С. В. Гавин, З. А. Таньшина (г. Москва, РФ). Искусство гобелена Мордовии сегодня

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.086-092

Искусство гобелена Мордовии сегодня

Гавин Сергей Владимирович,
профессор кафедры «Дизайн-текстиль»
МГХПА им. С. Г. Строганова,
член-корреспондент Российской Академии Художеств,
заслуженный художник России (г. Москва, РФ), sergey-gavin@yandex.ru

Таньшина Зоя Александровна,
кандидат искусствоведения,
старший преподаватель кафедры «Дизайн-текстиль»
МГХПА им. С. Г. Строганова
(г. Москва, РФ), tanshina.zoya@mail.ru

В статье подчеркивается роль искусства гобелена в современном культурном пространстве, затрагивается история становления национальных школ этого вида декоративно-прикладного и монументального искусства в республиках бывшего СССР, значение выставок гобелена как групповых, так и персональных, проводимых региональными творческими организациями Союза художников РФ и Союзом художников России, а также Государственным музеем-заповедником «Царицыно». Указывается на важность использования богатейших традиций народного искусства, а также сказаний и легенд народа, населяющего многонациональную Россию.
На примере работы педагогов и выпускников кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва рассмотрено применение современного гобелена в оформлении архитектурного пространства. Обозначены перспективы дальнейшего развития искусства гобелена  в творчестве молодых художников.

Ключевые слова: гобелен; традиция; монументально-декоративное искусство; выставка; мордовское национальное искусство.

Для цитирования: Гавин С. В., Таньшина З. А. Искусство гобелена Мордовии сегодня // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 86–92.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи С. В. Гавин, З. А. Таньшина (г. Москва, РФ). Искусство гобелена Мордовии сегодня отключены

Б. И. Чибисов (г. Тверь, РФ). Этнический состав населения Заонежья в конце XV в.

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.073-085

Этнический состав населения Заонежья в конце XV в.

Чибисов Борис Игоревич,
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теологии
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
(г. Тверь, РФ), Chibisov.BI@tversu.ru

На северном побережье Онежского озера находится Заонежский полуостров, или Заонежье, сохранившее значительный пласт прибалтийско-финских географических названий. Средневековая этническая история этого региона остается слабоизученной. Это связано с тем, что концом XV в. датируются новгородские писцовые книги, топонимический и антропонимический материал которых остается не вполне востребованным историками. Его изучение дает возможность пролить свет на этническую историю Заонежья.
Основным источником исследования послужила писцовая книга Обонежской пятины 7004 (1495/96) г. Дескриптивный метод исследования состоит в выявлении и фиксации прибалтийско-финских ойконимов (названий сельских поселений) и антропонимов, упоминаемых в писцовых книгах. Прибалтийско-финские антропонимы выявлены в результате анализа формальных показателей заимствования антропонимов.
Средневековая колонизация Заонежья славянами приводила к тому, что этнический состав расположенных здесь погостов становился смешанным. Претензии бояр на местные земли, освоенные прибалто-финнами, приводили к конфликтам как минимум уже во второй половине XIV в. Имена жителей Заонежья представлены главным образом календарными именами в славянской форме, что отражает, во-первых, значительную долю славян в этом регионе; во-вторых, не следует исключать влияние славянских культурных и религиозных традиций на местное прибалтийско-финское население, многие представители которого, судя по именам, принимали православие.
Писцовая книга в сохранившихся фрагментах и более ранние акты говорят о том, что к концу XV в. северное побережье Онежского озера было заселено представителями различных этнических групп: славянами, карелами и вепсами, об этом свидетельствуют данные антропонимии и топонимии Заонежского полуострова.

Ключевые слова: Новгородская земля; писцовые книги; Заонежье; ономастика; карелы; вепсы.

Для цитирования: Чибисов Б. И. Этнический состав населения Заонежья в конце XV в. // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 73–85.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Б. И. Чибисов (г. Тверь, РФ). Этнический состав населения Заонежья в конце XV в. отключены

Т. В. Пашкова (г. Петрозаводск, РФ). Этиология и способы врачевания зубной боли в народной медицине карел

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.056-060

Этиология и способы врачевания зубной боли в народной медицине карел

Пашкова Татьяна Владимировна,
доктор исторических наук,
доцент кафедры прибалтийско-финской филологии
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
(г. Петрозаводск, РФ), tvpashkova05@mail.ru

В статье рассматриваются представления всех групп карел (собственно-карел, ливвиковских и людиковских карел) о причинах возникновения и способах лечения зубной боли (рациональных и иррациональных).
При проведении исследования применялись сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы. К исследованию привлечены труды отечественных и финляндских исследователей, которые обращаются к различным аспектам карельской народной медицины. Кроме того, используются наши полевые материалы, собранные в Олонецком и Пряжинском районах Республики Карелия.
Одна из причин зубной боли прослеживалась карелами в результате естественной причины – простуды. Однако в силу того, что у карел даже после принятия христианства еще долгие годы сохранялись верования языческого происхождения, то и в возникновении зубной боли (как симптома) просматривались мифологические воззрения.
Повсеместно карелы относили зубную боль к серьезным, мучительным заболеваниям. С целью предотвращения ее возникновения карелы использовали соль и проводили ритуальные профилактические действия. Способы лечения, как и причины возникновения зубной боли могли быть рациональными и иррациональными. Из рацио­нальных способов лечения карелы практиковали прогревание и компрессы, изготавливали настойку и мази из лекарственных трав. Для избавления от зубной боли эффективным считалось и кровопускание. К иррациональным способам лечения следует отнести чтение заговоров и знахарство. Это прослеживается у всех групп карел.

Ключевые слова: народная медицина; традиции карел; мифология; рациональные способы лечения; иррацио­нальные способы лечения.

Для цитирования: Пашкова Т. В. Этиология и способы врачевания зубной боли в народной медицине карел  // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 56–60.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. В. Пашкова (г. Петрозаводск, РФ). Этиология и способы врачевания зубной боли в народной медицине карел отключены

Т. В. Волдина (г. Ханты-Мансийск, РФ). Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.032-044

Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации

Волдина Татьяна Владимировна,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник
БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (г. Ханты-Мансийск, РФ),
tatyanavoldina@yandex.ru

Статья продолжает цикл материалов, посвященных проблеме реинкарнации в традиционной культуре обских угров («Финно-угорский мир», «Вестник угроведения», 2014–2018 гг.). Тема перевоплощения человеческой души связана с вопросом о жизненных силах и их носителях. В традиционных практиках по определению, чья «душа» реинкарнировала, где ведущими были гадание и предсказание по снам, принято обращать внимание на внутреннее и внешнее сходство ребенка с реинкарнировавшимся в нем предком. Это хотя и не основной, но очень важный параметр, подтверждающий правильность определения возродившейся «души».
Частью мифоритуальных традиций хантов и манси является «телесная» магия, где особое внимание отводится костям (скелету) как основе человеческого организма. По особенностям костной структуры могли определять судьбу и качества человека. Особое внимание в благопожеланиях и обычаях, направленных на сохранение здоровья, уделялось позвоночнику (условно, спине), от крепости которого зависела жизнестойкость организма человека. Сохранность и целостность скелета считались важным условием для последующей реинкарнации. Отголоски древних представлений можно обнаружить в мифологических текстах о предках и в обычаях, имеющих отношение к культу медведя.
Связь представлений о костях и культом предков и родовых духов-охранителей носит универсальный характер. При этом кость у обских угров отождествляется с камнем, чем объясняется сакрализация природных каменных объектов, в которых «превратились» «герои прошлого»: камень обладает рождающей, защитной и смертоносной функциями. Наиболее ярко тождественность кости и камня просматривается в фольклорных текстах, где говорится о чудо-камнях, из которых появляются богатыри или о чудодейственных стрелах (костяных и каменных), с помощью которых герои одолевают сверхъестественных существ. Близким по сакральным функциям кости и камню является металл, изделия из которого также символизировали магическую защиту, духов-предков и человеческую душу (игла, нож, наконечник стрелы).

Ключевые слова: обские угры; мифология; традиционное мировоззрение; реинкарнация; кость; камень; металл.

Для цитирования: Волдина Т. В. Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 32–44.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. В. Волдина (г. Ханты-Мансийск, РФ). Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации отключены

Г. Л. Нахрачева (г. Ханты-Мансийск, РФ). Глагол как отражение основных характеристик человеческого поведения в хантыйском языке

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.024-031

Глагол как отражение основных характеристик человеческого поведения в хантыйском языке

Нахрачева Галина Леонидовна,
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник,
БУ ХМАО–Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований
и разработок» (г. Ханты-Мансийск, РФ),
galina-nakhracheva@rambler.ru

В статье анализируется понятие «поведение человека» с позиции общегуманитарных дисциплин и выделяются его основные характеристики. Ставилась цель – выявить и описать семантику, определить состав и структуру глаголов поведения в хантыйском языке.
Основным материалом для изучения послужили наши полевые записи, а также массив примеров из фольклорных, художественных произведений, словарей и текстов, опубликованных в хантыйской газете «Лух авт». В работе применялись компонентный и сопоставительный анализ значения лексемы.
Глаголы поведения хантыйского языка до настоящего времени не подвергались специальному исследованию; в основном их изучение носит фрагментарный характер. Нами рассматриваются реализации следующих характеристик человеческого поведения на материале лексико-семантической группы глаголов поведения в хантыйском языке: поведение человека в материальной сфере, поведение человека в интеллектуальной сфере и особенности поведения человека в социуме.
В хантыйском языке глаголы поведения представляют собой системно-организованную группу, которая формируется за счет единиц, обозначающих различные формы негативного поведения.

Ключевые слова: лексико-семантическая группа; поведение человека; глагол поведения; хантыйский язык.

Для цитирования: Нахрачева Г. Л. Глагол как отражение основных характеристик человеческого поведения в хантыйском языке // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 24–31.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Г. Л. Нахрачева (г. Ханты-Мансийск, РФ). Глагол как отражение основных характеристик человеческого поведения в хантыйском языке отключены

М. В. Мосин, Н. М. Мосина (г. Саранск, РФ). Гласные конца финно-угорской основы слова в мордовских языках

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.014-023

Гласные конца финно-угорской основы слова в мордовских языках

Мосин Михаил Васильевич,
доктор филологических наук, профессор кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), kafful@mail.ru

Мосина Наталья Михайловна,
доктор филологических наук, профессор кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), natamish@rambler.ru

Статья посвящена описанию особенностей системы гласных конца финно-угорской основы слова в мордовских языках. Учитывая общепризнанные мнения в финно-угорской лингвистике о том, что прибалтийско-финские (особенно финский) и саамский языки лучше других родственных языков сохранили вокализм языка основы, именные и глагольные основы финно-угорского происхождения мордовских языков рассматриваются в плане сравнения с их этимологическими соответствиями финского и эстонского языков.
Именные и глагольные основы современных мордовских языков, послужившие материалом исследования, подвергнуты сравнительно-историческому анализу с их этимологическими соответствиями в прибалтийско-финских (финском и эстонском) языках.
Анализ данных основ на основе сравнительно-исторического метода дает возможность установить, во-первых, сохранившуюся генетическую общность в звуковом составе конца основы, во-вторых, выявить существенные изменения, возникшие в результате обособленного развития мордовских языков, а также раскрыть экстралингвистические и внутриязыковые причины их появления.
На основе систематизации и подробного описания состава гласных конца основы установлены фонетические соответствия. В результате выпадения гласных возник ряд изменений в структуре древней основы.

Ключевые слова: мордовские языки; сравнительный анализ; основа слова; финский язык; эстонский язык; вокализм.

Для цитирования: Мосин М. В., Мосина Н. М. Гласные конца финно-угорской основы слова в мордовских языках // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 14–23.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи М. В. Мосин, Н. М. Мосина (г. Саранск, РФ). Гласные конца финно-угорской основы слова в мордовских языках отключены

Н. С. Братчикова (г. Москва, РФ). Особенности употребления форм множественного числа имени существительного в финском языке

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.006-013

Особенности употребления форм  множественного числа имени существительного в финском языке

Братчикова Надежда Станиславовна,
доктор филологических наук, заведующая кафедрой финно-угорской филологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Москва, РФ), n.bratchikova@mail.ru

В центре внимания исследования – категория множественного числа имени существительного в финском языке. В статье рассматриваются особенности употребления форм множественного числа имени существительного в финском языке. Ставится цель раскрыть грамматическую и семантическую сущность форм множественного числа в финском языке, показать взаимосвязь разных языковых средств, относящихся к лексике и морфологии, при использовании их для выражения множественности, раскрыть особенности функционирования этих средств в контексте высказывания. Исследование проводилось на материале художественной и публицистической литературы на финском языке. Основным методом исследования является синхронное аналитическое описание с использованием элементов компонентного, контекстологического, дистрибутивного методов, а также метода функционально-семантического поля. Метод анализа представлен как ономасиологическим («от функций к средствам»), так и семасиологическим («от средств к функциям») подходами.
В работе осуществлена систематизация категориальных значений, передаваемых формами множественного числа. В ситуации с квантификацией значимым оказывается подразделение субстанций на континуальные и дискретные. Категория двойственного числа в современном финском языке не представлена в полном объеме. Грамматические формы ее проявления сохранились в притяжательных аффиксах. Значение единичности/множественности, обозначаемое данными аффиксами, определяется синтаксическим окружением или с помощью контекста. Анализ контекстов употребления форм множественного числа позволил выделить два типа характеристик – общие и лингвоспецифичные. Представленный иллюстративной материал наглядно демонстрирует условия реализации этих характеристик. Категория числа в финском языке связана с идеей определенности-неопределенности.

Ключевые слова: финский язык; грамматическая категория множественного числа; континуатив; дискретное слово.

Для цитирования: Братчикова Н. С. Особенности употребления форм множественного числа имени существительного в финском языке // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 6–13.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. С. Братчикова (г. Москва, РФ). Особенности употребления форм множественного числа имени существительного в финском языке отключены

Содержание (2019, 01)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Н. С. Братчикова (г. Москва, РФ). Особенности употребления форм множественного числа имени существительного в финском языке

М. В. Мосин, Н. М. Мосина (г. Саранск, РФ). Гласные конца финно-угорской основы слова в мордовских языках

Г. Л. Нахрачева (г. Ханты-Мансийск, РФ). Глагол как отражение основных характеристик человеческого поведения в хантыйском языке

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Т. В. Волдина (г. Ханты-Мансийск, РФ). Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации

Е. Н. Касаркина (г. Саранск, РФ). Субкультура семейно-родственной помощи мордовской молодой семьи на селе

Т. В. Пашкова (г. Петрозаводск, РФ). Этиология и способы врачевания зубной боли в народной медицине карел

С. А. Тамби (г. Москва, РФ). Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга

Б. И. Чибисов (г. Тверь, РФ). Этнический состав населения Заонежья в конце XV в.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

С. В. Гавин, З. А. Таньшина (г. Москва, РФ). Искусство гобелена Мордовии сегодня

В. П. Миничкина, Е. С. Руськина (г. Саранск, РФ). Эпос как фактор формирования этнической идентичности личности (на примере Республики Мордовия)

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

В. И. Рогачев (г. Саранск, РФ). А. С. Лузгин – ученый-этнограф, финно-угровед, общественный деятель (к 70-летию со дня рождения)

В. Н. Максимов, Н. Н. Глухова (г. Йошкар-Ола, РФ). Александру Ефимовичу Китикову – 90

С. П. Гудкова (г. Саранск, РФ). Книга стихов как крупная жанровая форма в современной поэзии Мордовии

Л. В. Бражник (г. Казань, РФ). О финно-угорской этномузыкологии: энциклопедия исторических знаний

Рубрика: 2019, Архив выпусков, Т. 11. № 1 | Метки: , | Комментарии к записи Содержание (2019, 01) отключены

Указатель статей, опубликованных в 2018 году

Указатель статей, опубликованных в 2018 году

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Указатель статей, опубликованных в 2018 году отключены

В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Финно-угорская конференция в Эстонии

Финно-угорская конференция в Эстонии

Абрамов Владимир Кузьмич,
доктор исторических наук, профессор
(г. Саранск, РФ), abramovvk@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. К. Абрамов (г. Саранск, РФ). Финно-угорская конференция в Эстонии отключены

В. И. Рогачев, А. С. Лузгин (г. Саранск, РФ). На земле предков

На земле предков

Лузгин Александр Степанович,
доктор исторических наук, председатель исполкома
Межрегиональной общественной организации мордовского
(мокшанского и эрзянского) народа
(г. Саранск, РФ), mordvarf@mail.ru

Рогачев Владимир Ильич,
доктор филологических наук, профессор кафед­ры литературы
и методики обучения литературе
ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева»
(г. Саранск, РФ), rogachev-v@bk.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Рогачев, А. С. Лузгин (г. Саранск, РФ). На земле предков отключены

Н. В. Горинова (г. Сыктывкар, Россия). Нёбдiнса Виттор вновь на театральных подмостках

Нёбдiнса Виттор вновь на театральных подмостках

* Публикация подготовлена в рамках Комплексной программы УрО РАН 18-6-6-25 «Духовная культура и традиционные представления народов Европейского Севера России (по данным языка, фольклора и литературы)».

Горинова Наталья Васильевна,
кандидат филологических наук, научный сотрудник,
Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН
(г. Сыктывкар, Россия), ngorinova@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Н. В. Горинова (г. Сыктывкар, Россия). Нёбдiнса Виттор вновь на театральных подмостках отключены

К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.105-114

Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов

Романов Константин Михайлович,
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), famylypost@mail.ru

Психологическая культура этноса рассматривается как неотъемлемая часть его общей культуры. В ней содержится психологический опыт народа, т. е. психологические знания, практические умения и навыки общения, отношения с людьми, и человек представлен как субъект и личность. Как часть общей культуры психологическая культура передается от одного поколения к другому. Воссоздаваясь в каждом поколении, она определяет психологический облик народа. Краткий анализ научных работ, посвященных исследованию психологической культуры финно-угорских народов, помог обосновать новизну и актуальность исследования. Цель исследования – выявить психологическое содержание культуры двух финно-угорских народов (венгерского и эрзянского).
Реализовать поставленную цель позволила методика психологического анализа языка как носителя психологической культуры этноса. В качестве объекта выступили два словаря – эрзянско-русский и венгерско-русский. Предметом анализа были слова, отражающие всевозможные психологические характеристики человека: черты характера, психические процессы и состояния, типы людей, социальные стереотипы, статусно-ролевые позиции, поведенческие характеристики и др.
Человек как субъект и личность занимает центральное место в культуре обоих финно-угорских народов. В эрзянском словаре оказалось 29,0 % слов, отражающих психологические характеристики человека, в венгерском – 26,4 %. Психологическая культура, в которой аккумулирован опыт общения человека с другими людьми, важна для обоих этносов. В ней представлена достаточно полная и всесторонняя психологическая характеристика человека. Обнаружены общие и этнические особенности в содержании и структуре психологического опыта данных народов.
В культуре как в многомерном образовании отражена психологическая сущность человека как субъекта и личности. Психологическая культура характеризуется национально-этническими особенностями. На протяжении исторического развития эрзянский и венгерский народы создали свою психологическую культуру, хорошо представленную в их языках.

Ключевые слова: человек; субъект; личность; культура; психологическая культура; структура психологической культуры; этнос; трансляция психологической культуры; этнические особенности психологической культуры; психологический опыт; эрзянский язык; венгерский язык.

Для цитирования: Романов К. М. Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 105–114.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи К. М. Романов (г. Саранск, РФ). Репрезентация человека как субъекта и личности в культуре финно-угорских народов отключены

А. Н. Павлова (г. Йошкар-Ола, РФ). Шаманские элементы в марийском костюме

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.098-104

Шаманские элементы в марийском костюме

Павлова Анжелика Николаевна,
доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и психологии
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола, РФ), angpan@rambler.ru

Шаманизм известен у различных этносов Азии, Океании и Америки, включая угорские народы Сибири. Проблема марийского шаманизма остается дискуссионной до настоящего времени. Предлагается взглянуть на нее с точки зрения сохранения шаманских элементов в традиционном марийском костюме.
В основу работы легли этнографические и археологические источники, которые рассматриваются через призму междисциплинарного подхода с использованием методов историзма, семиотики, структурного и функционального анализа.
Марийский костюм, развиваясь на протяжении столетий, сохранил основные символические доминанты. Как и костюм шамана, традиционный марийский костюм был отражением мифической космологии. В символике марийского костюма можно найти и древние образы шаманских духов-покровителей.
Сохранение шаманских элементов в марийском костюме может быть как отражением архаического пласта финно-угорской мифологии, так и результатом контактов с угорским миром.

Ключевые слова: традиционная культура; шаманизм; шаманский наряд; марийский костюм; космология; шаманские животные.

Для цитирования: Павлова А. Н. Шаманские элементы в марийском костюме // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 98–104.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Н. Павлова (г. Йошкар-Ола, РФ). Шаманские элементы в марийском костюме отключены

Т. В. Климкина (г. Саранск, РФ). Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия)

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.088-097

Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия)

Климкина Татьяна Викторовна,
соискатель кафедры театрального искусства
и народной художественной культуры
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), scientificmagazines@gmail.com

Быстрое развитие церковной архитектуры в России в настоящее время ставит множество проблем, связанных с возрождением отечественной школы монументальной культовой живописи. В статье анализируются основные черты развития монументального декора храмовых сооружений в России, подчеркивается значение комплексного подхода к решению архитектурно-художественного ансамбля культовой постройки. Объектом исследования является синтез отечественной культовой архитектуры и монументальной храмовой живописи, предметом – его особенности на современном этапе. Цель – определение основных направлений решения комплексного подхода к храмовой постройке на примере России и Республики Мордовия.
Эмпирическим материалом работы выступают культовая архитектура и монументальная храмовая живопись России, в том числе Республики Мордовия. Исследование базируется на наблюдении и обеспечивается описательным и сравнительным методами анализа. Материалом послужили опубликованные исследования в области церковного искусства России и Республики Мордовия.
Рубеж XXXXI вв. отмечен активной практикой создания современного храмового декора. Чаще всего он подразу­мевает сложный многоэтапный процесс коллективного творчества, характеризующийся изучением конкретной архитектурной среды постройки, разработкой проекта декора и воплощением решения средствами монументальной живописи.
Рубеж веков представляет собой новый этап развития отечественной культовой архитектуры и монументальной живописи храмового сооружения. Делается вывод, что на рубеже веков ведущей тенденцией развития современной монументальной церковной живописи является освоение художественного опыта прошлого. Акцентируется необходимость достижения синтеза архитектурного решения сооружения и его монументально-декоративного оформления.

Ключевые слова: культовая архитектура; храм; изобразительное искусство; монументальная живопись; реставрация; традиция.

Для цитирования: Климкина Т. В. Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 88–97.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. В. Климкина (г. Саранск, РФ). Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия) отключены