В. И. Рогачев, А. С. Лузгин (г. Саранск, РФ). На земле предков

На земле предков

Лузгин Александр Степанович,
доктор исторических наук, председатель исполкома
Межрегиональной общественной организации мордовского
(мокшанского и эрзянского) народа
(г. Саранск, РФ), mordvarf@mail.ru

Рогачев Владимир Ильич,
доктор филологических наук, профессор кафед­ры литературы
и методики обучения литературе
ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева»
(г. Саранск, РФ), rogachev-v@bk.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Рогачев, А. С. Лузгин (г. Саранск, РФ). На земле предков отключены

Н. В. Горинова (г. Сыктывкар, Россия). Нёбдiнса Виттор вновь на театральных подмостках

Нёбдiнса Виттор вновь на театральных подмостках

* Публикация подготовлена в рамках Комплексной программы УрО РАН 18-6-6-25 «Духовная культура и традиционные представления народов Европейского Севера России (по данным языка, фольклора и литературы)».

Горинова Наталья Васильевна,
кандидат филологических наук, научный сотрудник,
Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН
(г. Сыктывкар, Россия), ngorinova@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. В. Горинова (г. Сыктывкар, Россия). Нёбдiнса Виттор вновь на театральных подмостках отключены

К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.105-114

Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов

Романов Константин Михайлович,
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), famylypost@mail.ru

Психологическая культура этноса рассматривается как неотъемлемая часть его общей культуры. В ней содержится психологический опыт народа, т. е. психологические знания, практические умения и навыки общения, отношения с людьми, и человек представлен как субъект и личность. Как часть общей культуры психологическая культура передается от одного поколения к другому. Воссоздаваясь в каждом поколении, она определяет психологический облик народа. Краткий анализ научных работ, посвященных исследованию психологической культуры финно-угорских народов, помог обосновать новизну и актуальность исследования. Цель исследования – выявить психологическое содержание культуры двух финно-угорских народов (венгерского и эрзянского).
Реализовать поставленную цель позволила методика психологического анализа языка как носителя психологической культуры этноса. В качестве объекта выступили два словаря – эрзянско-русский и венгерско-русский. Предметом анализа были слова, отражающие всевозможные психологические характеристики человека: черты характера, психические процессы и состояния, типы людей, социальные стереотипы, статусно-ролевые позиции, поведенческие характеристики и др.
Человек как субъект и личность занимает центральное место в культуре обоих финно-угорских народов. В эрзянском словаре оказалось 29,0 % слов, отражающих психологические характеристики человека, в венгерском – 26,4 %. Психологическая культура, в которой аккумулирован опыт общения человека с другими людьми, важна для обоих этносов. В ней представлена достаточно полная и всесторонняя психологическая характеристика человека. Обнаружены общие и этнические особенности в содержании и структуре психологического опыта данных народов.
В культуре как в многомерном образовании отражена психологическая сущность человека как субъекта и личности. Психологическая культура характеризуется национально-этническими особенностями. На протяжении исторического развития эрзянский и венгерский народы создали свою психологическую культуру, хорошо представленную в их языках.

Ключевые слова: человек; субъект; личность; культура; психологическая культура; структура психологической культуры; этнос; трансляция психологической культуры; этнические особенности психологической культуры; психологический опыт; эрзянский язык; венгерский язык.

Для цитирования: Романов К. М. Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 105–114.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов отключены

А. Н. Павлова (г. Йошкар-Ола, РФ). Шаманские элементы в марийском костюме

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.098-104

Шаманские элементы в марийском костюме

Павлова Анжелика Николаевна,
доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и психологии
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола, РФ), angpan@rambler.ru

Шаманизм известен у различных этносов Азии, Океании и Америки, включая угорские народы Сибири. Проблема марийского шаманизма остается дискуссионной до настоящего времени. Предлагается взглянуть на нее с точки зрения сохранения шаманских элементов в традиционном марийском костюме.
В основу работы легли этнографические и археологические источники, которые рассматриваются через призму междисциплинарного подхода с использованием методов историзма, семиотики, структурного и функционального анализа.
Марийский костюм, развиваясь на протяжении столетий, сохранил основные символические доминанты. Как и костюм шамана, традиционный марийский костюм был отражением мифической космологии. В символике марийского костюма можно найти и древние образы шаманских духов-покровителей.
Сохранение шаманских элементов в марийском костюме может быть как отражением архаического пласта финно-угорской мифологии, так и результатом контактов с угорским миром.

Ключевые слова: традиционная культура; шаманизм; шаманский наряд; марийский костюм; космология; шаманские животные.

Для цитирования: Павлова А. Н. Шаманские элементы в марийском костюме // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 98–104.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Н. Павлова (г. Йошкар-Ола, РФ). Шаманские элементы в марийском костюме отключены

Т. В. Климкина (г. Саранск, РФ). Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия)

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.088-097

Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия)

Климкина Татьяна Викторовна,
соискатель кафедры театрального искусства
и народной художественной культуры
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), scientificmagazines@gmail.com

Быстрое развитие церковной архитектуры в России в настоящее время ставит множество проблем, связанных с возрождением отечественной школы монументальной культовой живописи. В статье анализируются основные черты развития монументального декора храмовых сооружений в России, подчеркивается значение комплексного подхода к решению архитектурно-художественного ансамбля культовой постройки. Объектом исследования является синтез отечественной культовой архитектуры и монументальной храмовой живописи, предметом – его особенности на современном этапе. Цель – определение основных направлений решения комплексного подхода к храмовой постройке на примере России и Республики Мордовия.
Эмпирическим материалом работы выступают культовая архитектура и монументальная храмовая живопись России, в том числе Республики Мордовия. Исследование базируется на наблюдении и обеспечивается описательным и сравнительным методами анализа. Материалом послужили опубликованные исследования в области церковного искусства России и Республики Мордовия.
Рубеж XXXXI вв. отмечен активной практикой создания современного храмового декора. Чаще всего он подразу­мевает сложный многоэтапный процесс коллективного творчества, характеризующийся изучением конкретной архитектурной среды постройки, разработкой проекта декора и воплощением решения средствами монументальной живописи.
Рубеж веков представляет собой новый этап развития отечественной культовой архитектуры и монументальной живописи храмового сооружения. Делается вывод, что на рубеже веков ведущей тенденцией развития современной монументальной церковной живописи является освоение художественного опыта прошлого. Акцентируется необходимость достижения синтеза архитектурного решения сооружения и его монументально-декоративного оформления.

Ключевые слова: культовая архитектура; храм; изобразительное искусство; монументальная живопись; реставрация; традиция.

Для цитирования: Климкина Т. В. Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 88–97.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. В. Климкина (г. Саранск, РФ). Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия) отключены

Е. М. Гавина, М. А. Жулина, Л. В. Сотова, М. И. Фирстов (г. Саранск, РФ). Туристский маршрут «Зов Торамы» как инструмент развития этнического туризма в Республике Мордовия

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.074-087

Туристский маршрут «Зов Торамы» как инструмент развития этнического туризма в Республике Мордовия

Гавина Екатерина Михайловна,
директор ГБУ «Туристско-информационный центр Республики Мордовия
(г. Саранск, РФ), gavina@list.ru

Жулина Марина Александровна,
кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой туризма
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», заместитель министра культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия (г. Саранск, РФ), mzhulina@mail.ru

Сотова Людмила Васильевна,
кандидат географических наук, доцент кафедры туризма
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), sotova@mail.ru

Фирстов Максим Иванович,
начальник отдела развития туризма
Министерства культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия (г. Саранск, РФ), firstovmi@e-mordovia.ru

Богатое культурное наследие финно-угорских народов является самоценной и неотъемлемой частью как российской, так и мировой культуры. Туризм делает востребованными историко-культурные и природные памятники, народные промыслы, национальную кухню, элементы нематериальной культуры народов, тем самым способствует их сохранению и развитию. Для многих коренных народов России развитие этнического туризма – сегодня единственная возможность сохранить свои традиции и обычаи, поэтому вопросы развития этнического туризма и формирования конкурентоспособного туристского продукта имеют высокую актуальность. Республика Мордовия как национальный регион, расположенный в центре главной зоны расселения европейской части России, обладает некоторыми преимуществами в развитии регионального рынка туристских услуг. Наличие уникального наследия мордовской национальной культуры (объекты показа, традиции народных художественных промыслов и ремесел, регулярные событийные мероприятия, национальная кухня и др.) делает этнический туризм одним из приоритетных видов туризма для развития в Мордовии. Целью исследования стали определение эффективных направлений развития этнического туризма в Республике Мордовия и формирование конкурентоспособного этнического маршрута.
При работе применялись общенаучные методы анализа и синтеза, статистический, картографический методы, а также данные социологического опроса.
Результатом исследования стал сформированный этнический маршрут «Зов Торамы», призванный оптимально объединить наиболее конкурентные элементы регионального туристского продукта и обеспечить эффективные продажи тура на российском рынке. Маршрут сформирован как тур выходного дня. В основу маршрута легли объекты этнического туризма, дополненные посещением основных достопримечательностей г. Саранска и районов Республики Мордовия.
Маршрут «Зов Торамы» включен в Перечень брендовых маршрутов России. Опыт Республики Мордовия по формированию брендового этнического маршрута может быть успешно применен в других регионах. В статье приведен анализ сильных и слабых сторон разработанного маршрута и даны рекомендации по его дальнейшему совершенствованию.

Ключевые слова: культурно-познавательный туризм; этнический туризм; объекты этнического туризма; туристский потенциал; туристский маршрут; брендовый маршрут; финно-угорское пространство.

Для цитирования: Гавина Е. М., Жулина М. А., Сотова Л. В., Фирстов М. И. Туристский маршрут «Зов Торамы» как инструмент развития этнического туризма в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 74–87.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. М. Гавина, М. А. Жулина, Л. В. Сотова, М. И. Фирстов (г. Саранск, РФ). Туристский маршрут «Зов Торамы» как инструмент развития этнического туризма в Республике Мордовия отключены

О. И. Кулагин (г. Петрозаводск, РФ). Роль лесопромышленного комплекса в развитии финно-угорских регионов России во второй половине ХХ в.: историографический аспект

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.067-073

Роль лесопромышленного комплекса в развитии финно-угорских регионов России во второй половине ХХ в.: историографический аспект

Кулагин Олег Игоревич,
кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
(г. Петрозаводск, РФ), okulagin@yandex.ru

В статье предпринимается попытка рассмотреть роль лесопромышленного комплекса в развитии финно-угорских регионов СССР, а затем РФ на протяжении второй половины XX в. через призму историографии. Целью исследования стало определение научного вклада специалистов из различных отраслей знания в изучение данной проблематики. Актуальность ее исследования связана с тем, что для многих финно-угорских регионов России ЛПК был и остается основой устойчивого социально-экономического развития.
Методика основана на использовании традиционных для историографического исследования принципов и методов. К таковым можно отнести принцип историзма, проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы, а также метод периодизации.
Изучение работ различных авторов по данной теме позволяет выделить три этапа в историографии. К первому этапу можно отнести исследования советского периода, в которых достаточно много внимания было уделено технологическим, экономическим и историческим особенностям развития ЛПК в финно-угорских регионах. При этом часть проблем не была основательно исследована. С конца 1980-х гг. и, особенно, в 1990-е гг. из-за сочетания экономических, политических и культурных факторов проблематика роли ЛПК в развитии финно-угорских регионов России оказалась на периферии интереса большинства исследователей. Однако в 2000-е гг., с началом политической экономической стабилизации, возникла необходимость переосмыслить исторический опыт социально-экономического развития в советский и постсоветский периоды, что привело к возрождению интереса ученых и специалистов к рассматриваемой проблематике.
Анализ исследований показал, что роль ЛПК в качестве инструмента развития финно-угорских регионов до сих пор не получила комплексного анализа.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс; финно-угорские регионы; историография; этапы изучения темы; модернизация.

Для цитирования: Кулагин О. И. Роль лесопромышленного комплекса в развитии финно-угорских регионов России во второй половине ХХ в.: историографический аспект // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 67–73.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи О. И. Кулагин (г. Петрозаводск, РФ). Роль лесопромышленного комплекса в развитии финно-угорских регионов России во второй половине ХХ в.: историографический аспект отключены

Ф. Г. Сафин, С. С. Алексеенко, А. И. Халиулина (г. Уфа, РФ). Национальные масс-медиа как маркеры этноязыковой идентичности финно-угорских народов Башкортостана

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.055-066

Национальные масс-медиа как маркеры этноязыковой идентичности финно-угорских народов Башкортостана

Сафин Фаиль Габдуллович,
доктор исторических наук, профессор,
главный научный сотрудник отдела этнополитологии
ФГБУН ОСП «Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева» УФИЦ РАН
(г. Уфа, РФ), failsafin@mail.ru

Алексеенко Светлана Сергеевна,
кандидат исторических наук,
младший научный сотрудник отдела этнополитологии
ФГБУН ОСП «Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева» УФИЦ РАН
(г. Уфа, РФ), afotinias@mail.ru

Халиулина Айгуль Ильясовна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнополитологии
ФГБУН ОСП «Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева» УФИЦ РАН
(г. Уфа, РФ), aygul_kamila@mail.ru

Подписка на периодические издания косвенно показывает этноязыковую идентичность населения, так как индивиды с целью наилучшего удовлетворения этнокультурных потребностей отдают предпочтение тому изданию, которое им ближе по мировоззрению и языку. Наряду с районными и республиканскими газетами и журналами, выходящими в Башкортостане, финно-угорские народы активно выписывают периодическую печать из соседних республик, что дает им возможность удовлетворять этнокультурные и национально-языковые потребности.
В статье на основе материалов архива Уфимской федеральной почтовой связи Республики Башкортостан – филиала ФГУП «Почта России», а также данных Агентства печати Республики Башкортостан предпринята попытка исследовать национально-культурные потребности финно-угорских народов в сфере печатной продукции. Источниковую базу работы составили статистические данные, в том числе из текущих архивов Агентства по печати и СМИ РБ, Федеральной почтовой связи по РБ, а также результаты переписей населения. Теоретической основой исследования послужил принцип историзма, в ходе работы использовались статистический и системный подходы.
В Башкортостане в двух районах – Мишкинском и Калтасинском (где доля марийского населения по данным переписи 2010 г. составляет около и более 50 %) – издаются газеты на марийском языке, в Татышлинском районе (где доля удмуртского населения более 20 %) на удмуртском языке выходит одна районная газета. С учетом потребностей марийского населения республики с 1991 г. издается республиканская газета на марийском языке “Чолман”, с 1999 г. – газета республиканского масштаба на удмуртском языке “Ошмес”. Газеты и журналы на мордовском языке в Башкортостане не издаются, и мордовское население выписывает периодику из Республики Мордовия.
Пропаганда подписки на периодические издания на финно-угорских языках в республике способствовала бы дальнейшему сохранению и развитию родных языков и укреплению этнической идентичности финно-угорского населения в Башкортостане.

Ключевые слова: финно-угорское население; идентичность; периодическая печать; удмурты; марийцы; мордва; тираж; этнокультурные потребности; подписка.

Для цитирования: Сафин Ф. Г., Алексеенко С. С., Халиулина А. И. Национальные масс-медиа как маркеры этноязыковой идентичности финно-угорских народов Башкортостана // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 55–66.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ф. Г. Сафин, С. С. Алексеенко, А. И. Халиулина (г. Уфа, РФ). Национальные масс-медиа как маркеры этноязыковой идентичности финно-угорских народов Башкортостана отключены

А. Д. Каксин (г. Абакан, РФ). К вопросу о системе модальных средств: частицы и именные слова (на материале казымского диалекта хантыйского языка)

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.047-054

К вопросу о системе модальных средств: частицы и именные слова (на материале казымского диалекта хантыйского языка)

Каксин Андрей Данилович,
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Института гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»
(г. Абакан, РФ), adkaksin@yandex.ru

Придерживаясь трактовки модальности как сложноустроенной функционально-семантической категории, включа­ющей множество частных значений (за исключением эвиденциальных), автор еще раз останавливается на вопросе о системности в языке. Системно обусловленное функционирование средств выражения модальности в речи и тексте – актуальная проблема общего и финно-угорского языкознания.
В качестве фактического материала послужили полевые записи автора (сделаны в 1985–2001 гг.) и произведения хантыйской литературы.
В данной статье соотношение речи и текста (письма) рассматривается диалектически: они не противопоставляются, признаются различными, самостоятельными формами бытования языка, но при этом подчеркивается, что речь по определению интонационно богаче: письмо не располагает знаками для адекватного и полного отражения всех нюансов произношения. Проводится мысль о том, что основой точного выражения любого из модальных значений является интонационный контур фразы, различный при выражении (высказывании) утверждения, пожелания, согласия, запрета, возможности, необходимости, долженствования и других установок, исходящих от говорящего лица.
Признается разнообразие средств выражения модальности – интонационные, лексические, грамматические, смешанные. Частицы и модальные имена определяются как лексические (при этом в примерах отмечается их сочетание с грамматическими элементами). На примере модальных частиц и имен, функционирующих в казымском диалекте хантыйского языка, определяются основные признаки (свойства) системности в языке.

Ключевые слова: система языка; средства выражения модальности; модальные слова; частицы; функционирование языковых единиц; диалект Казым хантыйского языка.

Для цитирования: Каксин А. Д. К вопросу о системе модальных средств: частицы и именные слова (на материале казымского диалекта хантыйского языка) // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 47–54.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Д. Каксин (г. Абакан, РФ). К вопросу о системе модальных средств: частицы и именные слова (на материале казымского диалекта хантыйского языка) отключены

Н. Н. Глухова (г. Йошкар-Ола, РФ). Виды пространства в марийских заговорно-заклинательных текстах

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.034-046

Виды пространства в марийских заговорно-заклинательных текстах

Глухова Наталья Николаевна,
доктор филологических наук,
профессор кафедры финно-угорской и сравнительной филологии
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(г. Йошкар-Ола, РФ), gluhnatalia@mail.ru

Значимость текстов заговоров как источника информации не вызывает сомнений и заключается в том, что вербальные магические формулы представляют собой оригинальный, статистически не вызывающий сомнений материал, веками создававшийся и использовавшийся на территориях проживания этноса. Объектом исследования служат марийские заговорно-заклинательные тексты, предметом – их лексический уровень. Цель статьи – выявить и описать виды пространства, лежащие в основе создания этнических пространственных образов и символов.
Методологическая база комплексного исследования заговорно-заклинательных текстов включает в себя использование ряда положений теории системного анализа (текст – системное образование, иерархически структурированное, состоящее из ряда элементов), которая дополняется применением факторного (виды пространства получают еще одно название, фактор) и статистического типов анализа. Они сочетаются с лингвистическими методами, к которым отнесены приемы семантического исследования: метод словарных дефиниций, компонентный и контекстуальный анализ. Рассмотрены 428 текстов из различных источников.
Воображаемые и реальные действия, необходимые для достижения целей вербальных формул, происходят в пространственно-временном континууме. В фольклорном отражении действительности пространство служит фоном событий. Оно характеризуется географическими и климатическими особенностями. В статье выявляются и анализируются элементы рельефа местности и географические объекты, обозначенные термином «виды пространства». Алгоритм исследования включает несколько этапов. Вначале анализируется лексический состав текстов. Затем с помощью дефиниционного и компонентного типов анализа определяются отдельные лексемы, обозначающие виды пространства. После этого этапа подсчитывается частотность их использования. Ранжирование факторов способствует выделению четырех групп видов пространства, объединяющих восемнадцать наименований. Полученные результаты дают возможность определить символы и архетипы пространства марийских фольклорных жанров.
Самые распространенные виды пространства в проанализированных текстах составляют 55,7 % использования географических объектов и обозначены следующими лексемами: водоемы и их части, жилище, земля, небо. Они обладают символическими значениями, содержащими религиозно-мифологическое представление мари о вселенной.

Ключевые слова: марийские заговорно-заклинательные тексты; фольклорный жанр; физическое пространство; виды пространства; субъективное восприятие пространства; семантический анализ; факторно-статистический анализ; символ.

Благодарности: Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-412-120005р_а.

Для цитирования: Глухова Н. Н. Виды пространства в марийских заговорно-заклинательных текстах // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 34–46.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. Н. Глухова (г. Йошкар-Ола, РФ). Виды пространства в марийских заговорно-заклинательных текстах отключены

Н. С. Братчикова (г. Москва, РФ). Старофинский язык и письменная литература Финляндии периода 1560–1640 гг.

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.014-033

Старофинский язык и письменная литература Финляндии периода 1560–1640 гг.

Братчикова Надежда Станиславовна,
доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
(г. Москва, РФ), n.bratchikova@mail.ru

Начальный этап старофинского языка (1560–1640) является уникальным в плане совпадения двух исторических моментов: во-первых, литература данного периода была религиозной; во-вторых, религиозный и литературный языки представляли собой единое целое.
Материалом исследования выступили тексты периода католичества и раннего лютеранства. В ходе работы применялись анализ семантических моделей, риторических приемов, языковых структур (помог выявить особенности формирования старофинского языка и причины роста его влияния на аудиторию), контентный анализ текстов (позволил проследить этапы перехода в церковной службе от латинского и немецкого языков к финскому). Сравнение фольклорных текстов с переводными выявило их общие черты (повторы на уровне фразы и аллитерации).
Процесс формирования старофинского языка замедлялся использованием в обществе латинского языка. К середине XVI в. внешне- и внутреннеполитическая ситуация в Финляндии сложилась в пользу употребления финского языка в качестве инструмента религиозной власти и средства культурного воздействия на общество.
Письменная литература Финляндии рассматриваемого периода носила переводной характер. Переводная литература сыграла ключевую роль в формировании и развитии словесного искусства. Образованные люди изучаемого периода (Паавали Юстен, Яакко Финно, Хемминки из Маску, Эрик Соролайнен и Лаурентиус Петри) улучшили состояние письменного языка. Он обогатился диалектными формами и расширил свой лексический запас.

Ключевые слова: история финского языка; переводная литература; молитвенные тексты; средство воздействия на аудиторию; языковые и стилистические приемы.

Для цитирования: Братчикова Н. С. Старофинский язык и письменная литература Финляндии периода 1560–1640 гг. // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 14–33.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. С. Братчикова (г. Москва, РФ). Старофинский язык и письменная литература Финляндии периода 1560–1640 гг. отключены

Н. В. Беленов (г. Самара, РФ). Географическая лексика торновского говора мокша-мордовского языка

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.006-013

Географическая лексика торновского говора мокша-мордовского языка

Беленов Николай Валерьевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИКТО
ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
(г. Самара, РФ), belenov82@gmail.com

Географическая лексика, бытующая в той или иной этноязыковой среде, оказывает значительное влияние на формирование в ней топонимической номенклатуры. Это влияние проявляется как в форме топонимических формантов, так и в основах географических названий, происходящих из данной этноязыковой среды. Актуальность данной работы обусловлена тем, что до настоящего времени географическая лексика торновского говора мокша-мордовского языка, как и других самаролукских говоров, не являлась предметом специального изучения, а также не была введена в научный оборот. Целью настоящего исследования явилось описание, а также лексико-семантический и этимологический анализ географической лексики торновского говора мокша-мордовского языка.
Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей, предметом изучения которых являлись топонимия и диалектология мордовских языков. Лексической базой для данной работы послужили материалы полевых исследований автора, проводившихся в с. Торновом Волжского района Самарской области в течение полевых сезонов 2017 и 2018 гг. При сборе и анализе лингвистического материала применялись основные методы лингвистического исследования – описательный и сопоставительный.
Результаты исследования показали, что географическая лексика торновского говора мокша-мордовского языка в полной мере отражает все фонетико-акцентологические особенности данного говора. Также было выявлено кардинальное отличие состава географической лексики торновского говора от составов аналогичной лексики соседних говоров мокша-мордовского языка – шелехметского и бахиловского.
Значительная часть географической лексики в исследуемом говоре является заимствованной – прежде всего из русского и тюркских кыпчакских языков, что отражает ряд аспектов этноязыковой истории его носителей.

Ключевые слова: мокша-мордовский язык; торновский говор; географическая лексика; топонимика; Самарская Лука.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Самарской области в рамках научного проекта № 18-412-630002/18.

Для цитирования: Беленов Н. В. Географическая лексика торновского говора мокша-мордовского языка // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 6–13.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. В. Беленов (г. Самара, РФ). Географическая лексика торновского говора мокша-мордовского языка отключены

Содержание (2018, 4)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Н. В. Беленов (г. Самара, РФ). Географическая лексика торновского говора мокша-мордовского языка

Н. С. Братчикова (г. Москва, РФ). Старофинский язык и письменная литература Финляндии периода 1560–1640 гг.

Н. Н. Глухова (г. Йошкар-Ола, РФ). Виды пространства в марийских заговорно-заклинательных текстах

А. Д. Каксин (г. Абакан, РФ). К вопросу о системе модальных средств: частицы и именные слова (на материале казымского диалекта хантыйского языка)

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ф. Г. Сафин, С. С. Алексеенко, А. И. Халиулина (г. Уфа, РФ). Национальные масс-медиа как маркеры этноязыковой идентичности финно-угорских народов Башкортостана

О. И. Кулагин (г. Петрозаводск, РФ). Роль лесопромышленного комплекса в развитии финно-угорских регионов России во второй половине ХХ в.: историографический аспект

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Е. М. Гавина, М. А. Жулина, Л. В. Сотова, М. И. Фирстов (г. Саранск, РФ). Туристский маршрут «Зов Торамы» как инструмент развития этнического туризма в Республике Мордовия

Т. В. Климкина (г. Саранск, РФ). Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия)

А. Н. Павлова (г. Йошкар-Ола, РФ). Шаманские элементы в марийском костюме

К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

Н. В. Горинова (г. Сыктывкар, Россия). Нёбдiнса Виттор вновь на театральных подмостках

В. И. Рогачев, А. С. Лузгин (г. Саранск, РФ). На земле предков

В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Финно-угорская конференция в Эстонии

УКАЗАТЕЛЬ

Указатель статей, опубликованных в 2018 году

Рубрика: 2018, Архив выпусков, Т. 10. № 4 | Метки: , | Комментарии к записи Содержание (2018, 4) отключены

Содержание (2018, 3)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Л. А. Абукаева (г. Йошкар-Ола, РФ). Концепт йылме ‘язык’ в языковой и обыденной картинах мира мари

В. Б. Бакула (г. Мурманск, РФ). Проблемы формирования литературного языка кольских саамов

Е. А. Картушина (г. Москва, РФ). Прагматическая реальность финского английского (на материале социальной сети Твиттер)

Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Деривационная структура названий болезней в хантыйском языке

А. С. Мигунова (с. Кочкурово, РФ). Словообразовательные средства выражения локативности в эрзянском и финском языках

Е. Н. Морозова (г. Йошкар-Ола, РФ). Методы и приемы исследований фразеологического фонда марийского языка

М. В. Мосин, Н. М. Мосина (г. Саранск, РФ). Особенности эволюции гласных первого слога финно-угорской основы слова в мордовских языках

Е. Н. Мухина, Т. Н. Потапова (г. Ковылкино, РФ). Месторасположение обстоятельства в современных эрзянском и финском языках

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

А. К. Гагиева (г. Сыктывкар, РФ). Общественная благотворительность как сфера деятельности «местного общества» г. Усть-Сысольска во второй половине XIX в.

О. И. Кулагин (г. Петрозаводск, РФ). Лесопромышленный комплекс как инструмент взаимодействия государства и финно-угорского региона: в поиске новых исследовательских подходов

В. В. Козин, Т. И. Кирдяшкина (г. Саранск, РФ). Мониторинг посещаемости объектов этнического туризма в Республике Мордовия в 2017 г.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Н. И. Бояркин (г. Саранск, РФ). Михаил Александрович Лобанов: служение науке

Э. М. Колчева (г. Йошкар-Ола, РФ). Ландшафтный архетип поля/луга в марийском изобразительном искусстве 1950–1980-х гг.

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

Н. И. Фабричнова (с. Ичалки, РФ). Диалог культур состоялся!

Рубрика: 2018, Архив выпусков, Т. 10. № 3 | Метки: | Комментарии к записи Содержание (2018, 3) отключены

Н. И. ФАБРИЧНОВА (с. Ичалки, РФ). Диалог культур состоялся!

Диалог культур состоялся!

Фабричнова Наталья Ивановна,
преподаватель иностранного языка
ГБПОУ РМ «Ичалковский педагогический колледж»
(с. Ичалки, РФ), ipk_kirova@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. И. ФАБРИЧНОВА (с. Ичалки, РФ). Диалог культур состоялся! отключены