И. А. Головнев (г. Санкт-Петербург, РФ). Традиционные этнокультурные сообщества в советском кино: «Охота и оленеводство в области Коми»

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.143-151

Традиционные этнокультурные сообщества в советском кино: «Охота и оленеводство в области Коми»

Головнев Иван Андреевич,
кандидат исторических наук, научный сотрудник
отдела проектных исследований
ФГБУН «Музей антропологии и этнографии им.
Петра Великого (Кунсткамера) РАН»
(г. Санкт-Петербург, РФ), golovnev.ivan@gmail.com

Введение. Визуально-антропологические опыты в России имеют более чем вековую историю, отразившуюся в корпусе советских этнографических фильмов 1920 – 1930-х гг. Данная статья, основанная на текстовых и визуальных материалах, задается целью введения в научный оборот информации об этнофильме «Охота и оленеводство в области Коми» (1927) как многослойного визуально-антропологического документа. В задачи работы входит рассмотрение особенностей киноповествования об эволюции в среде охотников и оленеводов Коми в период культурных и экономических преобразований в СССР во второй половине 1920-х гг. в контексте специфики советского кинопроизводства.
Материалы и методы. В силу специфики немого кино итоговый фильм «Охота и оленеводство в области Коми» представляет собой своеобразный кинотекст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежающихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. А потому методом анализа фильма как визуально-текстового произведения явилась его исследовательская расшифровка – представление в виде кинотекста.
Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав архивные данные и изданные свидетельства современников, мы проследили эволюцию кинопроекта в связи с параллельными процессами в государственной национально-культурной политике и в этнографической науке.
Заключение. Исходя из рассмотрения фильма в социально-историческом контексте, нами сделаны выводы о феномене этнографического фильма как эффективной форме исследовательского познания, позволяющей зафиксировать культуры снимаемого и снимающего и транслировать во времени не только фактические события, но и их столь важный для антропологического изучения образно-эмоциональный контекст, а также о потенциале кино как информативном историческом источнике.

Ключевые слова: этнографическое кино; визуальная антропология; Коми; СССР.

Благодарность: Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 18-09-00076 «Традиционные этнокультурные сообщества Севера в этнографическом кино».

Для цитирования: Головнев И. А. Традиционные этнокультурные сообщества в советском кино: «Охота и оленеводство в области Коми» // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 23–31.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи И. А. Головнев (г. Санкт-Петербург, РФ). Традиционные этнокультурные сообщества в советском кино: «Охота и оленеводство в области Коми» отключены

А. П. Гуськова (г. Москва, РФ). Цветообозначения в различных языках и культурах (на материале русско-венгерских словарей)

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.136-142

Цветообозначения в различных языках и культурах (на материале русско-венгерских словарей)

Гуськова Антонина Петровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Москва, РФ), guskova_ant@mail.ru

Введение. В современном языкознании придается большое значение сравнительному изучению способов обозначения цвета. В статье представлены подходы к лексикографическому описанию цветообозначающей лексики в современных русско-венгерских словарях, где помимо основных широко представлены переносные значения. В связи с обширностью сферы ее применения в межкультурной коммуникации актуальность исследования бесспорна. Она обусловлена также интересом лингвистики к проблеме отражения национальной культуры в семантике цветообозначений как средства лексикографической фиксации. Новым является выделение корпуса вторичных цветообозначений, зафиксированных в словарях, и национально-специфических элементов цветообозначений в коннотативных аспектах семантики.
Материалы и методы. Материалом для сравнения категорий цвета выступили неизученные цветонаименования с вторичным значением цвета из русско-венгерских словарей, которые служат основой для возникновения в языке новых названий оттенков. Компаративный анализ позволил установить количественный состав единиц, образующих систему цветообозначения обоих языков, способы их номинации для выявления сходств и различий. Источниками послужили словарные статьи русско-венгерских словарей Л. Хадровича – Л. Гальди и Л. Гальди и П. Узони, содержащие достоверные сведения о грамматических особенностях слов, их сочетаемости, стилистической маркированности.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования был установлен общий корпус единиц цветообозначения в русско-венгерских словарях (отдельные одноосновные лексемы, многоосновные лексические единицы, а также словосочетания и идиоматические выражения).
Заключение. Определение цветовой гаммы цветообозначающей лексики в русско-венгерских словарях показало первостепенное действие универсальных языковых механизмов, что проявляется в их системной организации, способности к развитию полисемии, национальная же специфика – в особенностях цветообозначающей лексики. При несовпадении или отсутствии цветообозначения в одном из языков составители словарей прибегали к различным способам компенсации выражения цвета. Выработка компенсаторных средств при отсутствии имен цвета в целевом языке также составляет национальную специфику системы цветообозначения.

Ключевые слова: венгерский язык; цветообозначающая лексика; лексикографическое описание; система цветообозначения; модели цветообозначения; универсальные свойства цветообозначений; специфические свойства цветообозначений.

Для цитирования: Гуськова А. П. Цветообозначения в различных языках и культурах (на материале русско-венгерских словарей) // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 16–22.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. П. Гуськова (г. Москва, РФ). Цветообозначения в различных языках и культурах (на материале русско-венгерских словарей) отключены

Т. П. Арискина (г. Саранск, РФ). Сложные прилагательные в эрзянском языке

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.126-135

Сложные прилагательные в эрзянском языке

Арискина Татьяна Павловна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры финно-угорской филологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), ariskina82@mail.ru

Введение. Изменения, происходящие в современном мире, оказывают влияние в том числе на язык, в частности растет количество сложных образований. В отношении эрзянского языка эта тенденция актуальна, поскольку словосложение в нем – наиболее продуктивный способ образования новых слов. Интерес к сложным прилагательным в научном мире не ослабевает, они изучаются на материале региональных языков, в сопоставительном аспекте, с точки зрения их функционально-стилистической характеристики, анализа синтаксической стороны и внутренней структуры. Цель статьи состоит в изучении способов формирования сложных прилагательных и их оформления в орфографическом и функционально-стилистическом аспектах.
Материалы и методы. Сложные прилагательные в эрзянском языке изучались на материале «Эрзянь-рузонь валкс = Эрзянско-русского словаря» (1993). Использовались методы описательный (приемы наблюдения, сопоставления, обобщения и интерпретации), компонентного анализа и методика количественных подсчетов.
Результаты исследования и их обсуждение. Материал эрзянско-русского словаря показал, что словосложение в отношении прилагательных не является преобладающим способом словообразования. В частности, крайне мало прилагательных подчинительного типа. Из сложных имен прилагательных сочинительного типа были выделены две большие группы: 1) прилагательные, образованные путем слияния двух собственно прилагательных (сложные слова, образованные в результате слияния двух качественных прилагательных, и сложные слова, составленные из качественных прилагательных, носящих названия цветов); 2) сложные прилагательные, образованные путем слияния двух производных прилагательных (сложные слова, составленные из двух близких или тождественных по значению прилагательных, и сложные прилагательные, образованные в результате повтора производных прилагательных).
Заключение. Несмотря на то, что вопрос о способах написания сложных слов в эрзянском языке остается открытым, в том, что касается сложных имен прилагательных установилась твердая традиция: сложные прилагательные подчинительного типа имеют слитное написание, сложные прилагательные сочинительного типа – дефисное.

Ключевые слова: сложные слова; сложные прилагательные; сочинительная связь; подчинительная связь; словообразовательная модель; эрзянский язык.

Для цитирования: Арискина Т. П. Сложные прилагательные в эрзянском языке // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 6–15.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. П. Арискина (г. Саранск, РФ). Сложные прилагательные в эрзянском языке отключены

Е. Н. Касаркина (г. Саранск, РФ). Субкультура семейно-родственной помощи мордовской молодой семьи на селе

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.045-055

Субкультура семейно-родственной помощи мордовской молодой семьи на селе

Касаркина Елена Николаевна,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы,
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ),
eienovik@mail.ru

В кризисных условиях современной России молодая семья (выделяемая в качестве объекта исследования) сталкивается с множеством проблем и не в силах справиться с ними в одиночку. Особое значение при этом имеет семейно-родственная помощь, определяемая социальными параметрами территориальной общности и национальными характеристиками социокультурной сплоченности. Цель исследования заключается в обосновании роли и потенциала семейно-родственной помощи в преодолении кризиса мордовской молодой семьи на селе. Научная новизна в решении поставленной проблемы состоит в том, что выявлены объективные и субъективные аспекты функционирования института помощи в различных подсистемах семейно-родственных отношений (на примере родительских и молодых сельских семей).
Существенную роль в определении методологических подходов исследования сыграли кризисная, модернизационная и системная концепции развития молодой семьи. Формирование направлений теоретического анализа проблемы исследования происходило также с учетом научных позиций ученых, исследующих детерминацию характеристик жизни семьи регионально-поселенческими, культурными, этническими факторами. При написании работы применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, интерпретации, системный метод, вторичный анализ эмпирических данных. Исследование было проведено методом анкетирования, основным инструментарием которого выступила анкета социологического опроса молодых супругов и их родителей.
В результате проведенной работы эмпирически обоснована востребованность традиционной роли мордовской родительской семьи, которая заключается в помощи и поддержке молодоженам. Выявлено влияние семейно-родственной помощи на успешность формирования фамилистической культуры молодой семьи, а также определены ценностные ориентации молодежи в сфере семьи и семейных отношений.
Исследование показало, что семейно-родственная помощь у мордвы сохраняет традицию востребованного социального института. Субкультура семейно-родственной помощи включает в себя характеристики своевременности и разнообразия, основана на родстве и/или своячестве, универсальна и динамична.

Ключевые слова: молодая семья; мордва; семейные ценности; семейно-родственная помощь; село.

Для цитирования: Касаркина Е. Н. Субкультура семейно-родственной помощи мордовской молодой семьи на селе // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 45–55.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Н. Касаркина (г. Саранск, РФ). Субкультура семейно-родственной помощи мордовской молодой семьи на селе отключены

С. А. Тамби (г. Москва, РФ). Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.061-072

Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга

Тамби Сергей Александрович,
магистр ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (г. Москва, РФ), sergey.tambi@gmail.com

В статье рассматривается жизнедеятельность эстонцев, прибывших из Эстляндской и Лифляндской губерний в восточном направлении, на Васильевский остров Санкт-Петербурга – место зарождения эстонской общины города. Объектом исследования служит быт эстонских мигрантов, приехавших в этот район в надежде устроить хорошую жизнь себе и потомкам. Цель исследования – выявить лютеранские приходы Васильевского острова, которые посещали эстонцы, рассказать о создании и функционировании местных эстонских организаций и культурно-просветительских учреждений. Повествуется о мероприятиях, устраивавшихся василеостровскими эстонцами, эстонских магазинах и учебных заведениях острова. Практическая значимость заключается в раскрытии особенностей культурной жизни локальной эстонской общины Санкт-Петербурга на Васильевском острове, ее традиции. Также рассказывается о знаменитых эстонцах, родившихся, работавших, проживавших или служивших на Васильевском острове и их вкладе в развитие Санкт-Петербурга, России и Эстонии.
Основными являются методы обобщения, историко-описательный, анализа документов, эмпирического описания, а также системный подход. Для реконструкции особенностей быта василеостровских эстонцев использованы многочисленные статьи и заметки из эстонских газет и журналов.
Показано, как на Васильевском острове зарождалась и развивалась эстонская община Санкт-Петербурга. Выявлены эстонские организации острова, а также деятели культуры и науки эстонского происхождения, жизнь которых тесно связана с ним. Проживая на острове, василеостровские эстонцы представляли собой цельную и самобытную общину, проживавшую в Василеостровском городском районе. Вместе с тем она не отличалась замкнутостью, а поддерживала контакты с эстонцами других районов Санкт-Петербурга. В связи с непрекращавшейся естественной ассимиляцией и миграцией сегодня эстонцы крайне незначительно представлены на Васильевском острове.
Василеостровские эстонцы внесли значительный вклад в развитие культуры и науки многонационального города Санкт-Петербурга, в котором со времени начала его строительства жили русские, финны-ингерманландцы, татары и представители других народов. Феномен эстонцев Васильевского острова уникален и интересен для изучения.

Ключевые слова: василеостровские эстонцы; Васильевский остров; Санкт-Петербург; Эстония; миграция; переселенцы; eestlased Vassilisaarel.

Для цитирования: Тамби С. А. Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 61–72.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи С. А. Тамби (г. Москва, РФ). Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга отключены

Л. В. Бражник (г. Казань, РФ). О финно-угорской этномузыкологии: энциклопедия исторических знаний

О финно-угорской этномузыкологии: энциклопедия исторических знаний

Бражник Лариса Владимировна,
доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки и композиции
Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова
(г. Казань, РФ), kazconsnauka@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Л. В. Бражник (г. Казань, РФ). О финно-угорской этномузыкологии: энциклопедия исторических знаний отключены

С. П. Гудкова (г. Саранск, РФ). Книга стихов как крупная жанровая форма в современной поэзии Мордовии

Книга стихов как крупная жанровая форма в современной поэзии Мордовии

Гудкова Светлана Петровна,
доктор филологических наук, профессор кафедры русской
и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), sveta_gud@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи С. П. Гудкова (г. Саранск, РФ). Книга стихов как крупная жанровая форма в современной поэзии Мордовии отключены

В. Н. Максимов, Н. Н. Глухова (г. Йошкар-Ола, РФ). Александру Ефимовичу Китикову – 90

Александру Ефимовичу Китикову – 90

Максимов Валерий Николаевич,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры марийского языка и литературы
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(Йошкар-Ола, РФ), sernur@rambler.ru

Глухова Наталья Николаевна,
доктор филологических наук,
профессор кафедры финно-угорской и сравнительной филологии
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
(Йошкар-Ола, РФ), gluhnatalia@mail.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. Н. Максимов, Н. Н. Глухова (г. Йошкар-Ола, РФ). Александру Ефимовичу Китикову – 90 отключены

В. И. Рогачев (г. Саранск, РФ). А. С. Лузгин – ученый-этнограф, финно-угровед, общественный деятель (к 70-летию со дня рождения)

А. С. Лузгин – ученый-этнограф, финно-угровед, общественный деятель (к 70-летию со дня рождения)

Рогачев Владимир Ильич,
доктор филологических наук, профессор кафед­ры литературы
и методики обучения литературе
ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева»
(г. Саранск, РФ), rogachev-v@bk.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Рогачев (г. Саранск, РФ). А. С. Лузгин – ученый-этнограф, финно-угровед, общественный деятель (к 70-летию со дня рождения) отключены

В. П. Миничкина, Е. С. Руськина (г. Саранск, РФ). Эпос как фактор формирования этнической идентичности личности (на примере Республики Мордовия)

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.093-106

Эпос как фактор формирования этнической идентичности личности (на примере Республики Мордовия)

Миничкина Валентина Павловна,
кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе
ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга»
(г. Саранск, РФ), minichkina@mail.ru

Руськина Елена Степановна,
научный сотрудник редакционно-издательского отдела
ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга»
(г. Саранск, РФ), redizd@mail.ru

Сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений могут быть достигнуты посредством воспитания личности, являющейся представителем определенного этноса (носителя его культуры), а также личности – гражданина своей страны, т. е. путем формирования этнической и тесно связанной с ней гражданской идентичностей личности в рамках этнокультурного образования.
К проблеме этнокультурного образования в исследовании применен институциональный подход, который раскрывает его возможности с позиции взаимосвязей с этносом, социально-культурной сферой и обществом в целом. Он позволяет рассматривать этнокультурное образование не только как механизм передачи знаний и профессиональной подготовки кадров, но и как культуросообразующий институт, являющийся важнейшим средством сохранения и развитая индивидом человеческой и национальной самобытности.
Этнокультурное образование использует различные методы и средства воздействия на личность, нацеленные на сохранение ею этнической идентичности и национального мировидения. Мощным средством воспитания и сохранения в подрастающем поколении национального генокода, формирования не только национальных, но и общечеловеческих ценностей является эпос. Мордовский героический эпос «Масторава», литературную версию которого на основе древних эрзянских и мокшанских мифов и эпических песен создал ученый и поэт А. М. Шаронов, получил мировую известность. Между тем это произведение остается недостаточно изученным, а его воспитательные и образовательные возможности – нереализованными.
Авторы делают вывод о целесообразности включения в процесс этнокультурного образования в многонациональном регионе изучения эпических произведений населяющих его народов, что будет способствовать формированию этнической идентичности личности.

Ключевые слова: идентичность; этническая идентичность; гражданская идентичность; локальная идентичность; этническая культура; образование; этнокультурное образование; этнокультурное воспитание; этнокультурный компонент.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта № 18-411-130015 р_а.

Для цитирования: Миничкина В. П., Руськина Е. С. Эпос как фактор формирования этнической идентичности личности (на примере Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 93–106.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. П. Миничкина, Е. С. Руськина (г. Саранск, РФ). Эпос как фактор формирования этнической идентичности личности (на примере Республики Мордовия) отключены

С. В. Гавин, З. А. Таньшина (г. Москва, РФ). Искусство гобелена Мордовии сегодня

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.086-092

Искусство гобелена Мордовии сегодня

Гавин Сергей Владимирович,
профессор кафедры «Дизайн-текстиль»
МГХПА им. С. Г. Строганова,
член-корреспондент Российской Академии Художеств,
заслуженный художник России (г. Москва, РФ), sergey-gavin@yandex.ru

Таньшина Зоя Александровна,
кандидат искусствоведения,
старший преподаватель кафедры «Дизайн-текстиль»
МГХПА им. С. Г. Строганова
(г. Москва, РФ), tanshina.zoya@mail.ru

В статье подчеркивается роль искусства гобелена в современном культурном пространстве, затрагивается история становления национальных школ этого вида декоративно-прикладного и монументального искусства в республиках бывшего СССР, значение выставок гобелена как групповых, так и персональных, проводимых региональными творческими организациями Союза художников РФ и Союзом художников России, а также Государственным музеем-заповедником «Царицыно». Указывается на важность использования богатейших традиций народного искусства, а также сказаний и легенд народа, населяющего многонациональную Россию.
На примере работы педагогов и выпускников кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва рассмотрено применение современного гобелена в оформлении архитектурного пространства. Обозначены перспективы дальнейшего развития искусства гобелена  в творчестве молодых художников.

Ключевые слова: гобелен; традиция; монументально-декоративное искусство; выставка; мордовское национальное искусство.

Для цитирования: Гавин С. В., Таньшина З. А. Искусство гобелена Мордовии сегодня // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 86–92.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи С. В. Гавин, З. А. Таньшина (г. Москва, РФ). Искусство гобелена Мордовии сегодня отключены

Б. И. Чибисов (г. Тверь, РФ). Этнический состав населения Заонежья в конце XV в.

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.073-085

Этнический состав населения Заонежья в конце XV в.

Чибисов Борис Игоревич,
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теологии
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
(г. Тверь, РФ), Chibisov.BI@tversu.ru

На северном побережье Онежского озера находится Заонежский полуостров, или Заонежье, сохранившее значительный пласт прибалтийско-финских географических названий. Средневековая этническая история этого региона остается слабоизученной. Это связано с тем, что концом XV в. датируются новгородские писцовые книги, топонимический и антропонимический материал которых остается не вполне востребованным историками. Его изучение дает возможность пролить свет на этническую историю Заонежья.
Основным источником исследования послужила писцовая книга Обонежской пятины 7004 (1495/96) г. Дескриптивный метод исследования состоит в выявлении и фиксации прибалтийско-финских ойконимов (названий сельских поселений) и антропонимов, упоминаемых в писцовых книгах. Прибалтийско-финские антропонимы выявлены в результате анализа формальных показателей заимствования антропонимов.
Средневековая колонизация Заонежья славянами приводила к тому, что этнический состав расположенных здесь погостов становился смешанным. Претензии бояр на местные земли, освоенные прибалто-финнами, приводили к конфликтам как минимум уже во второй половине XIV в. Имена жителей Заонежья представлены главным образом календарными именами в славянской форме, что отражает, во-первых, значительную долю славян в этом регионе; во-вторых, не следует исключать влияние славянских культурных и религиозных традиций на местное прибалтийско-финское население, многие представители которого, судя по именам, принимали православие.
Писцовая книга в сохранившихся фрагментах и более ранние акты говорят о том, что к концу XV в. северное побережье Онежского озера было заселено представителями различных этнических групп: славянами, карелами и вепсами, об этом свидетельствуют данные антропонимии и топонимии Заонежского полуострова.

Ключевые слова: Новгородская земля; писцовые книги; Заонежье; ономастика; карелы; вепсы.

Для цитирования: Чибисов Б. И. Этнический состав населения Заонежья в конце XV в. // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 73–85.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Б. И. Чибисов (г. Тверь, РФ). Этнический состав населения Заонежья в конце XV в. отключены

Т. В. Пашкова (г. Петрозаводск, РФ). Этиология и способы врачевания зубной боли в народной медицине карел

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.056-060

Этиология и способы врачевания зубной боли в народной медицине карел

Пашкова Татьяна Владимировна,
доктор исторических наук,
доцент кафедры прибалтийско-финской филологии
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
(г. Петрозаводск, РФ), tvpashkova05@mail.ru

В статье рассматриваются представления всех групп карел (собственно-карел, ливвиковских и людиковских карел) о причинах возникновения и способах лечения зубной боли (рациональных и иррациональных).
При проведении исследования применялись сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы. К исследованию привлечены труды отечественных и финляндских исследователей, которые обращаются к различным аспектам карельской народной медицины. Кроме того, используются наши полевые материалы, собранные в Олонецком и Пряжинском районах Республики Карелия.
Одна из причин зубной боли прослеживалась карелами в результате естественной причины – простуды. Однако в силу того, что у карел даже после принятия христианства еще долгие годы сохранялись верования языческого происхождения, то и в возникновении зубной боли (как симптома) просматривались мифологические воззрения.
Повсеместно карелы относили зубную боль к серьезным, мучительным заболеваниям. С целью предотвращения ее возникновения карелы использовали соль и проводили ритуальные профилактические действия. Способы лечения, как и причины возникновения зубной боли могли быть рациональными и иррациональными. Из рацио­нальных способов лечения карелы практиковали прогревание и компрессы, изготавливали настойку и мази из лекарственных трав. Для избавления от зубной боли эффективным считалось и кровопускание. К иррациональным способам лечения следует отнести чтение заговоров и знахарство. Это прослеживается у всех групп карел.

Ключевые слова: народная медицина; традиции карел; мифология; рациональные способы лечения; иррацио­нальные способы лечения.

Для цитирования: Пашкова Т. В. Этиология и способы врачевания зубной боли в народной медицине карел  // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 56–60.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. В. Пашкова (г. Петрозаводск, РФ). Этиология и способы врачевания зубной боли в народной медицине карел отключены

Т. В. Волдина (г. Ханты-Мансийск, РФ). Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.032-044

Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации

Волдина Татьяна Владимировна,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник
БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (г. Ханты-Мансийск, РФ),
tatyanavoldina@yandex.ru

Статья продолжает цикл материалов, посвященных проблеме реинкарнации в традиционной культуре обских угров («Финно-угорский мир», «Вестник угроведения», 2014–2018 гг.). Тема перевоплощения человеческой души связана с вопросом о жизненных силах и их носителях. В традиционных практиках по определению, чья «душа» реинкарнировала, где ведущими были гадание и предсказание по снам, принято обращать внимание на внутреннее и внешнее сходство ребенка с реинкарнировавшимся в нем предком. Это хотя и не основной, но очень важный параметр, подтверждающий правильность определения возродившейся «души».
Частью мифоритуальных традиций хантов и манси является «телесная» магия, где особое внимание отводится костям (скелету) как основе человеческого организма. По особенностям костной структуры могли определять судьбу и качества человека. Особое внимание в благопожеланиях и обычаях, направленных на сохранение здоровья, уделялось позвоночнику (условно, спине), от крепости которого зависела жизнестойкость организма человека. Сохранность и целостность скелета считались важным условием для последующей реинкарнации. Отголоски древних представлений можно обнаружить в мифологических текстах о предках и в обычаях, имеющих отношение к культу медведя.
Связь представлений о костях и культом предков и родовых духов-охранителей носит универсальный характер. При этом кость у обских угров отождествляется с камнем, чем объясняется сакрализация природных каменных объектов, в которых «превратились» «герои прошлого»: камень обладает рождающей, защитной и смертоносной функциями. Наиболее ярко тождественность кости и камня просматривается в фольклорных текстах, где говорится о чудо-камнях, из которых появляются богатыри или о чудодейственных стрелах (костяных и каменных), с помощью которых герои одолевают сверхъестественных существ. Близким по сакральным функциям кости и камню является металл, изделия из которого также символизировали магическую защиту, духов-предков и человеческую душу (игла, нож, наконечник стрелы).

Ключевые слова: обские угры; мифология; традиционное мировоззрение; реинкарнация; кость; камень; металл.

Для цитирования: Волдина Т. В. Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 32–44.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. В. Волдина (г. Ханты-Мансийск, РФ). Символическое значение кости, камня и металла в контексте традиционных представлений обских угров о реинкарнации отключены

Г. Л. Нахрачева (г. Ханты-Мансийск, РФ). Глагол как отражение основных характеристик человеческого поведения в хантыйском языке

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.024-031

Глагол как отражение основных характеристик человеческого поведения в хантыйском языке

Нахрачева Галина Леонидовна,
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник,
БУ ХМАО–Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований
и разработок» (г. Ханты-Мансийск, РФ),
galina-nakhracheva@rambler.ru

В статье анализируется понятие «поведение человека» с позиции общегуманитарных дисциплин и выделяются его основные характеристики. Ставилась цель – выявить и описать семантику, определить состав и структуру глаголов поведения в хантыйском языке.
Основным материалом для изучения послужили наши полевые записи, а также массив примеров из фольклорных, художественных произведений, словарей и текстов, опубликованных в хантыйской газете «Лух авт». В работе применялись компонентный и сопоставительный анализ значения лексемы.
Глаголы поведения хантыйского языка до настоящего времени не подвергались специальному исследованию; в основном их изучение носит фрагментарный характер. Нами рассматриваются реализации следующих характеристик человеческого поведения на материале лексико-семантической группы глаголов поведения в хантыйском языке: поведение человека в материальной сфере, поведение человека в интеллектуальной сфере и особенности поведения человека в социуме.
В хантыйском языке глаголы поведения представляют собой системно-организованную группу, которая формируется за счет единиц, обозначающих различные формы негативного поведения.

Ключевые слова: лексико-семантическая группа; поведение человека; глагол поведения; хантыйский язык.

Для цитирования: Нахрачева Г. Л. Глагол как отражение основных характеристик человеческого поведения в хантыйском языке // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 24–31.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Г. Л. Нахрачева (г. Ханты-Мансийск, РФ). Глагол как отражение основных характеристик человеческого поведения в хантыйском языке отключены