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 212–219.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. А. Осьмушина (г. Саранск, РФ). Модель справедливости в мордовской этнической сказке отключены

А. В. Березина (г. Екатеринбург, РФ). Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в.

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.203-211

Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в.

Березина Анна Валерьевна,
cтарший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»
(г. Екатеринбург, РФ), berezinanna@mail.ru

Введение. На основании анализа трансформационных процессов языковой культуры уральских мари в работе доказывается, что различные виды трансформаций могут давать культуре новый потенциал для развития или губительно сказываться на ее основаниях. С прогностической целью делается попытка наметить структуру модели языковых трансформаций, которая апробируется на примере языковой культуры уральских мари.
Материалы и методы. В рамках культурологической интерпретации применяются интервьюирование, опрос, социологическое описание. Используются также герменевтические и лингвокультурологические методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Исторически зафиксировано, что на изменение языковой культуры уральских мари влияли соседство с другими народами, торговая деятельность, заимствования в материальной культуре. Становление марийской письменности дало новый импульс развитию этнокультурного образования. Таким образом этнокультурная идентичность получила выражение в письменной речи. Язык этноса, воспринимаемый визуально и визуально фиксирующий достижения культуры, способствовал осознанию общности этноса. Подобные заимствования автор расценивает как положительные трансформационные процессы. Отрицательные трансформационные процессы связаны с утратой этнокультурных ценностей и массовизацией культуры, что сопряжено с потерей традиционных видов занятости, ценностного отношения к труду, с прекращением изучения языка этноса в системе образования.
Заключение. Автор приходит к выводу, что развивающаяся в районах проживания уральских мари фестивальная и туристская деятельность, проводимая на языке суперэтноса, не может уберечь от потери ценностных основ культуры. В первую очередь необходимо нивелировать процессы, негативно влияющие на язык и культуру этноса.

Ключевые слова: уральские мари; этнокультурная трансформация; трансформация языка; языковая культура; этнокультурная идентичность.

Для цитирования: Березина А. В. Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в. // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 203–211.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. В. Березина (г. Екатеринбург, РФ). Трансформация языковой культуры уральских мари в XX – начале XXI в. отключены

В. Н. Немечкин (г. Саранск, РФ). Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.194-202

Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты

Немечкин Василий Николаевич,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры правовых дисциплин
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), modmn@mail.ru

Введение. Основной задачей данной статьи является исследование историко-правовых аспектов становления и развития международных стандартов в области языковых прав коренных народов. Особую актуальность данная тема приобретает в связи с провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН периода 2022–2032 гг. Международным десятилетием языков коренных народов.
Материалы и методы. Методика исследования базируется на системном подходе, вобравшем в себя исторический, формально-юридический, системно-структурный методы научного познания. Материалом послужили основные международно-правовые документы в области языковых прав коренных народов, исследования российских и зарубежных авторов, посвященные правовому статусу коренных народов, защите их языковых прав.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа международно-правовых актов среди языковых прав коренных народов выделяются следующие: право на сохранение и использование родных языков в частной жизни и публично; право на получение образования на родном языке; право создавать и иметь доступ к средствам массовой информации на родных языках; право на признание языков коренных народов в конституциях и национальных законодательствах; право на жизнь, свободную от дискриминации по языковому признаку, и др. Защита языковых прав коренных народов в настоящее время осуществляется многочисленными специализированными учреждениями ООН, такими как ЮНЕСКО, Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов, Экспертный механизм ООН по правам коренных народов, Специальный докладчик по правам коренных народов и др. Важным механизмом продвижения темы языков коренных народов, мобилизации партнеров и ресурсов для совместных действий во всем мире стало провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН Международного года языков коренных народов (2019 г.) и Международного десятилетия языков коренных народов (2022–2032 гг.).
Заключение. На уровне международного сообщества сформировалось достаточно серьезное понимание необходимости сохранения и развития языков, реализации языковых прав коренных народов. Достижению этой цели будет способствовать проведение Международного десятилетия языков коренных народов.

Ключевые слова: языковые права; лингвистические права; коренные народы; международные стандарты.

Для цитирования: Немечкин В. Н. Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 194–202.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Немечкин (г. Саранск, РФ). Становление и развитие международных стандартов в сфере языковых прав коренных народов: историко-правовые аспекты отключены

Г. А. Корнишина (г. Саранск, РФ). Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.184-193

Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности

Корнишина Галина Альбертовна,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), g.kornihina@mail.ru

Введение. Головной убор как один из элементов традиционного костюма довольно долго сохранял этнические признаки. Он был своеобразным маркером этнически обусловленного мировосприятия своего носителя и показателем его этнической и территориальной идентичности. Наиболее устойчивыми идентифицирующими свойствами обладал женский головной убор. Исследование было проведено с целью создания типологии женских головных уборов, традиционно бытовавших в среде мордовского населения, в контексте этнической и территориальной идентичности их носителей.
Материалы и методы. Были исследованы и обобщены материалы, содержащиеся в научных трудах, дающих представление о рассматриваемой проблеме, а также использованы полевые материалы автора, собранные в этнографических поездках. Для достижения цели исследования использовался сравнительно-исторический метод.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование различных типов женских головных уборов мордвы выявило разнообразие их форм, материала изготовления, приемов декора и способов ношения. Особенности этих элементов традиционного костюма были тесно взаимосвязаны с этнической и территориальной идентичностью их владельцев. Свои типы головных уборов имели не только представительницы основных субэтносов мордвы (мокши и эрзи), локальные варианты отмечены и в среде более мелких этнических и территориальных групп народа.
Заключение. Женский головной убор мордвы выступал одним из важных этнодифференцирующих признаков, который визуально демонстрировал окружающим, к какому этническому, территориальному, родовому социуму принадлежит его носитель. Данная функция в определенной мере сохраняется и в настоящее время. Даже в тех регионах проживания мордвы, где из памяти местного населения стерлись практически все сведения о традиционной одежде, люди стремятся восстановить ее отдельные элементы, в том числе головные уборы, которые становятся своеобразным национальным символом, знаком сопричастности к своему народу.

Ключевые слова: мокша; эрзя; головные уборы; локальные комплексы; этническая идентичность; этнокультурные маркеры.

Для цитирования: Корнишина Г. А. Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 184–193.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Г. А. Корнишина (г. Саранск, РФ). Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности отключены

Е. В. Каракин, Т. В. Пашкова (г. Петрозаводск, РФ). Роль печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.176-183

Роль печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел

Каракин Евгений Валентинович,
старший преподаватель кафедры прибалтийско-финской филологии
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
(г. Петрозаводск, РФ), karakin.86@mail.ru

Пашкова Татьяна Владимировна,
доктор исторических наук,
заведующий кафедрой прибалтийско-финской филологии
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
(г. Петрозаводск, РФ), tvpashkova05@mail.ru

Введение. Статья посвящена изучению роли печи в одном из обрядов жизненного цикла (похоронно-поминальном), а также в народной медицине карел. Раскрываются функции печи на всех стадиях похоронно-поминального обряда, начиная с кончины человека. Рассматривая функции печи в народной медицине, авторы делают акцент на лечебной и оберегательной магии, в которых печь выступает проводником между земным и загробным мирами. Актуальность исследования определена отсутствием специальных работ на карельском материале, а также в сравнительном аспекте с другими финно-угорскими и славянскими народами.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили похоронно-поминальная обрядность карел и карельская народная медицина, рассмотренные с применением сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье предпринята попытка проанализировать функционирование печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел. При анализе учитывались сравнительные данные прибалтийско-финских (финнов, вепсов) и – шире – финно-угорских народов. Кроме того, привлекались сведения о традициях русских, исконно проживающих и контактирующих с карелами на одной территории. Были установлены общие черты в обрядах упомянутых народов на всех этапах погребения, а также при отходе умира­ющего в иной мир и в народной медицине.
Заключение. Фигурирующим в похоронно-поминальных обрядах и народной медицине карел предметам быта и некоторым представителям фауны приписывалась способность быть проводниками между земным и загробным мирами. Из предметов быта с культом предков ассоциировались печь и печная утварь, которые наделялись катартическими и апотропейными функциями и играли важнейшую роль в заключительном обряде жизненного цикла человека. Согласно данным по карельской народной медицине, собака, змея и ворона имеют связь с иным миром, в котором находятся болезни. Например, собака использовалась в лечебных обрядах с целью перемещения заболевания посредством этого животного из мира людей в иной мир. При избавлении от некоторых заболеваний собака и печь одновременно фигурируют в лечебном процессе.

Ключевые слова: похоронно-поминальная обрядность; народная медицина; печь; обряды; верования; карелы.

Для цитирования: Каракин Е. В., Пашкова Т. В. Роль печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 176–183.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. В. Каракин, Т. В. Пашкова (г. Петрозаводск, РФ). Роль печи в похоронно-поминальной обрядности и народной медицине карел отключены

В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Акай Боляев и Крестьянская война 1670–1671 гг. в Мордовском крае

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.162-175

Акай Боляев и Крестьянская война 1670–1671 гг. в Мордовском крае

Абрамов Владимир Кузьмич,
доктор исторических наук, профессор, член исполкома
Межрегиональной общественной организации мордовского
(мокшанского и эрзянского) народа
(г. Саранск, РФ), abramovvk@mail.ru

Введение. 350 лет назад, в 1670 г., началось крестьянское восстание, получившее наименование Второй крестьянской войны в России. Наибольший размах она приобрела в Поволжье, а из поволжских земель – в Мордовском крае. Несколько ранее, в начале XVII в., мордвины массово выступили на защиту единого Московского государства, сыграв важную роль в изгнании агрессоров и восстановлении центральной власти. На то, что теперь они так же массово поднялись против этой власти, были веские причины.
Материалы и методы. Указанные события отражены во множестве документальных источников, в том числе в фундаментальном многотомном издании АН СССР, и исследований, не всегда своими выводами соответствующих данным источникам. Автор использует в исследовании историографический метод, включающий принципы историзма, объективности и метод логического анализа. В изложении материала применен проблемно-хронологический метод.
Результаты исследования и их обсуждение. В отечественной историографии сложилось мнение о Второй крестьянской войне как о восстании под руководством Степана Разина, а в Мордовском крае – его посланца Михаила Харитонова, как о движении прежде всего социальном, классовом. Анализ источников не дает оснований для таких утверждений. Его результаты говорят о том, что основные события именно Крестьянской войны развернулись в Поволжье после бегства Разина на Дон, а главную роль в качестве руководителя восстания в крае играл мордовский станичный мурза Акай Боляев.
Заключение. После анализа источников и тематической литературы автор пришел к выводу, что главной причиной, вызвавшей восстание в крае, явился резонанс – следствие взаимодействия социально-политических и национально-освободительных факторов.

Ключевые слова: Акай Боляев; Алена; Вторая крестьянская война; Мордовский край; Уреньское, Кандаратьское и Тургеневское сражения; Саранск.

Для цитирования: Абрамов В. К. Акай Боляев и Крестьянская война 1670–1671 гг. в Мордовском крае // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 162–175.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Акай Боляев и Крестьянская война 1670–1671 гг. в Мордовском крае отключены

А. В. Каверин, Н. А. Каверина, Д. А. Массеров, И. С. Ушаков, Д. А. Янина (г. Саранск, г Москва, РФ). Исторический анализ сельскохозяйственного освоения и использования территории Мордовии (от неолита до наших дней)

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.151-161

Исторический анализ сельскохозяйственного освоения и использования территории Мордовии (от неолита до наших дней)

Каверин Александр Владимирович,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор,
заведующий кафедрой экологии и природопользования
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), kaverinav@yandex.ru

Каверина Надежда Александровна,
кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и социологии
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
(г. Москва, РФ), kaverna@list.ru

Массеров Дмитрий Александрович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экологии и природопользования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), masserow@yandex.ru

Ушаков Илья Сергеевич,
аспирант кафедры экологии и природопользования
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), ilya.1995@icloud.com

Янина Дарья Алексеевна,
аспирант кафедры экологии и природопользования
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), yanina.darya@mail.ru

Введение. Статья посвящена рассмотрению с экологической точки зрения истории возникновения, динамики форм и типов развития сельского хозяйства на территории одного из финно-угорских регионов – Республики Мордовия.
Материалы и методы. Основным методом исследования послужил исторический анализ процессов сельскохозяйственного освоения и использования ландшафтов на территории Мордовии. Его применение показало, что незнание мер преобразования природы в процессе ее освоения приводит к серьезным экономическим и экологическим просчетам, негативно отражается на важнейших природных свойствах социоэкологических систем, и прежде всего на их продуктивности. С целью детального рассмотрения вопроса по методу Н. Ф. Реймерса разработана графическая модель относительно равновесного состояния экосистем природно-территориального комплекса Мордовии.
Результаты исследования и их обсуждение. Сельскохозяйственная деятельность на территории Республики Мордовия, как и других регионов проживания финно-угорских народов, стала первопричиной нарушения экологического равновесия, через воздействие на почву, атмосферу, водный сток, энергетику и биотические компоненты природных систем вызвала глубокие и масштабные процессы деградации природной среды. Уничтожение естественной растительности, прежде всего древесной, оказало большое влияние на водный баланс: из-за вырубки лесов и распашки угодий резко активизировались эрозионные процессы, участились засухи. Авторами доказывается главенствующая роль лесных ландшафтов в восстановлении и сохранении этноэкосистемы региона.
Заключение. Проведенный исторический анализ позволил сделать вывод о том, что историю сельскохозяйственного освоения территории Мордовии, как и других финно-угорских регионов России, можно назвать историей сведения лесов. Все это с новой силой ставит вопросы о возврате финно-угорским регионам их природных лесов и активизации научных исследований в области достижения оптимальной лесистости.

Ключевые слова: сельское хозяйство; этническая экология; лесное хозяйство; исторический анализ; региональная экосистема; сельскохозяйственное освоение; подсечно-огневая система земледелия.

Для цитирования: Каверин А. В., Каверина Н. А., Массеров Д. А., Ушаков И. С., Янина Д. А. Исторический анализ сельскохозяйственного освоения и использования территории Мордовии (от неолита до наших дней) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 151–161.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. В. Каверин, Н. А. Каверина, Д. А. Массеров, И. С. Ушаков, Д. А. Янина (г. Саранск, г Москва, РФ). Исторический анализ сельскохозяйственного освоения и использования территории Мордовии (от неолита до наших дней) отключены

А. К. Гагиева (г. Сыктывкар, РФ). Региональные особенности формирования общественных организаций на территории Коми области в 1920–1930-е гг.

DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.144-150

Региональные особенности формирования общественных организаций на территории Коми области в 1920–1930-е гг.

Гагиева Анна Капитоновна,
доктор исторических наук, профессор
ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления»
(г. Сыктывкар, РФ), gngkol2@mail.ru

Введение. Работа посвящена исследованию региональных особенностей формирования общественных организаций в Коми области в 1920–1930-е гг.
Материалы и методы. Методика исследования базировалась на системном подходе с использованием системно-структурного, исторического, формально-юридического и других методов. Основными материалами послужили опубликованные и неопубликованные документы.
Результаты исследования и их обсуждение. В рассматриваемый период активизация общественной жизни наблюдалась как в центре страны, так и на местах. В Коми области сразу после Гражданской войны были созданы общественные организации, которые решали задачи образования, просвещения и воспитания граждан новой страны. В основу их создания был положен опыт уже существовавших до 1917 г. организаций, которые успешно зарекомендовали себя на протяжении длительного времени и могли внести вклад в дело строительства социализма и укрепления власти правящей партии. Новые общественные организации были созданы на тех направлениях, где власти необходимо было расширить свое влияние и укрепить позиции. В крестьянской среде активно создавались ячейки и отделения общественных организаций.
Заключение. К региональным особенностям формирования общественных организаций относится прежде всего то, что общественные организации вовлекали в работу не только интеллигенцию области, но и крестьянство. Значительным был охват участников. Каждая волость Коми области имела несколько ячеек различных общественных организаций. Содержательная уникальность деятельности обществ определялась национальной, в нашем случае коми, основой.

Ключевые слова: общественные организации; Коми область; краеведение; спортивные организации; Коми Олимпиада.

Для цитирования: Гагиева А. К. Региональные особенности формирования общественных организаций на территории Коми области в 1920–1930-е гг.  // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 144–150.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. К. Гагиева (г. Сыктывкар, РФ). Региональные особенности формирования общественных организаций на территории Коми области в 1920–1930-е гг. отключены