Содержание (2019, 02)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Т. П. Арискина (г. Саранск, РФ). Сложные прилагательные в эрзянском языке

А. П. Гуськова (г. Москва, РФ). Цветообозначения в различных языках и культурах (на материале русско-венгерских словарей)

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

И. А. Головнев (г. Санкт-Петербург, РФ). Традиционные этнокультурные сообщества в советском кино: «Охота и оленеводство в области Коми»

Ф. Г. Сафин, Э. А. Мухтасарова, А. И. Халиулина (г. Уфа, РФ). Этнодемографическое и этноязыковое развитие финно-угорских народов в Урало-Поволжье

Д. Г. Десяев, И. Г. Напалкова (г. Саранск, РФ). Республика Мордовия: историческая дескрипция имиджевого бэкграунда

С. А. Минвалеев (г. Петрозаводск, РФ). Представления и обряды православного происхождения в похоронно-поминальной обрядности карел-людиков и их динамика

Б. И. Чибисов (г. Тверь, РФ). Этнический состав населения южного Обонежья в конце XV в.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

В. И. Антонова, С. А. Ржанова (г. Саранск, РФ). Социокультурный ландшафт Мордовии в парадигме духовно-нравственных ценностей личности

А. К. Гагиева (г. Сыктывкар, РФ). Библиотечное дело на территории Коми края во второй половине XIX – начале XX в. и его влияние на общественное самосознание

А. С. Барменков (г. Саранск, РФ). Характеристика гончарной керамики на территории мордовского края: на примере коллекции МРМИИ им. С. Д. Эрьзи

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Жизнь, творческая деятельность Софьи Владимировны Ониной

А. Г. Бурнаев (г. Саранск, РФ), Е. В. Левина (г. Саратов, РФ). Гавот Жана Батиста Люлли на саранской сцене

Рубрика: 2019, Архив выпусков, Т. 11. № 2 | Метки: | Комментарии к записи Содержание (2019, 02) отключены

С. А. Минвалеев (г. Петрозаводск, РФ). Представления и обряды православного происхождения в похоронно-поминальной обрядности карел-людиков и их динамика

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.183-194

Представления и обряды православного происхождения в похоронно-поминальной обрядности карел-людиков и их динамика

Минвалеев Сергей Андреевич,
младший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории – обособленного подразделения
ФГБУН ФИЦ «Карельский научный центр Российской академии наук»
(г. Петрозаводск, РФ), minvaleevs@gmail.com

Введение. Статья посвящена рассмотрению похоронно-поминальных обрядов карел-людиков конца XIX–XX вв., имевших христианское происхождение, и их последующим трансформациям.
Материалы и методы. Исследование базируется на комплексном подходе с привлечением данных по гуманитарным наукам. Важную для исследования группу источников представляют собой неопубликованные экспедиционные материалы, хранящиеся в архивах Республики Карелия и Финляндии.
Результаты исследования и их обсуждение. Похоронно-поминальная традиция карел-людиков основывается на православном погребальном комплексе. Почти каждый аспект погребального цикла, имеющий православную семантику, в сознании карел находил свою интерпретацию: свечи у гроба необходимы для освещения умершему пути в загробном мире; совершение таинства исповеди обязательно для того, чтобы умирающий «не переложил» свои грехи на живых, а отпевания – для «успокоения» души и т. д. Участие священника заметно на всех этапах похоронно-поминального обряда: от исповеди перед смертью до индивидуальных и общих поминок. В советское время роль священнослужителя в похоронном ритуале карельской деревни стала ослабевать, и его функции на себя брали пожилые женщины, умевшие читать по-церковнославянски. В погребальной обрядности людиков также прослеживаются отголоски погребальных оргий («веселые похороны») и культа предков.
Заключение. Несмотря на атеистическую пропаганду и ожесточенную борьбу советского государства с религией, христианские обряды в похоронно-поминальном ритуале карел-людиков продолжали соблюдаться, сохраняя черты языческо-христианского синкретизма.

Ключевые слова: карелы; людики; похоронно-поминальная обрядность; православие; народное христианство; языческо-христианский синкретизм.

Благодарность: работа выполнена в рамках государственного задания КарНЦ РАН (проект AAAA-A18-118030190092-2).

Для цитирования: Минвалеев С. А. Представления и обряды православного происхождения в похоронно-поминальной обрядности карел-людиков и их динамика // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 63–74.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи С. А. Минвалеев (г. Петрозаводск, РФ). Представления и обряды православного происхождения в похоронно-поминальной обрядности карел-людиков и их динамика отключены

Б. И. Чибисов (г. Тверь, РФ). Этнический состав населения южного Обонежья в конце XV в.

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.195-204

Этнический состав населения южного Обонежья в конце XV в.

Чибисов Борис Игоревич,
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теологии
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
(г. Тверь, РФ), Chibisov.BI@tversu.ru

Введение. На южном побережье Онежского озера сохранился значительный пласт прибалтийско-финских географических названий. Средневековая этническая история этого региона остается слабоизученной. Это связано с тем, что концом XV в. датируются новгородские писцовые книги, топонимический и антропонимический материал которых остается не вполне востребованным историками. Изучение этого материала дает возможность пролить свет на этническую историю южного Обонежья.
Материалы и методы. Основным источником исследования послужила писцовая книга Обонежской пятины 7004 (1495/96) г. Дескриптивный метод исследования состоит в выявлении и фиксации прибалтийско-финских ойконимов (названий сельских поселений) и антропонимов, упоминаемых в писцовых книгах. Прибалтийско-финские антропонимы выявлены на основе анализа формальных показателей заимствования антропонимов.
Результаты исследования и их обсуждение. Судя по данным топонимии и антропонимии писцовой книги, население южного Обонежья было смешанным: оно состояло из славян, карел и вепсов. Карелы присутствовали на Олонецком перешейке и в юго-западном Прионежье. Во многом это обусловлено их миграционным потоком из северо-западного Приладожья. Вепсы проживали на обширных территориях юго-восточного и юго-западного Прионежья, бассейна реки Свири и на Оште. Этнографические исследования показали, что многие вепсские поселения сохранились с конца XV в. до середины XX – начала XXI в.
Заключение. Имеющиеся фрагменты писцовой книги и новгородские акты говорят о том, что к концу XV в. южное побережье Онежского озера было заселено представителями различных этнических групп: славянами, карелами и вепсами. Об этом же свидетельствуют данные антропонимии и топонимии южной части Обонежской пятины.

Ключевые слова: Новгородская земля; писцовые книги; Обонежье; ономастика; карелы; вепсы.

Для цитирования: Чибисов Б. И. Этнический состав населения южного Обонежья в конце XV в. // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 75–84.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Б. И. Чибисов (г. Тверь, РФ). Этнический состав населения южного Обонежья в конце XV в. отключены

В. И. Антонова, С. А. Ржанова (г. Саранск, РФ). Социокультурный ландшафт Мордовии в парадигме духовно-нравственных ценностей личности

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.205-213

Социокультурный ландшафт Мордовии в парадигме духовно-нравственных ценностей личности

Антонова Вера Ивановна,
доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), belkich@rambler.ru

Ржанова Светлана Александровна,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), rzanova@mail.ru

Введение. В статье детерминируется проблема духовно-нравственного воспитания как одна из приоритетных задач в социокультурном пространстве региона, осмысливаются теоретические показатели и уровни развития внутреннего мира личности, а также условия эффективности формирования нравственных постулатов, демонстрируется эмпирико-краеведческая инфраструктура Мордовии, являющаяся базисным конструктом духовно-нравственного, конфессионального образования аудитории.
Материалы и методы. Эмпирическим материалом работы является богатейшая социокультурная инфраструктура Республики Мордовия; теоретическим – работы современных исследователей по проблемам духовного, творческого формирования личности в процессе ее социализации. Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечиваются сравнительным, типологическим, историческим традиционными методами, а также обширностью эмпирической базы исследования – эмпирико-краеведческой инфраструктуры региона, составленной с помощью репрезентативного отбора исходного материала и его последующей корректной интерпретацией.
Результаты исследования и их обсуждение. Регионализация в контексте сохранения единого социокультурного пространства страны приводит к определению новой гуманитарной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня общей культуры, развития духовного интеллекта, удовлетворения личностных познавательных интересов происходит путем погружения в этнокультуру, приобщения к российским и мировым ценностям цивилизации. Подобный подход определяет инварианты современной этнокультурной системы, указывающие пути и возможности реализации их на региональном уровне. На территории Мордовии во все времена в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно является ведущей. Она исторически способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись главные этические нормы и ценности жизни.
Заключение. Социокультурный ландшафт Мордовии позволяет дать знания не только о понимании смысла жизни, о воплощении его в традициях и жизни народа, но и о центрах духовной культуры. Через освоение многообразных духовных представлений человек приобретает социальный опыт, объективную информацию, приобщается к культуре, религии и духовности.

Ключевые слова: духовность; культура; личность; ценности; краеведение; тенденции; национальный.

Для цитирования: Антонова В. И., Ржанова С. А. Социокультурный ландшафт Мордовии в парадигме духовно-нравственных ценностей личности // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 85–93.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи В. И. Антонова, С. А. Ржанова (г. Саранск, РФ). Социокультурный ландшафт Мордовии в парадигме духовно-нравственных ценностей личности отключены

А. К. Гагиева (г. Сыктывкар, РФ). Библиотечное дело на территории Коми края во второй половине XIX – начале XX в. и его влияние на общественное самосознание

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.214-221

Библиотечное дело на территории Коми края во второй половине XIX – начале XX в. и его влияние на общественное самосознание

Гагиева Анна Капитоновна,
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры управления информационно-документационными и социально-политическими процессами
ГОУ ВО «Коми республиканской академии государственной службы и управления»
(г. Сыктывкар, РФ), gngkol2@mail.ru

Введение. Цель работы – рассмотреть библиотечное дело в Коми крае и его влияние на формирование общественного самосознания во второй половине XIX – начале XX в. В настоящее время история библиотек рассматривается в общих и специальных работах. Однако ряд вопросов остался вне поля зрения исследователей. Речь идет о включении данных по истории библиотечного дела в Коми крае в контекст изучения вопросов, связанных с влиянием развития библиотечного дела на общественное самосознание.
Материалы и методы. Достичь поставленную цель помогают неопубликованные исторические источники, а также изданные работы. Архивные документы известны специалистам, изучающим историю и культуру народа коми, а также историю православия, но впервые они рассматриваются в ракурсе становления и развития гражданского общества в крае.
Результаты исследования и их обсуждение. Во второй половине XIX – начале XX в. в Коми крае функционировали личные, общественные, клерикальные, монастырские библиотеки и библиотеки образовательных учреждений. Пополнение последних шло за счет Министерства народного просвещения и пожертвований, клерикальных и монастырских – через Вологодскую духовную консисторию, Синод и Министерство народного просвещения, личных – самостоятельно, за счет собственных средств владельцев. Библиотеки позволяли населению удовлетворять культурные потребности и интересы, выстраивать коммуникации, а также формировать независимые суждения, наряду с другими социальными институтами оживляли общественную жизнь, организовывали досуг. Кроме того, библиотеки благодаря активистам-общественникам выполняли культурно-религиозные функции, просвещали население края. Трансформация общественного самосознания привела к развитию гражданского общества и активизации его деятельности.
Заключение. Создание широкой сети библиотек в определенной мере способствовало разрушению культурной обособленности Коми края и включению его в межкультурные коммуникации имперской России.

Ключевые слова: библиотеки; библиофильские традиции; гражданское общество; история повседневности; идентичность.

Для цитирования: Гагиева А. К. Библиотечное дело на территории Коми края во второй половине XIX – начале XX в. и его влияние на общественное самосознание // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 94–101.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. К. Гагиева (г. Сыктывкар, РФ). Библиотечное дело на территории Коми края во второй половине XIX – начале XX в. и его влияние на общественное самосознание отключены

А. С. Барменков (г. Саранск, РФ). Характеристика гончарной керамики на территории мордовского края: на примере коллекции МРМИИ им. С. Д. Эрьзи

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.222-231

Характеристика гончарной керамики на территории мордовского края: на примере коллекции МРМИИ им. С. Д. Эрьзи

Барменков Андрей Сергеевич,
аспирант кафедры театрального искусства и народной
художественной культуры
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ),
79375149901@yandex.ru

Введение. В статье характеризуется развитие гончарной керамики на территории мордовского края. Нашей целью были выявление и характеристика особенностей развития керамики Мордовии, в связи с этим рассматривались ее основные черты. Результаты исследования позволят расширить представление о процессах развития керамики в крае.
Материалы и методы. Материал исследования составили результаты изысканий отечественных ученых по керамике древности и современности, а также эмпирический материал, представленный коллекцией керамики Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Одним из главных реализуемых подходов стал сравнительный анализ экспонатов коллекции на основе цвета черпака. Этот признак позволил систематизировать посуду по функциональному назначению, а также сделать предположение о различных исторических этапах возникновения ее разных типов.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате сравнительного анализа бытовавших форм керамики экспонаты были систематизированы и количественно оценены, выявлены преобладающие формы. Сосуды классифицировались в соответствии с рядом критериев – высота и толщина горловины, оформление среза венчика, диаметр устья и максимального расширения туловища, позволяющих судить о сходстве или различии экспонатов коллекции с другими мордовскими памятниками. Сделан вывод о существовании определенного стандарта при производстве керамической посуды, а также обнаружено сходство исследуемой керамики с коллекциями русских памятников.
Заключение. Итогом работы стал вывод о том, что местные мордовские гончарные традиции сохранились, несмотря на активное взаимодействие с русской гончарной керамикой.

Ключевые слова: гончарная керамика; морфологический анализ; керамика; архаичные черты; традиция; археологический материал; коллекция.

Для цитирования: Барменков А. С. Характеристика гончарной керамики на территории мордовского края: на примере коллекции МРМИИ им. С. Д. Эрьзи // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 102–111.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. С. Барменков (г. Саранск, РФ). Характеристика гончарной керамики на территории мордовского края: на примере коллекции МРМИИ им. С. Д. Эрьзи отключены

Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Жизнь, творческая деятельность Софьи Владимировны Ониной

Жизнь, творческая деятельность Софьи Владимировны Ониной

Лельхова Федосья Макаровна,
кандидат филологических наук,
БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований
и разработок»
(г. Ханты-Мансийск, РФ), lelhovafm@yandex.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ф. М. Лельхова (г. Ханты-Мансийск, РФ). Жизнь, творческая деятельность Софьи Владимировны Ониной отключены

А. Г. Бурнаев (г. Саранск, РФ), Е. В. Левина (г. Саратов, РФ). Гавот Жана Батиста Люлли на саранской сцене

Гавот Жана Батиста Люлли на саранской сцене

Бурнаев Александр Гаврилович,
доктор искусствоведения, профессор кафедры театрального искусства и народной художественной культуры,
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), burnaevag@mail.ru

Левина Екатерина Валериевна,
магистрант направления подготовки
«Педагогическое образование»,
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский
государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
(г. Саратов, РФ), catherine1995@yandex.ru

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. Г. Бурнаев (г. Саранск, РФ), Е. В. Левина (г. Саратов, РФ). Гавот Жана Батиста Люлли на саранской сцене отключены

Д. Г. Десяев, И. Г. Напалкова (г. Саранск, РФ). Республика Мордовия: историческая дескрипция имиджевого бэкграунда

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.168-182

Республика Мордовия: историческая дескрипция имиджевого бэкграунда

Десяев Дмитрий Геннадьевич,
аспирант, научный сотрудник
НОЦ «Политический анализ территориальных систем»
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), exprise@mail.ru

Напалкова Ирина Геннадьевна,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), zamisi@yandex.ru

Введение. Формирование территориального имиджа региона популяризирует территорию и представляет ее в позитивном аспекте. Имеющиеся в Мордовии условия для создания успешного имиджа, особенно историко-культурные и природные комплексы, позволят создать узнаваемый и привлекательный образ республики для жителей не только России, но и зарубежья. Выстраивание имиджа в большей степени должно основываться на исторической части имиджевого бэкграунда, которая неотделима от богатой финно-угорской культуры и географического разнообразия территории, а историко-культурные объекты способствуют созданию притягательной силы региона. В создании узнаваемого имиджа история играет основополагающую роль, без нее невозможно выстроить значимое представление о республике.
Материалы и методы. Основными исследовательскими подходами выступили историко-эволюционный, системный, герменевтическая и аксиологическая парадигмы, элементы теории зависимости от предшествующего развития. Из прикладных методов применялись фокус-групповое исследование, кейс-стади, экспертный опрос. Материалом послужили данные опроса «Республика Мордовия: проблемы и перспективы формирования имиджа региона».
Результаты исследования и их обсуждение. Мордовский край имеет давнюю историю: вхождение мордовских территорий в состав России включило мордву в обширную семью проживавших здесь народов. Обретение Мордовией государственности стало значимым шагом для сохранения самобытной культуры и событийной памяти региона. Богатый туристско-рекреационный потенциал, существование мифов и легенд, причастность к важным историческим событиям России, сохранившиеся культурно-исторические объекты, народные традиции и обычаи, не потерявшие самобытности, служат базой для формирования и продвижения позитивного имиджа Мордовии и могут нивелировать сложившиеся негативные стереотипы о ней как о «территории тюрем и лагерей» и др.
Заключение. Имиджевый бэкграунд Мордовии способен стать основой уникального положительного образа региона, превратив его в известный и популярный бренд. Адекватное выстраивание регионального имиджа каждым из субъектов России позволит создать позитивное представление и о самом государстве на международной арене.

Ключевые слова: имидж территории; регион; бэкграунд; имиджевый потенциал; стратегия развития; Республика Мордовия.

Благодарность: Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства РМ, проект «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)» (№ 18-411-130012 р_а).

Для цитирования: Десяев Д. Г., Напалкова И. Г. Республика Мордовия: историческая дескрипция имиджевого бэкграунда // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 48–62.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Д. Г. Десяев, И. Г. Напалкова (г. Саранск, РФ). Республика Мордовия: историческая дескрипция имиджевого бэкграунда отключены

Ф. Г. Сафин, Э. А. Мухтасарова, А. И. Халиулина (г. Уфа, РФ). Этнодемографическое и этноязыковое развитие финно-угорских народов в Урало-Поволжье

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.152-167

Этнодемографическое и этноязыковое развитие финно-угорских народов в Урало-Поволжье

Сафин Фаиль Габдуллович,
доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела этнополитологии Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева – ОСП ФГБНУ Уфимского федерального исследовательского центра РАН
(г. Уфа, РФ), failsafin@mail.ru

Мухтасарова Эльвира Анваровна,
кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных
и социально-экономических наук филиала
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
в г. Октябрьском (г. Октябрьский, РФ), mux.elvira@yandex.ru

Халиулина Айгуль Ильясовна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнополитологии Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева – ОСП ФГБНУ Уфимского федерального исследовательского центра РАН
(г. Уфа, РФ), aygul_kamila@mail.ru

Введение. В свете возрождения и развития национальных языков и культур народов Российской Федерации в статье предпринята попытка раскрыть этнодемографическое и этноязыковое развитие финно-угорских народов – мари, мордвы, удмуртов – в Урало-Поволжском регионе. Наряду с национальными республиками проблемы этнодемографического и этноязыкового развития финно-угорских народов важны и для других субъектов, в том числе имеющих свои национально-территориальные образования (коми, коми-пермяки, ханты и манси) и тяготеющих к северной части страны и Западной Сибири.
Материалы и методы. Источниковую базу работы составили результаты всесоюзных переписей населения 1979 и 1989 гг. и всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг., а также статистические материалы, выпущенные Госкомстатом Российской Федерации в разные годы. Исследование выполнено на базе сравнительно-исторического, статистического и системного подходов, которые позволили раскрыть динамику этнодемографического развития финно-угорских народов в контексте признания и сохранения родных языков.
Результаты исследования и их обсуждение. В России из финно-угорских народов, по данным переписи населения 1979 г., с численностью более 1 млн человек отмечено лишь мордовское население. Удмурты занимают второе место – 685,7 тыс., далее идут марийцы – 599 тыс., коми – более 320 тыс., коми-пермяки – 145,9 тыс. человек. Численность хантов превышала 20 тыс. и манси 7,4 тыс. человек. С 1989 по 2010 г. численность финно-угорских народов снижалась, за исключением ханты и манси. Среди финно-угорских народов высоким оставалось признание родным языка своей национальности.
Заключение. С 1979 по 2010 г. численность финно-угорских народов практически во всех субъектах Российской Федерации имела тенденцию к сокращению. Самый высокий процент родного языка был отмечен среди марийцев, коми-пермяков, удмуртов, а также коми и мордвы. У манси половина представителей данной этнической группы в качестве родного языка отметила русский.

Ключевые слова: финно-угорское население; этнодемография; этноязыковая идентичность; коми; коми-пермяки; манси; марийцы; мордва; удмурты; ханси; родной язык.

Для цитирования: Сафин Ф. Г., Мухтасарова Э. А., Халиулина А. И. Этнодемографическое и этноязыковое развитие финно-угорских народов в Урало-Поволжье // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 32–47.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Ф. Г. Сафин, Э. А. Мухтасарова, А. И. Халиулина (г. Уфа, РФ). Этнодемографическое и этноязыковое развитие финно-угорских народов в Урало-Поволжье отключены

И. А. Головнев (г. Санкт-Петербург, РФ). Традиционные этнокультурные сообщества в советском кино: «Охота и оленеводство в области Коми»

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.143-151

Традиционные этнокультурные сообщества в советском кино: «Охота и оленеводство в области Коми»

Головнев Иван Андреевич,
кандидат исторических наук, научный сотрудник
отдела проектных исследований
ФГБУН «Музей антропологии и этнографии им.
Петра Великого (Кунсткамера) РАН»
(г. Санкт-Петербург, РФ), golovnev.ivan@gmail.com

Введение. Визуально-антропологические опыты в России имеют более чем вековую историю, отразившуюся в корпусе советских этнографических фильмов 1920 – 1930-х гг. Данная статья, основанная на текстовых и визуальных материалах, задается целью введения в научный оборот информации об этнофильме «Охота и оленеводство в области Коми» (1927) как многослойного визуально-антропологического документа. В задачи работы входит рассмотрение особенностей киноповествования об эволюции в среде охотников и оленеводов Коми в период культурных и экономических преобразований в СССР во второй половине 1920-х гг. в контексте специфики советского кинопроизводства.
Материалы и методы. В силу специфики немого кино итоговый фильм «Охота и оленеводство в области Коми» представляет собой своеобразный кинотекст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежающихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. А потому методом анализа фильма как визуально-текстового произведения явилась его исследовательская расшифровка – представление в виде кинотекста.
Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав архивные данные и изданные свидетельства современников, мы проследили эволюцию кинопроекта в связи с параллельными процессами в государственной национально-культурной политике и в этнографической науке.
Заключение. Исходя из рассмотрения фильма в социально-историческом контексте, нами сделаны выводы о феномене этнографического фильма как эффективной форме исследовательского познания, позволяющей зафиксировать культуры снимаемого и снимающего и транслировать во времени не только фактические события, но и их столь важный для антропологического изучения образно-эмоциональный контекст, а также о потенциале кино как информативном историческом источнике.

Ключевые слова: этнографическое кино; визуальная антропология; Коми; СССР.

Благодарность: Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 18-09-00076 «Традиционные этнокультурные сообщества Севера в этнографическом кино».

Для цитирования: Головнев И. А. Традиционные этнокультурные сообщества в советском кино: «Охота и оленеводство в области Коми» // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 23–31.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи И. А. Головнев (г. Санкт-Петербург, РФ). Традиционные этнокультурные сообщества в советском кино: «Охота и оленеводство в области Коми» отключены

А. П. Гуськова (г. Москва, РФ). Цветообозначения в различных языках и культурах (на материале русско-венгерских словарей)

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.136-142

Цветообозначения в различных языках и культурах (на материале русско-венгерских словарей)

Гуськова Антонина Петровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры финно-угорской филологии
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Москва, РФ), guskova_ant@mail.ru

Введение. В современном языкознании придается большое значение сравнительному изучению способов обозначения цвета. В статье представлены подходы к лексикографическому описанию цветообозначающей лексики в современных русско-венгерских словарях, где помимо основных широко представлены переносные значения. В связи с обширностью сферы ее применения в межкультурной коммуникации актуальность исследования бесспорна. Она обусловлена также интересом лингвистики к проблеме отражения национальной культуры в семантике цветообозначений как средства лексикографической фиксации. Новым является выделение корпуса вторичных цветообозначений, зафиксированных в словарях, и национально-специфических элементов цветообозначений в коннотативных аспектах семантики.
Материалы и методы. Материалом для сравнения категорий цвета выступили неизученные цветонаименования с вторичным значением цвета из русско-венгерских словарей, которые служат основой для возникновения в языке новых названий оттенков. Компаративный анализ позволил установить количественный состав единиц, образующих систему цветообозначения обоих языков, способы их номинации для выявления сходств и различий. Источниками послужили словарные статьи русско-венгерских словарей Л. Хадровича – Л. Гальди и Л. Гальди и П. Узони, содержащие достоверные сведения о грамматических особенностях слов, их сочетаемости, стилистической маркированности.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования был установлен общий корпус единиц цветообозначения в русско-венгерских словарях (отдельные одноосновные лексемы, многоосновные лексические единицы, а также словосочетания и идиоматические выражения).
Заключение. Определение цветовой гаммы цветообозначающей лексики в русско-венгерских словарях показало первостепенное действие универсальных языковых механизмов, что проявляется в их системной организации, способности к развитию полисемии, национальная же специфика – в особенностях цветообозначающей лексики. При несовпадении или отсутствии цветообозначения в одном из языков составители словарей прибегали к различным способам компенсации выражения цвета. Выработка компенсаторных средств при отсутствии имен цвета в целевом языке также составляет национальную специфику системы цветообозначения.

Ключевые слова: венгерский язык; цветообозначающая лексика; лексикографическое описание; система цветообозначения; модели цветообозначения; универсальные свойства цветообозначений; специфические свойства цветообозначений.

Для цитирования: Гуськова А. П. Цветообозначения в различных языках и культурах (на материале русско-венгерских словарей) // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 16–22.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи А. П. Гуськова (г. Москва, РФ). Цветообозначения в различных языках и культурах (на материале русско-венгерских словарей) отключены

Т. П. Арискина (г. Саранск, РФ). Сложные прилагательные в эрзянском языке

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.126-135

Сложные прилагательные в эрзянском языке

Арискина Татьяна Павловна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры финно-угорской филологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), ariskina82@mail.ru

Введение. Изменения, происходящие в современном мире, оказывают влияние в том числе на язык, в частности растет количество сложных образований. В отношении эрзянского языка эта тенденция актуальна, поскольку словосложение в нем – наиболее продуктивный способ образования новых слов. Интерес к сложным прилагательным в научном мире не ослабевает, они изучаются на материале региональных языков, в сопоставительном аспекте, с точки зрения их функционально-стилистической характеристики, анализа синтаксической стороны и внутренней структуры. Цель статьи состоит в изучении способов формирования сложных прилагательных и их оформления в орфографическом и функционально-стилистическом аспектах.
Материалы и методы. Сложные прилагательные в эрзянском языке изучались на материале «Эрзянь-рузонь валкс = Эрзянско-русского словаря» (1993). Использовались методы описательный (приемы наблюдения, сопоставления, обобщения и интерпретации), компонентного анализа и методика количественных подсчетов.
Результаты исследования и их обсуждение. Материал эрзянско-русского словаря показал, что словосложение в отношении прилагательных не является преобладающим способом словообразования. В частности, крайне мало прилагательных подчинительного типа. Из сложных имен прилагательных сочинительного типа были выделены две большие группы: 1) прилагательные, образованные путем слияния двух собственно прилагательных (сложные слова, образованные в результате слияния двух качественных прилагательных, и сложные слова, составленные из качественных прилагательных, носящих названия цветов); 2) сложные прилагательные, образованные путем слияния двух производных прилагательных (сложные слова, составленные из двух близких или тождественных по значению прилагательных, и сложные прилагательные, образованные в результате повтора производных прилагательных).
Заключение. Несмотря на то, что вопрос о способах написания сложных слов в эрзянском языке остается открытым, в том, что касается сложных имен прилагательных установилась твердая традиция: сложные прилагательные подчинительного типа имеют слитное написание, сложные прилагательные сочинительного типа – дефисное.

Ключевые слова: сложные слова; сложные прилагательные; сочинительная связь; подчинительная связь; словообразовательная модель; эрзянский язык.

Для цитирования: Арискина Т. П. Сложные прилагательные в эрзянском языке // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 6–15.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Т. П. Арискина (г. Саранск, РФ). Сложные прилагательные в эрзянском языке отключены

С. А. Тамби (г. Москва, РФ). Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.061-072

Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга

Тамби Сергей Александрович,
магистр ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (г. Москва, РФ), sergey.tambi@gmail.com

В статье рассматривается жизнедеятельность эстонцев, прибывших из Эстляндской и Лифляндской губерний в восточном направлении, на Васильевский остров Санкт-Петербурга – место зарождения эстонской общины города. Объектом исследования служит быт эстонских мигрантов, приехавших в этот район в надежде устроить хорошую жизнь себе и потомкам. Цель исследования – выявить лютеранские приходы Васильевского острова, которые посещали эстонцы, рассказать о создании и функционировании местных эстонских организаций и культурно-просветительских учреждений. Повествуется о мероприятиях, устраивавшихся василеостровскими эстонцами, эстонских магазинах и учебных заведениях острова. Практическая значимость заключается в раскрытии особенностей культурной жизни локальной эстонской общины Санкт-Петербурга на Васильевском острове, ее традиции. Также рассказывается о знаменитых эстонцах, родившихся, работавших, проживавших или служивших на Васильевском острове и их вкладе в развитие Санкт-Петербурга, России и Эстонии.
Основными являются методы обобщения, историко-описательный, анализа документов, эмпирического описания, а также системный подход. Для реконструкции особенностей быта василеостровских эстонцев использованы многочисленные статьи и заметки из эстонских газет и журналов.
Показано, как на Васильевском острове зарождалась и развивалась эстонская община Санкт-Петербурга. Выявлены эстонские организации острова, а также деятели культуры и науки эстонского происхождения, жизнь которых тесно связана с ним. Проживая на острове, василеостровские эстонцы представляли собой цельную и самобытную общину, проживавшую в Василеостровском городском районе. Вместе с тем она не отличалась замкнутостью, а поддерживала контакты с эстонцами других районов Санкт-Петербурга. В связи с непрекращавшейся естественной ассимиляцией и миграцией сегодня эстонцы крайне незначительно представлены на Васильевском острове.
Василеостровские эстонцы внесли значительный вклад в развитие культуры и науки многонационального города Санкт-Петербурга, в котором со времени начала его строительства жили русские, финны-ингерманландцы, татары и представители других народов. Феномен эстонцев Васильевского острова уникален и интересен для изучения.

Ключевые слова: василеостровские эстонцы; Васильевский остров; Санкт-Петербург; Эстония; миграция; переселенцы; eestlased Vassilisaarel.

Для цитирования: Тамби С. А. Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 61–72.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи С. А. Тамби (г. Москва, РФ). Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга отключены

Е. Н. Касаркина (г. Саранск, РФ). Субкультура семейно-родственной помощи мордовской молодой семьи на селе

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.045-055

Субкультура семейно-родственной помощи мордовской молодой семьи на селе

Касаркина Елена Николаевна,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы,
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ),
eienovik@mail.ru

В кризисных условиях современной России молодая семья (выделяемая в качестве объекта исследования) сталкивается с множеством проблем и не в силах справиться с ними в одиночку. Особое значение при этом имеет семейно-родственная помощь, определяемая социальными параметрами территориальной общности и национальными характеристиками социокультурной сплоченности. Цель исследования заключается в обосновании роли и потенциала семейно-родственной помощи в преодолении кризиса мордовской молодой семьи на селе. Научная новизна в решении поставленной проблемы состоит в том, что выявлены объективные и субъективные аспекты функционирования института помощи в различных подсистемах семейно-родственных отношений (на примере родительских и молодых сельских семей).
Существенную роль в определении методологических подходов исследования сыграли кризисная, модернизационная и системная концепции развития молодой семьи. Формирование направлений теоретического анализа проблемы исследования происходило также с учетом научных позиций ученых, исследующих детерминацию характеристик жизни семьи регионально-поселенческими, культурными, этническими факторами. При написании работы применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, интерпретации, системный метод, вторичный анализ эмпирических данных. Исследование было проведено методом анкетирования, основным инструментарием которого выступила анкета социологического опроса молодых супругов и их родителей.
В результате проведенной работы эмпирически обоснована востребованность традиционной роли мордовской родительской семьи, которая заключается в помощи и поддержке молодоженам. Выявлено влияние семейно-родственной помощи на успешность формирования фамилистической культуры молодой семьи, а также определены ценностные ориентации молодежи в сфере семьи и семейных отношений.
Исследование показало, что семейно-родственная помощь у мордвы сохраняет традицию востребованного социального института. Субкультура семейно-родственной помощи включает в себя характеристики своевременности и разнообразия, основана на родстве и/или своячестве, универсальна и динамична.

Ключевые слова: молодая семья; мордва; семейные ценности; семейно-родственная помощь; село.

Для цитирования: Касаркина Е. Н. Субкультура семейно-родственной помощи мордовской молодой семьи на селе // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 45–55.

Рубрика: Без рубрики | Метки: | Комментарии к записи Е. Н. Касаркина (г. Саранск, РФ). Субкультура семейно-родственной помощи мордовской молодой семьи на селе отключены