КРУГЛЫЙ СТОЛ
Финно-угорская музыкальная культура в научной, образовательной и творческой деятельности
Ж. ПЯРТЛАС (г. Таллинн, Эстония), Я. ОРАС (г. Тарту, Эстония). О возможности воспроизведения певческого стиля народности сету (юго-восточная Эстония): результаты научного и педагогического эксперимента
Описываются результаты педагогического и научного эксперимента по обучению студентов традиционному пению. Музыкальным материалом эксперимента являются многоголосные песни народности сету (юго-восточная Эстония), основанные на звукоряде полутон-полуторатон. С помощью акустического анализа сравнивается звуковысотный строй в оригинальных записях и исполнении студентов. Обсуждаются возможности и способы слухового освоения архаических ладов.
Ключевые слова: преподавание традиционного пения; секундарная традиция; лад полутон-полуторатон; звуковысотный строй; сравнительный акустический анализ.
Л. Б. БОЯРКИНА (г. Саранск, РФ). Армас Вяйсянен – исследователь мордовской народной музыки (к 100-летию первой мордовской этномузыкологической экспедиции)
Публикация посвящена 100-летию первой мордовской этномузыкологической экспедиции финского ученого А. Вяйсянена. Отмечается его выдающийся вклад в зарождение мордовской этномузыкологии как науки, составляющей часть финно-угроведения.
Ключевые слова: мордовская этномузыкология; экспедиция; фонографная звукозапись; нотации; традиция; фольклористика.
Л. В. КИНЯКИНА (г. Саранск, РФ). Мордовский музыкальный фольклор: способы и методы фиксации
Рассматриваются способы и методы фиксации фольклорного музыкального материала. Отмечается значение новейших методов фиксации музыкального материала для сохранения и изучения мордовского музыкального фольклора.
Ключевые слова: мордовский фольклор; многоканальная звукозапись; нотация.
Н. П. ТРЕГУЛОВА (г. Саранск, РФ). Проблема стиля хоровых обработок народных песен Г. Г. Вдовина
Рассматриваются особенности хорового творчества Г. Г. Вдовина, характерные черты музыкального стиля композитора в обработках народных песен.
Ключевые слова: стиль; творчество; мордовская народная песня; обработка; хоровая музыка; профессиональная музыка; жанр; композитор.
Э. Н. КИЛАСОНИЯ (г. Саранск, РФ). О некоторых особенностях жанровой стилистики хоровых сочинений современных композиторов Мордовии
Анализируются некоторые особенности жанровой стилистики хоровых сочинений современных композиторов Мордовии. Прослеживается влияние на их творчество народной и классической западноевропейской и отечественной профессиональной музыки.
Ключевые слова: хоровые сочинения; обработки народных песен; духовная музыка; эпические произведения; эстрадные жанры; народно-интонационный словарь.
Т. В. ТЮРИНА (г. Саранск, РФ). К вопросу сохранения традиционной культуры мордовского народа (на примере вокально-хореографической сюиты Г. Г. Вдовина «Тейтерень пия кудо»)
Рассматриваются вопросы сохранности народного обычая «Тейтерень пия кудо» в бытовом варианте и его авторского прочтения Г. Г. Вдовиным.
Ключевые слова: Г. Г. Вдовин; М. И. Чувашев; обряд; обычай; сюита; вокально-хореографическое действо; «Тейтерень пия кудо»; «Умарина».
С. В. КОЛЕСНИКОВА (г. Саранск, РФ). К вопросу народно-певческого исполнительства в Мордовии
Рассматриваются вопросы народно-певческого исполнительства в условиях бытового песнетворчества и профессионального вокального искусства; указываются функционально-практические задачи бытового музицирования и профессионального народно-певческого искусства, формы народно-певческого образования.
Ключевые слова: народно-певческое исполнительское искусство; традиционное исполнительство; профессиональная школа народного пения; народно-певческое образование.
М. В. БУТУСОВА (г. Саранск, РФ). Интерпретация обрядово-театрализованных представлений мордвы в вокально-хореографических сочинениях композиторов Мордовии
Рассматривается профессиональное вокально-хореографическое творчество композиторов Мордовии, основанное на образцах традиционной обрядовой культуры мордвы.
Ключевые слова: обрядовая культура; национальные традиции; вокально-хореографическая сюита.
С. А. ИСАЕВА (г. Саранск, РФ). Диалог искусств в фортепианном триптихе Г. Г. Вдовина «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи»
Рассматривается фортепианный триптих Г. Г. Вдовина, созданный по скульптурам С. Д. Эрьзи «Моисей», «Греза», «Танец». Отмечаются пластичность и многоплановость художественных образов, синтез полифонического и гомофонно-гармонического письма, функциональная и красочно-колористическая трактовка фортепиано, опора на традиции мордовского музыкального фольклора.
Ключевые слова: С. Д. Эрьзя; Г. Г. Вдовин; программность; сюитность; импрессионизм; мордовский музыкальный фольклор.
Е. В. ГЕРАСИМОВА (г. Саранск, РФ). Фольклорные истоки в творчестве Л. П. Кирюкова (на примере цикла «Одиннадцать фортепианных миниатюр»)
Рассматривается фортепианный цикл Л. П. Кирюкова «Одиннадцать фортепианных миниатюр», обладающий признаками яркой национальной и авторской самобытности.
Ключевые слова: фольклор и композитор; мордовская народная песня; пентатоника.
Л. Р. МУХАЕВА (г. Саранск, РФ). Музыкально-исполнительская деятельность в Мордовии 1970–1980-х гг.
Анализируются различные формы исполнительского искусства Мордовии в 1970–1980-х гг., характеризующиеся высоким уровнем профессионального мастерства музыкантов.
Ключевые слова: музыкально-исполнительское искусство; творческие коллективы Мордовии; профессиональные музыканты; композиторы.
Т. Н. ГУЛАЯ (г. Саранск, РФ). «Торама» – живая традиция мордвы
Освещается деятельность современного мужского фольклорного коллектива «Торама», связанная с возрождением песенной и инструментальной традиций мордовского народа.
Ключевые слова: аутентичный фольклор; традиционное пение; мордовские обряды; «Торама».
Ю. Л. КОЛЕСНИКОВА (г. Саранск, РФ). Национально-региональный компонент в образовательной деятельности бакалавров народно-певческого профиля
Раскрываются содержание, формы и результат образовательного процесса бакалавров по направлению подготовки «Искусство народного пения» кафедры народной музыки Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», основанного на мордовских национальных традициях.
Ключевые слова: высшее музыкальное образование; мордовская национальная культура и искусство; национально-региональный компонент.
ЯЗЫКОВАЯ ПАЛИТРА
Т. Н. БЕЛЯЕВА (г. Йошкар-Ола, РФ). Архетипические образы в марийской драматургии второй половины ХХ – начала ХХI в.
Выявляется архетипическая природа образов-символов в марийской драматургии второй половины ХХ – начала ХХI в.
Ключевые слова: марийская драматургия; архетипические образы; образы-символы.
В. Г. ГАВРИЛОВА (г. Йошкар-Ола, РФ). Особенности внутрифразового марийско-русского кодового переключения
Предметом исследования является марийско-русское внутрифразовое кодовое переключение. Рассмотрена одна из стратегий адаптации подчинительных словосочетаний русского языка внутри смешанной билингвальной фразы – частичное освоение сочетаний, сопровождающееся сохранением порядка следования частей сочетания, иноязычных формальных признаков и присоединением морфологических показателей марийского языка.
Ключевые слова: марийский язык; русский язык; внутрифразовое переключение кодов, или смешение кодов; фраза; полуадаптированное подчинительное словосочетание.
В. И. ДЁМИН, С. В. ШЕЯНОВА (г. Саранск, РФ). Поэтика имени в современном мордовском романе
Прослежены принципы конструирования антропонимической системы и ее функционирования в современном мордовском романе. Определена роль имени как важнейшего компонента поэтики образа и конструктивного фактора художественного целого. На ономастическом материале выявлены специфика индивидуального стиля писателей и своеобразие концептуально-авторской картины мира.
Ключевые слова: имя; семантика имени; функция имени; поэтическая антропонимика; литературный антропоним.
Н. Ф. КАБАЕВА (г. Саранск, РФ). Акцентуация и редукция гласных в диалектах мокшанского языка (на примере юго-восточного диалекта)
Исследуются вопросы акцентуации и редукции узких гласных в юго-восточном диалекте мокшанского языка.
Ключевые слова: акцентуация; ударение; редукция; юго-восточный диалект; мокшанский язык.
А. П. КОЧЕВАТКИНА, А. И. ИГОНОВ (г. Саранск, РФ). Фонетические средства экспрессивности в современной мордовской прозе
Анализируются фонетические средства экспрессивности в современной мордовской прозе: эмфатическое ударение, звукоподражание, анатомо-физиологические и ситуативные дефекты речи.
Ключевые слова: звуковая оболочка слова; интенсивность; экспрессивность; эмфатическое ударение.
Г. А. ЯКОВЛЕВА (г. Йошкар-Ола, РФ). Типология жанра психологической драмы в поволжских литературах 60-х гг. XX в.
Анализируется типология жанра психологической драмы в поволжских литературах 1960-х гг., в котором наиболее плодотворно проявили себя марийский драматург К. Коршунов, чувашский автор Н. Терентьев, мордовский мастер слова Г. Меркушкин.
Ключевые слова: типология жанра; психологическая драма; внутренний драматизм; конфликт; национальная литература; драматический герой.
НАША ОБЩАЯ ИСТОРИЯ
О. Б. КЕВБРИНА, Т. В. КЛЕЙМЕНОВА, Н. В. НЕСТЕРОВА (г. Саранск, РФ). Пореформенное предпринимательство и промыслы мордовского региона
Прослеживаются процессы формирования и становления крестьянского предпринимательства в сфере народных промыслов мордовского региона в пореформенный период.
Ключевые слова: крестьянское предпринимательство; мордовский регион; крестьяне; промыслы; скупщики; торговцы; купцы; промышленники.
Н. А. ПАВЛОВА (г. Москва, РФ). Традиции войлоковаляния и сукноделия у поволжских финнов (общий обзор)
Исследуются традиции использования войлоков и сукон в быту поволжских финнов II тыс. н. э. Делаются выводы о межэтнических контактах финноязычных народов Поволжья в указанный период.
Ключевые слова: войлок; текстиль; сукно; полувойлок; поволжские финны; мордва; марийцы; межэтнические контакты.
СОКРОВИЩНИЦА ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
А. Г. БУРНАЕВ (г. Саранск, РФ). Локальные особенности мокшанского народного танца (на материале полевого исследования, проведенного в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия)
На основе анализа аутентичного танцевального материала, собранного при полевом исследовании, описываются пластические характеристики танца мордвы-мокши Зубово-Полянского района РМ, выявляются его локальные особенности. Приводится терминология народных танцевальных движений.
Ключевые слова: мордовское хореографическое творчество; этнический танец; народный танец; аутентичный танцевальный материал; мокшанская свадьба; танцевально-певческая игра; мокшанская парная пляска; фигуры пляски; локальные особенности танца; терминология движений народного танца.
О. Г. БЕЛОМОЕВА (г. Саранск, РФ). Духовные ориентиры творчества Анатолия Кияйкина
В статье раскрываются духовные ориентиры творчества заслуженного художника Республики Мордовия А. И. Кияйкина: категория «память», многогранно представленная в созданных им произведениях, а также мировоззренческие основы христианской религии как основа художественной концепции.
Ключевые слова: духовные ориентиры; память; творчество; мировоззренческая позиция; традиция; художественная концепция.
А. С. ИЗМАЙЛОВА, А. В. ЛАШКЕВИЧ (г. Ижевск, РФ). Хронотоп инобытия в архаической культуре и поэзии конца XX – начала XXI в. (на примере творчества Дж. Моррисона и М. Федотова)
Авторами статьи рассматриваются структуры художественного сознания в поэзии конца XX – начала ХХI в., в частности поэтические модели инобытия в американской и удмуртской мифопоэтической традиции.
Ключевые слова: американская литература; удмуртская литература; хронотоп; мифопоэтика; этнокультура.
В. И. СПОДИНА (г. Ханты-Мансийск, РФ). Соматический код традиционной культуры (на материале обских угров и самодийцев)
Рассматривается тело человека как первичная основа концептуализации мира. Сквозь призму соматического кода раскрывается типичный прием архаического мышления – антропоморфизация окружающего мира.
Ключевые слова: традиционная культура; соматический код; обские угры; самодийцы; традиционное мировоззрение; спина; голова; сердце.
И. В. КЛЮЕВА (г. Саранск, РФ). Образы представителей мордовского этноса в творчестве Степана Эрьзи
В статье анализируется один из аспектов темы «этнического» в творчестве С. Д. Эрьзи: воплощение в произведениях скульптора образов представителей его этноса – мордвы. Вводятся в научный оборот сведения о неизвестных и малоизвестных произведениях мастера.
Ключевые слова: С. Д. Эрьзя; «этническое» в изобразительном искусстве; образы представителей мордовского народа в искусстве; профессиональное искусство мордовского народа; скульптура XX в.
ФИННО-УГРЫ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Н. Н. КОРОЛЕВА (г. Саранск, РФ). Уровень жизни как социально-экономический аспект развития финно-угорских народов России
Статья посвящена анализу социально-экономического развития финно-угорских республик. Особое внимание уделяется уровню жизни финно-угорских народов в современной России.
Ключевые слова: уровень жизни; финно-угорские народы; социально-экономическое развитие.
П. Д. МИНИЧКИН (г. Саранск, РФ). Создание эффективной системы реализации культурных приоритетов на основе региональных целевых программ в Республике Мордовия
На примере Республики Мордовия рассматриваются возможности реализации комплексных преобразований в сфере культуры на основе региональных целевых программ.
Ключевые слова: культура; межнациональное сотрудничество; программа; народные художественные промыслы и ремесла; регион.
И. И. КОНДРАШКИНА, Т. П. ЖУТКИНА (г. Саранск, РФ). Современные подходы к решению проблемы занятости в Республике Мордовия
Проводится анализ рынка труда в Республике Мордовия в контексте решения аналогичной проблемы в России и за рубежом. Раскрываются новые подходы к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в условиях глобальной экономики. Формулируются выводы о совершенствовании мер государственной политики с целью решения проблемы занятости в интересах эффективного использования трудового потенциала.
Ключевые слова: экономическая активность; занятость; национальный рынок; рынок труда; безработица.
В. В. РУНКОВ, Е. В. НЕНЮКОВА (г. Саранск, РФ). Мотивация труда руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий (на примере Республики Мордовия)
На примере сельскохозяйственных предприятий Республики Мордовия обосновывается методика мотивации труда на основе материальной заинтересованности и ответственности работников.
Ключевые слова: региональная экономика; Республика Мордовия; мотивация труда; целевая производственная программа; базовая часть оплаты труда; поощрительный фонд; сопоставимая цена за продукцию; влияние мотивации труда на качество продукции.
С. В. САРАЙКИНА, Л. В. СОТОВА (г. Саранск, РФ). Использование топонимики в формировании туристского образа регионов финно-угорского пространства России
Раскрываются методологические подходы к изучению географических названий (топонимики) финно-угорских регионов России, а также к их использованию в формировании туристского образа в целях развития туризма на изучаемой территории.
Ключевые слова: топонимика; географические названия; методы исследования; финно-угорское пространство России; туристская привлекательность; туристский образ; географическая культура.
СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ
В. И. РОГАЧЕВ, Е. Н. ВАГАНОВА (г. Саранск, РФ). Неомифологическое сознание и мифопоэтика М. Петрова. Рецензия на монографию: Кириллова Р. В. Мифопоэтика в поэзии Михаила Петрова
В. К. АБРАМОВ (г. Саранск, РФ). Научная школа «История и культура Мордовии и мордовского народа»