Характер развития современной русской поэзии Мордовии
Гудкова Светлана Петровна,
доктор филологических наук профессор кафедры русской
и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), sveta_gud@mail.ru
Характер развития современной русской поэзии Мордовии
Гудкова Светлана Петровна,
доктор филологических наук профессор кафедры русской
и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), sveta_gud@mail.ru
Книги – это реки, напояющие Вселенную…
Рогачев Владимир Ильич,
доктор филологических наук,
профессор кафедры литературы и методики обучения литературе
ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева» (г. Саранск, РФ), rogachev-v@bk.ru
Швечкова Наталья Ивановна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы и методики обучения литературе
ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева» (г. Саранск, РФ),
cafedra.literatury@yandex.ru
DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.02.109-120
Бояркина Людмила Борисовна,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник
Межрегионального научного центра финно-угроведения
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), bojarkin_ni@mail.ru
Исследования фольклора выдвинули в число актуальных задач современной этномузыкологии изучение многоголосия – характерного явления традиционной финно-угорской музыки. Многоголосие финно-угров обнаруживает заметные этнические (субэтнические и локальные) различия, определившиеся в ходе длительного исторического развития (контакты с соседними народами, взаимовлияние ареальных музыкальных традиций). Решение концептуальных аналитических проблем, выработка современных теоретических подходов и методик выдвигаются в число важных этномузыкологических проблем. Предметом публикации является мордовское народное многоголосие; целью – определение релевантных признаков, по которым можно установить системообразующие константы ареальных традиций. Общетеоретическую и методологическую базу составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам ареальных исследований, картографирования и классификации.
Материалами выступили авторские полевые (в том числе многоканальные) звукозаписи произведений народной музыки и их аналитические партитурные транскрипции; учтены опубликованные нотации и других этномузыкологов. Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются методами системно-типологического анализа обширной исследовательской базы и ее научной интерпретации.
При ареальных исследованиях мордовских многоголосных традиций, характеризующихся наличием в них сложных взаимодействий стадиально различных форм мелодики и фактуры, необходимо систематизировать константные корреляции между мелодическим (горизонтальным) и гармоническим (вертикальным) компонентами на уровне как целостной структуры многоголосного напева или наигрыша, так и отдельных голосовых партий. К признакам, применимым ко всем известным типам многоголосной фактуры, могут быть отнесены: отношение мелодики к гармонии (по принципу оппозиции Е. В. Гиппиуса), форма реализации мелодического типа в многоголосной фактуре, гетерофоническая «плотность» функционально выделяемых голосовых партий.
На основе указанных признаков можно достаточно четко выявить системообразующие свойства многоголосия различных регионов. Ареалы могут выделяться при наличии либо одного устойчивого стилевого компонента, который не встречается в других ареалах, либо – устойчивой системной группы свойств, характерных для определенной группы жанров.
Ключевые слова: музыкальная традиция; стилевой ареал; жанровая группа; структурный тип; мелодика; многоголосная фактура; признаки; монодия; гетерофония; бурдонная полифония.
Для цитирования: Бояркина Л. Б. О некоторых теоретических подходах к изучению ареальных особенностей традиционного мордовского многоголосия // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 109–120.
DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.02.098-108
Беломоева Ольга Герольдовна,
доктор культурологии, профессор кафедры театрального искусства и народной художественной культуры
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), о_belomoeva@mail.ru
Климкина Татьяна Викторовна,
соискатель кафедры театрального искусства
и народной художественной культуры
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), scientificmagazines@gmail.com
В статье подчеркивается одна из особенностей отечественной архитектуры рубежа XX – XXI вв.: мощное развитие культовой архитектуры, связанное с феноменом «духовного возрождения». Специфика храма как социокультурного феномена заключается в неразрывном единстве сакрального, исторического и бытового факторов, являющемся важнейшим критерием оценки его архитектурного решения. Объектом исследования выступает отечественная культовая архитектура рубежа XX – XXI вв., предметом – особенности ее развития на современном этапе. Цель работы – выявить основные тенденции развития культовой архитектуры России с учетом опыта Республики Мордовия.
Эмпирическим материалом работы выступает современная культовая архитектура России, и в частности Республики Мордовия. Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечиваются традиционными методами гуманитаристики (типологическим, описательным, сравнительным и др.), репрезентативностью эмпирической базы исследования, ее объективной интерпретацией, соответствующей основным положениям искусствоведения и культурологии.
Анализ памятников современной культовой архитектуры позволяет сделать вывод о существовании двух основных тенденций в храмовом строительстве – восстановление храмовой архитектуры и возведение новых зданий. Последняя связана с разработкой стилистического решения. Соблюдаются два подхода: интерпретация форм архитектурного прошлого и игнорирование традиций, причем стилизаторская тенденция приоритетна в масштабах как страны, так и регионов (Республика Мордовия).
Рубеж веков ознаменован наступлением нового этапа в развитии отечественной культовой архитектуры в условиях разрыва с традицией, случившегося в советскую эпоху. Его главные тенденции – восстановление архитектурных сооружений прошлого и возведение новых храмов. Активные поиски новых художественных решений опираются на традицию, что подтверждают примеры храмового строительства в целом в России, и в Республике Мордовия в частности.
Ключевые слова: культовая архитектура; храм; восстановление; традиция; интерпретация; стилизация.
Для цитирования: Беломоева О. Г., Климкина Т. В. Особенности развития отечественной культовой архитектуры на рубеже XX−XXI вв. (на примере России и Мордовии) // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 98–108.
DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.02.090-097
Садиков Ранус Рафикович,
доктор исторических наук, профессор,
главный научный сотрудник отдела этнографии
ФГБУН «Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук»
(г. Уфа, РФ), kissapi@mail.ru
Абдулхаликов Ришат Абдуллажанович,
аспирант
ФГБУН «Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук»
(г. Уфа, РФ), rishat24rishat@gmail.com
Мордва, проживающая ныне в Башкирии, издавна исповедует православную религию, поскольку переселилась сюда уже крещеной. Конфессиональные особенности мордвы Башкирии, в том числе история православия, в исторической и этнографической литературе специально не рассматривались. В данной работе предпринята попытка выявления конфессиональных особенностей православной мордвы Башкирии.
Источниками исследования послужили сочинения церковных авторов и епархиальная хроника конца XIX – начала XX в. Исследование базируется на принципе историзма, основными методами выступили историко-генетический, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический.
В конце XIX – начале XX в. исследователи отмечали высокую религиозность и усердие в соблюдении православных обрядов и таинств у местной мордвы, в чем та превосходила русских. Однако священники из мордвы указывали, что она совершенно не понимает христианское вероучение. В 1910 г. была создана православная епархиальная миссия, которая работала и среди мордовской паствы. Так как у мордвы сильно проявлялось язычество, то она находилась в ведении противоязыческого епархиального миссионера. В конце XIX – начале XX в. во многих мордовских населенных пунктах были построены церкви. Значительную роль в христианском просвещении народа сыграли епархиальный миссионер Ф. Стрелков и священник А. Юртов. В советское время православные обряды были практически вытеснены из жизни народа. Сегодня православные традиции среди мордвы Башкортостана восстанавливаются.
Православие как основная конфессия мордвы Башкирии сыграло значительную роль в ее этнокультурном развитии и способствовало формированию многих этнографических особенностей.
Ключевые слова: мордва; православие; церкви; монастыри; миссионеры; Уфимская епархия; Башкирия.
Для цитирования: Садиков Р. Р., Абдулхаликов Р. А. Православие у мордвы Башкирии // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 90–97.
DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.02.077-089
Корнишина Галина Альбертовна,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), g.kornihina@mail.ru
Мордовский этнос является сложным структурным образованием, которое охватывает ряд иерархических таксонов (этнотерриториальные и диаспоральные группы). Актуальной проблемой современной этнологической науки является выработка общепринятых принципов их размежевания. Объектом исследования в статье выступает одна из наиболее крупных по численности локальных групп мордвы, проживающая в Ульяновской области. Задача – на примере рассмотрения этнической структуры данной общности проанализировать основополагающие признаки, на основе которых можно аргументировано высказываться о целесообразности использования дефиниций «этнотерриториальная группа», «диаспоральная группа», «диаспора» по отношению к определенным иерархическим подразделениям этноса.
Источниковую базу составили разноплановые статистические, архивные и полевые материалы, а также интернет-источники. Теоретической основой представляемого исследования являются проблемно-хронологический, сравнительно-исторический и статистический методы. Они позволили рассмотреть процесс формирования этнотерриториальных групп мордвы Ульяновской области, демографические и этнокультурные аспекты их развития на различных исторических этапах, а также современную институализационную деятельность мордовских общественных организаций и объединений.
Изучение комплекса документальных и теоретических источников дает основание утверждать, что этническая структура мордовского населения Ульяновской области включает в себя несколько иерархических таксонов. Эта локальная этническая общность как неотъемлемая часть мордовского этноса представлена в регионе в основном эрзянским субэтносом. Ее важными подразделениями являются этнотерриториальные группы, которые и сегодня сохраняют определяющие элементы самобытных культурно-хозяйственных комплексов. Мордва Ульяновской области в настоящее время позиционирует себя как диаспоральная группа посредством деятельности культурно-общественных организаций.
Ключевые слова: мордовский этнос; субэтнос; мокша; эрзя; Ульяновская область; этнотерриториальные группы; диаспора; культурно-хозяйственный комплекс.
Для цитирования: Корнишина Г. А. Этническая структура и особенности этнокультурного функционирования мордовского населения Ульяновской области // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 77–89.
DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.02.068-076
Указательные местоимения в языке кировских пермяков
Сажина Светлана Александровна,
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН» (г. Сыктывкар, РФ), sazinas@rambler.ru
Статья посвящена описанию системы указательных местоимений одного из малоизученных идиомов коми-пермяцкого языка – языка кировских пермяков. Предметом исследования являются субстантивные, адъективные, адвербиальные и квантитативные указательные местоимения. Цель работы состоит в рассмотрении грамматических характеристик и особенностей употребления демонстративов. Результаты могут быть использованы в обобщающих исследованиях в области исторической диалектологии пермских языков.Эмпирическую базу исследования составили языковые материалы диалектологических экспедиций автора в район проживания кировских пермяков с 2002 по 2012 г. Лингвистический материал анализируется и интерпретируется в контексте коми языкового диалектного ландшафта.
В работе даются грамматические характеристики и выделяются функции указательных основ и их производных – адъективных, адвербиальных и квантитативных указательных местоимений. Наиболее многочисленным разрядом являются адвербиальные местоимения, среди которых выделяются местоимения места, времени и образа действия.
Система указательных местоимений исследуемого идиома, имеющего переходный характер, обнаруживает черты как коми-зырянских, так и коми-пермяцких демонстративов, в то же время для нее характерен ряд особенностей.
Ключевые слова: коми язык; коми-пермяцкий язык; верхнекамское наречие; кировские пермяки; диалектология; морфология; местоимение.
Для цитирования: Сажина С. А. Указательные местоимения в языке кировских пермяков // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 68–76.
DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.02.058-067
Использование зооморфизмов в презентации эмоций (на материале эрзянского языка)
Рябов Иван Николаевич,
кандидат филологических наук, доцент кафедры мордовских языков
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), ryabov.74@bk.ru
Рябова Галина Викторовна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры мордовских языков
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), ryabova.gv@bk.ru
Лексико-семантический пласт зооморфизмов выступает в речи с различной эмоционально-экспрессивной окраской, отражая национально-специфические черты, красоту и богатство языка. Рассмотрение зооморфизмов эрзянского языка с позиции отражения эмоций языковыми средствами не становилось объектом специального изучения. Актуальность такого исследования заключается в раскрытии лексического потенциала зоонимов эрзянского языка. Предметом анализа представленной работы являются эмотивные зооморфизмы, с помощью которых возможна передача эмоций и эмоциональных состояний человека. Цель исследования предполагает описание, характеристику и анализ зооморфизмов, используемых в эрзянском языке в качестве эмотивных лексем. Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся проблемы выражения эмотивности средствами языка.
Материалом исследования послужили данные словарей, фольклорные тексты и произведения художественной литературы. В работе используются основные методы лингвистического анализа – описательный, сопоставительный.
При передаче эмоций и эмоциональных состояний человека язык использует различные группы лексических единиц. Одна из них – зооморфизмы, встречающиеся при передаче эмоционального отношения человека к окружающей действительности. Зооморфизмы эрзянского языка рассматриваются с точки зрения их дифференциации по принципу выражения эмотивного значения и функционально-семантической значимости.
Проведенный лексико-семантический анализ эмотивных зооморфизмов позволил выделить в эрзянском языке несколько разрядов лексем, определяющих качественные характеристики человека: умственные способности, описание внешности, физическое состояние, характер, моральное и этическое поведение. Определен круг зооморфизмов, используемых при передаче негативной оценки и соответствующих эмоций, и зооморфизмов, встречающихся при передаче позитивной эмоционально-окрашенной оценки и имеющих положительное значение.
Ключевые слова: зооморфизм; лексема; эмоция; эмотивность; семантическое значение; экспрессивно-эмоциональная окраска; положительная и отрицательная оценка.
Для цитирования: Рябов И. Н., Рябова Г. В. Использование зооморфизмов в презентации эмоций (на материале эрзянского языка) // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 58–67.
DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.02.048-057
Людиковское наречие карельского языка: проблемы становления литературной нормы
Родионова Александра Павловна,
кандидат филологических наук, научный сотрудник сектора языкознания
ФГБУН «Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН»
(г. Петрозаводск, РФ), santrar@krc.karelia.ru
Нагурная Светлана Викторовна,
кандидат филологических наук, ученый секретарь
ФГБУН «Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН»
(г. Петрозаводск, РФ), kov@krc.karelia.ru
Актуальность работы определяется сложившейся в Республике Карелия за годы ревитализации карельского языка языковой ситуацией, когда людиковское наречие практически оказалось на периферии ревитализационных процессов. Цель статьи – обозначить наиболее острые проблемы при нормировании языка людиков и наметить возможные пути их решения. Особенно проблематично то, что каждый диалект наречия имеет отличительные черты. Представленные материалы заинтересуют исследователей, занимающихся вопросами развития младописьменных языков, создания литературной нормы и кодификации.
В ходе работы использовались описательный, сопоставительный и верификационный методы. В качестве лингвистического материала представлены диалектные данные и примеры нормированного языка.
Очерчены основные проблемы в процессе нормирования людиковского наречия карельского языка и представлены некоторые возможности их решения.
Основной проблемой при нормировании людиковского наречия является то, что диалекты в нем значительно отличаются: влияние вепсского компонента на людиковское наречие происходило неравномерно на территории его распространения, более всего этому подвергся михайловский диалект. Диалекты имеют свои особенности и в лексикие, и в грамматике, поэтому пособия, созданные на основе михайловского говора, не всегда принимаются носителями. Помимо исключительно лингвистических проблем при нормировании языка людиков не менее острой остается нехватка специалистов, которые в совершенстве владеют своим говором и совместными усилиями могли бы создать единую общелюдиковскую норму.
Ключевые слова: карельский язык; людиковское наречие; нормирование; унификация; диалекты.
Для цитирования: Родионова А. П., Нагурная С. В. Людиковское наречие карельского языка: проблемы становления литературной нормы // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 48–57.
Благодарность: Статья подготовлена в рамках бюджетной темы АААА-А18-118012490344-5 «Прибалтийско-финские языки Северо-Запада Российской Федерации: лингвистические исследования в социокультурном контексте».
DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.02.037-047
Вариантность фразеологических единиц в мокшанском и русском языках (типологический анализ)
Рогожина Валентина Федоровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры мордовских языков
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), valentina-141966@mail.ru
Кулакова Надежда Андреевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры мордовских языков
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), nad-kul@rambler.ru
Проанализирована типология вариантов фразеологических единиц в неродственных языках – мокшанском и русском. Целью работы является типологический анализ вариантности фразеологических единиц в этих языках. Объектом исследования явились варианты фразеологических единиц в рассматриваемых языках. Положения работы могут быть использованы при подготовке учебно-методического материала по предметам «Современный мокшанский язык», «Сравнительная грамматика мордовских и русского языков».
Методика исследования основана на системном подходе, вобравшем в себя сравнительно-типологический и структурно-грамматический методы. Материалом послужили научные работы русских и финно-угорских ученых-лингвистов, данные фразеологических словарей, художественные произведения и записи говоров носителей указанных языков.
Формальное варьирование фразеологизмов не вызывает принципиальных разногласий, тогда как лексическая замена компонентов порождает различные мнения. Большинство лингвистов определяют вариантность фразеологизмов как различного рода изменения, касающиеся формы фразеологических единиц, плана их выражения.
Сделан вывод, что во фразеологических единицах мокшанского и русского языков наблюдается лексическая и морфологическая вариантность. Лексическая вариантность выражается при помощи разных лексических компонентов. В сравниваемых языках наиболее подвержены сокращениям предикативные фразеологизмы, содержащие более двух компонентов. Морфологическая вариантность выражается в изменении грамматической формы. В русском языке она выражается в числе, падежных формах и иногда в роде, а в мокшанском – в употреблении послелогов.
Ключевые слова: глоссарий; грамматика; фразеологическая единица; двуязычный словарь; лексическая вариантность; морфологическая вариантность; существительное; прилагательное; местоимение; суффикс; мокшанский язык; русский язык.
Для цитирования: Кулакова Н. А., Рогожина В. Ф. Вариантность фразеологических единиц в мокшанском и русском языках (типологический анализ) // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 37–47.
DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.02.026-036
Кондратьева Наталья Владимировна,
доктор филологических наук, директор Института удмуртской филологии,
финно-угроведения и журналистики
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
(г. Ижевск, РФ), nataljakondratjeva@yandex.ru
Степанова Ольга Алексеевна,
аспирант Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
(г. Ижевск, РФ), troninaolga@yandex.ru
Статья посвящена выявлению основных этапов формирования общественно-политической лексики удмуртского языка. Приводится обзор лексикографических источников, в которых нашла отражение лексика анализируемой отрасли начиная со второй половины XVIII в. по настоящее время.
С целью систематизации и анализа обширного эмпирического материала использовались такие методы, как текстологическое наблюдение, лексикографическая сверка, конкретно-историческое наблюдение, комбинированная методика, анализ высказываний историков и языковедов по поводу изучаемого материала.
Благодаря проведенному анализу было выявлено, что в истории удмуртского языкознания можно выделить четыре основных этапа становления общественно-политической лексики удмуртского языка: 1) первый этап связан с фиксацией отдельных лексем исследуемой группы слов и датируется XVIII–XIX вв. Уже в первых памятниках удмуртской письменности (в грамматиках В. Г. Пуцека-Григоровича, М. Могилина, в словаре З. Кротова) можно найти слова с общественно-политической окраской. Данный этап характеризуется отсутствием целенаправленной деятельности по изучению общественно-политической лексики удмуртского языка; 2) 1920–1930-е гг. отличаются сознательным и системным подходом к созданию терминов в различных отраслях науки. Именно этот период оставил большое количество новообразований в лексической системе удмуртского языка; 3) в 1940–1990-е гг. вновь прекращается целенаправленная работа по развитию отраслевой лексики, а научно-практический багаж по созданию терминов постепенно утрачивает силу и актуальность; 4) в 1990-е гг. начался новый этап в становлении удмуртской терминологии, который продолжается до наших дней.
Работа ведется по двум направлениям: проведение теоретических исследований по изучению лексического состава удмуртского языка; создание терминов и развитие отраслевой лексики, а также практическое применение терминов в различных изданиях.
Ключевые слова: терминология; удмуртский язык; общественно-политическая лексика; общественно-политическая терминология; язык и общество.
Для цитирования: Кондратьева Н. В., Степанова О. А. Формирование общественно-политической лексики удмуртского языка как отражение процессов языкового строительства // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 26–36.
DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.02.014-025
Водясова Любовь Петровна,
доктор филологических наук, профессор кафедры родного языка и литературы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск, РФ), lvodjasova@yandex.ru
В статье впервые в мордовском языкознании рассматривается роль тематического повтора в семантической организации основной единицы текста – сложного синтаксического целого. Отмечается, что в составе ССЦ слова одной тематической группы сближаются, образуя единую функционально-текстовую парадигму слов. Таким образом формируются новые знаки – ключевые слова и словосочетания.
Исследование проведено на материале прозаических произведений К. Г. Абрамова. В качестве основного метода был выбран описательный. Он применяется для анализа содержательной стороны ключевых слов и словосочетаний и их функционирования в определенных контекстах.
Выявлено, что главными признаками ключевых слов и словосочетаний являются частотность употребления, способность конденсировать информацию, а также возможность соотнесения фактологического и концептуального содержательных уровней текста. Ключевые слова и словосочетания, повторяясь, могут встречаться в любой части художественного произведения, так как не имеют в нем фиксированной, жестко закрепленной позиции. Абрамову они помогают в осуществлении тесной связи с другими словами, создании семантической цельности текста и, следовательно, в раскрытии его темы.
Создавая интертекстуальное «пространство», ключевые слова и словосочетания реализуют эстетические принципы автора и активизируют восприятие читателя. Они организуют семантические комплексы, образуя при этом семантическую доминанту текста. Вокруг них группируются синонимичные единицы, слова, связанные с ними ассоциативно, однокоренные слова, повтор которых в том или ином контексте диктуется авторским мышлением, и т. д.
Ключевые слова: сложное синтаксическое целое; компонент; средства связи компонентов; повтор; тематический повтор; ключевые слова и словосочетания.
Для цитирования: Водясова Л. П. Тематический повтор как способ создания семантической целостности сложного синтаксического целого (на материале произведений К. Г. Абрамова) // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 14–25
DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.02.006-013
Сложные существительные сочинительного типа в эрзянском языке
Арискина Татьяна Павловна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры финно-угорского и сравнительного языкознания
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), ariskina82@mail.ru
В статье полно и всесторонне рассмотрены эрзянские сложные существительные сочинительного типа на материале энциклопедии «Мордовия». Подобные исследования ранее затрагивали лишь отдельные аспекты словосложения в финно-угорских языках. Актуальность работы обусловлена необходимостью анализа сочинительных композитов с точки зрения их происхождения, функционирования, продуктивности словообразовательных моделей. Предметом исследования стали сложные слова, сгруппированные согласно разделам энциклопедии. Цель статьи состоит в их систематизации, выявлении распространенных моделей словосложения. Результаты могут быть использованы при сопоставительном анализе, а также при обучении эрзянскому языку.
Сложные существительные сочинительного типа в эрзянском языке изучались на материале энциклопедии «Мордовия». Использовались методы описательный, индукции, компонентного анализа, количественного анализа, первичной обработки, систематизации исследуемого материала, сплошной выборки.
Сочинительные композиты в эрзянском языке сгруппированы по нескольким критериям: 1) происхождение слова; 2) словообразовательная модель; 3) распространенность компонентов первой и/или второй части. Дана характеристика каждой группы.
Копулятивные сложные существительные активно используются в эрзянском языке, и процесс их образования продолжается. Исходя из происхождения этих слов выделяются собственно эрзянские, а также русские или международные существительные сочинительного типа. С точки зрения компонентов композиты подразделяются на созданные по моделям «существительное + существительное», «глагол + глагол», «существительное + глагол». Для эрзянского языка самой продуктивной оказалась модель «существительное + существительное», по которой образуются слова различной семантики, тематики, применения.
Ключевые слова: сложные существительные; сочинительная связь; словообразовательная модель; эрзянское слово; русское слово.
Для цитирования: Арискина Т. П. Сложные существительные сочинительного типа в эрзянском языке // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 6–13.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
О. Н. Баженова (г. Сыктывкар, РФ). Абстрактные существительные в поэзии И. А. Куратова
Ю. Г. Антонов, С. В. Шеянова, Е. А. Шаронова (г. Саранск, РФ). Мордовский сказочный эпос как средство этнокультурного образования и развития личности
А. П. Гуськова (г. Москва, РФ). Грамматика венгерского речевого этикета (в учебных пособиях по венгерскому языку)
Н. А. Ракин (г. Сыктывкар, РФ). Эстонская литература на коми языке
О. В. Филиппова (г. Саранск, РФ). Модели коммуникативного поведения в мордовских паремиях: лингвопрагматический и лингвокультурологический аспекты
Е. А. Цыпанов (г. Сыктывкар, РФ). Суффиксоид -поз в составе пейоративной лексики коми языка
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
И. В. Бахлов, О. В. Бахлова (г. Саранск, РФ). Российско-венгерские отношения: этапы эволюции
Н. Ф. Беляева (г. Саранск, РФ). Мокшанская сельская семья в контексте современных модернизационных процессов
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
М. В. Логинова, М. В. Лунина (г. Саранск, РФ). Амбивалентность праздничной культуры (на примере свадебного обряда мордовского этноса)
В. М. Уморина (г. Саранск, РФ). Финно-угорский скансен в России: культурный потенциал и туристический ресурс
Г. Е. Шкалина (г. Йошкар-Ола, РФ). Духовные основы культурного наследия народа мари
СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ
В. И. Рогачев, А. С. Лузгин (г. Саранск, РФ). С чего начинается Родина?
Е. В. Остапова (г. Сыктывкар, РФ). «Притяжение Севера: язык, литература, социум»
Ю. А. Елисеева (г. Саранск, РФ). Народные промыслы и ремесла Республики Мордовия: календарь событий
DOI 10.15507/2076-2577.010.2018.01.018-028
Мордовский сказочный эпос как средство этнокультурного образования и развития личности
Антонов Юрий Григорьевич,
доктор филологических наук, заведующий кафедрой финно-угорских литератур ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), antonovug@yandex.ru
Шеянова Светлана Васильевна,
доктор филологических наук, профессор кафедры финно-угорских литератур ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), sheyanovas@mail.ru
Шаронова Елена Александровна,
доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), sharon.ov@mail.ru
В современном образовательном процессе приоритетным становится обращение к опыту народной педагогики, использование ее приемов в формировании нравственных и эстетических основ личности. Гармонизация современных педагогических приемов и сформировавшихся в народной среде традиций воспитания сегодня является важной составляющей образовательного процесса и требует всестороннего научного осмысления. Элементы народной педагогики, содержащиеся в мордовском сказочном эпосе, способствуют формированию ряда положительных качеств личности. Цель исследования – определить роль мордовского сказочного эпоса в формировании у обучающихся эстетически и нравственно ориентированных качеств личности; выявить влияние отдельных сказочных сюжетов на развитие этнического самосознания.
В исследовании были использованы теоретический метод, позволяющий осмыслить полученные результаты на основе передовых разработок педагогической науки; эмпирические методы (наблюдение и опрос), помогающие изучить влияние мордовского сказочного эпоса на формирование определенных качеств личности в процессе обучения.
Изучение эрзянской и мокшанской сказки вовлекает студента вуза в пространство национальной культуры и языка, в пространство национального образа мышления и формирует полноценную личность, способную к межкультурной и межъязыковой коммуникации. Сказка раскрывает поведенческие модели, нормы семейно-бытового и общественного уклада жизни, закладывает представления об истине, добре, красоте, устанавливает качественное восприятие народных этических канонов, способствует самоидентификации личности посредством рецепции уникальной этнофилософии.
Изучение студентами мордовского сказочного эпоса способствует освоению ими этнически ориентированных моделей поведения, направленных на воспитание положительных качеств личности. Полученные результаты могут быть использованы в практике вузовского обучения студентов гуманитарных и других направлений подготовки, а также при составлении учебно-методических материалов по филологическому и педагогическому образованию.
Ключевые слова: мордовский сказочный эпос; этнокультурное образование; развитие личности; народная педагогика; этнопедагогика; этнофилософия; менталитет.
Для цитирования: Антонов Ю. Г., Шеянова С. В., Шаронова Е. А. Мордовский сказочный эпос как средство этнокультурного образования и развития личности // Финно-угорский мир. 2018. Т. 10, № 1. С. 18–28.